24 янва­ря. Пре­по­доб­ный Миха­ил Клоп­ский, Нов­го­род­ский чдтв.
Пре­по­доб­ный Миха­ил Клоп­ский про­ис­хо­дил из бояр­ско­го рода, был род­ствен­ни­ком вели­ко­го кня­зя Димит­рия Дон­ско­го (1363 – 1389). Он при­нял на себя подвиг юрод­ства Хри­ста ради, поки­нул Моск­ву и в руби­ще при­шел в Клоп­ский мона­стырь, близ Новгорода. Никто не знал,…

Пре­по­доб­ный Миха­ил Клоп­ский про­ис­хо­дил из бояр­ско­го рода, был род­ствен­ни­ком вели­ко­го кня­зя Димит­рия Дон­ско­го (1363 – 1389). Он при­нял на себя подвиг юрод­ства Хри­ста ради, поки­нул Моск­ву и в руби­ще при­шел в Клоп­ский мона­стырь, близ Новгорода.

Никто не знал, как он попал в запер­тую кел­лию иеро­мо­на­ха Мака­рия. Тот совер­шал каж­де­ние на 9‑й пес­ни кано­на и зашел пока­дить кел­лию. Там сидел чело­век в мона­ше­ском оде­я­нии и при свеч­ке пере­пи­сы­вал Дея­ния свя­тых апо­сто­лов. После совер­ше­ния утре­ни при­шел игу­мен с бра­ти­ей и стал спра­ши­вать незна­ком­ца: кто он и как его зовут? Но он отве­чал толь­ко повто­ре­ни­ем вопро­сов и не открыл сво­е­го происхождения.

В церк­ви свя­той пел на кли­ро­се и читал Апо­стол, за тра­пе­зой читал жития. Все слу­шав­шие уми­ля­лись кра­со­те и оду­хо­тво­рен­но­сти его чте­ния. В празд­ник Пре­об­ра­же­ния Гос­под­ня Клоп­скую оби­тель посе­тил князь Кон­стан­тин Димит­ри­е­вич (сын вели­ко­го кня­зя Димит­рия Дон­ско­го). После При­ча­ще­ния он вме­сте с кня­ги­ней был за тра­пе­зой, во вре­мя кото­рой неиз­вест­ный при­ше­лец читал Кни­гу Иова. Услы­шав чте­ние, князь подо­шел к чте­цу и, при­смот­рев­шись, покло­нил­ся ему, назвав сво­им род­ствен­ни­ком Миха­и­лом Мак­си­мо­ви­чем. Юро­ди­вый заме­тил: “Один толь­ко Создав­ший меня зна­ет, кто я есть”, но под­твер­дил, что его зовут Миха­и­лом. Вско­ре пре­по­доб­ный Миха­ил стал при­ме­ром для бра­тии во всех ино­че­ских подвигах.

44 года про­жил он в Клоп­ском мона­сты­ре, изну­ряя тело свое в тру­дах, бде­ни­ях и раз­лич­ных лише­ни­ях, и полу­чил от Гос­по­да дар про­зор­ли­во­сти. Он обли­чал поро­ки людей, не стра­шась силь­ных мира сего. Пред­ска­зал рож­де­ние вели­ко­го кня­зя Иоан­на III (1462 – 1505) 22 янва­ря 1440 года и взя­тие им Нов­го­ро­да, обли­чал кня­зя Димит­рия Шемя­ку за то, что он осле­пил сво­е­го бра­та вели­ко­го кня­зя Васи­лия Тем­но­го (1425 – 1462). На пес­ча­ном месте пре­по­доб­ный Миха­ил извел источ­ник, напи­сав на зем­ле: “Чашу спа­се­ния при­и­му (Пс. 115, 4), на этом месте явит­ся источ­ник”, а во вре­мя голо­да, по его молит­вам, запа­сы хле­ба в мона­стыр­ском амба­ре не умень­ша­лись, хотя зер­но обиль­но раз­да­ва­лось голо­да­ю­щим. Пре­ду­ка­зав место сво­е­го погре­бе­ния, пре­по­доб­ный скон­чал­ся 11/​24 января.

Тро­парь, глас 8

И́же на зем­ли́ Хри­ста́ ра́ди во́лею в бу́йство преложи́вся, /​ми́ра сего́ кра­со­ты́ отню́д возненави́дел еси́ /​и, плотска́я игра́ния увяди́в посто́м и жа́ждею и на зем­ли́ лега́нием, /​от зно́я же и сту́дени, от дождя́ и сне́га /​и от про́чия возду́шныя тя́гости нико­гда́ же уклони́лся еси́, /​ду́шу же очи́стил еси́ доброде́тельми, я́ко зла́то в горни́ле, /​о́тче преподо́бне Богоно́сне Михаи́ле, /​и ны́не на Небесе́х предстои́ши престо́лу Пресвяты́я Тро́ицы. /​Но я́ко име́я дерзнове́ние мно́гое, /​/​мо́ли Хри­ста́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.

