Когда римский император Тит в 70 году завоевал Иерусалим, он разорил город и разрушил храм Соломона на горе Мориа, не оставив там камня на камне, как об этом предсказал еще Спаситель в беседе с учениками (Мк. 13, 1 – 2). Позднее ревностный язычник, император Адриан (117 – 138), построил на месте разоренного Титом Иерусалима новый город, который назвал своим именем Елий-Адриан и запретил называть город прежним именем. Святой Гроб Господень он приказал засыпать землей и камнями и на том месте поставил идола, а на Голгофе, где был распят Спаситель, в 119 году построил храм, посвященный богине Венере. Перед статуей ее приносились жертвы демонам и совершались языческие обряды, сопровождавшиеся блудодеянием. В Вифлееме, на месте, где родился Спаситель от Пречистой Девы, нечестивый царь поставил идола Адониса. Все это он делал намеренно, чтобы люди совершенно забыли о Христе Спасителе и никогда более не вспоминали мест, где Он жил, учил, пострадал и воскрес со славою. Когда на царство вступил равноапостольный Константин Великий (306 – 337), первый из римских императоров признавший христианскую религию, он вместе со своей благочестивой матерью царицей Еленой решил обновить город Иерусалим и на месте страдания и Воскресения Господа Иисуса Христа воздвигнуть новый храм, очистить от скверных языческих культов места, связанные с памятью Спасителя, и вновь все их освятить.
Благоверная царица Елена отправилась в Иерусалим с большим количеством золота, а равноапостольный Константин Великий написал письмо Патриарху Макарию I (313 – 323), в котором просил его всячески содействовать святому делу обновления христианских святынь. Прибыв в Иерусалим, святая царица Елена уничтожила все идольские капища, очистила город от языческих идолов и освятила осквернявшиеся места. Она горела желанием отыскать Крест Господа нашего Иисуса Христа и приказала раскопать место, где стоял храм Венеры. Там был обнаружен засыпанный Гроб Господень и Лобное место, неподалеку от которого были найдены три креста и гвозди. Чтобы определить, который из трех крестов принадлежал Спасителю, Патриарх Макарий повелел возлагать кресты поочереди на усопшего, которого проносили мимо к месту погребения. Как только Крест Христов коснулся умершего, он тотчас ожил. В величайшей радости благоверная царица Елена и Патриарх Макарий высоко подняли Животворящий Крест и показали Его всему стоявшему народу.
Святая царица немедленно приступила к построению большого храма, который включил в свои стены место распятия Спасителя – Голгофу и Гроб Господень, находившиеся на небольшом расстоянии друг от друга, как об этом пишет святой апостол и евангелист Иоанн Богослов: “На том месте, где Он был распят, был сад и в саду гроб новый, в котором еще никто не был положен; там положили Иисуса ради пятницы иудейской, потому что гроб был близко” (Ин. 19, 41 – 42). Храм Воскресения строился 10 лет, и святая царица Елена не дожила до завершения строительства. Возвратившись в Константинополь, она преставилась в 327 году. За время своего пребывания в Иерусалиме благоверная царица построила храмы в Вифлееме, на горе Елеонской, в Гефсимании и во многих других местах, связанных с жизнью Спасителя и событиями Ветхого Завета.
Окончание сооружения Новозаветного храма Воскресения Христова, названного “Мартирион”, в память Крестных страданий Спасителя, совпало с прохождением I‑го Тирского Собора и с тридцатилетием царствования равноапостольного императора Константина Великого. Поэтому состоявшееся 13 сентября 335 года освящение храма Воскресения было особенно торжественным. В освящении храма принимали участие иерархи Христианской Церкви из многих стран: Вифинии, Фракии, Киликии, Каппадокии, Сирии, Месопотамии, Финикии, Гравии, Палестины, Египта. На торжество обновления были приглашены отцы только что закончившегося Тирского Собора. В тот же день был освящен весь город Иерусалим. Память этого знаменательного события отцами Церкви была установлена 13 сентября.
В России праздник получил второе именование — Воскресение Словущее.
Согласно одной из версий, поскольку иерусалимский Кафоликон — Храм Воскресения Господня, входящий в структуру храмового комплекса Гроба Господня, был воздвигнут на месте исторических событий Распятия, Погребения и Воскресения Христова, и общее в средневековом христианстве представление об Иерусалиме как о центре Земли и домостроительства спасения известно издревле (Пс 73:12), то, согласно традиционным русским церковным воззрениям, он был невоспроизводим в своей уникальности, в том числе — в названии. Таким образом, храмы, посвящённые событию Воскресения Христова, именовались на Руси во имя «Воскресения Словущего» (Словущее означает «так называемое» — от глагола «слыть» — быть известным).
В этот праздник в храмах, освященных в честь Воскресения Словущего, служба совершается как на Пасху — пасхальным чином, торжественно восклицается: «Христос воскресе! — Воистину воскресе!».
Многочисленные Воскресенские храмы в России посвящены именно празднику Обновления Храма, а не Воскресению Христову (Пасхе), так как по православным представлениям никакая церковь, кроме Храма Гроба Господня, не может именоваться храмом Воскресения Христова. Другое название воскресенских храмов — Церковь Воскресения Словущего.
Тропарь, глас 4
Я́коже вы́шния тве́рди благоле́пие, /и ни́жнюю споказа́л еси́ красоту́ свято́го селе́ния сла́вы твоея́, Го́споди, /утверди́ сие́ во век ве́ка /и приими́ на́ша в нем непреста́нно приноси́мая Тебе́ моле́ния, Богоро́дицею, //всех Животе́ и Воскресе́ние.
Кондак, глас 2
Обновле́ния ду́ха в сердца́х /и просвеще́ние вну́тренним да́руй, /ве́рою соверша́ющим свяще́нная обновле́ния хра́ма до́му Твоего́, /ему́же благоволи́л еси́ созда́тися в Твое́ Боже́ственное и́мя, Еди́не во святы́х Прославля́емый.
В этот день святая Церковь также празднует память:
Мучеников Кронида, Леонтия и Серапиона (ок. 237); Селевка с супругою; Стратоника (III); Макровия, Гордиана, Илии, Зотика, Лукиана, Валериана (320). Священномучеников Иулиана пресвитера (IV); Стефана. Мучеников Илии, Зотика, Лукиана и Валериана (320). Преподобного Петра в Атрое (ок. 802 – 806). Великомученицы Кетевани, царицы Кахетинской (1624). Преподобного Иерофея Иверянина Афонского (1745). Священномучеников Стефана (Костогрыза) и Александра (Аксенова) пресвитеров, Алма-Атинских; диакона Николая (Васюковича), Белорусского (1937). Иконы Божией Матери Дубовичской (XVI).