27 янва­ря. Свя­тая рав­ноап­о­столь­ная Нина, про­све­ти­тель­ни­ца Грузии
Свя­тая рав­ноап­о­столь­ная Нина, про­све­ти­тель­ни­ца Гру­зии, роди­лась око­ло 280 года в горо­де Коласт­ры, в Кап­па­до­кии, где было мно­го гру­зин­ских посе­ле­ний. Ее отец Заву­лон дово­дил­ся род­ствен­ни­ком свя­то­му вели­ко­му­че­ни­ку Геор­гию. Он про­ис­хо­дил из знат­но­го рода, от бла­го­че­сти­вых роди­те­лей, поль­зо­вал­ся…

Свя­тая рав­ноап­о­столь­ная Нина, про­све­ти­тель­ни­ца Гру­зии, роди­лась око­ло 280 года в горо­де Коласт­ры, в Кап­па­до­кии, где было мно­го гру­зин­ских посе­ле­ний. Ее отец Заву­лон дово­дил­ся род­ствен­ни­ком свя­то­му вели­ко­му­че­ни­ку Геор­гию. Он про­ис­хо­дил из знат­но­го рода, от бла­го­че­сти­вых роди­те­лей, поль­зо­вал­ся рас­по­ло­же­ни­ем импе­ра­то­ра Мак­си­ми­а­на (284 – 305). Нахо­дясь на воен­ной служ­бе у импе­ра­то­ра, Заву­лон, как хри­сти­а­нин, содей­ство­вал осво­бож­де­нию плен­ных гал­лов, при­няв­ших хри­сти­ан­ство. Мать свя­той Нины, Сусан­на, была сест­рой Иеру­са­лим­ско­го Пат­ри­ар­ха (неко­то­рые назы­ва­ют его Ювеналием).

Две­на­дца­ти лет от роду, свя­тая Нина при­шла в Иеру­са­лим вме­сте с роди­те­ля­ми, у кото­рых была един­ствен­ной доче­рью. По их обо­юд­но­му согла­сию и по бла­го­сло­ве­нию Пат­ри­ар­ха Иеру­са­лим­ско­го, Заву­лон посвя­тил свою жизнь слу­же­нию Богу в пусты­нях Иор­дан­ских, Сусан­на была постав­ле­на диа­ко­ни­сой при хра­ме Гро­ба Гос­под­ня, а вос­пи­та­ние свя­той Нины было пору­че­но бла­го­че­сти­вой ста­ри­це Ниан­фо­ре. Свя­тая Нина про­яви­ла послу­ша­ние и при­ле­жа­ние и через два года, при помо­щи бла­го­да­ти Божи­ей, твер­до навык­ла испол­нять пра­ви­ла веры и с усер­ди­ем чита­ла Свя­щен­ное Писание.

Одна­жды, когда она, пла­ча, сопе­ре­жи­ва­ла еван­ге­ли­сту, опи­сы­ва­ю­ще­му рас­пя­тие Хри­ста Спа­си­те­ля, мысль ее оста­но­ви­лась на судь­бе Хито­на Гос­под­ня (Ин. 19, 23 – 24). На вопрос свя­той Нины, где пре­бы­ва­ет Хитон Гос­по­день, ста­ри­ца Ниан­фо­ра пояс­ни­ла, что неш­вен­ный Хитон Гос­по­день, по пре­да­нию, отне­сен мцхет­ским рав­ви­ном Эле­аза­ром в Иве­рию (Гру­зию), име­ну­е­мую Уде­лом Божи­ей Мате­ри. Сама Пре­чи­стая Дева во вре­мя Сво­ей зем­ной жиз­ни была при­зва­на апо­столь­ским жре­би­ем к про­све­ще­нию Гру­зии, но Ангел Гос­по­день, явив­шись Ей, пред­рек, что Гру­зия ста­нет Ее зем­ным уде­лом впо­след­ствии, при скон­ча­нии вре­мен, и Про­мысл Божий уго­то­вал Ей апо­столь­ское слу­же­ние на Афоне (так­же име­ну­е­мом Уде­лом Божи­ей Мате­ри). Узнав от ста­ри­цы Ниан­фо­ры, что Гру­зия еще не про­све­ще­на све­том хри­сти­ан­ства, свя­тая Нина ден­но и нощ­но моли­лась Пре­свя­той Бого­ро­ди­це, да спо­до­бит ее уви­деть Гру­зию обра­щен­ной ко Гос­по­ду, и да помо­жет ей обре­сти Хитон Господень.

