25 октяб­ря. Пере­не­се­ние из Маль­ты в Гат­чи­ну части дре­ва Живо­тво­ря­ще­го Кре­ста Гос­под­ня, Филерм­ской ико­ны Божи­ей Мате­ри и дес­ной руки свя­то­го Иоан­на Крестителя 
В 326 г. про­изо­шло чудес­ное обре­те­ние на Гол­го­фе Кре­ста Гос­под­ня св. цари­цею Еле­ною. Вско­ре же после это­го по цар­ско­му пове­ле­нию был зало­жен здесь новый храм Вос­кре­се­ния Хри­сто­ва, кото­ро­му суж­де­но было сде­лать­ся на дол­гие годы хра­ни­те­лем сей…

В 326 г. про­изо­шло чудес­ное обре­те­ние на Гол­го­фе Кре­ста Гос­под­ня св. цари­цею Еле­ною. Вско­ре же после это­го по цар­ско­му пове­ле­нию был зало­жен здесь новый храм Вос­кре­се­ния Хри­сто­ва, кото­ро­му суж­де­но было сде­лать­ся на дол­гие годы хра­ни­те­лем сей вели­кой свя­ты­ни все­го хри­сти­ан­ско­го мира. Но ее нель­зя пред­став­лять во всей цело­сти, како­вою она была при обре­те­нии. Пре­да­ние сооб­ща­ет нам о мно­гих частях Кре­ста Гос­под­ня, еще в глу­бо­кой древ­но­сти отде­лен­ных от него и раз­не­сен­ных по всем кон­цам мира. Хра­нил эти части­цы Восток, хра­нил и хри­сти­ан­ский Запад. Точ­но так­же и Свя­тая Русь в 1000-лет­ний пери­од сво­ей хри­сти­ан­ской жиз­ни не раз полу­ча­ла с Восто­ка части Живо­тво­ря­ще­го Кре­ста Гос­под­ня. Одну из этих частиц она полу­чи­ла с Запа­да от рыца­рей Маль­тий­ско­го ордена.

В одно вре­мя с части­цею Кре­ста Гос­под­ня с ост­ро­ва Маль­ты была пере­не­се­на на Русь иоан­ни­та­ми и дру­гая, дол­гое вре­мя хра­ни­мая свя­ты­ня: Филерм­ская ико­на Божи­ей Мате­ри — Оди­гит­рия. Иду­щее от глу­бо­кой древ­но­сти пре­да­ние гла­сит, что напи­са­на она была свя­тым еван­ге­ли­стом Лукою и освя­ще­на бла­го­сло­ве­ни­ем Самой Приснодевы.

Во вре­мя чет­вер­то­го кре­сто­во­го похо­да ико­на Оди­гит­рии вме­сте со мно­ги­ми дру­ги­ми свя­ты­ня­ми Кон­стан­ти­но­по­ля была взя­та кре­сто­нос­ца­ми из Вла­херн­ской церк­ви и отправ­ле­на на Запад. Пере­не­сен­ная сно­ва в Пале­сти­ну, она доста­лась иоан­ни­там. Ико­на была неотъ­ем­ле­мой их соб­ствен­но­стью во вре­мя всех их даль­ней­ших пере­се­ле­ний, пока они не при­нес­ли ее в дар импе­ра­то­ру Павлу.

Дес­ная (пра­вая) рука свя­то­го Иоан­на Кре­сти­те­ля явля­ет­ся тре­тьей свя­ты­ней, в честь кото­рой на Руси уста­нов­ле­но празднование.

По пре­да­нию, иду­ще­му от глу­бо­кой древ­но­сти, св. еван­ге­лист Лука, про­по­ве­дуя Хри­ста в Сева­стии, покло­нил­ся остан­кам мощей Его Кре­сти­те­ля и про­сил жите­лей Сева­стии доз­во­лить ему пере­не­сти их в Антио­хию, где бы они мог­ли быть спа­се­ны от пору­га­ния и истреб­ле­ния невер­ны­ми. Но сева­стий­цы поз­во­ли­ли ему взять толь­ко дес­ни­цу Кре­сти­те­ля, кото­рая с бла­го­го­ве­ни­ем и была пере­не­се­на им в Антиохию.

В 639 году пала Антио­хия, а вме­сте с нею под­па­ла мусуль­ман­ско­му пле­не­нию и дес­ни­ца Кре­сти­те­ля. Мно­го раз визан­тий­ские импе­ра­то­ры пыта­лись взять ее из Антио­хии, но все ста­ра­ния их не дости­га­ли желан­ной цели. Нако­нец, Гос­подь судил хри­сти­ан­ской свя­тыне быть пере­не­сен­ною из пора­бо­щен­но­го нечи­сти­вым наро­дом горо­да в сто­ли­цу хри­сти­ан­ско­го цар­ства — Константинополь.

Когда Кон­стан­ти­но­поль пал под натис­ком турок (1453г.), всту­пив­ший в него сул­тан Маго­мет II при­ка­зал дес­ни­цу Кре­сти­те­ля наря­ду с дру­ги­ми хри­сти­ан­ски­ми свя­ты­ня­ми поло­жить в его цар­скую сокро­вищ­ни­цу и запе­ча­тать его печатью.

