28 декаб­ря. Свя­щен­но­му­че­ник Ила­ри­он (Тро­иц­кий) архи­епи­скоп Верейский
Одним из вид­ных дея­те­лей Рус­ской Церк­ви 20‑х годов был архи­епи­скоп Верей­ский Ила­ри­он, выда­ю­щий­ся бого­слов и талант­ли­вей­ший чело­век. Вся его жизнь была горе­ни­ем вели­чай­шей люб­ви к Церк­ви Хри­сто­вой, вплоть до муче­ни­че­ской кон­чи­ны за нее. Его тру­ды отли­ча­ют­ся стро­го…

Одним из вид­ных дея­те­лей Рус­ской Церк­ви 20‑х годов был архи­епи­скоп Верей­ский Ила­ри­он, выда­ю­щий­ся бого­слов и талант­ли­вей­ший чело­век. Вся его жизнь была горе­ни­ем вели­чай­шей люб­ви к Церк­ви Хри­сто­вой, вплоть до муче­ни­че­ской кон­чи­ны за нее.

Его тру­ды отли­ча­ют­ся стро­го цер­ков­ным направ­ле­ни­ем, неустан­ной борь­бой со схо­ла­сти­кой и спе­ци­фи­че­ским латин­ством, вли­яв­шим на наше бого­сло­вие со вре­мен мит­ро­по­ли­та Пет­ра Моги­лы. Его иде­ал — это цер­ков­ность духов­ной шко­лы и бого­слов­ской нау­ки. Его посто­ян­ное напо­ми­на­ние: вне Церк­ви нет спа­се­ния, вне Церк­ви нет таинств.

Архи­епи­скоп Ила­ри­он (в миру Вла­ди­мир Алек­се­е­вич Тро­иц­кий) родил­ся 13 сен­тяб­ря 1886 года в семье свя­щен­ни­ка с. Липи­цы Кашир­ско­го уез­да Туль­ской губернии.

С само­го ран­не­го дет­ства в нем про­бу­ди­лось стрем­ле­ние к уче­нию. Будучи пяти­лет­ним отро­ком, он взял сво­е­го трех­лет­не­го бра­та за руку и пошел вме­сте с ним из род­ной дерев­ни в Моск­ву учить­ся. И когда бра­тиш­ка от уста­ло­сти запла­кал, то Вла­ди­мир ска­зал ему: «Ну и оста­вай­ся неуче­ным». Роди­те­ли вовре­мя спо­хва­ти­лись, заме­тив исчез­но­ве­ние детей, и быст­ро воз­вра­ти­ли их под кров сво­е­го дома. Вла­ди­мир вско­ре был отдан в Духов­ное учи­ли­ще, а затем в Духов­ную семи­на­рию. По окон­ча­нии пол­но­го кур­са семи­на­рии он посту­па­ет в Мос­ков­скую Духов­ную ака­де­мию и бле­стя­ще закан­чи­ва­ет ее в 1910 году со сте­пе­нью кан­ди­да­та бого­сло­вия. Его остав­ля­ют при ака­де­мии про­фес­сор­ским стипендиатом.В апреле1913 года Вла­ди­мир при­ни­ма­ет мона­ше­ский постриг с име­нем Ила­ри­он, а син­тез глу­бо­чай­шей веры и жаж­да позна­ний о Боге нахо­дит в его миро­воз­зре­нии окон­ча­тель­ную фор­му­ли­ров­ку: «истин­ное бого­сло­вие — это бла­го­че­стие». Илла­ри­он, осно­вы­ва­ясь на еван­гель­ском утвер­жде­нии, что «чистые серд­цем Бога узрят» (Мф, 5, 8), гово­рит о том, что бого­слов­ское позна­ние Гос­по­да — есть нау­ка опыт­ная, то есть сопря­жен­ная с лич­ным благочестием.

