26 нояб­ря. Свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст, архи­епи­скоп Константинопольский
Свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст, архи­епи­скоп Кон­стан­ти­но­поль­ский, один из трех Все­лен­ских свя­ти­те­лей, родил­ся в Антио­хии ок. 347 года, в семье вое­на­чаль­ни­ка. Его отец, Секунд, умер вско­ре после рож­де­ния сына. Мать свя­то­го Иоан­на, Анфу­са, остав­шись в два­дцать лет вдо­вой,…

Свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст, архи­епи­скоп Кон­стан­ти­но­поль­ский, один из трех Все­лен­ских свя­ти­те­лей, родил­ся в Антио­хии ок. 347 года, в семье вое­на­чаль­ни­ка. Его отец, Секунд, умер вско­ре после рож­де­ния сына. Мать свя­то­го Иоан­на, Анфу­са, остав­шись в два­дцать лет вдо­вой, не ста­ла более выхо­дить замуж и отда­ла все силы вос­пи­та­нию сына в пра­ви­лах хри­сти­ан­ско­го бла­го­че­стия. Юно­ша учил­ся у луч­ших фило­со­фов и рито­ров. Но, пре­не­бре­гая сует­ны­ми зна­ни­я­ми языч­ни­ков, буду­щий свя­ти­тель рано обра­тил­ся к углуб­лен­но­му изу­че­нию Свя­щен­но­го Писа­ния и молит­вен­но­му созерцанию.

Свя­ти­тель Иоанн напи­сал “Шесть слов о свя­щен­стве”, вели­кое тво­ре­ние пра­во­слав­но­го пас­тыр­ско­го Бого­сло­вия. Четы­ре года про­вел свя­той в тру­дах пустын­ни­че­ско­го житель­ства, под­ви­за­ясь под руко­вод­ством опыт­но­го духов­но­го настав­ни­ка. Здесь были им напи­са­ны три кни­ги “Про­тив воору­жа­ю­щих­ся на ищу­щих мона­ше­ства” и сочи­не­ние “Срав­не­ние ино­ка с царем” (“Срав­не­ние вла­сти, богат­ства и пре­иму­ществ цар­ских с истин­ным и хри­сти­ан­ским любо­муд­ри­ем мона­ше­ской жиз­ни”), про­ник­ну­тые высо­ким пред­став­ле­ни­ем о досто­ин­стве ино­че­ско­го зва­ния. Два года свя­той соблю­дал пол­ное без­мол­вие, нахо­дясь в уеди­нен­ной пеще­ре. Для вос­ста­нов­ле­ния здо­ро­вья Иоанн дол­жен был воз­вра­тить­ся в Антио­хию. В 381 году свя­той епи­скоп Меле­тий Антио­хий­ский посвя­тил его во диа­ко­на. После­ду­ю­щие годы были посвя­ще­ны рабо­те над новы­ми бого­слов­ски­ми тво­ре­ни­я­ми: “О Про­ви­де­нии” (“К Ста­ги­рию подвиж­ни­ку”), “Кни­га о дев­стве”, “К моло­дой вдо­ве” (два сло­ва), “Кни­га о свя­том Вави­ле и про­тив Юли­а­на и язычников”.

В 386 году свя­той Иоанн был хиро­то­ни­сан епи­ско­пом Антио­хий­ским Фла­виа­ном во пре­сви­те­ра. На него воз­ло­жи­ли обя­зан­ность про­по­ве­до­вать Сло­во Божие. Свя­той Иоанн ока­зал­ся бле­стя­щим про­по­вед­ни­ком, и за ред­кий дар Бого­дох­но­вен­но­го сло­ва полу­чил от паст­вы наиме­но­ва­ние “Зла­то­уст”. Две­на­дцать лет свя­той, при сте­че­нии толп наро­да, обыч­но два­жды в неде­лю, а ино­гда – каж­до­днев­но, про­по­ве­до­вал в хра­ме, глу­бо­ко потря­сая серд­ца слушателей.

Рас­пу­щен­ность сто­лич­ных нра­вов, осо­бен­но импе­ра­тор­ско­го дво­ра, нашла в лице свя­ти­те­ля нели­це­при­ят­но­го обличителя.

