Преподобный Михаил Клопский происходил из боярского рода, был родственником великого князя Димитрия Донского (1363 – 1389). Он принял на себя подвиг юродства Христа ради, покинул Москву и в рубище пришел в Клопский монастырь, близ Новгорода.
Никто не знал, как он попал в запертую келлию иеромонаха Макария. Тот совершал каждение на 9‑й песни канона и зашел покадить келлию. Там сидел человек в монашеском одеянии и при свечке переписывал Деяния святых апостолов. После совершения утрени пришел игумен с братией и стал спрашивать незнакомца: кто он и как его зовут? Но он отвечал только повторением вопросов и не открыл своего происхождения.
В церкви святой пел на клиросе и читал Апостол, за трапезой читал жития. Все слушавшие умилялись красоте и одухотворенности его чтения. В праздник Преображения Господня Клопскую обитель посетил князь Константин Димитриевич (сын великого князя Димитрия Донского). После Причащения он вместе с княгиней был за трапезой, во время которой неизвестный пришелец читал Книгу Иова. Услышав чтение, князь подошел к чтецу и, присмотревшись, поклонился ему, назвав своим родственником Михаилом Максимовичем. Юродивый заметил: “Один только Создавший меня знает, кто я есть”, но подтвердил, что его зовут Михаилом. Вскоре преподобный Михаил стал примером для братии во всех иноческих подвигах.
44 года прожил он в Клопском монастыре, изнуряя тело свое в трудах, бдениях и различных лишениях, и получил от Господа дар прозорливости. Он обличал пороки людей, не страшась сильных мира сего. Предсказал рождение великого князя Иоанна III (1462 – 1505) 22 января 1440 года и взятие им Новгорода, обличал князя Димитрия Шемяку за то, что он ослепил своего брата великого князя Василия Темного (1425 – 1462). На песчаном месте преподобный Михаил извел источник, написав на земле: “Чашу спасения прииму (Пс. 115, 4), на этом месте явится источник”, а во время голода, по его молитвам, запасы хлеба в монастырском амбаре не уменьшались, хотя зерно обильно раздавалось голодающим. Предуказав место своего погребения, преподобный скончался 11/24 января.
Тропарь, глас 8
И́же на земли́ Христа́ ра́ди во́лею в бу́йство преложи́вся, /ми́ра сего́ красоты́ отню́д возненави́дел еси́ /и, плотска́я игра́ния увяди́в посто́м и жа́ждею и на земли́ лега́нием, /от зно́я же и сту́дени, от дождя́ и сне́га /и от про́чия возду́шныя тя́гости никогда́ же уклони́лся еси́, /ду́шу же очи́стил еси́ доброде́тельми, я́ко зла́то в горни́ле, /о́тче преподо́бне Богоно́сне Михаи́ле, /и ны́не на Небесе́х предстои́ши престо́лу Пресвяты́я Тро́ицы. /Но я́ко име́я дерзнове́ние мно́гое, //мо́ли Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.
Кондак, глас 8
Ду́ха Свята́го си́лою уподо́бился еси́ Богоглаго́ливым дре́вним проро́ком, /сказа́в безве́стная и та́йная и е́же го́де судьба́м Бо́жиим в сбытие́, /и и́на мно́га чудеса́ о Христе́ сотвори́в, /и лю́ди удиви́в, торжествова́ти устро́ил еси́ вопию́щия: //сла́ва Бо́гу, прославля́ющему святы́я Своя́.
Величание
Ублажа́ем тя, /преподо́бне о́тче Михаи́ле, /и чтим святу́ю па́мять твою́, /наста́вниче мона́хов //и собесе́дниче А́нгелов.
Молитва преподобному Михаилу Клопскому
О преподо́бне и преблаже́нне о́тче наш Михаи́ле, ты возжела́в усе́рдно ше́ствовати во след Го́спода на́шего Иису́са Христа́, вся плотска́я мудрова́ния отри́нул еси́: ты оте́чество свое́, род и вре́менное благоро́дство и земна́го ца́рствия насле́дие оста́вив, мона́шества и юро́дства путь ко спасе́нию и к насле́дию Ца́рствия Небе́снаго предъизбра́л еси́: прише́д же ди́вне во оби́тель сию́ Пресвяты́я Тро́ицы, в ней трудолю́бно и богоуго́дно подвиза́яся, по премно́гу ко устрое́нию ея́ споспешествова́л еси́: и от всех бед, от гла́да, вра́жияго нахожде́ния и о́гненнаго запале́ния, и вся́каго зла о́ную сохраня́я и защища́я живу́щих в ней и к ней притека́ющих путю́ Госпо́дню поуча́л еси́: ты и ны́не Пресвяте́й Тро́ице со все́ми святы́ми предстоя́ и непреста́нно насыща́яся зре́ния Божества́ Трисве́тлаго, помина́й, мо́лим тя, чту́щих святу́ю па́мять твою́: не премолчи́, уго́дниче Христо́в ко Го́споду моля́ся, да Он, благода́тию Свое́ю приосеня́я притека́ющих к тебе́ и мо́щи твоя́ уста́ми и се́рдцем лобыза́ющих здра́вы и невреди́мы сохрани́т и от вся́кия напа́сти свободи́т, подая́ путеше́ствующим в пути́ благоспе́шество, боля́щим здра́вие, печа́льным утеше́ние, си́рым, вдови́цам и всем напа́ствуемым ско́рое заступле́ние и вспоможе́ние и от вра́жиих наве́тов тве́рдое огражде́ние и защище́ние: не преста́й же моля́ся и о Богохрани́мей стране́ на́шей, я́ко да, твои́м предста́тельством и моли́твами сохраня́еми, вси возмо́жем по́двиг тече́ния небла́зненно соверши́ти, сла́вяще Святу́ю Тро́ицу, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, и твое́ заступле́ние, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
В этот день святая Церковь также празднует память:
Попразднство Богоявления. Прп. Феодосия Великого, общих житий начальника (529). Прп. Феодосия Антиохийского (ок. 412). Мчч. Маира, Терентия. Святых Стефана, Феодора и Агапия архимандрита, Ромила пустынника, Сербских (XIII). Свт. Феодосия, митр. Трапезундского (XIV). Сщмчч. Николая (Мациевского), Феодора (Антипина) пресвитеров, Пермских, и Владимира (Фокина) пресвитера, Красноярского (1919). Сщисп. Владимира, пресвитера (1932). Икон Божией Матери Египетской (1060) и Елецкой (1060).