Кондак, глас 8

Ду́ха Свята́го си́лою уподо́бился еси́ Богоглаго́ливым дре́вним проро́ком, /​сказа́в безве́стная и та́йная и е́же го́де судьба́м Бо́жиим в сбы­тие́, /​и и́на мно́га чуде­са́ о Хри­сте́ сотвори́в, /​и лю́ди удиви́в, торжествова́ти устро́ил еси́ вопию́щия: /​/​сла́ва Бо́гу, прославля́ющему святы́я Своя́.

Вели­ча­ние

Ублажа́ем тя, /​преподо́бне о́тче Михаи́ле, /​и чтим святу́ю па́мять твою́, /​наста́вниче мона́хов /​/​и собесе́дниче А́нгелов.

Молит­ва пре­по­доб­но­му Миха­и­лу Клопскому

О преподо́бне и преблаже́нне о́тче наш Михаи́ле, ты возжела́в усе́рдно ше́ствовати во след Го́спода на́шего Иису́са Хри­ста́, вся плотска́я мудрова́ния отри́нул еси́: ты оте́чество свое́, род и вре́менное благоро́дство и земна́го ца́рствия насле́дие оста́вив, мона́шества и юро́дства путь ко спасе́нию и к насле́дию Ца́рствия Небе́снаго предъизбра́л еси́: прише́д же ди́вне во оби́тель сию́ Пресвяты́я Тро́ицы, в ней трудолю́бно и богоуго́дно подвиза́яся, по премно́гу ко устрое́нию ея́ споспешествова́л еси́: и от всех бед, от гла́да, вра́жияго нахожде́ния и о́гненнаго запале́ния, и вся́каго зла о́ную сохраня́я и защища́я живу́щих в ней и к ней притека́ющих путю́ Госпо́дню поуча́л еси́: ты и ны́не Пресвяте́й Тро́ице со все́ми святы́ми пред­стоя́ и непреста́нно насыща́яся зре́ния Боже­ства́ Трисве́тлаго, помина́й, мо́лим тя, чту́щих святу́ю па́мять твою́: не пре­мол­чи́, уго́дниче Христо́в ко Го́споду моля́ся, да Он, благода́тию Свое́ю приосеня́я притека́ющих к тебе́ и мо́щи твоя́ уста́ми и се́рдцем лобыза́ющих здра́вы и невреди́мы сохрани́т и от вся́кия напа́сти свободи́т, подая́ путеше́ствующим в пути́ благоспе́шество, боля́щим здра́вие, печа́льным утеше́ние, си́рым, вдови́цам и всем напа́ствуемым ско́рое заступле́ние и вспоможе́ние и от вра́жиих наве́тов тве́рдое огражде́ние и защище́ние: не преста́й же моля́ся и о Богохрани́мей стране́ на́шей, я́ко да, твои́м предста́тельством и моли́твами сохраня́еми, вси возмо́жем по́двиг тече́ния небла́зненно соверши́ти, сла́вяще Святу́ю Тро́ицу, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, и твое́ заступле́ние, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

В этот день свя­тая Цер­ковь так­же празд­ну­ет память:

Попраздн­ство Бого­яв­ле­ния. Прп. Фео­до­сия Вели­ко­го, общих житий началь­ни­ка (529). Прп. Фео­до­сия Антио­хий­ско­го (ок. 412). Мчч. Маи­ра, Терен­тия. Свя­тых Сте­фа­на, Фео­до­ра и Ага­пия архи­манд­ри­та, Роми­ла пустын­ни­ка, Серб­ских (XIII). Свт. Фео­до­сия, митр. Тра­пезунд­ско­го (XIV). Сщмчч. Нико­лая (Маци­ев­ско­го), Фео­до­ра (Анти­пи­на) пре­сви­те­ров, Перм­ских, и Вла­ди­ми­ра (Фоки­на) пре­сви­те­ра, Крас­но­яр­ско­го (1919). Сщисп. Вла­ди­ми­ра, пре­сви­те­ра (1932). Икон Божи­ей Мате­ри Еги­пет­ской (1060) и Елец­кой (1060).

Фотографии

Икона Пресвятой Богородицы «Почаевская»

Ис­то­рия этой чу­до­твор­ной ико­ны Бо­го­ма­те­ри нераз­рыв­но свя­за­на с По­ча­ев­ским мо­на­сты­рём в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (Укра­и­на). На го­ре, где ныне рас­по­ло­же­на Успен­ская По­ча­ев­ская лав­ра, в 1240 го­ду по­се­ли­лись два ино­ка.

Расписание богослужений

Помочь нашему храму

Написать письмоПомощь храму