Импе­ра­три­ца Евдок­сия не мог­ла стер­петь пра­вед­ные обли­че­ния свя­ти­те­ля и в мар­те 404 года, при её актив­ном уча­стии состо­ял­ся непра­вед­ный Собор, поста­но­вив­ший изгнать свя­то­го Иоан­на. По уда­ле­нии его из сто­ли­цы, пожар обра­тил в пепел храм Свя­той Софии и зда­ние сена­та. Вско­ре после­до­ва­ли опу­сто­ши­тель­ные набе­ги вар­ва­ров, а в октяб­ре 404 года умер­ла Евдок­сия. Даже языч­ни­ки виде­ли в этих собы­ти­ях небес­ное нака­за­ние за непра­вед­ное осуж­де­ние угод­ни­ка Божия.

Нахо­дясь в Арме­нии, свя­ти­тель еще более ста­рал­ся укре­пить сво­их духов­ных чад. В мно­го­чис­лен­ных пись­мах (их сохра­ни­лось 245) епи­ско­пам Азии, Афри­ки, Евро­пы и осо­бен­но сво­им дру­зьям в Кон­стан­ти­но­по­ле свя­той Иоанн уте­шал стра­да­ю­щих, настав­лял и под­дер­жи­вал сво­их при­вер­жен­цев. Зимой 406 года свя­ти­тель Иоанн был болез­нью при­ко­ван к посте­ли. Но вра­ги его не уни­ма­лись. Из сто­ли­цы при­шел при­каз пере­ве­сти свя­то­го Иоан­на в глу­хой Пити­ус (в Абха­зии). Исто­щен­ный болез­ня­ми свя­ти­тель в сопро­вож­де­нии кон­воя три меся­ца в дождь и зной совер­шал свой послед­ний пере­ход. В Кома­нах силы оста­ви­ли его. У скле­па свя­то­го Васи­лис­ка, уте­шен­ный явле­ни­ем муче­ни­ка (“Не уны­вай, брат Иоанн! Зав­тра мы будем вме­сте”), при­ча­стив­шись Свя­тых Таин, все­лен­ский свя­ти­тель со сло­ва­ми “Сла­ва Богу за все!” ото­шел к Гос­по­ду 14 сен­тяб­ря 407 года. Свя­тые мощи Иоан­на Зла­то­уста тор­же­ствен­но были пере­не­се­ны в Кон­стан­ти­но­поль в 438 году. Уче­ник свя­то­го Иоан­на, пре­по­доб­ный Иси­дор Пелу­си­от­ский, писал: “Дом Дави­дов укреп­ля­ет­ся, а дом Сау­лов сла­бе­ет, как ты видишь: он побе­дил бурю жиз­ни и пере­се­лил­ся в Небес­ный покой”.

Тро­парь, глас 8

Уст тво­и́х я́ко­же све́т­лость огня́ воз­си­я́в­ши бла­го­да́ть, /​все­ле́н­ную про­све­ти́: /​не среб­ро­лю́­бия ми́ро­ви сокро́ви­ща снис­ка́, /​высо­ту́ нам сми­рен­но­му́д­рия пока­за́. /​Но тво­и́­ми сло­ве­сы́ нака­зу́я, о́т­че Иоа́нне Зла­то­у́­сте, /​/​моли́ Сло́­ва Хри­ста́ Бо́­га спа­сти́­ся душа́м на́шим.

Кондак, глас 6

От Небе́с при­я́л еси́ Боже́ствен­ную бла­го­да́ть /​и тво­и́­ми уст­на́­ми вся учи́­ши /​покла­ня́ти­ся в Тро́и­це еди́­но­му Бо́­гу, /​Иоа́нне Зла­то­у́­сте, все­б­ла­же́нне пре­по­до́бне, /​досто́й­но хва́­лим тя: /​/​еси́ бо наста́в­ник, я́ко Боже́ствен­ная явля́я.

Вели­ча­ние

Вели­ча́ем тя, /​свя­ти́­те­лю о́т­че Иоа́нне, /​и чтим свя­ту́ю па́­мять тво­ю́, /​ты бо мо́­ли­ши о нас /​/​Хри­ста́ Бо́­га на́шего.

