24 октяб­ря. Пре­по­доб­ный Фео­фан Испо­вед­ник, тво­рец кано­нов, епи­скоп Никейский
Пре­по­доб­ный Фео­фан испо­вед­ник, тво­рец кано­нов, епи­скоп Никей­ский, был млад­шим бра­том пре­по­доб­но­го Фео­до­ра Начер­тан­но­го. Бра­тья полу­чи­ли отлич­ное обра­зо­ва­ние, осо­бен­но увле­ка­лись фило­со­фи­ей. Стре­мясь к Бого­по­зна­нию, они уда­ли­лись в лав­ру свя­то­го Сав­вы. Здесь пре­по­доб­ный Фео­фан был постри­жен, а через…

Пре­по­доб­ный Фео­фан испо­вед­ник, тво­рец кано­нов, епи­скоп Никей­ский, был млад­шим бра­том пре­по­доб­но­го Фео­до­ра Начер­тан­но­го. Бра­тья полу­чи­ли отлич­ное обра­зо­ва­ние, осо­бен­но увле­ка­лись фило­со­фи­ей. Стре­мясь к Бого­по­зна­нию, они уда­ли­лись в лав­ру свя­то­го Сав­вы. Здесь пре­по­доб­ный Фео­фан был постри­жен, а через несколь­ко лет стал пресвитером.

Свя­тые бра­тья про­сла­ви­лись как побор­ни­ки ико­но­по­чи­та­ния. Они отваж­но испол­ни­ли пору­че­ние Иеру­са­лим­ско­го Пат­ри­ар­ха отпра­вить­ся в Кон­стан­ти­но­поль для обли­че­ния импе­ра­то­ра-бор­ца Льва Армя­ни­на (813 – 820). Впо­след­ствии они обли­ча­ли и импе­ра­то­ров-ико­но­бор­цев Миха­и­ла Бал­бу (820 – 829) и Фео­фи­ла (829 – 842).

Свя­тым при­шлось выне­сти зато­че­ние, голод, тяж­кие муки. Импе­ра­тор Фео­фил при­ка­зал рас­ка­лен­ны­ми игла­ми напи­сать на их лицах сти­хи, оскорб­ляв­шие слав­ных испо­вед­ни­ков (поэто­му их и име­ну­ют “Начер­тан­ны­ми”.) “Пиши, что хочешь, перед Страш­ным судом про­чтешь свое писа­ние”, – гово­ри­ли импе­ра­то­ру муже­ствен­ные бра­тья. Фео­до­ра поса­ди­ли в тем­ни­цу, где он и скон­чал­ся († 833), а Фео­фа­на отпра­ви­ли в ссыл­ку. С вос­ста­нов­ле­ни­ем ико­но­по­чи­та­ния пре­по­доб­но­го Фео­фа­на вер­ну­ли из ссыл­ки и руко­по­ло­жи­ли во епи­ско­па Никей­ско­го. Свя­ти­тель напи­сал око­ло 150 кано­нов, в том чис­ле пре­крас­ный канон в защи­ту свя­тых икон.

Скон­чал­ся пре­по­доб­ный в мире око­ло 850 года.

Тро­парь, глас 8

Правосла́вия наста́вниче, /​благоче́стия учи́телю и чисто­ты́, /​вселе́нныя свети́льниче, архиере́ев богодухнове́нное удобре́ние, /​Феофа́не прему́дре, /​уче́ньми твои́ми вся просвети́л еси́, /​/​цевни́це духо́вная, /​/​моли́ Хри­ста́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.

Кондак, глас 2

Возгреме́в Христо́во Бо́жественное Воплоще́ние, /​безпло́тныя вра­ги́ до кон­ца обличи́л еси́, /​чу́дне Феофа́не. /​Сего́ ра́ди вси ве́рно и благоче́стно вопие́м ти: /​/​моли́ непреста́нно о всех нас.

Вели­ча­ние

Ублажа́ем тя, /​преподо́бне о́тче Феофа́не, /​и чтим святу́ю па́мять твою́, /​наста́вниче мона́хов /​/​и собесе́дниче а́нгелов.

