26 сен­тяб­ря. Свя­щен­но­му­че­ник Кор­ни­лий сотник
Вско­ре после Крест­ных стра­да­ний Гос­по­да Иису­са Хри­ста и по Воз­не­се­нии Его на Небо в Кеса­рии Пале­стин­ской посе­лил­ся сот­ник по име­ни Кор­ни­лий, ранее жив­ший в Ита­лии Фра­кий­ской. Он хотя и был языч­ни­ком, но отли­чал­ся глу­бо­ким бла­го­че­сти­ем и…

Вско­ре после Крест­ных стра­да­ний Гос­по­да Иису­са Хри­ста и по Воз­не­се­нии Его на Небо в Кеса­рии Пале­стин­ской посе­лил­ся сот­ник по име­ни Кор­ни­лий, ранее жив­ший в Ита­лии Фра­кий­ской. Он хотя и был языч­ни­ком, но отли­чал­ся глу­бо­ким бла­го­че­сти­ем и доб­ры­ми дела­ми, о чем сви­де­тель­ству­ет свя­той еван­ге­лист Лука (Деян. 10, 1). Гос­подь не пре­зрел его доб­ро­де­тель­ной жиз­ни и при­вел к позна­нию исти­ны через про­све­ще­ние све­том веры Христовой.

Одна­жды, когда Кор­ни­лий молил­ся в сво­ем доме, ему пред­стал Ангел Божий и сооб­щил, что его молит­вы услы­ша­ны и при­ня­ты Богом, и пове­лел послать людей в Иоп­пию за Симо­ном, назы­ва­е­мым Пет­ром. Кор­ни­лий тот­час испол­нил повеление.

Когда апо­стол Петр в сопро­вож­де­нии послан­ных при­шел в дом Кор­ни­лия, то был с боль­шой радо­стью и поче­том при­нят хозя­и­ном, его род­ствен­ни­ка­ми и близ­ки­ми. Кор­ни­лий в ноги покло­нил­ся апо­сто­лу Пет­ру и про­сил его научить пути спа­се­ния. Апо­стол начал про­по­ведь о зем­ной жиз­ни Иису­са Хри­ста, о чуде­сах и зна­ме­ни­ях, свер­шен­ных Спа­си­те­лем, о Его стра­да­ни­ях, уче­нии о Цар­ствии Небес­ном, Крест­ной смер­ти, Вос­кре­се­нии и Воз­не­се­нии на Небо.

Под бла­го­дат­ным воз­дей­стви­ем Свя­то­го Духа Кор­ни­лий уве­ро­вал во Хри­ста и кре­стил­ся вме­сте со сво­и­ми род­ствен­ни­ка­ми. Он был пер­вым из языч­ни­ков, при­няв­шим Крещение.

Он оста­вил мир и пошел на про­по­ведь Еван­ге­лия вме­сте с апо­сто­лом Пет­ром, кото­рый поста­вил его епи­ско­пом. Когда апо­стол Петр со сво­и­ми помощ­ни­ка­ми, свя­ты­ми Тимо­фе­ем и Кор­ни­ли­ем, нахо­дил­ся в горо­де Ефе­се, ему ста­ло извест­но об осо­бен­но силь­ном идо­ло­по­клон­стве в горо­де Скеп­сии. Был бро­шен жре­бий, кому туда идти, выпав­ший на свя­то­го Кор­ни­лия. В горо­де жил князь, по име­ни Димит­рий, изу­чив­ший древ­не­гре­че­скую фило­со­фию, нена­ви­дев­ший хри­сти­ан­ство и почи­тав­ший язы­че­ских богов, в осо­бен­но­сти Апол­ло­на и Дия (Зев­са).

Узнав о при­бы­тии свя­то­го Кор­ни­лия в город, он тот­час при­звал его к себе и спро­сил о при­чине при­ше­ствия. Свя­той Кор­ни­лий отве­тил, что при­шел осво­бо­дить его из мра­ка неве­де­ния и при­ве­сти к позна­нию Све­та Исти­ны. Князь, не поняв смыс­ла про­из­не­сен­ных слов, раз­гне­вал­ся и при­ка­зал отве­чать на каж­дый его вопрос. Когда свя­той Кор­ни­лий объ­яс­нил, что слу­жит Гос­по­ду и что при­чи­на его при­ше­ствия и состо­ит в бла­го­вест­во­ва­нии Исти­ны, князь при­шел в ярость и потре­бо­вал от Кор­ни­лия при­не­се­ния жерт­вы идо­лам. Свя­той про­сил пока­зать богов.