Молит­ва свя­ти­те­лю Иоан­ну Златоустому

О свя­ти́­те­лю вели́кий Иоа́нне Зла­то­у́­сте! Мно́­гая и раз­ли́ч­ная даро­ва́­ния от Го́с­по­да при­я́л еси́ и, я́ко раб бла­ги́й и ве́р­ный, вся да́н­ныя тебе́ тала́н­ты до́б­ре умно́­жил еси́: сего́ ра́­ди вои́­сти­ну все­ле́н­ский учи́­тель был еси́, я́ко всяк во́з­раст и вся́ко зва́­ние от тебе́ поуча́ет­ся. Ты еси́ отро­ко́м — послу­ша́­ния о́браз, ю́ным — цело­му́д­рия све­ти́­ло, муже́м — тру­до­лю́­бия наста́в­ник, ста́­рым — незло́­бия учи́­тель, и́но­ком — воз­дер­жа́­ния пра́ви­ло, моля́­щим­ся — вождь от Бо́­га вдох­но­ве́н­ный, му́д­ро­сти и́щу­щим — ума́ про­све­ти́­тель, вити́ям доб­ро­гла­го́­ли­вым — сло́­ва жива́­го исто́ч­ник неис­чер­па́е­мый, бла­го­тво­ря́­щим — мило­се́р­дия звез­да́, нача́ль­ству­ю­щим — прав­ле́­ния му́дра­го о́браз, пра́в­ды рев­ни́­те­лем — дерз­но­ве́­ния вдох­но­ви́­тель, пра́в­ды ра́­ди гони́­мым — тер­пе­́­ния наста́в­ник: всем вся был еси́, да вся́ко не́кия спа­се́­ши. Над все­́­ми же си́­ми стя­жа́л еси́ любо́вь, я́же есть соу́з совер­ше́н­ства, и то́ю, я́ко си́­лою Боже́ствен­ною, вся даро­ва́­ния во еди́­нем лице́ тво­е́м во еди́­но сово­ку­пи́л еси́, и ту́­юж­де любо́вь, раз­де­ле́н­ная при­ми­ря́­ю­щую, в тол­ко­ва́­нии сло­ве́с апо́столь­ских всем ве́р­ным про­по­ве́­дал еси́. Мы же гре́ш­нии, по еди́­но­му ки́йж­до сво­е́ даро­ва́­ние иму́­ще, еди­не́­ния ду́­ха в сою́­зе ми́­ра не и́ма­мы, быва́ем тще­сла́в­ни, друг дру́­га раз­дра­жа́­ю­ще, друг дру́­гу зави́­дя­ще: сего́ ра́­ди даро­ва́­ния на́­ша раз­де­ле́н­ная не в мир и спа­се́­ние, но во враж­ду́ и осуж­де́­ние нам явля́­ют­ся. Те́м­же к тебе́, свя­ти́­те­лю Бо́­жий, при­па́­да­ем, раз­до́ром обу­ре­ва́е­ми, и в сокру­ше́­нии се́рд­ца про́­сим: моли́тва­ми тво­и́­ми, отже­ни́ от сер­де́ц на́­ших вся́ку го́р­дость и за́висть, нас раз­де­ля́­ю­щия, да во мно́­зех у́дех еди́­но те́­ло цер­ко́в­ное бу́­дет, да по сло­ве­си́ тво­е­му́ моли́твен­но­му воз­лю́­бим друг дру́­га и еди­но­мы­́с­ли­ем испо­ве́­мы Отца́ и Сы́­на и Свя­та́­го Ду́­ха, Тро́и­цу Еди­но­су́щ­ную и Нераз­де́ль­ную, ны́не и при­́с­но и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

В этот день свя­тая Цер­ковь так­же празд­ну­ет память:

Мчч. Анто­ни­на, Ники­фо­ра и Гер­ма­на (ок. 308). Мц. Мане­фы (ок. 308).

Фотографии

Икона Пресвятой Богородицы «Почаевская»

Ис­то­рия этой чу­до­твор­ной ико­ны Бо­го­ма­те­ри нераз­рыв­но свя­за­на с По­ча­ев­ским мо­на­сты­рём в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (Укра­и­на). На го­ре, где ныне рас­по­ло­же­на Успен­ская По­ча­ев­ская лав­ра, в 1240 го­ду по­се­ли­лись два ино­ка.

Расписание богослужений

Помочь нашему храму

Написать письмоПомощь храму