25 янва­ря. Свя­ти­тель Сав­ва I, архи­епи­скоп Сербский
Свя­ти­тель Сав­ва, пер­вый архи­епи­скоп Серб­ский, в миру Рости­слав (Рас­т­ко), был сыном само­держ­ца Сер­бии Сте­фа­на Нема­ни и Анны, доче­ри гре­че­ско­го импе­ра­то­ра Рома­на. С ран­не­го дет­ства он усерд­но посе­щал цер­ков­ные служ­бы и питал осо­бую любовь к инокам. В…

Свя­ти­тель Сав­ва, пер­вый архи­епи­скоп Серб­ский, в миру Рости­слав (Рас­т­ко), был сыном само­держ­ца Сер­бии Сте­фа­на Нема­ни и Анны, доче­ри гре­че­ско­го импе­ра­то­ра Рома­на. С ран­не­го дет­ства он усерд­но посе­щал цер­ков­ные служ­бы и питал осо­бую любовь к инокам.

В сем­на­дца­ти­лет­нем воз­расте, встре­тив рус­ско­го ино­ка со Свя­той Горы Афон, Рости­слав тай­но оста­вил отчий дом и при­был в рус­ский Пан­те­ле­и­мо­нов мона­стырь. (По Про­мыс­лу Божию в год рож­де­ния свя­то­го – 1169 – древ­ний мона­стырь свя­то­го вели­ко­му­че­ни­ка и цели­те­ля Пан­те­ле­и­мо­на был отдан на веч­ное вла­де­ние рус­ским инокам.)

Отец его, узнав, что сын на Афоне, сна­ря­дил целую дру­жи­ну с вер­ным вое­во­дой и напи­сал пра­ви­те­лю обла­сти, куда вхо­дил Афон, что, если ему не вер­нут сына, он пой­дет на гре­ков вой­ной. При­быв в мона­стырь, вое­во­да велел глаз не спус­кать с Рости­сла­ва. Во вре­мя вечер­не­го Бого­слу­же­ния, когда упо­ен­ные вином вои­ны усну­ли, Рости­слав при­нял постриг (1186 г.) и послал роди­те­лям свою мир­скую одеж­ду, воло­сы и пись­мо. Инок Сав­ва сумел убе­дить сво­их дер­жав­ных роди­те­лей при­нять мона­ше­ство. Отец пре­по­доб­но­го (память пре­по­доб­но­го Сте­фа­на, во ино­че­стве Симео­на, царя Серб­ско­го, 13 фев­ра­ля) вме­сте с сыном под­ви­зал­ся в Вато­пед­ской оби­те­ли. На Афоне они обно­ви­ли серб­ский Хилен­дар­ский мона­стырь, и эта оби­тель полу­чи­ла зва­ние цар­ской ставропигии.

В Хилен­дар­ском мона­сты­ре пре­по­доб­ный Сав­ва был посвя­щен в диа­ко­на и затем во пре­сви­те­ра. В Солу­ни за свои ино­че­ские подви­ги на Свя­той Горе пре­по­доб­ный был удо­сто­ен сана архи­манд­ри­та. В 1219 году в Никее на празд­ник Успе­ния Пре­свя­той Бого­ро­ди­цы Все­лен­ский Пат­ри­арх Гер­ман руко­по­ло­жил архи­манд­ри­та Сав­ву в сан Архи­епи­ско­па всей Сер­бии. При этом пре­по­доб­ный Сав­ва испро­сил у гре­че­ско­го импе­ра­то­ра пра­во ищу­ще­му досто­ин­ства архи­епи­ско­па быть посвя­ща­е­мым в Сер­бии собо­ром епи­ско­пов, что было очень важ­но для того вре­ме­ни частых войн меж­ду восточ­ны­ми и запад­ны­ми вла­сти­те­ля­ми. При­быв из Никеи на Свя­тую Гору, свя­ти­тель в послед­ний раз обо­шел все мона­сты­ри, покло­нил­ся всем церк­вам и, вспо­ми­ная бла­жен­ное житие пустын­ных отцов, в глу­бо­ком сокру­ше­нии про­стил­ся с подвиж­ни­ка­ми, “исхо­дя из Свя­той Горы, как бы из неко­е­го Боже­ствен­но­го рая”. По пути с Афо­на, удру­чен­ный тяже­стью раз­лу­ки со Свя­той Горой, свя­ти­тель едва шел. Толь­ко сло­ва явив­шей­ся свя­то­му во сне Пре­свя­той Бого­ро­ди­цы – “имея Меня Спо­руч­ни­цею к Царю всех, Сыну и Богу Мое­му, о сих ли еще скор­бишь?” – выз­во­ли­ли его из уны­ния, пере­ме­нив печаль на радость. В память об этом явле­нии свя­ти­тель зака­зал в Солу­ни две боль­шие ико­ны Спа­си­те­ля и Божи­ей Мате­ри, постав­лен­ные им в церк­ви Фило­ка­лии. В Сер­бии дея­тель­ность Пер­во­свя­ти­те­ля по устрой­ству дел Церк­ви и оте­че­ства сопро­вож­да­лась мно­го­чис­лен­ны­ми зна­ме­ни­я­ми и чуде­са­ми. Во вре­мя Литур­гии и все­нощ­ной, когда свя­ти­тель при­хо­дил пока­дить над гро­бом сво­е­го отца, пре­по­доб­но­го Симео­на, свя­тые мощи исто­ча­ли бла­го­ухан­ное миро.