Когда его вве­ли в язы­че­ский храм, Кор­ни­лий обра­тил­ся к восто­ку и, пре­кло­нив коле­на, про­из­нес молит­ву к Гос­по­ду. Нача­лось зем­ле­тря­се­ние, и храм Зев­са и нахо­див­ши­е­ся в нем идо­лы раз­ру­ши­лись. Весь народ, видев­ший про­ис­шед­шее, был в ужа­се. Князь еще более озло­бил­ся и стал сове­то­вать­ся с при­бли­жен­ны­ми о том, как погу­бить Кор­ни­лия. Свя­то­го свя­за­ли и под­ве­си­ли в тем­ни­це на ночь. В то вре­мя один из его рабов сооб­щил кня­зю печаль­ную весть о том, что его жена и ребе­нок погиб­ли под облом­ка­ми раз­ру­шив­ше­го­ся храма.

Но несколь­ко поз­же один из жре­цов, по име­ни Вар­ват, рас­ска­зал, что слы­шал голо­са его жены и сына из-под раз­ва­лин и что они вос­хва­ля­ли Бога хри­сти­ан­ско­го. Жрец про­сил осво­бо­дить заклю­чен­но­го, так как бла­го­да­ря чуду, совер­шен­но­му свя­тым Кор­ни­ли­ем, супру­га и сын кня­зя оста­лись живы. Радост­ный князь в сопро­вож­де­нии при­бли­жен­ных поспе­шил в тем­ни­цу, при­знал­ся свя­то­му Кор­ни­лию в том, что уве­ро­вал во Хри­ста и про­сил его выз­во­лить из-под раз­ва­лин хра­ма жену и сына. Свя­той Кор­ни­лий отпра­вил­ся к раз­ру­шен­но­му идоль­ско­му хра­му, и по молит­ве постра­дав­шие были осво­бож­де­ны. После это­го князь Димит­рий, все его род­ствен­ни­ки и при­бли­жен­ные при­ня­ли свя­тое Крещение.

Свя­той Кор­ни­лий про­жил дол­гое вре­мя в этом горо­де, обра­тил ко Хри­сту всех жите­лей-языч­ни­ков и поста­вил пре­сви­те­ра Евно­мия для слу­же­ния Гос­по­ду. Свя­той Кор­ни­лий скон­чал­ся в глу­бо­кой ста­ро­сти и был погре­бен непо­да­ле­ку от раз­ру­шен­но­го им язы­че­ско­го храма.

Тро­парь, глас 4

И нра́вом прича́стник, /​и престо́лом наме́стник апо́столом быв, /​дея́ние обре́л еси́ богодухнове́нне, /​в виде́ния восхо́д:/ сего́ ра́ди сло́во и́стины исправля́я, /​и ве́ры ра́ди пострада́л еси́ да́же до кро́ве, /​священному́чениче Корни́лие, /​/​моли́ Хри­ста́ Бо́га, спасти́ся душа́м на́шим.

Кондак, глас 4

Во святи́телех благоче́стно пожи́в /​и муче́ния путь проше́д, /​и́дольския угаси́л еси́ же́ртвы, /​и побо́рник быв тво­е­му́ ста́ду, богому́дре. /​Те́мже тя почита́юще, та́йно вопие́м ти: /​от бед изба́ви ны при́сно твои́ми мольба́ми, /​/​о́тче наш Корни́лие.

Вели­ча­ние

Велича́ем тя, /​священному́чениче Корни́лие, /​и чтим святу́ю па́мять твою́, /​ты бо мо́лиши о нас /​/​Хри­ста́ Бо́га на́шего.

