27 сен­тяб­ря. ВСЕМИРНОЕ ВОЗДВИЖЕНИЕ СВЯЩЕННОГО И ЖИВОТВОРЯЩЕГО КРЕСТА ГОСПОДНЯ
Рим­ские импе­ра­то­ры-языч­ни­ки пыта­лись пол­но­стью уни­что­жить в чело­ве­че­стве вос­по­ми­на­ния о свя­щен­ных местах, где постра­дал за людей и вос­крес Гос­подь наш Иисус Хри­стос. Импе­ра­тор Адри­ан (117 – 138) при­ка­зал засы­пать зем­лей Гол­го­фу и Гроб Гос­по­день и на искус­ствен­ном хол­ме поста­вить…

Рим­ские импе­ра­то­ры-языч­ни­ки пыта­лись пол­но­стью уни­что­жить в чело­ве­че­стве вос­по­ми­на­ния о свя­щен­ных местах, где постра­дал за людей и вос­крес Гос­подь наш Иисус Хри­стос. Импе­ра­тор Адри­ан (117 – 138) при­ка­зал засы­пать зем­лей Гол­го­фу и Гроб Гос­по­день и на искус­ствен­ном хол­ме поста­вить капи­ще язы­че­ской боги­ни Вене­ры и ста­тую Юпи­те­ра. На это место соби­ра­лись языч­ни­ки и совер­ша­ли идоль­ские жертвоприношения.

Одна­ко через 300 лет Про­мыс­лом Божи­им вели­кие хри­сти­ан­ские свя­ты­ни – Гроб Гос­по­день и Живо­тво­ря­щий Крест были вновь обре­те­ны хри­сти­а­на­ми и откры­ты для покло­не­ния. Это про­изо­шло при рав­ноап­о­столь­ном импе­ра­то­ре Кон­стан­тине Вели­ком (память 21 мая), пер­вом из рим­ских импе­ра­то­ров, пре­кра­тив­шем гоне­ния на хри­сти­ан. Свя­той рав­ноап­о­столь­ный Кон­стан­тин Вели­кий (306 – 337) после побе­ды в 312 году над Мак­сен­ти­ем, пра­ви­те­лем Запад­ной части Рим­ской импе­рии, и над Лики­ни­ем, пра­ви­те­лем Восточ­ной ее части, в 323 году сде­лал­ся еди­но­дер­жав­ным пра­ви­те­лем огром­ной Рим­ской импе­рии. В 313 году он издал так назы­ва­е­мый Милан­ский эдикт, по кото­ро­му была уза­ко­не­на хри­сти­ан­ская рели­гия и гоне­ния на хри­сти­ан в Запад­ной поло­вине импе­рии пре­кра­ти­лись. Пра­ви­тель Лики­ний, хотя и под­пи­сал в уго­ду Кон­стан­ти­ну Милан­ский эдикт, одна­ко фак­ти­че­ски про­дол­жал гоне­ния на хри­сти­ан. Толь­ко после его окон­ча­тель­но­го пора­же­ния и на Восточ­ную часть импе­рии рас­про­стра­нил­ся указ 313 года о веро­тер­пи­мо­сти. Рав­ноап­о­столь­ный импе­ра­тор Кон­стан­тин, содей­стви­ем Божи­им одер­жав­ший в трех вой­нах побе­ду над вра­га­ми, видел на небе Божие зна­ме­ние – Крест с над­пи­сью “Сим победиши”.

Горя­чо желая отыс­кать Крест, на кото­ром был рас­пят Гос­подь наш Иисус Хри­стос, рав­ноап­о­столь­ный Кон­стан­тин напра­вил в Иеру­са­лим свою мать, бла­го­че­сти­вую цари­цу Еле­ну (память 21 мая), снаб­див ее пись­мом к Пат­ри­ар­ху Иеру­са­лим­ско­му Макарию.

Хотя свя­тая цари­ца Еле­на к это­му вре­ме­ни была уже в пре­клон­ных годах, она с вооду­шев­ле­ни­ем взя­лась за испол­не­ние пору­че­ния. Язы­че­ские капи­ща и идоль­ские ста­туи, напол­няв­шие Иеру­са­лим, цари­ца пове­ле­ла уни­что­жить. Разыс­ки­вая Живо­тво­ря­щий Крест, она рас­спра­ши­ва­ла хри­сти­ан и иуде­ев, но дол­гое вре­мя ее поис­ки оста­ва­лись без­успеш­ны­ми. Нако­нец, ей ука­за­ли на одно­го ста­ро­го еврея по име­ни Иуда, кото­рый сооб­щил, что Крест зарыт там, где сто­ит капи­ще Вене­ры. Капи­ще раз­ру­ши­ли и, совер­шив молит­ву, нача­ли копать зем­лю. Вско­ре были обна­ру­же­ны Гроб Гос­по­день и непо­да­ле­ку от него три кре­ста, дощеч­ка с над­пи­сью, сде­лан­ной по при­ка­за­нию Пила­та, и четы­ре гвоз­дя, прон­зив­шие Тело Гос­по­да. Что­бы узнать, на кото­ром из трех кре­стов был рас­пят Спа­си­тель, Пат­ри­арх Мака­рий пооче­ред­но воз­ло­жил кре­сты на покой­ни­ка. Когда был воз­ло­жен Крест Гос­по­день, мерт­вец ожил. Уви­дев вос­крес­ше­го, все убе­ди­лись, что най­ден Живо­тво­ря­щий Крест. Хри­сти­ане, в бес­чис­лен­ном мно­же­стве при­шед­шие покло­нить­ся Свя­то­му Кре­сту, про­си­ли свя­ти­те­ля Мака­рия под­нять, воз­двиг­нуть Крест, что­бы все мог­ли, хотя изда­ли, бла­го­го­вей­но созер­цать Его. Тогда Пат­ри­арх и дру­гие духов­ные лица нача­ли высо­ко под­ни­мать Свя­той Крест, а народ, взы­вая: “Гос­по­ди, поми­луй”, бла­го­го­вей­но покло­нял­ся Чест­но­му Дре­ву. Это тор­же­ствен­ное собы­тие про­изо­шло в 326 году.

