Одним из видных деятелей Русской Церкви 20‑х годов был архиепископ Верейский Иларион, выдающийся богослов и талантливейший человек. Вся его жизнь была горением величайшей любви к Церкви Христовой, вплоть до мученической кончины за нее.
Его труды отличаются строго церковным направлением, неустанной борьбой со схоластикой и специфическим латинством, влиявшим на наше богословие со времен митрополита Петра Могилы. Его идеал — это церковность духовной школы и богословской науки. Его постоянное напоминание: вне Церкви нет спасения, вне Церкви нет таинств.
Архиепископ Иларион (в миру Владимир Алексеевич Троицкий) родился 13 сентября 1886 года в семье священника с. Липицы Каширского уезда Тульской губернии.
С самого раннего детства в нем пробудилось стремление к учению. Будучи пятилетним отроком, он взял своего трехлетнего брата за руку и пошел вместе с ним из родной деревни в Москву учиться. И когда братишка от усталости заплакал, то Владимир сказал ему: «Ну и оставайся неученым». Родители вовремя спохватились, заметив исчезновение детей, и быстро возвратили их под кров своего дома. Владимир вскоре был отдан в Духовное училище, а затем в Духовную семинарию. По окончании полного курса семинарии он поступает в Московскую Духовную академию и блестяще заканчивает ее в 1910 году со степенью кандидата богословия. Его оставляют при академии профессорским стипендиатом.В апреле1913 года Владимир принимает монашеский постриг с именем Иларион, а синтез глубочайшей веры и жажда познаний о Боге находит в его мировоззрении окончательную формулировку: «истинное богословие — это благочестие». Илларион, основываясь на евангельском утверждении, что «чистые сердцем Бога узрят» (Мф, 5, 8), говорит о том, что богословское познание Господа — есть наука опытная, то есть сопряженная с личным благочестием.
В 1917 году отец Илларион уверенно выступал за восстановление Патриаршества в России. Он называл пустое патриаршее место в Москве — «стеной плача в России». К тому времени он был уже широко известен и являлся авторитетным деятелем Церкви. К нему прислушивались, его голос был значим в вопросах, касающихся Православия. Причем, самого Илариона многие видели достойным кандидатом на Патриаршее место. И это несмотря на то, что он к тому времени еще не был епископом, а имел сан архимандрита. Однако по Промыслу Божию Патриархом стал Митрополит Московский Тихон, а Илариона назначили его секретарем и главным консультантом по богословским вопросам. В самые трудные минуты он был рядом с Патриархом. Естественно, в те кровавые времена это означало только одно — разделить с Предстоятелем его мученическую участь.
В первый раз святителя Илариона арестовывают в 1919 году и помещают в Бутырскую тюрьму. Через три месяца его выпускают, по сути, продержав в заключении по причинам неизвестным и невразумительным.
В 1921 году он вновь арестован, но вскоре освобожден. 22 июня 1922 года священномученика высылают в Архангельскую губернию на один год, но в декабре 1923-го Владыка Иларион приговорен уже к трем годам заключения в Соловецком лагере особого назначения. Его отправляют в печально известный «СЛОН».
В 1926 году истекал срок заключения священномученика. Ему дали новый срок, снова на три года и возвратили на Соловки. Он был отправлен в штрафной изолятор на Секирку — место, откуда живым редко кто возвращался.
Простой и открытый в общении, но мудрый и искренний, владыка Иларион в лагере обрел уважение среди всех слоев «заключенного общества». Его вспоминают как человека, от которого исходила необыкновенная внутренняя сила. Он не врал, не лицемерил, не боялся, никогда не шел на уступки со своей совестью, чем заслужил уважение даже среди начальников и надзирателей Соловков. Иногда даже лагерные охранники, вроде как случайно, называли его владыкой.
28 декабря 1929 года в одной из больниц Ленинграда архиепископ Верейский Иларион (Троицкий) скончался от тифа. После долгих лет тяжелых испытаний: ссылок и лагерей, священномученик обрел вечный покой. Врач, присутствовавший в последние минуты жизни святого Иллариона, описывал, что он уже в агонии благодарил Господа за предстоящую встречу с Ним, говорил: «Теперь я свободен».
Родные, увидев скончавшегося святителя, долго не могли поверить, что этот изможденный, худой, обритый старик — тот самый Иларион. По словам свидетелей одна из родственниц упала в обморок, увидев тело покойного. Ему было всего 43 года. В погребении владыки участвовали восемь архиереев.
В 1998 году были обретены честные останки святого. В 2000 году святитель Иларион был причислен к лику новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания.
Тропарь, глас 4
Святи́телю Христо́в Иларио́не, /сла́во и похвало́ Це́ркве Ру́сския, /ра́зум Боже́ственный стяжа́в, /пред безбо́жники Христа́́ дерзнове́нно испове́дал еси́́, /Его́же ра́ди страда́ния претерпева́я, /лю́дем ве́рным возглаша́л еси́́: //без Це́ркве несть Спасе́ния.
Кондак, глас 2
Сла́ву ми́ра сего́ оста́вив, /Христу́ до́блественне после́довал еси́ /и, святи́тельское служе́ние восприи́м, /венце́м му́ченичества украси́лся еси́, /и ны́не, Престо́лу Бо́жию предстоя́, /моли́ся, Иларио́не, иера́рше прему́дре, //спасти́ся душа́м на́шим.
Величание
Велича́ем тя, /священному́чениче Иларио́не, /и чтим святу́ю па́мять твою́, /ты бо мо́лиши о нас //Христа́ Бо́га на́шего.
Молитва священномученику Илариону Верейскому
О преславный угодниче Божий священномученниче Иларионе, отче наш, ты во дни маловременного жития земнаго посреде гонений и скорбей многих веру сохранив, духа не угасил еси и верныя научил еси, како подобает в дому Божии жити, яже есть церковь Бога жива, столп и утверждение истины. Сего ради к тебе припадающе молимся: помози нам твоими молитвами догматы и каноны церковныя твердо хранити, зрение согрешений своих духом смиренным стяжати, всякаго человека яко нетленный образ Христов по глаголу евангельскому возлюбити, ниединаго же презирающе или отревающе, но всем по силе служаще, и тако Господеви работающе, да сподобимся с тобою и со всеми новомученики российскими воспевати Святую Троицу во веки веков. Аминь.
В этот день святая Церковь также празднует память:
Сщмч. Елевферия, матери его мц. Анфии и мч. Корива епарха (II). Прп. Павла Латрийского (955). Свт. Стефана исп., архиеп. Сурожского (VIII). Прп. Трифона Печенгского, Кольского (1583). Прор. Аггея (500 г. до Р. Х.). Мч. Елевферия (305 – 311). Прп. Парда отшельника (VI). Собор Крымских святых. Собор Кольских святых. Сщмч. Александра Рождественского пресв. (1937) Сщмч. Василия Виноградова пресв. (1937) Сщмч. Викторина Добронравова пресв. (1937)