Молит­ва свя­щен­но­му­че­ни­ку Кор­ни­лию Сотнику

О, вели́кий Христо́в уго́дниче, о́тче на́ш Корни́лие! На Небе­си́ Престо́лу Бо́жию предстоя́й, триипоста́сныя Его́ сла́вы наслажда́яйся, те́лом же и ли́ком святы́м на зем­ли́ в Боже́ственных хра́мех почива́яй и да́нною ти́ свы́ше благода́тию разли́чная чуде­са́ источа́яй. При́зри ми́лостивным твои́м о́ком на предстоя́щия лю́ди, честне́й твое́й ико́не уми́льно моля́щияся и прося́щия от тебе́ целе́бныя по́мощи и заступле́ния, про­стри́ ко Го́споду Бо́гу на́шему те́плыя твоя́ моли́твы и испро­си́ душа́м на́шим оставле́ние согреше́ний. Се́ бо мы́, за беззако́ния на́ша не сме́юще воз­ве­сти́ оче­са́ на́ша к высо­те́ Небе́сней, ниже́ воз­не­сти́ гла́с моле́бный к Его́ в Боже­стве́ непристу́пней сла́ве, се́рдцем сокруше́нным и ду́хом смире́нным тебе́ хода́тая ми́лостива ко Влады́це и моли́твенника за ны́ гре́шныя призыва́ем, я́ко ты́ прия́л еси́ благода́ть от Него́ неду́ги отгоня́ти и стра́сти исцеля́ти. Тебе́ у́бо про́сим, не пре́зри на́с, недосто́йных, моля́щихся тебе́ и твое́й по́мощи тре́бующих. Бу́ди на́м в печа́лех уте́шитель, в неду́зех стра́ждущим вра́ч, напа́ствуемым ско́рый покрови́тель, в ско́рбех гото́вейший предста́тель и исцели́тель. Исхода́тайствуй все́м на́м, я́же ко спасе́нию поле́зная, я́ко да твои́ми Го́споду Бо́гу моли́твами получи́вше благода́ть и ми́лость, просла́вим все́х благи́х Исто́чника и Даропода́теля Бо́га, Еди́наго в Тро́ице Святе́й сла́вимаго Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

В этот день свя­тая Цер­ковь так­же празд­ну­ет память:

Память обнов­ле­ния (освя­ще­ния) хра­ма Вос­кре­се­ния Хри­сто­ва в Иеру­са­ли­ме (Вос­кре­се­ние сло­ву­щее; 355). Муче­ни­ков Кро­ни­да, Леон­тия и Сера­пи­о­на (ок. 237); Селев­ка с супру­гою; Стра­то­ни­ка (III); Мак­ро­вия, Гор­ди­а­на, Илии, Зоти­ка, Луки­а­на, Вале­ри­а­на (320). Свя­щен­но­му­че­ни­ков Иули­а­на пре­сви­те­ра (IV); Сте­фа­на. Муче­ни­ков Илии, Зоти­ка, Луки­а­на и Вале­ри­а­на (320). Пре­по­доб­но­го Пет­ра в Атрое (ок. 802 – 806). Вели­ко­му­че­ни­цы Кете­ва­ни, цари­цы Кахе­тин­ской (1624). Пре­по­доб­но­го Иеро­фея Иве­ря­ни­на Афон­ско­го (1745). Свя­щен­но­му­че­ни­ков Сте­фа­на (Косто­гры­за) и Алек­сандра (Аксе­но­ва) пре­сви­те­ров, Алма-Атин­ских; диа­ко­на Нико­лая (Васю­ко­ви­ча), Бело­рус­ско­го (1937). Ико­ны Божи­ей Мате­ри Дубо­вич­ской (XVI).

Фотографии

Икона Пресвятой Богородицы «Почаевская»

Ис­то­рия этой чу­до­твор­ной ико­ны Бо­го­ма­те­ри нераз­рыв­но свя­за­на с По­ча­ев­ским мо­на­сты­рём в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (Укра­и­на). На го­ре, где ныне рас­по­ло­же­на Успен­ская По­ча­ев­ская лав­ра, в 1240 го­ду по­се­ли­лись два ино­ка.

Расписание богослужений

Помочь нашему храму

Написать письмоПомощь храму