В 1917 году отец Илла­ри­он уве­рен­но высту­пал за вос­ста­нов­ле­ние Пат­ри­ар­ше­ства в Рос­сии. Он назы­вал пустое пат­ри­ар­шее место в Москве — «сте­ной пла­ча в Рос­сии». К тому вре­ме­ни он был уже широ­ко изве­стен и являл­ся авто­ри­тет­ным дея­те­лем Церк­ви. К нему при­слу­ши­ва­лись, его голос был зна­чим в вопро­сах, каса­ю­щих­ся Пра­во­сла­вия. При­чем, само­го Ила­ри­о­на мно­гие виде­ли достой­ным кан­ди­да­том на Пат­ри­ар­шее место. И это несмот­ря на то, что он к тому вре­ме­ни еще не был епи­ско­пом, а имел сан архи­манд­ри­та. Одна­ко по Про­мыс­лу Божию Пат­ри­ар­хом стал Мит­ро­по­лит Мос­ков­ский Тихон, а Ила­ри­о­на назна­чи­ли его сек­ре­та­рем и глав­ным кон­суль­тан­том по бого­слов­ским вопро­сам. В самые труд­ные мину­ты он был рядом с Пат­ри­ар­хом. Есте­ствен­но, в те кро­ва­вые вре­ме­на это озна­ча­ло толь­ко одно — раз­де­лить с Пред­сто­я­те­лем его муче­ни­че­скую участь.

В пер­вый раз свя­ти­те­ля Ила­ри­о­на аре­сто­вы­ва­ют в 1919 году и поме­ща­ют в Бутыр­скую тюрь­му. Через три меся­ца его выпус­ка­ют, по сути, про­дер­жав в заклю­че­нии по при­чи­нам неиз­вест­ным и невразумительным.

В 1921 году он вновь аре­сто­ван, но вско­ре осво­бож­ден. 22 июня 1922 года свя­щен­но­му­че­ни­ка высы­ла­ют в Архан­гель­скую губер­нию на один год, но в декаб­ре 1923-го Вла­ды­ка Ила­ри­он при­го­во­рен уже к трем годам заклю­че­ния в Соло­вец­ком лаге­ре осо­бо­го назна­че­ния. Его отправ­ля­ют в печаль­но извест­ный «СЛОН».

В 1926 году исте­кал срок заклю­че­ния свя­щен­но­му­че­ни­ка. Ему дали новый срок, сно­ва на три года и воз­вра­ти­ли на Солов­ки. Он был отправ­лен в штраф­ной изо­ля­тор на Секир­ку — место, отку­да живым ред­ко кто возвращался.

Про­стой и откры­тый в обще­нии, но муд­рый и искрен­ний, вла­ды­ка Ила­ри­он в лаге­ре обрел ува­же­ние сре­ди всех сло­ев «заклю­чен­но­го обще­ства». Его вспо­ми­на­ют как чело­ве­ка, от кото­ро­го исхо­ди­ла необык­но­вен­ная внут­рен­няя сила. Он не врал, не лице­ме­рил, не боял­ся, нико­гда не шел на уступ­ки со сво­ей сове­стью, чем заслу­жил ува­же­ние даже сре­ди началь­ни­ков и над­зи­ра­те­лей Солов­ков. Ино­гда даже лагер­ные охран­ни­ки, вро­де как слу­чай­но, назы­ва­ли его владыкой.

28 декаб­ря 1929 года в одной из боль­ниц Ленин­гра­да архи­епи­скоп Верей­ский Ила­ри­он (Тро­иц­кий) скон­чал­ся от тифа. После дол­гих лет тяже­лых испы­та­ний: ссы­лок и лаге­рей, свя­щен­но­му­че­ник обрел веч­ный покой. Врач, при­сут­ство­вав­ший в послед­ние мину­ты жиз­ни свя­то­го Илла­ри­о­на, опи­сы­вал, что он уже в аго­нии бла­го­да­рил Гос­по­да за пред­сто­я­щую встре­чу с Ним, гово­рил: «Теперь я свободен».

Род­ные, уви­дев скон­чав­ше­го­ся свя­ти­те­ля, дол­го не мог­ли пове­рить, что этот измож­ден­ный, худой, обри­тый ста­рик — тот самый Ила­ри­он. По сло­вам сви­де­те­лей одна из род­ствен­ниц упа­ла в обмо­рок, уви­дев тело покой­но­го. Ему было все­го 43 года. В погре­бе­нии вла­ды­ки участ­во­ва­ли восемь архиереев.