Свя­той Пер­во­свя­ти­тель обо­шел всю зем­лю Серб­скую, испра­вил ино­че­ские уста­вы по образ­цу афон­ских и пале­стин­ских, постро­ил и освя­тил мно­же­ство церк­вей, утвер­ждая пра­во­слав­ных в вере. Завер­шив свой подвиг на родине, свя­ти­тель, назна­чив сво­им пре­ем­ни­ком иеро­мо­на­ха Арсе­ния, руко­по­ло­жив его во епи­ско­па и пре­по­дав всем бла­го­сло­ве­ние, отпра­вил­ся в невоз­врат­ный путь, желая “окон­чить дни свои стран­ни­ком в зем­ле чужой”. Прой­дя всю Пале­сти­ну, Сирию и Пер­сию, Вави­лон, Еги­пет и Ана­то­лию, повсю­ду посе­щая свя­тые места, бесе­дуя с вели­ки­ми подвиж­ни­ка­ми, соби­рая свя­щен­ные остан­ки свя­тых, свя­ти­тель окон­чил свое стран­ствие в Тыр­но­ве, в Бол­га­рии, в доме род­ствен­ни­ка царя Аса­на, где с духов­ной радо­стью пре­дал свою душу Гос­по­ду († 1237).

При пере­не­се­нии свя­тых мощей свя­ти­те­ля Сав­вы в Сер­бию в 1237 году исце­ле­ния были столь мно­го­чис­лен­ны, что бол­га­ры ста­ли роп­тать на Аса­на, “зачем он усту­па­ет такое сокро­ви­ще”. На родине свя­ти­те­ля его чест­ные мощи были поло­же­ны в церк­ви Миле­ше­во, даруя исце­ле­ние всем при­хо­дя­щим с верою. Жите­ли Тыр­но­ва про­дол­жа­ли полу­чать исце­ле­ния от остат­ков гро­ба свя­ти­те­ля, кото­рые бла­го­че­сти­вый Асан при­ка­зал собрать вме­сте и поло­жить во вновь соору­жен­ную гробницу.

Насле­дие свя­ти­те­ля Сав­вы Серб­ско­го живет в пра­во­слав­ном Цер­ков­ном пре­да­нии сла­вян­ских наро­дов. С его име­нем свя­за­но пер­вое вве­де­ние Иеру­са­лим­ско­го Уста­ва в сла­вян­ских ино­че­ских оби­те­лях, по Типи­ку свя­то­го Сав­вы доныне живет Серб­ский Хилен­дар­ский мона­стырь на Афоне. При­над­ле­жа­щая свя­ти­те­лю редак­ция Корм­чей кни­ги с тол­ко­ва­ни­я­ми Алек­сия Ари­сти­на ста­ла наи­бо­лее рас­про­стра­нен­ной в Рус­ской Церк­ви. В 1270 году мит­ро­по­ли­ту Киев­ско­му Кирил­лу был при­слан из Бол­га­рии пер­вый спи­сок Корм­чей свя­то­го Сав­вы. С него была спи­са­на одна из древ­ней­ших рус­ских Корм­чих – Рязан­ская Корм­чая 1284 года. Она, в свою оче­редь, лег­ла в осно­ву печат­ной Корм­чей, издан­ной в 1653 году и неиз­мен­но с тех пор пере­из­да­вав­шей­ся в Рус­ской Церк­ви. Таков вклад свя­ти­те­ля Сав­вы в кано­ни­че­скую сокро­вищ­ни­цу Православия.