Но на защи­ту пору­ган­но­го горо­да и его пору­ган­ных свя­тынь вос­стал упо­мя­ну­тый выше Орден иоан­ни­тов, имев­ший в это вре­мя местом сво­е­го пре­бы­ва­ния ост­ров Родос. Они не толь­ко муже­ствен­но отра­зи­ли все напа­де­ния турок на этом ост­ро­ве, но и ста­ли угро­жать их соб­ствен­ным вла­де­ни­ям. Тогда пре­ем­ник Маго­ме­та II-го, Баязет II, желая при­об­ре­сти рас­по­ло­же­ние иоан­ни­тов к себе, послал в дар маги­стру их Орде­на дес­ни­цу Кре­сти­те­ля (1484 г.). Вез­де, куда толь­ко ни пере­се­ля­лись иоан­ни­ты, выстра­и­ва­лись церк­ви в честь Кре­сти­те­ля, а с этих пор вме­сте с каж­дым пере­се­ле­ни­ем пере­но­си­лась в новые церк­ви и его дес­ни­ца. Такая же цер­ковь впо­след­ствии бьша выстро­е­на маги­стром Орде­на и на ост­ро­ве Мальта.

Когда Маль­та взя­та была Напо­лео­ном и коро­на маги­стра Орде­на пере­шла к рус­ско­му импе­ра­то­ру Пав­лу Пет­ро­ви­чу, еще в дет­стве вос­хи­щав­ше­му­ся слав­ною исто­ри­ей Маль­тий­ских рыца­рей, бла­го­дар­ные ему за покро­ви­тель­ство иоан­ни­ты реши­ли пере­дать в его вла­де­ние все три вели­ких сокро­ви­ща, ни с одним из кото­рых нико­гда еще они не расставались.

Дес­ни­ца Иоан­на Кре­сти­те­ля была пер­вою из свя­тынь, пере­ве­зен­ных ими в Рос­сию. В 1798 году она вре­мен­но была поме­ще­на в орден­скую капел­лу, нахо­див­шу­ю­ся в Петер­бур­ге. В сле­ду­ю­щем же 1799 году 12 октяб­ря (с/​и. стиль — прим. ред.) были пере­ве­зе­ны в Гат­чи­ну вме­сте с нею и осталь­ные две свя­ты­ни: части­ца Кре­ста Гос­под­ня и Филерм­ская ико­на Божи­ей Мате­ри. Все подроб­но­сти это­го тор­же­ствен­но­го собы­тия впо­след­ствии были вне­се­ны в служ­бу, состав­лен­ную по пору­че­нию Свя­щен­но­го Сино­да на день 12 октября.

Для хра­не­ния свя­тынь и раз­ме­ще­ния маль­тий­ских рыца­рей было нача­то стро­и­тель­ство в Гат­чине на окра­ине двор­цо­во­го пар­ка неболь­шо­го мона­сты­ря во имя свя­щен­но­му­че­ни­ка Хар­лам­пия. Во вре­мя же пре­бы­ва­ния импе­ра­то­ра в Гат­чине местом хра­не­ния свя­тынь явля­лась двор­цо­вая цер­ковь во имя Свя­той Троицы.

После убий­ства заго­вор­щи­ка­ми импе­ра­то­ра Пав­ла I стро­и­тель­ство мона­сты­ря было пре­кра­ще­но, свя­ты­ни хра­ни­лись в хра­ме Зим­не­го двор­ца в Петер­бур­ге. В 1852 году, когда по лич­но­му ука­за­нию импе­ра­то­ра Нико­лая Пав­ло­ви­ча был постро­ен в Гат­чине собор св. апо­сто­ла Пав­ла — в честь небес­но­го покро­ви­те­ля Пав­ла I, с это­го вре­ме­ни свя­ты­ни еже­год­но на десять дней — с 12 по 22 октяб­ря (ст. стиль) пере­но­си­лись из Петер­бур­га в гат­чин­ский Пав­лов­ский собор для покло­не­ния народу.

После октябрь­ско­го пере­во­ро­та цер­ковь Зим­не­го двор­ца была раз­граб­ле­на, но свя­ты­ни уда­лось спа­сти. Они ока­за­лись в риз­ни­це Архан­гель­ско­го собо­ра Мос­ков­ско­го Крем­ля. Затем, по бла­го­сло­ве­нию Свя­тей­ше­го Пат­ри­ар­ха Тихо­на, свя­ты­ни были пере­ве­зе­ны в Гат­чи­ну, в Пав­лов­ский собор.

13 октяб­ря 1919 г. насто­я­тель собо­ра про­то­и­е­рей о. Иоанн Бого­яв­лен­ский (буду­щий епи­скоп Иси­дор и духов­ник буду­ще­го Пат­ри­ар­ха Мос­ков­ско­го и всея Руси Алек­сия II) увез свя­ты­ни в Эсто­нию, спас их таким обра­зом от изъ­я­тия боль­ше­ви­ка­ми и поругания.