В 1998 году были обре­те­ны чест­ные остан­ки свя­то­го. В 2000 году свя­ти­тель Ила­ри­он был при­чис­лен к лику ново­му­че­ни­ков и испо­вед­ни­ков Рос­сий­ских для обще­цер­ков­но­го почитания.

Тро­парь, глас 4

Святи́телю Христо́в Иларио́не, /​сла́во и похва­ло́ Це́ркве Ру́сския, /​ра́зум Боже́ственный стяжа́в, /​пред безбо́жники Хри­ста́́ дерзнове́нно испове́дал еси́́, /​Его́же ра́ди страда́ния претерпева́я, /​лю́дем ве́рным возглаша́л еси́́: /​/​без Це́ркве несть Спасе́ния.

Кондак, глас 2

Сла́ву ми́ра сего́ оста́вив, /​Хри­сту́ до́блественне после́довал еси́ /​и, святи́тельское служе́ние восприи́м, /​венце́м му́ченичества украси́лся еси́, /​и ны́не, Престо́лу Бо́жию пред­стоя́, /​моли́ся, Иларио́не, иера́рше прему́дре, /​/​спасти́ся душа́м на́шим.

Вели­ча­ние

Велича́ем тя, /​священному́чениче Иларио́не, /​и чтим святу́ю па́мять твою́, /​ты бо мо́лиши о нас /​/​Хри­ста́ Бо́га на́шего.

Молит­ва свя­щен­но­му­че­ни­ку Ила­ри­о­ну Верейскому

О пре­слав­ный угод­ни­че Божий свя­щен­но­му­чен­ни­че Ила­ри­оне, отче наш, ты во дни мало­вре­мен­но­го жития зем­на­го посре­де гоне­ний и скор­бей мно­гих веру сохра­нив, духа не уга­сил еси и вер­ныя научил еси, како подо­ба­ет в дому Божии жити, яже есть цер­ковь Бога жива, столп и утвер­жде­ние исти­ны. Сего ради к тебе при­па­да­ю­ще молим­ся: помо­зи нам тво­и­ми молит­ва­ми дог­ма­ты и кано­ны цер­ков­ныя твер­до хра­ни­ти, зре­ние согре­ше­ний сво­их духом сми­рен­ным стя­жа­ти, вся­ка­го чело­ве­ка яко нетлен­ный образ Хри­стов по гла­го­лу еван­гель­ско­му воз­лю­би­ти, ниеди­на­го же пре­зи­ра­ю­ще или отре­ва­ю­ще, но всем по силе слу­жа­ще, и тако Гос­по­де­ви рабо­та­ю­ще, да спо­до­бим­ся с тобою и со все­ми ново­му­че­ни­ки рос­сий­ски­ми вос­пе­ва­ти Свя­тую Тро­и­цу во веки веков. Аминь.

В этот день свя­тая Цер­ковь так­же празд­ну­ет память:

Сщмч. Елев­фе­рия, мате­ри его мц. Анфии и мч. Кори­ва епар­ха (II). Прп. Пав­ла Латрий­ско­го (955). Свт. Сте­фа­на исп., архи­еп. Сурож­ско­го (VIII). Прп. Три­фо­на Печенг­ско­го, Коль­ско­го (1583). Прор. Аггея (500 г. до Р. Х.). Мч. Елев­фе­рия (305 – 311). Прп. Пар­да отшель­ни­ка (VI). Собор Крым­ских свя­тых. Собор Коль­ских свя­тых. Сщмч. Алек­сандра Рож­де­ствен­ско­го пре­св. (1937) Сщмч. Васи­лия Вино­гра­до­ва пре­св. (1937) Сщмч. Вик­то­ри­на Доб­ро­нра­во­ва пре­св. (1937)

Фотографии

Икона Пресвятой Богородицы «Почаевская»

Ис­то­рия этой чу­до­твор­ной ико­ны Бо­го­ма­те­ри нераз­рыв­но свя­за­на с По­ча­ев­ским мо­на­сты­рём в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (Укра­и­на). На го­ре, где ныне рас­по­ло­же­на Успен­ская По­ча­ев­ская лав­ра, в 1240 го­ду по­се­ли­лись два ино­ка.

Расписание богослужений

Помочь нашему храму

Написать письмоПомощь храму