26 сен­тяб­ря. Обнов­ле­ния хра­ма Вос­кре­се­ния Хри­сто­ва в Иеру­са­ли­ме (Вос­кре­се­ние Словущее)
Когда рим­ский импе­ра­тор Тит в 70 году заво­е­вал Иеру­са­лим, он разо­рил город и раз­ру­шил храм Соло­мо­на на горе Мориа, не оста­вив там кам­ня на камне, как об этом пред­ска­зал еще Спа­си­тель в бесе­де с уче­ни­ка­ми (Мк.…

Когда рим­ский импе­ра­тор Тит в 70 году заво­е­вал Иеру­са­лим, он разо­рил город и раз­ру­шил храм Соло­мо­на на горе Мориа, не оста­вив там кам­ня на камне, как об этом пред­ска­зал еще Спа­си­тель в бесе­де с уче­ни­ка­ми (Мк. 13, 1 – 2). Позд­нее рев­ност­ный языч­ник, импе­ра­тор Адри­ан (117 – 138), постро­ил на месте разо­рен­но­го Титом Иеру­са­ли­ма новый город, кото­рый назвал сво­им име­нем Елий-Адри­ан и запре­тил назы­вать город преж­ним име­нем. Свя­той Гроб Гос­по­день он при­ка­зал засы­пать зем­лей и кам­ня­ми и на том месте поста­вил идо­ла, а на Гол­го­фе, где был рас­пят Спа­си­тель, в 119 году постро­ил храм, посвя­щен­ный богине Вене­ре. Перед ста­ту­ей ее при­но­си­лись жерт­вы демо­нам и совер­ша­лись язы­че­ские обря­ды, сопро­вож­дав­ши­е­ся блу­до­де­я­ни­ем. В Виф­ле­е­ме, на месте, где родил­ся Спа­си­тель от Пре­чи­стой Девы, нече­сти­вый царь поста­вил идо­ла Адо­ни­са. Все это он делал наме­рен­но, что­бы люди совер­шен­но забы­ли о Хри­сте Спа­си­те­ле и нико­гда более не вспо­ми­на­ли мест, где Он жил, учил, постра­дал и вос­крес со сла­вою. Когда на цар­ство всту­пил рав­ноап­о­столь­ный Кон­стан­тин Вели­кий (306 – 337), пер­вый из рим­ских импе­ра­то­ров при­знав­ший хри­сти­ан­скую рели­гию, он вме­сте со сво­ей бла­го­че­сти­вой мате­рью цари­цей Еле­ной решил обно­вить город Иеру­са­лим и на месте стра­да­ния и Вос­кре­се­ния Гос­по­да Иису­са Хри­ста воз­двиг­нуть новый храм, очи­стить от сквер­ных язы­че­ских куль­тов места, свя­зан­ные с памя­тью Спа­си­те­ля, и вновь все их освятить.

Бла­го­вер­ная цари­ца Еле­на отпра­ви­лась в Иеру­са­лим с боль­шим коли­че­ством золо­та, а рав­ноап­о­столь­ный Кон­стан­тин Вели­кий напи­сал пись­мо Пат­ри­ар­ху Мака­рию I (313 – 323), в кото­ром про­сил его вся­че­ски содей­ство­вать свя­то­му делу обнов­ле­ния хри­сти­ан­ских свя­тынь. При­быв в Иеру­са­лим, свя­тая цари­ца Еле­на уни­что­жи­ла все идоль­ские капи­ща, очи­сти­ла город от язы­че­ских идо­лов и освя­ти­ла осквер­няв­ши­е­ся места. Она горе­ла жела­ни­ем отыс­кать Крест Гос­по­да наше­го Иису­са Хри­ста и при­ка­за­ла рас­ко­пать место, где сто­ял храм Вене­ры. Там был обна­ру­жен засы­пан­ный Гроб Гос­по­день и Лоб­ное место, непо­да­ле­ку от кото­ро­го были най­де­ны три кре­ста и гвоз­ди. Что­бы опре­де­лить, кото­рый из трех кре­стов при­над­ле­жал Спа­си­те­лю, Пат­ри­арх Мака­рий пове­лел воз­ла­гать кре­сты пооче­ре­ди на усоп­ше­го, кото­ро­го про­но­си­ли мимо к месту погре­бе­ния. Как толь­ко Крест Хри­стов кос­нул­ся умер­ше­го, он тот­час ожил. В вели­чай­шей радо­сти бла­го­вер­ная цари­ца Еле­на и Пат­ри­арх Мака­рий высо­ко под­ня­ли Живо­тво­ря­щий Крест и пока­за­ли Его все­му сто­яв­ше­му народу.

