25 янва­ря. Ико­на Божи­ей Мате­ри “Мле­ко­пи­та­тель­ни­ца”
Ико­на Божи­ей Мате­ри “Мле­ко­пи­та­тель­ни­ца” явля­ет­ся одним из луч­ших образ­цов визан­тий­ской шко­лы и име­ет бога­тую исто­рию, свя­зан­ную с име­нем свя­то­го Сав­вы Освя­щен­но­го, в Лав­ре кото­ро­го близ Иеру­са­ли­ма она пер­во­на­чаль­но и нахо­ди­лась. Свя­той осно­ва­тель Лав­ры при кон­чине сво­ей…

Ико­на Божи­ей Мате­ри “Мле­ко­пи­та­тель­ни­ца” явля­ет­ся одним из луч­ших образ­цов визан­тий­ской шко­лы и име­ет бога­тую исто­рию, свя­зан­ную с име­нем свя­то­го Сав­вы Освя­щен­но­го, в Лав­ре кото­ро­го близ Иеру­са­ли­ма она пер­во­на­чаль­но и нахо­ди­лась. Свя­той осно­ва­тель Лав­ры при кон­чине сво­ей в 532 году пред­ска­зал бра­тии, что Лав­ру посе­тит соимен­ный ему цар­ствен­ный палом­ник из Сер­бии Сав­ва, и пове­лел пере­дать ему в бла­го­сло­ве­ние чудо­твор­ную ико­ну. Это и про­изо­шло через шесть сто­ле­тий – в ХIII веке. Свя­ти­тель Сав­ва Серб­ский при­вез образ Божи­ей Мате­ри “Мле­ко­пи­та­тель­ни­ца” в Хилен­дар­ский мона­стырь на Свя­той Горе Афон и поста­вил ее в церк­ви при Карей­ской кел­лии по пра­вую сто­ро­ну ико­но­ста­са – это обсто­я­тель­ство неволь­но обра­ща­ет на себя вни­ма­ние, т.к. по пра­вую сто­ро­ну от Цар­ских врат обык­но­вен­но поме­ща­ет­ся ико­на Свя­той Тро­и­цы или Спа­си­те­ля. Впо­след­ствии цер­ковь была назва­на Типи­кар­ни­цей, так как там хра­нил­ся устав свя­ти­те­ля Саввы.

Наи­бо­лее извест­ные чудо­твор­ные спис­ки ико­ны есть так­же в Рос­сии, в Москве и на Укра­ине, в Одес­се, а так­же в Гре­ции и на Свя­той Зем­ле. Исто­рия появ­ле­ния этих спис­ков в нашей стране свя­за­на с име­нем пре­по­доб­но­го Гав­ри­и­ла Афонского.

В глав­ном при­де­ле мос­ков­ско­го Ело­хов­ско­го Бого­яв­лен­ско­го собо­ра поме­ще­на ико­на Божи­ей Мате­ри “Мле­ко­пи­та­тель­ни­ца” со сле­ду­ю­щей над­пи­сью: “Сия свя­тая ико­на напи­са­на и освя­ще­на на Свя­той Афон­ской Горе в ски­ту свя­то­го про­ро­ка Илии и посы­ла­ет­ся в дар и бла­го­сло­ве­ние в цар­ству­ю­щий град Моск­ву в храм Бого­яв­ле­ния, что на Ело­хо­вом поле. В неза­бвен­ную память 2‑месячного пре­бы­ва­ния в оном хра­ме чудо­твор­но­го обра­за Пре­свя­той Бого­ро­ди­цы “Мле­ко­пи­та­тель­ни­ца”, при­над­ле­жа­щей выше­ска­зан­но­му ски­ту в быт­ность насто­я­те­ля архи­манд­ри­та Гав­ри­и­ла. 1894 год”.

В Одес­се спи­сок чудо­твор­ной ико­ны Божи­ей Мате­ри “Мле­ко­пи­та­тель­ни­ца”, при­ве­зен­ный пре­по­доб­ным Гав­ри­и­лом Афон­ским, нахо­дит­ся в Свя­то-Успен­ском муж­ском монастыре.

Есть еще одна ико­на Пре­свя­той Бого­ро­ди­цы “Мле­ко­пи­та­тель­ни­ца”.

Она была обре­те­на в 1650 году на высо­ком дере­ве в уро­чи­ще Кре­сто­гор­ске не дале­ко от Мин­ска. На месте ее явле­ния был постро­ен храм в честь Успе­ния Божи­ей Мате­ри. Поме­ща­ет­ся образ над цар­ски­ми вра­та­ми и посред­ством осо­бо­го меха­низ­ма спус­ка­ет­ся вниз для того, что­бы бого­моль­цы мог­ли к нему при­ло­жить­ся. Оста­лось мно­го пре­да­ний о чудо­твор­ной силе этой ико­ны, она помо­га­ла при избав­ле­нии от раз­лич­ных бед и недугов.

Празд­но­ва­ние обра­зу Пре­свя­той Бого­ро­ди­цы “Мле­ко­пи­та­тель­ни­цы” уста­нов­ле­но в день памя­ти свя­ти­те­ля Сав­вы Сербского.

