27 янва­ря. Пре­по­доб­ные отцы, в Синае и Раи­фе избиенные
Пре­по­доб­ные отцы, в Синае и Раи­фе изби­ен­ные, под­ви­за­лись в оби­те­лях и пеще­рах горы Синай­ской (в Егип­те), где были даны Богом через Мои­сея десять запо­ве­дей, и близ­кой к ней пусты­ни Раи­фы (на бере­гу Крас­но­го моря) и постра­да­ли…

Пре­по­доб­ные отцы, в Синае и Раи­фе изби­ен­ные, под­ви­за­лись в оби­те­лях и пеще­рах горы Синай­ской (в Егип­те), где были даны Богом через Мои­сея десять запо­ве­дей, и близ­кой к ней пусты­ни Раи­фы (на бере­гу Крас­но­го моря) и постра­да­ли от сара­цин и влем­ми­ан, коче­вых араб­ских племен.

Пер­вое изби­е­ние про­изо­шло око­ло 312 года. Оно было опи­са­но Аммо­ни­ем, еги­пет­ским ино­ком, оче­вид­цем гибе­ли 40 свя­тых отцов Синай­ских. В это же вре­мя ара­бы изби­ли 39 отцов в Раифе.

Вто­рич­ное изби­е­ние совер­ше­но через сто лет и опи­са­но так­же оче­вид­цем, чудом избе­жав­шим гибе­ли, пре­по­доб­ным Нилом Постником.

Синай­ские и раиф­ские подвиж­ни­ки про­во­ди­ли осо­бо стро­гую жизнь – всю неде­лю они пре­бы­ва­ли в кел­ли­ях в мол­ча­нии, в суб­бо­ту соби­ра­лись на все­нощ­ное бде­ние и в вос­кре­се­нье при­ча­ща­лись Свя­тых Таин. Пита­лись толь­ко фини­ка­ми и водой. Мно­гие из пустын­ни­ков про­сла­ви­лись даром чудо­тво­ре­ния – стар­цы Мои­сей, Иосиф и другие.

По име­нам в служ­бе пре­по­доб­ным отцам упо­ми­на­ют­ся Иса­ия, Сав­ва, Мои­сей, уче­ник его Мои­сей, Иере­мия, Павел, Адам, Сер­гий, Домн, Про­кл, Ипа­тий, Иса­ак, Мака­рий, Марк, Вени­а­мин, Евсе­вий и Илья.

* В 27 кило­мет­рах от Каза­ни рас­по­ла­га­ет­ся Раиф­ский Бого­ро­диц­кий муж­ской мона­стырь, отме­ча­ю­щий в этот день свой пре­столь­ный празд­ник. Осно­ва­те­лем оби­те­ли был отшель­ник Фила­рет, кото­рый в нача­ле 17 века, пред­по­ло­жи­тель­но в 1613 году, постро­ил здесь скит. Точ­ная дата вызы­ва­ет спо­ры у исто­ри­ков. Родом он был из бога­той мос­ков­ской купе­че­ской семьи. После смер­ти роди­те­лей Фила­рет решил отпра­вить­ся в стран­ствие по горо­дам, по пути раз­да­вая нуж­да­ю­щим­ся своё иму­ще­ство. В нача­ле сво­е­го отшель­ни­че­ско­го пути он оста­но­вил­ся в Мос­ков­ском Чудо­вом мона­сты­ре, где и был постри­жен в мона­ше­ство. Вско­ре, Фила­рет реша­ет поки­нуть мона­стырь в поис­ках более уеди­нен­но­го места.

В 1613 году он пеш­ком при­бы­ва­ет в Казань. Неко­то­рое вре­мя живет в Спа­со-Пре­об­ра­жен­ском мона­сты­ре, но поки­да­ет его и обос­но­вы­ва­ет­ся вда­ли от людей на бере­гу Сум­ско­го озе­ра. Здесь монах постро­ил хижи­ну и зажил жиз­нью отшель­ни­ка. Посте­пен­но к нему нача­ли сте­кать­ся люди. Со вре­ме­нем они обра­зо­ва­ли скит. По суще­ству­ю­ще­му ска­за­нию, одно­му из мона­хов слу­чи­лось виде­ние. Он уви­дел в небе руку, ука­зы­ва­ю­щую на опре­де­лён­ное место Раиф­ской пусты­ни. Вско­ре после это­го, неко­то­рые мона­хи слы­ша­ли коло­коль­ный звон, кото­рый раз­да­вал­ся неиз­вест­но отку­да. Узнав об этом чудес­ном зна­ке, Фила­рет нака­зы­ва­ет постро­ить на этом месте часовенку.

