25 декаб­ря. Пре­по­доб­ный Фера­понт Монзенский
О про­ис­хож­де­нии и ран­них годах жиз­ни прп. Фера­пон­та све­де­ний не сохранилось. Око­ло 1580 г. в Костром­ской Кре­сто­воз­дви­жен­ский мона­стырь всту­пил некий таин­ствен­ный при­шлец, муж пре­клон­ных лет, и при­нял постриг с име­нем Фера­понт. Вопро­шав­шим его он ска­зал уклон­чи­во,…

О про­ис­хож­де­нии и ран­них годах жиз­ни прп. Фера­пон­та све­де­ний не сохранилось.

Око­ло 1580 г. в Костром­ской Кре­сто­воз­дви­жен­ский мона­стырь всту­пил некий таин­ствен­ный при­шлец, муж пре­клон­ных лет, и при­нял постриг с име­нем Фера­понт. Вопро­шав­шим его он ска­зал уклон­чи­во, что в Москве он был «сосе­дом свя­то­го Васи­лия Бла­жен­но­го». А так как бла­жен­ный Васи­лий не имел жили­ща, а жил на ули­цах, то пред­по­ло­жи­ли, что незна­ко­мец преж­де юрод­ство­вал, подоб­но ему, на ули­цах Моск­вы. По дру­го­му пред­по­ло­же­нию, он мог слу­жить в собо­ре Васи­лия Блаженного.

В мона­сты­ре он про­был 13 лет. Под­ви­зал­ся он наи­па­че в сми­рен­ном послу­ша­нии и ско­ро стя­жал почи­та­ние всех. Узна­ли о нем и в горо­де и ста­ли при­хо­дить к нему. Тогда он решил уйти отту­да. Были в то вре­мя в Пав­ло-Обнор­ском мона­сты­ре два ино­ка, духов­ных дру­га, Адри­ан и Паф­ну­тий. Им явил­ся, каж­до­му отдель­но, во сне неиз­вест­ный инок и пове­лел осно­вать оби­тель, в кото­рой насто­я­те­лем дол­жен стать ста­рец Адри­ан, на бере­гу леси­стой реки Мон­зы, при впа­де­нии ее в Костро­му; при­чем явив­ший­ся при­ба­вил, что место это будет ука­за­но чудом и на нем явит­ся свя­той. Так и слу­чи­лось: когда там воз­двиг­ли часов­ню, то в ней полу­чи­ли исце­ле­ние два отро­ка. А отцы их рас­ска­за­ли, что каж­до­му из них явил­ся во сне неиз­вест­ный инок и ска­зал, что сын его будет исце­лен в оби­те­ли стар­ца Адри­а­на. В это вре­мя ста­рец Паф­ну­тий был назна­чен насто­я­те­лем Чудо­ва мона­сты­ря в Москве.

Через неко­то­рое вре­мя пре­по­доб­ный Фера­понт сам при­шел в Бла­го­ве­щен­скую оби­тель, име­но­вав­шу­ю­ся так­же Адри­а­но­вой пусты­нью, и про­сил игу­ме­на, стар­ца Адри­а­на, стать его духов­ным отцом. Во вре­мя испо­ве­ди Адри­ан был потря­сен душев­ной чисто­той пре­по­доб­но­го, силой его веры. Два года пре­бы­ва­ния пре­по­доб­но­го Фера­пон­та в Мон­зен­ском мона­сты­ре были вре­ме­нем вели­ко­го сми­ре­ния, кро­то­сти и аске­ти­че­ских подви­гов. Бла­го­ве­щен­ский мона­стырь был все­гда дорог пре­по­доб­но­му: он чудес­но содей­ство­вал его устро­е­нию и пере­не­се­нию на новое место, защи­щал от недоб­ро­же­ла­те­лей, чудес­но изыс­ки­вал сред­ства для его содер­жа­ния, поэто­му мона­стырь со вре­ме­нем стал име­но­вать­ся Фера­пон­то­вым, а сам прп. Фера­понт стал счи­тать­ся его основателем.

Его уче­ни­ком и спо­движ­ни­ком был прп. Фео­до­сий Монзенский.

11 декаб­ря 1597 г. прп. Фера­понт при­ча­стил­ся Свя­тых Хри­сто­вых Тайн, про­стил­ся с игу­ме­ном и бра­ти­ей и пред­ска­зал им свою кон­чи­ну. Он казал­ся совер­шен­но здо­ро­вым. Игу­ме­на он попро­сил после кон­чи­ны напо­ить его свя­той водой. Когда на дру­гой день, в Неде­лю свя­тых пра­от­цев, при­шли к нему, то нашли его скон­чав­шим­ся. Он был одет в пол­ное ино­че­ское обла­че­ние. Лик его был покрыт пара­ма­ном. У изго­ло­вья его сто­я­ла кадиль­ни­ца с горя­чи­ми уго­лья­ми и лада­ном, и бла­го­уха­ние рас­про­стра­ня­лось по все­му мона­сты­рю и дале­ко за пре­де­лы его. Когда, во испол­не­ние его послед­ней воли, о. Адри­ан напо­ил его свя­той водой, лик его про­све­тил­ся. При этом инок Про­та­сий полу­чил исце­ле­ние от болез­ни глаз, кото­рой стра­дал с детства.

В лето­пи­си мона­сты­ря опи­са­ны мно­го­чис­лен­ные исце­ле­ния, про­ис­хо­див­шие у гро­ба пре­по­доб­но­го. Одна­жды свя­той спас суда от гибе­ли при про­хож­де­нии через «поро­ги» на реке Костро­ме, пря­мо про­тив Бла­го­ве­щен­ско­го мона­сты­ря, при­чем неко­то­рые виде­ли бла­го­леп­но­го стар­ца, садив­ше­го­ся на кор­му каж­до­го стру­га и пра­вив­ше­го в опас­ном месте. Так­же, явив­шись во сне игу­ме­ну мона­сты­ря, пре­по­доб­ный пред­ска­зал голод 1601 года и пове­лел запа­сти боль­ше хлеба.

