26 янва­ря. Пре­по­доб­ный Еле­азар Анзерский
Пре­по­доб­ный Еле­азар Анзер­ский родил­ся в горо­де Козель­ске в семье куп­цов Севрю­ки­ных. По бла­го­сло­ве­нию роди­те­лей, он уда­лил­ся в Соло­вец­кий мона­стырь, где при­нял постриг от игу­ме­на пре­по­доб­но­го Ири­нар­ха. В мона­сты­ре откры­лось его уди­ви­тель­ное худо­же­ствен­ное даро­ва­ние: он обу­чил­ся резь­бе…

Пре­по­доб­ный Еле­азар Анзер­ский родил­ся в горо­де Козель­ске в семье куп­цов Севрю­ки­ных. По бла­го­сло­ве­нию роди­те­лей, он уда­лил­ся в Соло­вец­кий мона­стырь, где при­нял постриг от игу­ме­на пре­по­доб­но­го Ири­нар­ха. В мона­сты­ре откры­лось его уди­ви­тель­ное худо­же­ствен­ное даро­ва­ние: он обу­чил­ся резь­бе по дере­ву и участ­во­вал в укра­ше­нии Пре­об­ра­жен­ско­го собора.

В 1612 году, по бла­го­сло­ве­нию игу­ме­на, он уда­лил­ся на Анзер­ский ост­ров, где стал отшель­ни­ком и посто­ян­но пре­бы­вал в молит­ве и Бого­мыс­лии. Что­бы добыть себе про­пи­та­ние на пустын­ном ост­ро­ве, пре­по­доб­ный Еле­азар выре­зал дере­вян­ные чаш­ки, кото­рые остав­лял на при­ста­ни. Про­плы­вав­шие мимо ост­ро­ва заби­ра­ли чаш­ки, а вза­мен остав­ля­ли припасы.

В 1616 году пре­по­доб­ный Еле­азар был постри­жен в схи­му. Ино­ки, собрав­ши­е­ся вокруг пре­по­доб­но­го, обра­зо­ва­ли скит со стро­гим уста­вом ино­че­ско­го жития по древ­не­му образ­цу. Мона­ше­ские кел­лии были постро­е­ны дале­ко одна от дру­гой. Отшель­ни­ки соби­ра­лись вме­сте толь­ко для суб­бот­них и вос­крес­ных Бого­слу­же­ний. Келей­ная молит­ва соче­та­лась с тяже­лым телес­ным тру­дом. Сре­ди уче­ни­ков пре­по­доб­но­го Еле­аза­ра был свя­щен­но­и­нок Ники­та, буду­щий Пат­ри­арх Никон.

Царь Миха­ил Фео­до­ро­вич (1613 – 1645), зная о подвиж­ни­че­ской жиз­ни свя­то­го, вызы­вал его в Моск­ву. Там пре­по­доб­ный Ири­нарх пред­рек ему рож­де­ние сына, за что царь щед­ро ода­рил его и помог устро­ить на ост­ро­ве камен­ный храм во Имя Пре­свя­той Тро­и­цы и обитель.

Пре­по­доб­ный Еле­азар зани­мал­ся кни­го­пи­са­ни­ем. Он соста­вил и пере­пи­сал три кни­ги “Цвет­ни­ка”, в кото­рые вошли ста­рин­ные пове­сти. Ему при­над­ле­жит так­же тол­ко­ва­ние на чин келей­но­го мона­ше­ско­го пра­ви­ла. Скон­чал­ся пре­по­доб­ный Еле­азар в глу­бо­кой старости.

Тро­парь, глас 3

Отве́рг пло́ти тле́нная, /​нетле́нных потща́лся еси́ дости́гнути, /​и, ми́ра удали́вся, /​всели́лся еси́ в морски́й о́стров, /​и на нем усе́рдно мно́га ле́та Го́сподеви порабо́тал еси́, /​сего́ ра́ди и да́ры прозре́ния и чуде́с обогати́лся еси́, /​о́тче преподо́бне Елеаза́ре. /​/​Хри­ста́ Бо́га моли́ дарова́ти нам мир и ве́лию ми́лость.

Кондак, глас 1

Я́ко лучу́ тя со́лнечную, Христо́с пока­за́, преподо́бне, /​сия́ющу во стране́ примо́рстей чуде́с благода́тию, /​уставля́еши бо пла́вающим тиши­ну́ морску́ю, ве́рою моля́щимся тебе́ и вопию́щим:/ ра́дуйся, Елеаза́ре, о́тче наш, /​/​стра­ны́ Беломо́рския похва­ло́ и утвержде́ние.

Вели­ча­ние

Ублажа́ем тя, /​преподо́бне о́тче Елеаза́ре, /​и чтим святу́ю па́мять твою́, /​наста́вниче мона́хов /​/​и собесе́дниче А́нгелов.

Молит­ва пре­по­доб­но­му Еле­аза­ру Анзерскому

О преподо́бне о́тче наш Елеаза́ре, Богоизбра́нный нача́льниче и основа́телю безмо́лвнаго и́ноческаго жития́ в пусты́ни А́нзерстей, дарова́нной ти ми́лостию царе́вою, су́щия ра́ди в тебе́ благода́ти проро́ческия. Мо́лим тя мы, смире́ннии и недосто́йнии, испро­си́, уго́дниче Бо́жий, у Вседержи́теля Бо́га, в Тро́ице покланя́емаго, Ему́же в дерзнове́нии предстои́ши с ли́ки святы́х, да да́рует стране́ на́шей мир и утвержде́ние, на вра­ги́ побе́ду и одоле́ние, церква́м благостоя́ние и всем лю́дем тиши­ну́, и благоде́нствие, и изоби́лие плодо́в земны́х. Уга­си́ моли́твами твои́ми разжже́нныя на ны стре́лы диа́вольския, да не прико́снется нам зло́ба грехо́вная, да, благоче́стно сконча́вше вре́менное житие́, сподо́бимся насле́довати Ца́рствие Небе́сное и ку́пно с тобо́ю сла́вити Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха во ве́ки веко́в. Ами́нь.

В этот день свя­тая Цер­ковь так­же празд­ну­ет память:

Попраздн­ство Бого­яв­ле­ния. Мчч. Ерми­ла и Стратони́ка (ок. 315). Прп. Ири­нар­ха, затв. Ростов­ско­го (1616). Мч. Пет­ра Аний­ско­го (Авес­са­ло­ми­та; 309 – 310). Прп. Иако­ва, еп. Низи­бий­ско­го (350). Прпп. Мак­си­ма Кав­со­ка­ли­ви­та, Афон­ско­го (1354), Нико­ди­ма и Ники­фо­ра. Мчч. Афа­на­сия, Пахо­мия и Папирина.

Фотографии

Икона Пресвятой Богородицы «Почаевская»

Ис­то­рия этой чу­до­твор­ной ико­ны Бо­го­ма­те­ри нераз­рыв­но свя­за­на с По­ча­ев­ским мо­на­сты­рём в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (Укра­и­на). На го­ре, где ныне рас­по­ло­же­на Успен­ская По­ча­ев­ская лав­ра, в 1240 го­ду по­се­ли­лись два ино­ка.

Расписание богослужений

Помочь нашему храму

Написать письмоПомощь храму