Затем они были достав­ле­ны в Копен­га­ген, где их пере­да­ли вдов­ству­ю­щей импе­ра­три­це Марии Федо­ровне. После ее смер­ти в 1928 г., доче­ри — вели­кие кня­ги­ни Ксе­ния и Оль­га, пере­да­ли Филерм­скую ико­ну гла­ве Зару­беж­ной Рус­ской Церк­ви мит­ро­по­ли­ту Анто­нию (Хра­по­виц­ко­му), кото­рый поме­стил ее в пра­во­слав­ном собо­ре Бер­ли­на. Епи­скоп Тихон, окорм­ляв­ший пра­во­слав­ную паст­ву Бер­ли­на, в 1932 г. пере­дал эту ико­ну и осталь­ные маль­тий­ские свя­ты­ни в пра­во­слав­ную Сер­бию — серб­ской коро­лев­ской дина­стии в знак бла­го­дар­но­сти за то, что Сер­бия дала при­ют мно­гим рус­ским эмигрантам.

Даль­ней­шая судь­ба чти­мых свя­тынь тако­ва. Король Петр III Кара­ге­ор­ги­е­вич, уез­жая в апре­ле 1941 г. в Вели­ко­бри­та­нию, пере­дал Серб­ско­му Пат­ри­ар­ху Гав­ри­и­лу свя­ты­ни на сохра­не­ние. Вме­сте с дру­ги­ми сокро­ви­ща­ми коро­лев­ской дина­стии они были спря­та­ны в под­по­лье келий насто­я­те­ля чер­но­гор­ско­го мона­сты­ря св. Васи­лия Острож­ско­го архи­манд­ри­та Леон­тия (Мит­ро­ви­ча), где и хра­ни­лись десять лет. Свя­ты­ни были неза­кон­но изъ­яты ком­му­ни­сти­че­ски­ми вла­стя­ми Юго­сла­вии в ходе кам­па­нии по кон­фис­ка­ции цер­ков­ных ценностей.

Лишь в 1993 г. дес­ная рука св. Иоан­на Кре­сти­те­ля и часть Живо­тво­ря­ще­го Кре­ста Гос­под­ня были пере­да­ны в Цетин­ский мона­стырь Рож­де­ства Пре­свя­той Бого­ро­ди­цы. Филерм­ская ико­на Божи­ей Мате­ри по-преж­не­му нахо­дит­ся в наци­о­наль­ном музее г. Цети­нье (Чер­но­го­рия).

После того, как свя­ты­ни поки­ну­ли Рус­скую зем­лю, в Пав­лов­ском собо­ре г. Гат­чи­ны были изго­тов­ле­ны «копии» их, т.е. живо­пис­ные изоб­ра­же­ния дес­ной руки св. Иоан­на Пред­те­чи и Филерм­ской ико­ны Божи­ей Мате­ри. Изго­то­вил их свя­щен­ник Алек­сий Бла­го­ве­щен­ский, он же сшил для них пре­крас­ные ризы. (о. Алек­сий слу­жил в Пав­лов­ском собо­ре с 1919 по фев­раль 1938 г. По делу «цер­ков­ни­ков» он был аре­сто­ван 24.02. 1938 г., рас­стре­лян в Ленинграде).

В этот день свя­тая Цер­ковь так­же празд­ну­ет память:

Мчч. Про­ва, Тара­ха и Анд­ро­ни­ка (304). Прп. Кос­мы, еп. Маи­ум­ско­го, твор­ца кано­нов (ок. 787). Прпп. Амфи­ло­хия (1452) с Дио­ни­си­ем (1437) Глу­шиц­ких. Иеру­са­лим­ской ико­ны Божи­ей Мате­ри (48). Руд­нен­ской ико­ны Божи­ей Мате­ри (1687). Калуж­ской ико­ны Божи­ей Мате­ри (1812). Прмч. Лав­рен­тия (Лев­чен­ко), Оптин­ско­го, иером. (1937). Мц. Дом­ни­ки (286). Свт. Мар­ти­на Мило­сти­во­го, еп. Тур­ско­го (ок. 400). Св. Иоан­на Лет­ни­ко­ва исп. (1930). Сщмч. Алек­сандра Поз­де­ев­ско­го пре­св. (1940). Свт. Нико­лая исп., митр. Алма-Атин­ско­го (1955). Яро­слав­ской-Смо­лен­ской ико­ны Божи­ей Мате­ри (1642).

Фотографии

Икона Пресвятой Богородицы «Почаевская»

Ис­то­рия этой чу­до­твор­ной ико­ны Бо­го­ма­те­ри нераз­рыв­но свя­за­на с По­ча­ев­ским мо­на­сты­рём в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (Укра­и­на). На го­ре, где ныне рас­по­ло­же­на Успен­ская По­ча­ев­ская лав­ра, в 1240 го­ду по­се­ли­лись два ино­ка.

Расписание богослужений

Помочь нашему храму

Написать письмоПомощь храму