В 1659 году Фила­рет умер. К тому вре­ме­ни в ски­ту собра­лось уже более 30 чело­век. Отшель­ни­ки реши­ли обра­тить­ся за помо­щью к казан­ско­му мит­ро­по­ли­ту Лав­рен­тию, кото­рый обе­щал им свою духов­ную и мате­ри­аль­ную под­держ­ку. В 1670 году в постро­ен­ную цер­ковь боль­шим крест­ным ходом была пере­не­се­на чудо­твор­ная Гру­зин­ская ико­на Божи­ей Мате­ри — спи­сок с ори­ги­на­ла, хра­нив­ше­го­ся тогда в Холмогорах.

Древ­ней­ший храм из нахо­дя­щих­ся на тер­ри­то­рии мона­сты­ря постро­ен во имя Пре­по­доб­ных отцов в Синае и Раи­фе изби­ен­ных. Поче­му же в цен­тре Рос­сии, дале­ко от Синай­ско­го полу­ост­ро­ва был постро­ен храм во имя этих муче­ни­ков? Одна из вер­сий отве­та на этот вопрос, что при стро­и­тель­стве хра­ма одним из самых дея­тель­ных бра­тий был Фео­дул. Он актив­но хло­по­тал о пере­да­че земель и леса оби­те­ли, ездил в Казань за помо­щью. Извест­но, что одно­го из мона­хов, уби­ен­ных в Раиф­ской оби­те­ли на Синай­ском полу­ост­ро­ве в 5 веке зва­ли Фео­дул. Воз­мож­но, что уже бла­го­да­ря актив­ной дея­тель­но­сти Фео­ду­ла 17 века, так была назва­на одна из пер­вых церк­вей оби­те­ли, а затем и вся обитель.

Но есть и дру­гая вер­сия. Извест­но, что в нача­ле 17 века, когда пер­вые ино­ки толь­ко посе­ли­лись на бере­гу озе­ра, то близ их жили­ща было капи­ще, куда при­хо­ди­ли чере­ми­сы-языч­ни­ки, жив­шие неда­ле­ко, и им очень доса­жда­ли. Воз­мож­но, их срав­ни­ва­ли с язы­че­ски­ми пле­ме­на­ми араб­ских кочев­ни­ков от кото­рых стра­да­ли свя­тые отцы в Синай­ской Раифе.

За более 400 лет сво­е­го суще­ство­ва­ния оби­тель пере­жи­ла мно­гое. Пожар 1689 года уни­что­жил прак­ти­че­ски все построй­ки, кни­ги и утварь на тер­ри­то­рии. Даже коло­ко­ла рас­пла­ви­лись. Но мона­стырь вновь воз­ро­дил­ся. Сна­ча­ла построй­ки были дере­вян­ны­ми, а в кон­це 19 века появи­лись и камен­ные храмы.