При обре­те­нии Живо­тво­ря­ще­го Кре­ста совер­ши­лось и дру­гое чудо: тяже­ло боль­ная жен­щи­на, при осе­не­нии ее Свя­тым Кре­стом, сра­зу исце­ли­лась. Ста­рец Иуда и дру­гие иудеи уве­ро­ва­ли во Хри­ста и при­ня­ли свя­тое Крещение.

Иуда полу­чил имя Кири­ак и впо­след­ствии был руко­по­ло­жен во епи­ско­па Иерусалимского.

В цар­ство­ва­ние Юли­а­на Отступ­ни­ка (361 – 363) он при­нял муче­ни­че­скую смерть за Хри­ста (память свя­щен­но­му­че­ни­ка Кири­а­ка 28 октяб­ря). Свя­тая цари­ца Еле­на озна­ме­но­ва­ла места, свя­зан­ные с зем­ной жиз­нью Спа­си­те­ля, осно­ва­ни­ем более 80 хра­мов, воз­двиг­ну­тых в Виф­ле­е­ме – месте Рож­де­ства Хри­сто­ва, на горе Еле­он­ской, отку­да Гос­подь воз­нес­ся на небо, в Геф­си­ма­нии, где Спа­си­тель молил­ся перед Сво­и­ми стра­да­ни­я­ми и где была погре­бе­на Божия Матерь после успе­ния. В Кон­стан­ти­но­поль свя­тая Еле­на при­вез­ла с собой часть Живо­тво­ря­ще­го Дре­ва и гвоз­ди. Рав­ноап­о­столь­ный импе­ра­тор Кон­стан­тин пове­лел воз­двиг­нуть в Иеру­са­ли­ме вели­че­ствен­ный и обшир­ный храм в честь Вос­кре­се­ния Хри­сто­ва, вклю­чав­ший в себя и Гроб Гос­по­день, и Гол­го­фу. Храм стро­ил­ся око­ло 10 лет. Свя­тая Еле­на не дожи­ла до осве­ще­ния хра­ма; она скон­ча­лась в 327 году. Храм был освя­щен 13 сен­тяб­ря 335 года. На сле­ду­ю­щий день, 14 сен­тяб­ря, уста­нов­ле­но было празд­но­вать Воз­дви­же­ние Чест­но­го и Живо­тво­ря­ще­го Креста.

В этот день вспо­ми­на­ет­ся еще одно собы­тие, свя­зан­ное с Кре­стом Гос­под­ним, – его воз­вра­ще­ние из Пер­сии после 14-лет­не­го пле­на обрат­но в Иеру­са­лим. В цар­ство­ва­ние Визан­тий­ско­го импе­ра­то­ра Фоки (602 – 610) пер­сид­ский царь Хоз­рой II в войне про­тив гре­ков раз­бил гре­че­ское вой­ско, раз­гра­бил Иеру­са­лим и увез в плен Живо­тво­ря­щий Крест Гос­по­день и Свя­то­го Пат­ри­ар­ха Заха­рию (609 – 633). Крест про­был в Пер­сии 14 лет и лишь при импе­ра­то­ре Ирак­лии (610 – 641), кото­рый с помо­щью Божи­ей побе­дил Хоз­роя и заклю­чил мир с сыном послед­не­го, Сиро­е­сом, хри­сти­а­нам была воз­вра­ще­на их свя­ты­ня – Крест Гос­по­день. С вели­ким тор­же­ством Живо­тво­ря­щий Крест был при­не­сен в Иеру­са­лим. Импе­ра­тор Ирак­лий в цар­ском вен­це и пор­фи­ре понес Крест Хри­стов в храм Вос­кре­се­ния. Рядом с царем шел Пат­ри­арх Заха­рия. У ворот, кото­ры­ми вос­хо­ди­ли на Гол­го­фу, импе­ра­тор вне­зап­но оста­но­вил­ся и не мог дви­нуть­ся даль­ше. Свя­той Пат­ри­арх объ­яс­нил царю, что ему пре­граж­да­ет путь Ангел Гос­по­день, ибо Тот, Кто нес на Гол­го­фу Крест для искуп­ле­ния мира от гре­хов, совер­шил свой Крест­ный путь в уни­чи­жен­ном виде. Тогда Ирак­лий, сняв венец и пор­фи­ру, надел про­стую одеж­ду и бес­пре­пят­ствен­но внес Крест Хри­стов в храм.