Меж­ду 1617 и 1618 гг. гроб прп. Фера­пон­та стал под­ни­мать­ся из зем­ли. Были обре­те­ны его нетлен­ные мощи, при­чем даже ризы были целы­ми. Погреб­ли их опять в Бла­го­ве­щен­ском собо­ре под спудом.

В насто­я­щее вре­мя Бла­го­ве­щен­ская цер­ковь села Кури­ло­во, в сте­нах кото­рой пре­бы­ва­ют под спу­дом свя­тые мощи пре­по­доб­ных Фера­пон­та, Адри­а­на и Фео­до­сия Мон­зен­ских, после закры­тия в трид­ца­тых годах XX века воз­вра­ще­на Костром­ской епархии.

Тро­парь, глас 8

Любо́вию Христо́вою, Богому́дре, просвети́вся и доброде́тельми /​сожи́тельствовал еси́ Васи́лию блаже́нному, /​и, вся́кое наслажде́ние плотско́е возненави́дев, /​в пусты́ню всели́лся еси́, /​в ней же вель­ми́ подвиза́лся еси́, в жи́зни сей вре́менней /​плоть умершвля́я свою́ в пе́ниих, и во бде́ниих, и в поще́ниих. /​Те́мже и Христо́с да́ром чуде́с обо­га­ти́ тя, /​но помина́й у́бо нас, чту́щих пресве́тлую па́мять твою́, /​преподо́бне о́тче Ферапо́нте, /​/​и моли́ Хри­ста́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.

Кондак, глас 8

Возложи́в себе́ Бо́гу от ю́ности, преподо́бне, /​Того́ па́че всех возлюби́в, /​и Тому́ от всея́ души́ любо́вию после́довал еси́, /​тле́нная и кра́сная ми́ра нивочто́же вмени́в, в пусты́ню всели́вся, /​в ней же до́бре подвиза́лся еси́ проти́ву неви́димых враго́в ко́зней /​и, я́ко светоза́рное со́лнце, в конце́х Га́лическия зем­ли́ возсия́л еси́, /​отону́ду же, веселя́ся, преше́л еси к Небе́сным оби́телем, /​и ны́не со А́нгелы Влады́чню Престо́лу пред­стоя́, /​помина́й нас, чту́щих па́мять твою́, да зове́м ти: /​/​ра́дуйся, Ферапо́нте, о́тче наш.

Вели­ча­ние

Ублажа́ем тя, /​преподо́бне о́тче Ферапо́нте, /​и чтим святу́ю па́мять твою́, /​наста́вниче мона́хов /​/​и собесе́дниче а́нгелов.

Молит­ва пре­по­доб­но­му Фера­пон­ту Монзенскому

О, преподо́бный о́тче, вели́кий засту́пниче, ско́рый услы́шателю, уго́дниче Бо́жий и чудотво́рче Ферапо́нте! Не забу́ди ны, я́коже обеща́лся еси́, посеща́й ча́да твоя́; а́ще бо и отше́л еси́ от нас те́лом, но ду́хом при́сно с на́ми пребыва́еши. Мо́лим у́бо тя, о, преподо́бне о́тче: изба́ви ны от огня́ и меча́, от наше́ствия иноплеме́нных и междоусо́бныя бра́ни и от тлетво́рных ветро́в и от внеза́пныя сме́рти и от всех прило́г вра́жиих, находя́щих на ны. Услы́ши ны гре́шныя, при­ми́ моли́тву и моле́ние на́ше, е́же к тебе́, я́ко кади́ло благово́нное и я́ко же́ртву благоприя́тную, прино́сим. Умерщвле́нныя злы́ми де́лы, сло­ве­сы́ и помышле́ньми ду́ши на́ша, преподо́бне о́тче, ожи­ви́ и возста́ви. И я́коже мно́ги приходя́щыя к цельбоно́сному тво­е­му́ гро́бу с ве́рою, вся́кими скор­бь­ми́ и боле́зньми лю́те стра́ждущыя исцели́л еси́, та́ко и нас исце­ли́ от неду́гов душе́вных и теле́сных. Исто́ргни нас из глу­би­ны́ согреше́ний и на путь покая́ния наста́ви, ми́лостивым твои́м предста́тельством от ви́димых и неви́димых враг избавля́я. Помо­зи́ нам в житии́ сем и во исхо́де душ на́ших и в бу́дущей жи́зни, во ве́ки веко́в. Ами́нь.

В этот день свя­тая Цер­ковь так­же празд­ну­ет память:

Свт. Спи­ри­до­на, еп. Три­ми­фунт­ско­го, чуд. (ок. 348). Сщмч. Алек­сандра, еп. Иеру­са­лим­ско­го (251). Мч. Разум­ни­ка (Сине­зия; 270 – 275).

Фотографии

Икона Пресвятой Богородицы «Почаевская»

Ис­то­рия этой чу­до­твор­ной ико­ны Бо­го­ма­те­ри нераз­рыв­но свя­за­на с По­ча­ев­ским мо­на­сты­рём в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (Укра­и­на). На го­ре, где ныне рас­по­ло­же­на Успен­ская По­ча­ев­ская лав­ра, в 1240 го­ду по­се­ли­лись два ино­ка.

Расписание богослужений

Помочь нашему храму

Написать письмоПомощь храму