Цари­ца Небес­ная услы­ша­ла молит­вы юной пра­вед­ни­цы. Одна­жды, когда свя­тая Нина почи­ва­ла после дол­гих молитв, Пре­чи­стая Дева яви­лась ей во сне и, вру­чив крест, спле­тен­ный из вино­град­ной лозы, ска­за­ла: “Возь­ми этот крест, он будет тебе щитом и огра­дою про­тив всех види­мых и неви­ди­мых вра­гов. Иди в стра­ну Ивер­скую, бла­го­вест­вуй там Еван­ге­лие Гос­по­да Иису­са Хри­ста и обря­щешь бла­го­дать у Него: Я же буду тебе Покровительницею”.

Про­бу­див­шись, свя­тая Нина уви­де­ла в сво­их руках крест (ныне хра­нит­ся в осо­бом киво­те в Тби­лис­ском Сион­ском кафед­раль­ном собо­ре), воз­ра­до­ва­лась духом и, при­дя к сво­е­му дяде, Пат­ри­ар­ху Иеру­са­лим­ско­му, рас­ска­за­ла о виде­нии. Пат­ри­арх Иеру­са­лим­ский бла­го­сло­вил юную деву на подвиг апо­столь­ско­го служения.

Совер­шив свое апо­столь­ское слу­же­ние в Гру­зии, свя­тая Нина была изве­ще­на свы­ше о близ­кой кон­чине. В посла­нии к царю Мири­а­ну она попро­си­ла его при­слать епи­ско­па Иоан­на, что­бы он при­уго­то­вил ее в послед­ний путь. Не толь­ко епи­скоп Иоанн, но и сам царь, вме­сте со всем духо­вен­ством, отпра­ви­лись в Бод­бе, где у смерт­но­го одра свя­той Нины были сви­де­те­ля­ми мно­гих исце­ле­ний. Нази­дая народ, при­шед­ший ей покло­нить­ся, свя­тая Нина, по прось­бе сво­их уче­ниц, рас­ска­за­ла о сво­ем про­ис­хож­де­нии и жиз­ни. Этот рас­сказ, запи­сан­ный Соло­ми­ей Уджарм­ской, послу­жил осно­ва­ни­ем жития свя­той Нины.

Бла­го­го­вей­но при­об­щив­шись Свя­тых Таин, свя­тая Нина заве­ща­ла, что­бы ее тело погреб­ли в Бод­бе, и мир­но ото­шла ко Гос­по­ду в 335 году (по дру­гим источ­ни­кам, в 347, на 67‑м году от рож­де­ния, после 35 лет апо­столь­ских подвигов).

Царь, духо­вен­ство и народ, скор­бя о кон­чине свя­той Нины, хоте­ли пере­не­сти ее остан­ки в собор­ную Мцхет­скую цер­ковь, но не мог­ли сдви­нуть гро­ба подвиж­ни­цы с избран­но­го ею места упо­ко­е­ния. На этом месте в 342 году царь Мири­ан осно­вал, а сын его царь Бакур (342 – 364) завер­шил и освя­тил храм во имя срод­ни­ка свя­той Нины, свя­то­го вели­ко­му­че­ни­ка Геор­гия; позд­нее здесь был осно­ван жен­ский мона­стырь во имя свя­той Нины. Мощи свя­той, по пове­ле­нию ее сокры­тые под спу­дом, были про­слав­ле­ны мно­ги­ми исце­ле­ни­я­ми и чуде­са­ми. Гру­зин­ская Пра­во­слав­ная Цер­ковь, с согла­сия Антио­хий­ско­го Пат­ри­ар­ха­та, наиме­но­ва­ла про­све­ти­тель­ни­цу Гру­зии рав­ноап­о­столь­ной и, при­чис­лив к лику свя­тых, уста­но­ви­ла ее память 14/​27 янва­ря, в день ее бла­жен­ной кончины.

Тро­парь, глас 4

Сло́ва Бо́жия служи́тельнице, /​во апо́стольстей пpо́поведи пеpвозва́нному Андpе́ю /​и пpо́чим апо́столом подpажа́вшая, /​пpосвети́тельнице Иве́pии и Ду́ха Свята́го цевни́це, /​свята́я pавноапо́стольная Ни́но, /​моли́ Хpи­ста́ Бо́га /​/​спасти́ся душа́м на́шим.

