24 сен­тяб­ря. Пре­по­доб­ная Фео­до­ра Александрийская
Пре­по­доб­ная Фео­до­ра Алек­сан­дрий­ская и ее муж жили в Алек­сан­дрии. В их семье цари­ли любовь и согла­сие, и это было нена­вист­но вра­гу спа­се­ния. Побуж­да­е­мый диа­во­лом, один бога­тый чело­век пре­льстил­ся кра­со­той моло­дой Фео­до­ры и начал все­ми спо­со­ба­ми скло­нять…

Пре­по­доб­ная Фео­до­ра Алек­сан­дрий­ская и ее муж жили в Алек­сан­дрии. В их семье цари­ли любовь и согла­сие, и это было нена­вист­но вра­гу спа­се­ния. Побуж­да­е­мый диа­во­лом, один бога­тый чело­век пре­льстил­ся кра­со­той моло­дой Фео­до­ры и начал все­ми спо­со­ба­ми скло­нять ее к пре­лю­бо­де­я­нию, но дол­гое вре­мя не имел успе­ха. Тогда он под­ку­пил жен­щи­ну-свод­ни­цу, кото­рая вве­ла в заблуж­де­ние довер­чи­вую Фео­до­ру, ска­зав, что грех, совер­ша­е­мый ночью, Бог не вме­ня­ет в вину. Фео­до­ра изме­ни­ла сво­е­му мужу, но вско­ре опом­ни­лась и, осо­знав гнус­ность паде­ния, воз­не­на­ви­де­ла себя, нещад­но била себя по лицу и рва­ла на голо­ве воло­сы. Совесть не дава­ла ей покоя, и Фео­до­ра отпра­ви­лась к зна­ко­мой игу­ме­нии и рас­ска­за­ла о совер­шен­ном преступлении.

Игу­ме­ния, видя отча­я­ние моло­дой жен­щи­ны, воз­бу­ди­ла в ней веру в Боже­ствен­ное про­ще­ние и напом­ни­ла еван­гель­скую прит­чу о греш­ни­це. омыв­шей сле­за­ми ноги Хри­ста и полу­чив­шей от Него про­ще­ние сво­их гре­хов. В надеж­де на мило­сер­дие Божие Фео­до­ра ска­за­ла: “Верую Богу мое­му и отныне не буду совер­шать тако­го гре­ха, а соде­ян­ный поста­ра­юсь загла­дить”. В ту же мину­ту пре­по­доб­ная Фео­до­ра реши­ла уйти в мона­стырь, что­бы очи­стить­ся в подви­ге и молит­ве. Она тай­но поки­ну­ла семью и, пере­одев­шись в муж­ской костюм, напра­ви­лась к муж­ско­му мона­сты­рю, ибо боя­лась, что муж най­дет ее в жен­ской оби­те­ли. Игу­мен оби­те­ли не бла­го­сло­вил пустить ее даже во двор, испы­ты­вая твер­дость пришельца.

Пре­по­доб­ная Фео­до­ра оста­лась ноче­вать у ворот. Утром она, при­пав к ногам игу­ме­на, назва­лась Фео­до­ром из Алек­сан­дрии и про­си­ла оста­вить ее в мона­сты­ре для пока­я­ния и ино­че­ских подви­гов. Видя чисто­сер­деч­ное наме­ре­ние при­шель­ца, игу­мен согласился.

Даже опыт­ные ино­ки удив­ля­лись все­нощ­ным коле­но­пре­кло­нен­ным молит­вам, сми­ре­нию, тер­пе­нию и само­от­вер­же­нию Фео­до­ра. Свя­тая под­ви­за­лась в мона­сты­ре восемь лет. Ее тело, неко­гда осквер­нен­ное пре­лю­бо­де­я­ни­ем, ста­ло види­мым сосу­дом бла­го­да­ти Божи­ей и вме­сти­ли­щем Свя­то­го Духа. Одна­жды свя­тая была посла­на в Алек­сан­дрию для покуп­ки хле­ба. Бла­го­слов­ляя ее в путь, игу­мен нака­зал, в слу­чае задерж­ки в пути, оста­но­вить­ся в сосед­нем, Енат­ском мона­сты­ре. В гости­ни­це Енат­ско­го мона­сты­ря про­жи­ва­ла тогда дочь игу­ме­на, при­шед­шая наве­стить отца. Пре­льщен­ная кра­со­той моло­до­го ино­ка, она ста­ла скло­нять пре­по­доб­ную Фео­до­ру ко гре­ху любо­де­я­ния, не зная, что перед­ней жен­щи­на. Услы­шав отказ, она совер­ши­ла грех с дру­гим гостем и зача­ла. Пре­по­доб­ная же, купив хлеб, воз­вра­ти­лась в свою обитель.