Молит­ва пре­по­доб­но­му Фео­фа­ну, епи­ско­пу Никей­ско­му 

О свя­щен­ная гла­во, пре­по­добне отче, преб­ла­женне авво Феофа́не, не забу­ди убо­гих тво­их до кон­ца, но поми­най нас все­гда во свя­тых и бла­го­при­ят­ных молит­вах к Богу: помя­ни ста­до твое, еже сам упасл еси, и не забу­ди посе­ща­ти чад тво­их моли за ны, отче свя­щен­ный, за дети твоя духов­ныя, яко име­яй дерз­но­ве­ние к Небес­но­му Царю: не пре­мол­чи за ны ко Гос­по­ду, и не пре­зри нас, верою и любо­вию чту­щих тя: поми­най нас недо­стой­ных у Пре­сто­ла Все­дер­жи­те­ле­ва, и не пре­стай моля­ся о нас ко Хри­сту Богу, ибо дана тебе бысть бла­го­дать за ны моли­ти­ся. Не мним бо тя суща мерт­ва: аще бо телом и пре­ста­вил­ся еси от нас, но и по смер­ти жив сый пре­бы­ва­е­ши, не отсту­пай от нас духом, сохра­няя нас от стрел вра­жи­их и вся­кия пре­ле­сти бесов­ския и коз­ней диа­воль­ских, пас­ты­рю наш доб­рый. Аще бо и мощей тво­их рака пред очи­ма наши­ма види­ма есть все­гда, но свя­тая твоя душа со ангель­ски­ми воин­ст­вы, со без­п­лот­ны­ми лики, с небес­ны­ми сила­ми, у пре­сто­ла Все­дер­жи­те­ле­ва пред­сто­я­щи, достой­но весе­лит­ся, веду­ще убо тя воис­ти­ну и по смер­ти жива суща, тебе при­па­да­ем и тебе молим­ся: моли­ся о нас Все­силь­но­му Богу, о поль­зе душ наших, и испро­си нам вре­мя на пока­я­ние, да невоз­бран­но прейдем от зем­ли на небо, от мытарств же горь­ких, бесов воз­душ­ных кня­зей и от веч­ныя муки да изба­вим­ся, и Небес­на­го Цар­ствия наслед­ни­цы да будем со все­ми пра­вед­ны­ми, от века уго­див­ши­ми Гос­по­ду наше­му Иису­су Хри­сту: Ему же подо­ба­ет вся­кая сла­ва, честь и покло­не­ние, со Без­на­чаль­ным Его Отцем, и с Пре­свя­тым и Бла­гим и Живо­тво­ря­щим Его Духом, ныне и прис­но, и во веки веков. Аминь.

В этот день свя­тая Цер­ковь так­же празд­ну­ет память:

Ап. Филип­па, еди­но­го от семи диа­ко­нов (I). Мцц. Зина­и­ды и Фило­нил­лы (I), уче­ниц апо­сто­ла Пав­ла. Свя­той Вик­то­ри­ны. Свтт. Нек­та­рия (381 – 397), Арса­кия (404 – 405), Атти­ка (406 – 425) и Сиси­ния (426 – 427), патр. Кон­стан­ти­но­поль­ских. Прпп. Фео­фа­на Пост­ни­ка в Ближ­них пеще­рах почи­ва­ю­ще­го (XII); Льва Оптин­ско­го (1841). Собор прпп. Оптин­ских стар­цев: Льва (1841), Мака­рия (1860), Амвро­сия (1891), Мои­сея (1862), Анто­ния (1865), Ила­ри­о­на (1873), Ана­то­лия (1894), Иса­а­кия (1894), Иоси­фа (1911), Вар­со­но­фия (1913), Ана­то­лия (1922), Нек­та­рия (1928), пре­по­доб­но­го Нико­на испо­вед­ни­ка (1931), прп­мч. Иса­а­кия (1936). Сщмчч. Фила­ре­та (Вели­ка­но­ва) и Алек­сандра пре­сви­те­ров (1918); Иуве­на­лия (Мас­лов­ско­го), архи­еп. Рязан­ско­го (1937). Свя­тых отцов VII Все­лен­ско­го Собо­ра. Вос­по­ми­на­ние чуда, быв­ше­го от ико­ны Гос­по­да наше­го Иису­са Хри­ста в Вири­те (Бей­ру­те). Ико­ны Божи­ей Мате­ри, име­ну­е­мой “Водо­да­тель­ни­ца”.

Фотографии

Икона Пресвятой Богородицы «Почаевская»

Ис­то­рия этой чу­до­твор­ной ико­ны Бо­го­ма­те­ри нераз­рыв­но свя­за­на с По­ча­ев­ским мо­на­сты­рём в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (Укра­и­на). На го­ре, где ныне рас­по­ло­же­на Успен­ская По­ча­ев­ская лав­ра, в 1240 го­ду по­се­ли­лись два ино­ка.

Расписание богослужений

Помочь нашему храму

Написать письмоПомощь храму