Преподобный Силуан Афонский (Семен Иванович Антонов) родился в семье крестьян Тамбовской губернии, Лебедянского уезда, Шовской волости и села.
В 19 лет он пережил благодатное посещение. Когда вскоре молодая жизнь стала заглушать память о нем, зов был повторен Самой Богородицей. Семен коренным образом изменил свою жизнь и решил уйти в Киево-Печерскую Лавру, но родитель настоял, чтобы он сначала поступил на военную службу, которую он проходил в Санкт-Петербурге.
По окончании военной службы Семен пробыл дома лишь одну неделю и уехал на Афон; в русский монастырь святого великомученика Пантелеимона он прибыл осенью 1892 г. Первым послушанием брата Симеона стала работа на мельнице; на стезю духовного подвига его вводил Афонский вековой уклад. Скоро он получил от Пресвятой Богородицы великий и редкий дар: его молитва стала “самодвижной”.
В непрестанной борьбе проходит пятнадцать лет. И однажды ночью, когда, несмотря на все старания, чисто молиться не давалось, монаха Силуана охватило болезненное томление: столько лет предельных для человека усилий, и еще скрывается желанный Господь! Отец Силуан произнес в сердце своем: “Господи, что я должен делать, чтобы молиться Тебе чистым умом? Чтобы смирилась моя душа?”. И был ему ответ в сердце от Бога: Держи ум твой во аде, и не отчаивайся.
Откровение Господа преподобному Силуану в краткой формуле содержит вековой опыт христианского подвижничества. Осуждая себя во ад, признавая себя достойным наказания, но не теряя надежды на Милостивого Господа, полагая в Нем Одном свою силу и упование, подвижник обретает способность противостоять собственным страстям и нападениям извне. В этой же формуле заключен путь спасения всякого христианина. Он идет к блаженству, но через боль покаяния, к царственному богосыновству, но через сознание своего недостоинства. С этого момента преподобный Силуан окончательно утвердился на пути спасения. Но только еще через пятнадцать лет он досстиг бесстрастия. Господь, познанный им в первом откровении, теперь неотступно пребывал с ним. С ростом благодатных посещений менялся характер молитвы Преподобного. В ней начинает преобладать молитва за мир, “за всего Адама, как за самого себя”. Из этой молитвы рождается его свидетельство о нерушимой связи каждого человека со своим ближним: “Брат наш есть наша жизнь”, и его убежденность в том, что любовь к ближнему – условие познания Бога: “Кто не имеет в себе любви к врагам, в том Дух Божий не обитает”.
Постриженный в схиму в 1911 г. преподобный Силуан несет послушание монастырского эконома. Тогда же он пишет свои записки, опубликованные в 1952 г. его учеником архимандритом Софронием (Сахаровым; +1993). Многие монашествующие называют их Новым Добротолюбием.
Преподобный Силуан скончался, не прерывая молитвы, поболев перед смертью чуть больше недели.
С 1970‑х гг. известны случаи многочисленных исцелений, совершавшихся от главы Преподобного, которая хранится в Пантелеимоновском монастыре. Часть его мощей находится в Иоанно-Предтеченском монастыре в Великобритании.
Преподобный Силуан с плачем молился о всем мире тогда, когда мир был охвачен братоубийственной войной, когда Россию раздирала гражданская война, когда множество людей становилось жертвами массового террора, и Русская Церковь шла путем мученичества. Духом проживая трагедию человечества, старец Силуан в молитве сораспинался кроткому, любящему Христу и “мог умолить Его о неисчетном множестве людей”. На иконе предстоящий Христу преподобный Силуан держит свиток со словами этой молитвы: Молю Тебя, Милостивый Господи, да познают Тебя Духом Святым все народы земли.
Прославлен Константинопольской Церковью в 1987 г. Имя внесено в Месяцеслов Русской Православной Церкви в 1992 г. Память празднуется 11/24 сентября (преставление) и на Святой Горе Афон во второе воскресенье по Пятидесятнице (Собор всех Святых на Горе Афонской просиявших).