В сло­ве на Воз­дви­же­ние Кре­ста свя­той Андрей Крит­ский гово­рит: “Крест воз­дви­га­ет­ся, и все вер­ные сте­ка­ют­ся, Крест воз­дви­га­ет­ся, и град тор­же­ству­ет, и наро­ды совер­ша­ют празднество”.

Тро­парь, глас 1

Спа­си́, Го́споди, лю́ди Твоя́ /​и бла­го­сло­ви́ достоя́ние Твое́, /​побе́ды правосла́вным христиа́ном на сопроти́вныя да́руя /​/​и Твое́ сохраня́я Кресто́м Твои́м жи́тельство.

Кондак, глас 4

Вознесы́йся на Крест во́лею, /​тезоимени́тому Тво­е­му́ но́вому жи́тельству, /​щедро́ты Твоя́ да́руй, Хри­сте́ Бо́же, /​воз­ве­се­ли́ нас си́лою Твое́ю, /​побе́ды дая́ нам на сопоста́ты, /​посо́бие иму́щим Твое́ ору́жие ми́ра, /​/​непобеди́мую побе́ду.

Вели­ча­ние

Велича́ем Тя, /​Живода́вче Хри­сте́, /​и чтим Крест Твой Святы́й, /​и́мже нас спа́сл еси́ /​/​от рабо́ты вра́жия.

Молит­ва Свя­то­му Кре­сту Господня

О, всечестны́й и Животворя́щий Кре́сте Госпо́день, Кро́вию Хри­ста́ Бо́га на́шего освяще́нный и сме́ртию Его́ нас от сме́рти ве́чныя свободи́вый! Ты еси́ зна́мение побе́ды на враго́в на́ших ви́димых и неви́димых: ты и́маши яви́тися в час Стра́шнаго Суда́ Христо́ва: тебе́ смире́нно покланя́юся, чест­но́ прикаса́юся и любе́зно тя лобыза́ю, ны́нешнее моле́ние к Распя́тому на тебе́ при­но­ся́, да исцели́т мя си́лою в тебе́ Свое́ю от всех неду́гов душе́вных и теле́сных, и сохрани́т от враго́в ви́димых и неви́димых, и неосужде́нна на суде́ Свое́м одесну́ю поста́вит. Ей, Животворя́щий Кре́сте святы́й, на тебе́ Спас, умира́я за уме́ршия грех­ми́ челове́ки, дух Свой я́ко челове́к испу­сти́, Кровь же и во́ду исто­чи́, и си́ми тре­ми́, еди́но, е́же па́че все́х есть на потре́бу, спасе́ние нам соде́ла: во сла́ву исто́чника вод живы́х Бо́га Отца́, Себе́ же, от крове́й Деви́ческих воплоще́нна Бо́га Сы́на, и Бо́га Ду́ха Свята́го, оживля́ющаго дух челове́ч: И́хже Трие́х во еди́ном Боже­стве́ посо­би́ и мне сла́вити благода́рственно, от воды́ креще́ния восприя́тою ве́рою непоро́чною, в прича́стии же пло́ти и Кро́ве Госпо́дних наде́ждою несумне́нною и в покая́нии ду́хом сокруше́нном и любо́вию нелицеме́рною: ниже́ то́кмо в жи́зни сей плаче́вной, я́ко вода́ мимотеку́щей, бра́ней и крове́й испо́лненной, и я́ко па́ра исчеза́ющей с воздыха́нием, но и в бу́дущей блаже́нной просла́влю Го́спода, посо́бием си́лы тво­ея́, Кре́сте треблаже́нне, да просла́влю са́мым лица́ зре́нием ве́рованному одержа́нием же ча́янному и наслажде́нием люби́мому, еди́ному в Тро́ице сла́вимому в безконе́чныя ве́ки веко́в. Ами́нь.

В этот день свя­тая Цер­ковь так­же празд­ну­ет память:

Свт. Иоан­на Зла­то­уста (пре­став­ле­ние, 407). Икон Божи­ей Мате­ри Лорец­кой (XI); Лес­нин­ской (1683); Честнокрестной.

Фотографии

Икона Пресвятой Богородицы «Почаевская»

Ис­то­рия этой чу­до­твор­ной ико­ны Бо­го­ма­те­ри нераз­рыв­но свя­за­на с По­ча­ев­ским мо­на­сты­рём в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (Укра­и­на). На го­ре, где ныне рас­по­ло­же­на Успен­ская По­ча­ев­ская лав­ра, в 1240 го­ду по­се­ли­лись два ино­ка.

Расписание богослужений

Помочь нашему храму

Написать письмоПомощь храму