Перед смер­тью пре­по­доб­ная Фео­до­ра затво­ри­лась в кел­лии с отро­ком и заве­ща­ла ему любить Бога, пови­но­вать­ся игу­ме­ну и бра­тии, хра­нить мол­ча­ние, быть незло­би­вым и крот­ким, избе­гать сквер­но­сло­вия и празд­но­сло­вия, любить нес­тя­жа­тель­ность, вспо­ми­нать их ски­таль­че­скую жизнь. После того, став на молит­ву, она в послед­ний раз про­си­ла у Гос­по­да про­ще­ния гре­хов. Вме­сте с ней молил­ся и отрок. Ско­ро сло­ва молит­вы замер­ли на устах подвиж­ни­цы, и она спо­кой­но ото­шла в Гор­ний мир (+ок. 474 — 491).

Гос­подь открыл игу­ме­ну о духов­ном совер­шен­стве ино­ка Фео­до­ра и о его сокро­вен­ной тайне. Насто­я­тель, дабы снять кле­ве­ту с почив­шей, в при­сут­ствии насто­я­те­ля и бра­тии Енат­ской оби­те­ли рас­ска­зал о виде­нии и для удо­сто­ве­ре­ния открыл пер­си пре­по­доб­ной. Енат­ский игу­мен и бра­тия содрог­ну­лись от ужа­са за свое вели­кое пре­гре­ше­ние и, при­пав к свя­то­му телу, со сле­за­ми про­си­ли про­ще­ния у пре­по­доб­ной Фео­до­ры. Изве­стие о свя­той подвиж­ни­це дошло до супру­га пре­по­доб­ной Фео­до­ры. Он при­нял постриг в мона­сты­ре, где спа­са­лась его жена. Отрок, вос­пи­тан­ный пре­по­доб­ной, так­же пошел по сто­пам сво­ей при­ем­ной мате­ри. Впо­след­ствии он стал игу­ме­ном это­го монастыря.

Тро­парь, глас 8

В тебе́ ма́ти изве́стно спасе́ся е́же по о́бразу: /​прии́мши бо крест, после́довала еси́ Хри­сту́, /​и де́ющи учи́ла еси́, презира́ти у́бо плоть, прехо́дит бо, /​прилежа́ти же о души́ ве́щи безсме́ртней: /​/​те́мже и со Áнгелы сра́дуется, преподо́бная Феодо́ро, дух твой.

Кондак, глас 2

Те́ло твое́ поста́ми изнури́вши, /​бде́нными моли́твами Твор­ца́ умоли́ла еси́ о гре­се́ твое́м, /​я́ко да прии́меши соверше́нное проще́ние: /​/​и прия́ла еси́ оставле́ние, путь покая́ния показа́вши.

Вели­ча­ние

Ублажа́ем тя, /​преподо́бная ма́ти Феодо́ро, /​и чтим святу́ю па́мять твою́, /​ты бо мо́лиши о нас /​Хри­ста́ Бо́га нашего.

В этот день свя­тая Цер­ковь так­же празд­ну­ет память:

Прпп. Сер­гия и Гер­ма­на, Вала­ам­ских чудо­твор­цев (пере­нес. мощей). Прп. Силу­а­на Афон­ско­го (1938). Муче­ни­ков Димит­рия, Еван­фии, жены его, и Димит­ри­а­на, сына их (I); Дио­до­ра, Диди­ма и Диа­ми­да в Лаоди­кии Сир­ской; Ии (ок. 362 – 364); Рома­на и Иси­до­ра; Льва. Свя­ти­те­ля Зино­на, епи­ско­па Неа­поль­ско­го. Пре­по­доб­но­го Евфро­си­на пова­ра (IX). Прп. Силу­а­на Афон­ско­го. Свя­щен­но­му­че­ни­ков Нико­лая (Подья­ко­ва) и Вик­то­ра пре­сви­те­ров, Мос­ков­ских (1918); Кар­па (Эль­ба) про­то­и­е­рея (1937); Нико­лая диа­ко­на (1942). Ико­ны Божи­ей Мате­ри Кап­лу­нов­ской (1689).

Фотографии

Икона Пресвятой Богородицы «Почаевская»

Ис­то­рия этой чу­до­твор­ной ико­ны Бо­го­ма­те­ри нераз­рыв­но свя­за­на с По­ча­ев­ским мо­на­сты­рём в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (Укра­и­на). На го­ре, где ныне рас­по­ло­же­на Успен­ская По­ча­ев­ская лав­ра, в 1240 го­ду по­се­ли­лись два ино­ка.

Расписание богослужений

Помочь нашему храму

Написать письмоПомощь храму