24 янва­ря. Пре­по­доб­ный Фео­до­сий Вели­кий, общих житий начальник
Пре­по­доб­ный Фео­до­сий Вели­кий жил в V‑VI вв. и был осно­во­по­лож­ни­ком обще­жи­тель­ных мона­сты­рей. Он родил­ся в Кап­па­до­кии от бла­го­че­сти­вых роди­те­лей. Обла­дая пре­крас­ным голо­сом, он усерд­но тру­дил­ся в цер­ков­ном чте­нии и пении. Пре­по­доб­ный Фео­до­сий горя­чо молил­ся, что­бы Гос­подь…

Пре­по­доб­ный Фео­до­сий Вели­кий жил в V‑VI вв. и был осно­во­по­лож­ни­ком обще­жи­тель­ных мона­сты­рей. Он родил­ся в Кап­па­до­кии от бла­го­че­сти­вых роди­те­лей. Обла­дая пре­крас­ным голо­сом, он усерд­но тру­дил­ся в цер­ков­ном чте­нии и пении. Пре­по­доб­ный Фео­до­сий горя­чо молил­ся, что­бы Гос­подь наста­вил его на путь спа­се­ния. В юные годы он посе­тил Свя­тую Зем­лю и видел­ся с пре­по­доб­ным Симео­ном Столп­ни­ком, кото­рый бла­го­сло­вил его и пред­ска­зал ему буду­щее пас­тыр­ское слу­же­ние. Стре­мясь к отшель­ни­че­ской жиз­ни, свя­той Фео­до­сий посе­лил­ся в Пале­стине в пустын­ной пеще­ре, в кото­рой, по пре­да­нию, ноче­ва­ли три волх­ва, при­шед­шие покло­нить­ся Родив­ше­му­ся Спа­си­те­лю мира. В ней он про­жил 30 лет в вели­ком воз­дер­жа­нии и непре­стан­ной молит­ве. К подвиж­ни­ку посте­пен­но нача­ли сте­кать­ся желав­шие жить под его руко­вод­ством. Когда пеще­ра уже не вме­ща­ла собрав­ших­ся ино­ков, пре­по­доб­ный Фео­до­сий стал молить­ся, что­бы Гос­подь Сам ука­зал место для оби­те­ли. Взяв с собой кади­ло с холод­ны­ми угля­ми, пре­по­доб­ный пошел по пустыне. На одном месте вне­зап­но угли раз­го­ре­лись и вос­ку­рил­ся фими­ам. Тут пре­по­доб­ный и осно­вал пер­вый обще­жи­тель­ный мона­стырь, или Лав­ру, по уста­ву свя­ти­те­ля Васи­лия Вели­ко­го. Ско­ро Лав­ра пре­по­доб­но­го Фео­до­сия сде­ла­лась зна­ме­ни­той, и в ней собра­лось до 700 ино­ков. По заве­ту пре­по­доб­но­го Фео­до­сия, Лав­ра выпол­ня­ла слу­же­ние ближ­ним, ока­зы­вая помощь всем бед­ным и давая при­ют странникам.

Пре­по­доб­ный Фео­до­сий был необык­но­вен­но мило­стив. Одна­жды, когда в Пале­стине слу­чил­ся голод и к мона­сты­рю собра­лось мно­же­ство людей, пре­по­доб­ный при­ка­зал всех пустить в огра­ду. Уче­ни­ки сму­ти­лись, зная, что мона­стырь не име­ет воз­мож­но­сти насы­тить всех при­шед­ших. Но когда вошли в хле­бо­пе­кар­ню, то уви­да­ли, что она, по молит­вам аввы, напол­не­на хле­ба­ми. И такое чудо повто­ря­лось вся­кий раз, когда пре­по­доб­ный Фео­до­сий хотел помочь бедствующим.

В мона­сты­ре пре­по­доб­ный устро­ил стран­но­при­им­ные дома, отдель­ные боль­ни­цы для ино­ков и мирян, а так­же убе­жи­ща для пре­ста­ре­лых. Вви­ду того, что в Лав­ре собра­лись люди из раз­ных стран, пре­по­доб­ный устро­ил Бого­слу­же­ние на раз­ных язы­ках – гре­че­ском, гру­зин­ском и армян­ском. Для при­об­ще­ния Свя­тых Таин все соби­ра­лись в боль­шую цер­ковь, где Бого­слу­же­ние совер­ша­лось на гре­че­ском языке.

Во вре­мя прав­ле­ния Кон­стан­ти­но­поль­ско­го импе­ра­то­ра Ана­ста­сия (491 – 518) воз­ник­ла ересь Евти­хия и Севе­ра, не при­зна­вав­ших ни таинств, ни свя­щен­ства. Импе­ра­тор при­мкнул к лже­уче­нию, и пра­во­слав­ные нача­ли тер­петь гоне­ния. Пре­по­доб­ный Фео­до­сий твер­до встал на защи­ту Пра­во­сла­вия и напи­сал от лица пустын­ни­ков посла­ние импе­ра­то­ру, где обли­чал его и опро­вер­гал все быв­шие и осуж­ден­ные Все­лен­ски­ми Собо­ра­ми ере­си. Он под­твер­дил, что пустын­но­жи­те­ли и ино­ки будут твер­до дер­жать­ся Пра­во­слав­но­го испо­ве­да­ния. Импе­ра­тор сми­рил­ся на недол­гое вре­мя, а потом воз­об­но­вил гоне­ние на пра­во­слав­ных. Свя­той ста­рец тогда про­явил вели­кую рев­ность за исти­ну. Он, оста­вив оби­тель, при­шел в Иеру­са­лим и в Вели­кой церк­ви, став на воз­вы­ше­нии, воз­гла­сил во все­услы­ша­ние: “Кто не почи­та­ет четы­ре Все­лен­ских Собо­ра, да будет ана­фе­ма”. За этот сме­лый посту­пок пре­по­доб­ный был сослан в зато­че­ние, но ско­ро воз­вра­тил­ся после смер­ти императора.