Тро­парь, глас 8

Правосла́вия наста́вниче, /​благоче́стия учи́телю и чисто­ты́, /​вселе́нныя свети́льниче, /​архиере́ов Богодухнове́нное удобре́ние, /​Са́вво прему́дре, /​уче́ньми твои́ми вся просвети́л еси́, /​цевни́це духо́вная, /​/​моли́ Хри­ста́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.

Кондак, глас 8

Я́ко первосвяти́теля вели́каго и апо́столов соо́бщника, /​Це́рковь прославля́ет тя люде́й твои́х, преподо́бне, /​но я́ко име́я дерзнове́ние ко Хри­сту́ Бо́гу, /​моли́твами твои́ми от вся́ких нас бед спаса́й, да зове́м ти: /​/​ра́дуйся, о́тче Са́вво Богому́дре.

Вели­ча­ние

Велича́ем тя, /​святи́телю о́тче Са́вво, /​и чтим святу́ю па́мять твою́, /​ты бо мо́лиши о нас /​/​Хри­ста́ Бо́га на́шего.

Молит­ва свя­ти­те­лю Сав­ве, пер­во­му архи­епи­ско­пу Сербскому

О свяще́нная гла­во́, пресла́вный чудотво́рче, святи́телю Христо́в Са́вво, Се́рбския зем­ли́ первопресто́льниче, храни́телю и просвети́телю, всех же христиа́н благонаде́жный пред Го́сподем предста́телю, тебе́ припа́даем и мо́лимся: даждь нам бы́ти прича́стником люб­ве́ тво­ея́ к Бо́гу и бли́жнему, е́юже при жи́зни свята́я душа́ твоя́ преиспо́лнена бысть. Оза­ри́ нас и́стиною, про­све­ти́ ум и се́рдце на́ше све́том Боже́ственнаго уче́ния, научи́ нас тебе́ подража́ти ве́рно, Бо́га и бли́жняго на́шего люби́ти и за́поведи Госпо́дни соверша́ти непогреши́тельно, да бу́дем и мы ча́да твоя́ не по и́мени то́кмо, но всем житие́м на́шим. Моли́ся, святы́й архиере́ю, о святе́й Правосла́вней Це́ркви и оте́честве твое́м земно́м, при́сно тя любо́вию чту́щем. При́зри благоутро́бно на вся́ку ду́шу ве́рных твои́х чти́телей, ми́лости и по́мощи тво­ея́ и́щущих, бу́ди всем нам в боле́знех цели́тель, в ско́рбех уте́шитель, в печа́лех посети́тель, в беда́х и ну́ждах помо́щник, в час же сме́ртный ми́лостивый покрови́тель и защи́титель, да, при по́мощи моли́тв твои́х святы́х, сподо́бимся и мы гре́шнии спасе́ние ве́рное получи́ти и ца́рствие Христо́во унасле́довати. Ей, свя́тче Бо́жий, не посра­ми́ упова́ния на́шего, е́же на тя кре́пко возлага́ем, но яви́ нам твое́ многомо́щное заступле́ние, да сла́вим и пое́м ди́внаго во святы́х Свои́х Бо́га Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, все­гда́, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

В этот день свя­тая Цер­ковь так­же празд­ну­ет память:

Попраздн­ство Бого­яв­ле­ния. Мц. Тати­а­ны и с нею в Риме постра­дав­ших (226 – 235). Прп. Мар­ти­ни­а­на Бело­е­зер­ско­го (1483). Мч. Мер­тия (ок. 284 – 305). Мч. Пет­ра Авес­са­ло­ми­та (Аний­ско­го) (ок. 309 – 310). Пре­по­доб­ной Евпрак­сии, девы Тавен­ской (393). Ико­ны Божи­ей Мате­ри «Мле­ко­пи­та­тель­ни­ца». Вось­ми муче­ни­ков в Никее постра­дав­ших. Прп. Галак­ти­о­на Бело­е­зер­ско­го (1506). Свя­тых Силу­а­на и Мака­рия. Икон Божи­ей Мате­ри, име­ну­е­мых “Ака­фист­ная-Хилен­дар­ская” и “Попская”.

Фотографии

Икона Пресвятой Богородицы «Почаевская»

Ис­то­рия этой чу­до­твор­ной ико­ны Бо­го­ма­те­ри нераз­рыв­но свя­за­на с По­ча­ев­ским мо­на­сты­рём в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (Укра­и­на). На го­ре, где ныне рас­по­ло­же­на Успен­ская По­ча­ев­ская лав­ра, в 1240 го­ду по­се­ли­лись два ино­ка.

Расписание богослужений

Помочь нашему храму

Написать письмоПомощь храму