В 1918 году Раиф­ский мона­стырь был разо­рен и закрыт, одна­ко быв­шие ино­ки мона­сты­ря, жив­шие в сосед­них дерев­нях, соби­ра­лись на бого­слу­же­ния в одном из хра­мов. 28 янва­ря 1930 года утром, после Литур­гии в честь пре­столь­но­го празд­ни­ка были аре­сто­ва­ны все, собрав­ши­е­ся в хра­ме. Они были обви­не­ны в анти­со­вет­ской дея­тель­но­сти. Было рас­стре­ля­но шесть насель­ни­ков оби­те­ли: игу­мен Сер­гий (Гусь­ков), иеро­мо­на­хи Анто­ний (Чир­ков), Иов (Про­то­по­пов), Иосиф (Гав­ри­лов), Вар­ла­ам (Похи­люк), послуш­ник Петр Тупи­цын и двое мирян: Васи­лий Гав­ри­лов и Сте­пан Абра­мов из дерев­ни Бело-Без­вод­ной. Ещё восемь ино­ков и послуш­ни­ков, око­ло два­дца­ти мона­хинь и деся­ти мирян были при­го­во­ре­ны к 5 годам конц­ла­ге­ря или высыл­ке в Сев­край. Име­на их извест­ны. В 1997 году, 6 апре­ля, в день рас­стре­ла 5 мона­хов и послуш­ни­ка, состо­я­лась кано­ни­за­ция пре­по­доб­но­му­че­ни­ков Сер­гия, Анто­ния, Иова, Иоси­фа, Вар­ла­а­ма и Пет­ра. Так в XX веке появи­лись новые муче­ни­ки «в Раи­фе избиенные».

Поз­же на тер­ри­то­рии мона­сты­ря раз­ме­сти­лась сна­ча­ла тюрь­ма (про­су­ще­ство­ва­ла до 1954 года), а затем — коло­ния и ремонт­ные цеха.

Вос­ста­но­ви­тель­ные рабо­ты нача­лись в 1991 году. Сей­час мона­стыр­ский ком­плекс пол­но­стью вос­ста­нов­лен. Он нахо­дит­ся в живо­пис­ной мест­но­сти — на бере­гу Раиф­ско­го озе­ра и окру­жён сос­но­вым лесом, кото­рый явля­ет­ся частью Волж­ско-Кам­ско­го госу­дар­ствен­но­го при­род­но­го запо­вед­ни­ка. Мона­стырь при­вле­ка­ет тыся­чи палом­ни­ков и тури­стов со всей стра­ны и даже за ее пределами.

Тро­парь, глас 4

Бо́же оте́ц на́ших, /​творя́й при́сно с на́ми по Твое́й кро́тости, /​не отста́ви ми́лость Твою́ от нас, /​/​но моли́твами их /​в ми́ре упра́ви живо́т наш.

Кондак, глас 2

От мирски́я мол­вы́ избего́сте и к ти́хому приста́нищу преста́вистеся, /​му́ченичества кро­вь­ми́ и по́стничества труда́ми венча́еми. /​/​Те́мже и показа́стеся му́чеников и преподо́бных единовсе́льницы.

Вели­ча­ние

Ублажа́ем вас, /​преподо́бнии отцы́ в Синае и Раи­фе изби­ен­ные, /​и чтим святу́ю па́мять ва́шу, /​наста́вницы мона́хов, /​/​и собесе́дницы Ангелов.

В этот день свя­тая Цер­ковь так­же празд­ну­ет память:

Отда­ние празд­ни­ка Бого­яв­ле­ния. Рав­но­ап. Нины, про­све­ти­тель­ни­цы Гру­зии (335). Прп. Иоси­фа Ана­ли­ти­на Раиф­ско­го (до 312). Свт. Ила­рия, епи­ско­па Пик­та­вий­ско­го (367). Свя­тых Гела­сия, Андрея, Дулы, Ори­о­на Синай­ских (IV), Ари­стар­ха, Мар­кел­ла, Паф­ну­тия. Мц. Агнии. Прп. Фео­ду­ла Синай­ско­го (V). Прп. Сте­фа­на, осно­ва­те­ля оби­те­ли Хино­лакк­ской (VIII). Прп. Иоан­на (Кев­ро­ле­ти­на) испо­вед­ни­ка (1961).

Фотографии

Икона Пресвятой Богородицы «Почаевская»

Ис­то­рия этой чу­до­твор­ной ико­ны Бо­го­ма­те­ри нераз­рыв­но свя­за­на с По­ча­ев­ским мо­на­сты­рём в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (Укра­и­на). На го­ре, где ныне рас­по­ло­же­на Успен­ская По­ча­ев­ская лав­ра, в 1240 го­ду по­се­ли­лись два ино­ка.

Расписание богослужений

Помочь нашему храму

Написать письмоПомощь храму