Тро­парь, глас 3

Без се́мене от Боже́ственнаго Ду́ха, /​во́лею же Óтчею зача­ла́ еси́ Сы́на Бо́жия, /​от Отца́ без ма́тере пре́жде век су́ща, /​нас же ра́ди из Тебе́ без отца́ бы́вша, /​пло́тию роди­ла́ еси́ /​и Младе́нца млеко́м пита́ла еси́, /​те́мже не преста́й моли́ти /​/​изба́витися от бед душа́м на́шим.

Кондак, глас 5

Душ на́ших чу́вствия очи́стивше, /​у́зрим на ико́не та́инство пресла́вное, /​Твор­ца́ Вселе́нныя и Го́спода вы́шних сил, /​во объя́тиих держи́ма и от сос­цу́ Твое́ю я́ко Младе́нца пита́ема, /​и, со стра́хом и ра́достию покланя́ющеся Тебе́ /​и ро́ждшемуся от Тебе́ Спа́су на́шему, воззове́м: /​/​ра́дуйся, Влады́чице, жиз́ни на́шея Пита́тельнице.

Вели­ча­ние

Велича́ем Тя, /​Пресвята́я Де́во, /​Млекопита́тельнице Спа́са на́шего, /​и чтим о́браз Твой святы́й, /​от него́же благода́ть исцеле́ния /​/​нам при́сно подае́ши.

Молит­ва Пре­свя­той Бого­ро­ди­це пред ико­ной Ея «Мле­ко­пи­та­тель­ни­ца»

При­и­ми́, Гос­по­же́ Богороди́тельнице, сле́зная моле́ния рабо́в Твои́х, к Тебе́ притека́ющих. Зрим Тя на святе́й ико́не, на рука́х нося́щую и млеко́м пита́ющую Сы́на Тво­е­го́ и Бо́га на́шего, Го́спода Иису́са Хри­ста́. А́ще и безболе́зненно роди­ла́ еси́ Его́, оба́че ма́терния ско́рби ве́си и не́мощи сыно́в и дще́рей челове́ческих зри́ши. Те́мже те́пле припа́дающе к цельбоно́сному о́бразу Тво­е­му́ и умиле́нно сей лобыза́юще, мо́лим Тя, всеми́лостивая Влады́чице: нас, гре́шных, осужде́нных в боле́знех роди́ти и в печа́лех пита́ти ча́да на́ша, ми́лостивно поща­ди́ и сострада́тельно засту­пи́, младе́нцы же на́ша, та́кожде и роди́вшия их, от тя́жкаго неду́га и го́рькия ско́рби изба́ви. Да́руй им здра́вие и благомо́щие, да и пита́емии от си́лы в си́лу возраста́ти бу́дут, и пита́ющия их испо́лнятся ра́достию и утеше́нием, я́ко да и ны́не предста́тельством Твои́м из уст младе́нец и ссу́щих Госпо́дь соверши́т хва­лу́ Свою́. О Ма́ти Сы́на Бо́жия! Умилосе́рдися на ма́тери сыно́в челове́ческих и на немощны́я лю́ди Твоя́: постига́ющия нас боле́зни ско́ро исце­ли́, належа́щия на нас ско́рби и печа́ли уто­ли́, и не пре́зри слез и воздыха́ний рабо́в Твои́х. Услы́ши нас в день ско́рби пред ико́ною Твое́ю припа́дающих, и в день ра́дости и избавле́ния при­и­ми́ благода́рная хвале́ния серде́ц на́ших. Воз­не­си́ моль­бы́ на́ша к престо́лу Сы́на Тво­е­го́ и Бо́га на́шего, да ми́лостив бу́дет ко грехо́м и немоще́м на́шим и проба́вит ми́лость Свою́ ве́дущим и́мя Его́, я́ко да и мы, и ча́да на́ша, просла́вим Тя, милосе́рдую Засту́пницу и ве́рную наде́жду ро́да на́шего, во ве́ки веко́в. Ами́нь.

В этот день свя­тая Цер­ковь так­же празд­ну­ет память:

Попраздн­ство Бого­яв­ле­ния. Мц. Тати­а­ны и с нею в Риме постра­дав­ших (226 – 235). Свт. Сав­вы, архи­еп. Серб­ско­го (1237). Прп. Мар­ти­ни­а­на Бело­е­зер­ско­го (1483). Мч. Мер­тия (ок. 284 – 305). Мч. Пет­ра Авес­са­ло­ми­та (Аний­ско­го) (ок. 309 – 310). Пре­по­доб­ной Евпрак­сии, девы Тавен­ской (393). Вось­ми муче­ни­ков в Никее постра­дав­ших. Прп. Галак­ти­о­на Бело­е­зер­ско­го (1506). Свя­тых Силу­а­на и Мака­рия. Икон Божи­ей Мате­ри, име­ну­е­мых “Ака­фист­ная-Хилен­дар­ская” и “Попская”.

Фотографии

Икона Пресвятой Богородицы «Почаевская»

Ис­то­рия этой чу­до­твор­ной ико­ны Бо­го­ма­те­ри нераз­рыв­но свя­за­на с По­ча­ев­ским мо­на­сты­рём в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (Укра­и­на). На го­ре, где ныне рас­по­ло­же­на Успен­ская По­ча­ев­ская лав­ра, в 1240 го­ду по­се­ли­лись два ино­ка.

Расписание богослужений

Помочь нашему храму

Написать письмоПомощь храму