О происхождении и ранних годах жизни прп. Ферапонта сведений не сохранилось.
Около 1580 г. в Костромской Крестовоздвиженский монастырь вступил некий таинственный пришлец, муж преклонных лет, и принял постриг с именем Ферапонт. Вопрошавшим его он сказал уклончиво, что в Москве он был «соседом святого Василия Блаженного». А так как блаженный Василий не имел жилища, а жил на улицах, то предположили, что незнакомец прежде юродствовал, подобно ему, на улицах Москвы. По другому предположению, он мог служить в соборе Василия Блаженного.
В монастыре он пробыл 13 лет. Подвизался он наипаче в смиренном послушании и скоро стяжал почитание всех. Узнали о нем и в городе и стали приходить к нему. Тогда он решил уйти оттуда. Были в то время в Павло-Обнорском монастыре два инока, духовных друга, Адриан и Пафнутий. Им явился, каждому отдельно, во сне неизвестный инок и повелел основать обитель, в которой настоятелем должен стать старец Адриан, на берегу лесистой реки Монзы, при впадении ее в Кострому; причем явившийся прибавил, что место это будет указано чудом и на нем явится святой. Так и случилось: когда там воздвигли часовню, то в ней получили исцеление два отрока. А отцы их рассказали, что каждому из них явился во сне неизвестный инок и сказал, что сын его будет исцелен в обители старца Адриана. В это время старец Пафнутий был назначен настоятелем Чудова монастыря в Москве.
Через некоторое время преподобный Ферапонт сам пришел в Благовещенскую обитель, именовавшуюся также Адриановой пустынью, и просил игумена, старца Адриана, стать его духовным отцом. Во время исповеди Адриан был потрясен душевной чистотой преподобного, силой его веры. Два года пребывания преподобного Ферапонта в Монзенском монастыре были временем великого смирения, кротости и аскетических подвигов. Благовещенский монастырь был всегда дорог преподобному: он чудесно содействовал его устроению и перенесению на новое место, защищал от недоброжелателей, чудесно изыскивал средства для его содержания, поэтому монастырь со временем стал именоваться Ферапонтовым, а сам прп. Ферапонт стал считаться его основателем.
Его учеником и сподвижником был прп. Феодосий Монзенский.
11 декабря 1597 г. прп. Ферапонт причастился Святых Христовых Тайн, простился с игуменом и братией и предсказал им свою кончину. Он казался совершенно здоровым. Игумена он попросил после кончины напоить его святой водой. Когда на другой день, в Неделю святых праотцев, пришли к нему, то нашли его скончавшимся. Он был одет в полное иноческое облачение. Лик его был покрыт параманом. У изголовья его стояла кадильница с горячими угольями и ладаном, и благоухание распространялось по всему монастырю и далеко за пределы его. Когда, во исполнение его последней воли, о. Адриан напоил его святой водой, лик его просветился. При этом инок Протасий получил исцеление от болезни глаз, которой страдал с детства.
В летописи монастыря описаны многочисленные исцеления, происходившие у гроба преподобного. Однажды святой спас суда от гибели при прохождении через «пороги» на реке Костроме, прямо против Благовещенского монастыря, причем некоторые видели благолепного старца, садившегося на корму каждого струга и правившего в опасном месте. Также, явившись во сне игумену монастыря, преподобный предсказал голод 1601 года и повелел запасти больше хлеба.
Между 1617 и 1618 гг. гроб прп. Ферапонта стал подниматься из земли. Были обретены его нетленные мощи, причем даже ризы были целыми. Погребли их опять в Благовещенском соборе под спудом.
В настоящее время Благовещенская церковь села Курилово, в стенах которой пребывают под спудом святые мощи преподобных Ферапонта, Адриана и Феодосия Монзенских, после закрытия в тридцатых годах XX века возвращена Костромской епархии.
Тропарь, глас 8
Любо́вию Христо́вою, Богому́дре, просвети́вся и доброде́тельми /сожи́тельствовал еси́ Васи́лию блаже́нному, /и, вся́кое наслажде́ние плотско́е возненави́дев, /в пусты́ню всели́лся еси́, /в ней же вельми́ подвиза́лся еси́, в жи́зни сей вре́менней /плоть умершвля́я свою́ в пе́ниих, и во бде́ниих, и в поще́ниих. /Те́мже и Христо́с да́ром чуде́с обогати́ тя, /но помина́й у́бо нас, чту́щих пресве́тлую па́мять твою́, /преподо́бне о́тче Ферапо́нте, //и моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.
Кондак, глас 8
Возложи́в себе́ Бо́гу от ю́ности, преподо́бне, /Того́ па́че всех возлюби́в, /и Тому́ от всея́ души́ любо́вию после́довал еси́, /тле́нная и кра́сная ми́ра нивочто́же вмени́в, в пусты́ню всели́вся, /в ней же до́бре подвиза́лся еси́ проти́ву неви́димых враго́в ко́зней /и, я́ко светоза́рное со́лнце, в конце́х Га́лическия земли́ возсия́л еси́, /отону́ду же, веселя́ся, преше́л еси к Небе́сным оби́телем, /и ны́не со А́нгелы Влады́чню Престо́лу предстоя́, /помина́й нас, чту́щих па́мять твою́, да зове́м ти: //ра́дуйся, Ферапо́нте, о́тче наш.
Величание
Ублажа́ем тя, /преподо́бне о́тче Ферапо́нте, /и чтим святу́ю па́мять твою́, /наста́вниче мона́хов //и собесе́дниче а́нгелов.
Молитва преподобному Ферапонту Монзенскому
О, преподо́бный о́тче, вели́кий засту́пниче, ско́рый услы́шателю, уго́дниче Бо́жий и чудотво́рче Ферапо́нте! Не забу́ди ны, я́коже обеща́лся еси́, посеща́й ча́да твоя́; а́ще бо и отше́л еси́ от нас те́лом, но ду́хом при́сно с на́ми пребыва́еши. Мо́лим у́бо тя, о, преподо́бне о́тче: изба́ви ны от огня́ и меча́, от наше́ствия иноплеме́нных и междоусо́бныя бра́ни и от тлетво́рных ветро́в и от внеза́пныя сме́рти и от всех прило́г вра́жиих, находя́щих на ны. Услы́ши ны гре́шныя, прими́ моли́тву и моле́ние на́ше, е́же к тебе́, я́ко кади́ло благово́нное и я́ко же́ртву благоприя́тную, прино́сим. Умерщвле́нныя злы́ми де́лы, словесы́ и помышле́ньми ду́ши на́ша, преподо́бне о́тче, оживи́ и возста́ви. И я́коже мно́ги приходя́щыя к цельбоно́сному твоему́ гро́бу с ве́рою, вся́кими скорбьми́ и боле́зньми лю́те стра́ждущыя исцели́л еси́, та́ко и нас исцели́ от неду́гов душе́вных и теле́сных. Исто́ргни нас из глубины́ согреше́ний и на путь покая́ния наста́ви, ми́лостивым твои́м предста́тельством от ви́димых и неви́димых враг избавля́я. Помози́ нам в житии́ сем и во исхо́де душ на́ших и в бу́дущей жи́зни, во ве́ки веко́в. Ами́нь.
В этот день святая Церковь также празднует память:
Свт. Спиридона, еп. Тримифунтского, чуд. (ок. 348). Сщмч. Александра, еп. Иерусалимского (251). Мч. Разумника (Синезия; 270 – 275).