Тропарь, глас 2
Серафи́мския любве́ ко Го́споду пла́менный ревни́телю /и Иереми́и, о наро́де пла́чущему, /усе́рдный подража́телю, /всеблаже́нне о́тче Силуа́не, /ты бо, зо́ву Ма́тере Го́спода Сил вне́мляй, /зми́я грехо́внаго мужему́дренно изрыгну́л еси́ /и в Го́ру Афо́нскую от суеты́ ми́ра удали́лся еси́, /иде́же в труде́х и моли́твах со слеза́ми /благода́ть Свята́го Ду́ха оби́льно стяжа́в, /е́юже сердца́ на́ша воспламени́/ и с Тобо́ю уми́льно взыва́ти укрепи́: /Го́споди мой, Жи́зне моя́ и Ра́досте Свята́я, //спаси́ мир и нас от вся́ких лю́тых.
Кондак, глас 2
Смиренному́дрия испове́дниче преди́вный /и человеколю́бия Ду́хом Святы́м согрева́емая добро́то, /Бо́гу возлю́бленне Силуа́не, /о по́двизе твое́м Це́рковь Росси́йская ра́дуется, /и́ноцы же Горы́ Афо́нския и вси христиа́нстии лю́дие, /веселя́щеся, сыно́внею любо́вию к Бо́гу устремля́ются. /его́же моли́ о нас, равноа́нгельне богове́дче, //во е́же спасти́ся нам, в горе́нии любве́ Тебе́ подража́ющим.
Величание
Ублажа́ем тя, /преподо́бне о́тче Силуа́не, /и чтим святу́ю па́мять твою́, /наста́вниче мона́хов //и собесе́дниче а́нгелов.
Молитва преподобному Силуану Афонскому
О преди́вный уго́дниче Бо́жий, преподо́бне о́тче Силуа́не, святы́я горы́ Афо́нския но́вый свети́льниче, Пресвято́ю Богоро́дицею возлю́бленный и бы́ти ве́рным де́лателем в Ея́ земне́м вертогра́де призва́нный, со умиле́нием ны́не преклоня́ем коле́на серде́ц на́ших и взыва́ем ти: принеси́ моли́тву на́шу к Всеми́лостивому Бо́гу и испроси́ вся, я́же на по́льзу душа́м и телесе́м на́шим: ве́ру пра́ву, наде́жду несумне́нну, любо́вь нелицеме́рну, во искуше́ниих му́жество, в злострада́ниих и боле́знех терпе́ние, во благоче́стии преспе́яние, в моли́твах усе́рдие; приими́ смире́нное моле́ние на́ше, согре́й нас дыха́нием любве́ твоея́, озари́ нас све́том дарова́нныя тебе́ благода́ти и бу́ди о нас хода́тай ко Го́споду, проле́й к Нему́ моли́тву твою́, да ути́шит бу́рю страсте́й на́ших и хла́дная сердца́ на́ша огне́м Боже́ственныя любве́ своея́ да согре́ет и та́ко сподо́бит нас те́плое покая́ние со слеза́ми Ему́ приноси́ти, труды́ же и ско́рби жития́ сего́ терпели́во, безро́потно и со благодаре́нием понести́, и в час исхо́да на́шего от земна́го жития́, бе́здну грехо́в на́ших в мо́ри милосе́рдия Своего́ да погрузи́т и нас поми́лует ра́ди Своея́ неизрече́нныя любве́ к ро́ду челове́ческому и да сподо́бит в Ца́рствии Небе́снем наслажда́тися Его́ Боже́ственною любо́вию ку́пно с тобо́ю и все́ми святы́ми, во ве́ки веко́в. Ами́нь.
В этот день святая Церковь также празднует память:
Прп. Феодоры Александрийской (474 – 491). Прпп. Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев (перенес. мощей). Мучеников Димитрия, Еванфии, жены его, и Димитриана, сына их (I); Диодора, Дидима и Диамида в Лаодикии Сирской; Ии (ок. 362 – 364); Романа и Исидора; Льва. Святителя Зинона, епископа Неапольского. Преподобного Евфросина повара (IX). Священномучеников Николая (Подьякова) и Виктора пресвитеров, Московских (1918); Карпа (Эльба) протоиерея (1937); Николая диакона (1942). Иконы Божией Матери Каплуновской (1689).