Свя­тая цари­ца немед­лен­но при­сту­пи­ла к постро­е­нию боль­шо­го хра­ма, кото­рый вклю­чил в свои сте­ны место рас­пя­тия Спа­си­те­ля – Гол­го­фу и Гроб Гос­по­день, нахо­див­ши­е­ся на неболь­шом рас­сто­я­нии друг от дру­га, как об этом пишет свя­той апо­стол и еван­ге­лист Иоанн Бого­слов: “На том месте, где Он был рас­пят, был сад и в саду гроб новый, в кото­ром еще никто не был поло­жен; там поло­жи­ли Иису­са ради пят­ни­цы иудей­ской, пото­му что гроб был близ­ко” (Ин. 19, 41 – 42). Храм Вос­кре­се­ния стро­ил­ся 10 лет, и свя­тая цари­ца Еле­на не дожи­ла до завер­ше­ния стро­и­тель­ства. Воз­вра­тив­шись в Кон­стан­ти­но­поль, она пре­ста­ви­лась в 327 году. За вре­мя сво­е­го пре­бы­ва­ния в Иеру­са­ли­ме бла­го­вер­ная цари­ца постро­и­ла хра­мы в Виф­ле­е­ме, на горе Еле­он­ской, в Геф­си­ма­нии и во мно­гих дру­гих местах, свя­зан­ных с жиз­нью Спа­си­те­ля и собы­ти­я­ми Вет­хо­го Завета.

Окон­ча­ние соору­же­ния Ново­за­вет­но­го хра­ма Вос­кре­се­ния Хри­сто­ва, назван­но­го “Мар­ти­ри­он”, в память Крест­ных стра­да­ний Спа­си­те­ля, сов­па­ло с про­хож­де­ни­ем I‑го Тир­ско­го Собо­ра и с трид­ца­ти­ле­ти­ем цар­ство­ва­ния рав­ноап­о­столь­но­го импе­ра­то­ра Кон­стан­ти­на Вели­ко­го. Поэто­му состо­яв­ше­е­ся 13 сен­тяб­ря 335 года освя­ще­ние хра­ма Вос­кре­се­ния было осо­бен­но тор­же­ствен­ным. В освя­ще­нии хра­ма при­ни­ма­ли уча­стие иерар­хи Хри­сти­ан­ской Церк­ви из мно­гих стран: Вифи­нии, Фра­кии, Кили­кии, Кап­па­до­кии, Сирии, Месо­по­та­мии, Фини­кии, Гра­вии, Пале­сти­ны, Егип­та. На тор­же­ство обнов­ле­ния были при­гла­ше­ны отцы толь­ко что закон­чив­ше­го­ся Тир­ско­го Собо­ра. В тот же день был освя­щен весь город Иеру­са­лим. Память это­го зна­ме­на­тель­но­го собы­тия отца­ми Церк­ви была уста­нов­ле­на 13 сентября.

В Рос­сии празд­ник полу­чил вто­рое име­но­ва­ние — Вос­кре­се­ние Словущее.

Соглас­но одной из вер­сий, посколь­ку иеру­са­лим­ский Кафо­ли­кон — Храм Вос­кре­се­ния Гос­под­ня, вхо­дя­щий в струк­ту­ру хра­мо­во­го ком­плек­са Гро­ба Гос­под­ня, был воз­двиг­нут на месте исто­ри­че­ских собы­тий Рас­пя­тия, Погре­бе­ния и Вос­кре­се­ния Хри­сто­ва, и общее в сред­не­ве­ко­вом хри­сти­ан­стве пред­став­ле­ние об Иеру­са­ли­ме как о цен­тре Зем­ли и домо­стро­и­тель­ства спа­се­ния извест­но издрев­ле (Пс 73:12), то, соглас­но тра­ди­ци­он­ным рус­ским цер­ков­ным воз­зре­ни­ям, он был невос­про­из­во­дим в сво­ей уни­каль­но­сти, в том чис­ле — в назва­нии. Таким обра­зом, хра­мы, посвя­щён­ные собы­тию Вос­кре­се­ния Хри­сто­ва, име­но­ва­лись на Руси во имя «Вос­кре­се­ния Сло­ву­ще­го» (Сло­ву­щее озна­ча­ет «так назы­ва­е­мое» — от гла­го­ла «слыть» — быть известным).