Пре­по­доб­ный Фео­до­сий при жиз­ни совер­шал мно­го исце­ле­ний и дру­гих чудес, при­хо­дя на помощь бед­ству­ю­щим. Одна­жды он молит­вой погу­бил саран­чу, опу­сто­шав­шую поля в Пале­стине; по его пред­ста­тель­ству вои­ны сохра­ня­лись от гибе­ли, спа­са­лись поги­ба­ю­щие в кораб­ле­кру­ше­ни­ях и заблу­див­ши­е­ся в пусты­нях. Одна­жды пре­по­доб­ный велел уда­рить в било, что­бы бра­тия собра­лись на молит­ву, и ска­зал: “Гнев Божий надви­га­ет­ся на восточ­ную стра­ну”. Через несколь­ко дней ста­ло извест­но, что силь­ное зем­ле­тря­се­ние раз­ру­ши­ло город Антио­хию в тот час, когда пре­по­доб­ный при­звал ино­ков на молитву. 

Перед сво­ей кон­чи­ной пре­по­доб­ный Фео­до­сий при­звал к себе трех люби­мых епи­ско­пов и открыл им, что ско­ро отой­дет ко Гос­по­ду. Через три дня он скон­чал­ся в воз­расте 105-ти лет, в 529 году. Тело свя­то­го было с честью погре­бе­но в пеще­ре, в кото­рой он жил в нача­ле сво­е­го подвига.

Тро­парь, глас 8

Слез твои́х тече́ньми пусты́ни безпло́дное возде́лал еси́, /​и и́же из глу­би­ны́ воздыха́ньми во сто трудо́в уплодоноси́л еси́, /​и был еси́ свети́льник вселе́нней, /​сия́я чуде­сы́, Феодо́сие о́тче наш, /​/​моли́ Хри­ста́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.

Кондак, глас 8

Насажде́н во дво́рех Го́спода тво­е­го́, /​преподо́бными твои́ми доброде́тельми крас­но́ процве́л еси́ /​и умно́жил еси́ ча́да твоя́ в пусты́ни, /​слез твои́х ту́чами напая́емая, /​стадонача́льниче Бо́жий Боже́ственных дворо́в. /​/​Те́мже зове́м: ра́дуйся, о́тче Феодо́сие.

Вели­ча­ние

Ублажа́ем тя, /​преподо́бне о́тче Феодо́сие, /​и чтим святу́ю па́мять твою́, /​наста́вниче мона́хов /​/​и собесе́дниче А́нгелов.

Молит­ва пре­по­доб­но­му Фео­до­сию Великому

О пре­по­добне и бого­носне отче наш Фео­до­сие! Ты, пора­бо­та­ти Гос­по­де­ви желая, неле­ност­но в тру­дех, во бде­ни­их, в молит­вах и постех под­ви­зал­ся еси, и был еси настав­ник мона­ше­ству­ю­щим, всем же людем – отец чадо­лю­би­вый. Ныне убо, по отше­ствии тво­ем от зем­ных, Небес­но­му Царю пред­стоя, моли бла­гость Его, еже ущед­ри­ти место селе­ния тво­е­го, свя­тую оби­тель твою, иде­же духом люб­ве тво­ея неот­ступ­но пре­бы­ва­е­ши, и всем с верою к тебе при­па­да­ю­щим во бла­гая про­ше­ния их испол­ни­ти. Испро­си у Мило­сти­ва­го Гос­по­да наше­го, да низ­по­слет нам оби­лие благ зем­ных, паче же яже на поль­зу душ наших да дару­ет нам, и скон­ча­ти житие сие при­вре­мен­ное в пока­я­нии да спо­до­бит, в день же Суд­ный дес­на­го пред­сто­я­ния и насла­жде­ния во Цар­ствии Сво­ем да удо­сто­ит нас во веки веков. Аминь.

В этот день свя­тая Цер­ковь так­же празд­ну­ет память:

Попраздн­ство Бого­яв­ле­ния. Прп. Фео­до­сия Антио­хий­ско­го (ок. 412). Мчч. Маи­ра, Терен­тия. Свя­тых Сте­фа­на, Фео­до­ра и Ага­пия архи­манд­ри­та, Роми­ла пустын­ни­ка, Серб­ских (XIII). Свт. Фео­до­сия, митр. Тра­пезунд­ско­го (XIV). Прп. Миха­и­ла Клоп­ско­го, Нов­го­род­ско­го (ок. 1453 – 1456). Сщмчч. Нико­лая (Маци­ев­ско­го), Фео­до­ра (Анти­пи­на) пре­сви­те­ров, Перм­ских, и Вла­ди­ми­ра (Фоки­на) пре­сви­те­ра, Крас­но­яр­ско­го (1919). Сщисп. Вла­ди­ми­ра, пре­сви­те­ра (1932). Икон Божи­ей Мате­ри Еги­пет­ской (1060) и Елец­кой (1060).

Фотографии

Икона Пресвятой Богородицы «Почаевская»

Ис­то­рия этой чу­до­твор­ной ико­ны Бо­го­ма­те­ри нераз­рыв­но свя­за­на с По­ча­ев­ским мо­на­сты­рём в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (Укра­и­на). На го­ре, где ныне рас­по­ло­же­на Успен­ская По­ча­ев­ская лав­ра, в 1240 го­ду по­се­ли­лись два ино­ка.

Расписание богослужений

Помочь нашему храму

Написать письмоПомощь храму