Кондак, глас 2

Прииди́те днесь вси́, /​воспои́м избра́нную от Хри­ста́ /​равноапо́стольную пропове́дницу Бо́жия сло́ва, /​му́друю благове́стницу, /​лю́ди Картали́нии приве́дшу на путь живо­та́ и и́стины, /​Богома́тере учени́цу, /​усе́рдную засту́пницу и неусыпа́ющую храни́тельницу на́шу, /​/​Ни́ну прехва́льную.

Вели­ча­ние

Велича́ем тя, /​свята́я равноапо́стольная Ни́но, /​всю стра­ну́ Ивер­скую све́том Ева́нгелия просвети́вшую /​/​и ко Хри­сту́ приве́дшую.

Молит­ва рав­ноап­о­столь­ной Нине, пpо­све­ти­тель­ни­це Гpузии

О всехва́льная и преди́вная равноапо́стольная Ни́но, воисти́ну вели́кое украше́ние Це́ркве Правосла́вныя и изря́дная похва­ло́ наро́ду Ивери́йскому, просвети́вшая всю стра­ну́ Грузи́нскую Боже́ственным уче́нием, и по́двиги апо́стольства победи́вшая вра­га́ на́шего спасе́ния, трудо́м и моли́твами насади́вшая зде вертогра́д Христо́в и возра́щшая его в плод мног! Пра́зднующе святу́ю па́мять твою́, притека́ем к честно́му ли́ку тво­е­му́ и благогове́йно лобыза́ем всехва́льный дар тебе́ от Бо́жия Ма́тере, чудотво́рный Крест, его́же ты обви́ла еси́ драги́ми вла­сы́ твои́ми, и уми́льно про́сим, я́ко при́сную предста́тельницу на́шу: огра­ди́ нас от вся́ких зол и скорбе́й, вра­зу­ми́ враго́в Святы́я Це́ркви Христо́вы и проти́вников благоче́стия, охраня́й твое́ ста́до, упасе́нное тобо́ю, и моли́ Всеблага́го Бо́га, Спаси́теля на́шего, Ему́же ты ны́не предстои́ши, да да́рует правосла́вному наро́ду на́шему мир, долгоде́нствие и во вся́ком до́брем начина́нии поспеше́ние, и да приведе́т Госпо́дь нас в Небе́сное Свое́ Ца́рствие, иде́же вси святи́и славосло́вят Всесвято́е Его́ и́мя ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

В этот день свя­тая Цер­ковь так­же празд­ну­ет память:

Отда­ние празд­ни­ка Бого­яв­ле­ния. Прпп. отцев, в Синае и Раи­фе изби­ен­ных: Иса­ии, Сав­вы, Мои­сея и уче­ни­ка его Мои­сея, Иере­мии, Пав­ла, Ада­ма, Сер­гия, Дом­на, Прок­ла, Ипа­тия, Иса­а­ка, Мака­рия, Мар­ка, Вени­а­ми­на, Евсе­вия, Илии и иных с ними (IV – V). Прп. Иоси­фа Ана­ли­ти­на Раиф­ско­го (до 312). Свт. Ила­рия, епи­ско­па Пик­та­вий­ско­го (367). Свя­тых Гела­сия, Андрея, Дулы, Ори­о­на Синай­ских (IV), Ари­стар­ха, Мар­кел­ла, Паф­ну­тия. Мц. Агнии. Прп. Фео­ду­ла Синай­ско­го (V). Прп. Сте­фа­на, осно­ва­те­ля оби­те­ли Хино­лакк­ской (VIII). Прп. Иоан­на (Кев­ро­ле­ти­на) испо­вед­ни­ка (1961).

Фотографии

Икона Пресвятой Богородицы «Почаевская»

Ис­то­рия этой чу­до­твор­ной ико­ны Бо­го­ма­те­ри нераз­рыв­но свя­за­на с По­ча­ев­ским мо­на­сты­рём в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (Укра­и­на). На го­ре, где ныне рас­по­ло­же­на Успен­ская По­ча­ев­ская лав­ра, в 1240 го­ду по­се­ли­лись два ино­ка.

Расписание богослужений

Помочь нашему храму

Написать письмоПомощь храму