В этот празд­ник в хра­мах, освя­щен­ных в честь Вос­кре­се­ния Сло­ву­ще­го, служ­ба совер­ша­ет­ся как на Пас­ху — пас­халь­ным чином, тор­же­ствен­но вос­кли­ца­ет­ся: «Хри­стос вос­кре­се! — Воис­ти­ну воскресе!».

Мно­го­чис­лен­ные Вос­кре­сен­ские хра­мы в Рос­сии посвя­ще­ны имен­но празд­ни­ку Обнов­ле­ния Хра­ма, а не Вос­кре­се­нию Хри­сто­ву (Пасхе), так как по пра­во­слав­ным пред­став­ле­ни­ям ника­кая цер­ковь, кро­ме Хра­ма Гро­ба Гос­под­ня, не может име­но­вать­ся хра­мом Вос­кре­се­ния Хри­сто­ва. Дру­гое назва­ние вос­кре­сен­ских хра­мов — Цер­ковь Вос­кре­се­ния Словущего.

Тро­парь, глас 4

Я́коже вы́шния тве́рди благоле́пие, /​и ни́жнюю споказа́л еси́ кра­со­ту́ свято́го селе́ния сла́вы тво­ея́, Го́споди, /​утвер­ди́ сие́ во век ве́ка /​и при­и­ми́ на́ша в нем непреста́нно приноси́мая Тебе́ моле́ния, Богоро́дицею, /​/​всех Живо­те́ и Воскресе́ние.

Кондак, глас 2

Обновле́ния ду́ха в сердца́х /​и просвеще́ние вну́тренним да́руй, /​ве́рою соверша́ющим свяще́нная обновле́ния хра́ма до́му Тво­е­го́, /​ему́же благоволи́л еси́ созда́тися в Твое́ Боже́ственное и́мя, Еди́не во святы́х Прославля́емый.

В этот день свя­тая Цер­ковь так­же празд­ну­ет память:

Муче­ни­ков Кро­ни­да, Леон­тия и Сера­пи­о­на (ок. 237); Селев­ка с супру­гою; Стра­то­ни­ка (III); Мак­ро­вия, Гор­ди­а­на, Илии, Зоти­ка, Луки­а­на, Вале­ри­а­на (320). Свя­щен­но­му­че­ни­ков Иули­а­на пре­сви­те­ра (IV); Сте­фа­на. Муче­ни­ков Илии, Зоти­ка, Луки­а­на и Вале­ри­а­на (320). Пре­по­доб­но­го Пет­ра в Атрое (ок. 802 – 806). Вели­ко­му­че­ни­цы Кете­ва­ни, цари­цы Кахе­тин­ской (1624). Пре­по­доб­но­го Иеро­фея Иве­ря­ни­на Афон­ско­го (1745). Свя­щен­но­му­че­ни­ков Сте­фа­на (Косто­гры­за) и Алек­сандра (Аксе­но­ва) пре­сви­те­ров, Алма-Атин­ских; диа­ко­на Нико­лая (Васю­ко­ви­ча), Бело­рус­ско­го (1937). Ико­ны Божи­ей Мате­ри Дубо­вич­ской (XVI).

Фотографии

Икона Пресвятой Богородицы «Почаевская»

Ис­то­рия этой чу­до­твор­ной ико­ны Бо­го­ма­те­ри нераз­рыв­но свя­за­на с По­ча­ев­ским мо­на­сты­рём в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (Укра­и­на). На го­ре, где ныне рас­по­ло­же­на Успен­ская По­ча­ев­ская лав­ра, в 1240 го­ду по­се­ли­лись два ино­ка.

Расписание богослужений

Помочь нашему храму

Написать письмоПомощь храму