В VIII столетии император Лев Исавриец воздвиг жестокое гонение на св. иконы, которое продолжалось при сыне его и внуке. В 787 году против этой иконоборной ереси царицею Ириною созван был Седьмой Вселенский Собор в г. Никее, на который явились 367 отцов.
Вселенские Соборы (которых было всего семь) собирались для уяснения вопросов веры, непонимание или неточное истолкование которых вызывало смуты и ереси в Церкви. Также на Соборах вырабатывались правила церковной жизни. В конце VIII века в Церкви обозначилась новая ересь — иконоборчество. Иконоборцы отрицали почитание земной святости Матери Божией и святых Божиих угодников и обвиняли православных в поклонении тварному созданию — иконе. Вокруг вопроса о почитании икон возникла ожесточенная борьба. На защиту святыни поднялись многие верующие, на которых обрушились тяжкие гонения.
Все это потребовало дать полное учение Церкви об иконе, ясно и четко определить его, восстанавливая иконопочитание наравне с почитанием Святого Креста и Святого Евангелия.
Святые отцы VII Вселенского Собора собрали церковный опыт почитания святых икон с первых времен, обосновали его и сформулировали догмат об иконопочитании на все времена и для всех народов, которые исповедуют Православную веру. Святые отцы провозгласили, что иконопочитание — это законоположение и Предание Церкви, оно направляется и вдохновляется Святым Духом, живущим в Церкви. Изобразительность икон неразлучна с евангельским повествованием. И то, что слово евангельское сообщает нам через слух, то же самое икона показывает через изображение.
Седьмой Собор утвердил, что иконопись есть особая форма откровения Божественной реальности и через Богослужение и икону Божественное откровение становится достоянием верующих. Через икону, как и через Священное Писание, мы не только узнаем о Боге, мы познаем Бога; через иконы святых угодников Божиих мы прикасаемся к преображенному человеку, причастнику Божественной жизни; через икону мы получаем всеосвящающую благодать Святого Духа. Каждый день Святая Церковь прославляет иконы Матери Божией, празднует память святых Божиих угодников. Их иконы кладут перед нами на аналой для поклонения и живой религиозный опыт каждого из нас, опыт нашего постепенного преображения через них, делает нас верными чадами Святой Православной Церкви. И это истинное воплощение в мире трудов святых отцов VII Вселенского Собора. Именно поэтому из всех побед над множеством разнообразных ересей одна только победа над иконоборчеством и восстановление иконопочитания была провозглашена Торжеством Православия. А вера отцов Семи Вселенских Соборов есть вечная и непреложная основа Православия.
И прославляя память святых отцов VII Вселенского Собора, мы должны помнить, что именно им мы обязаны воздавать благодарность за то, что освящены наши храмы и дома святыми иконами, за то, что теплятся перед ними живые огоньки лампадок, что повергаемся мы с поклонами перед святыми мощами, и фимиам ладана возносит сердца наши к небесам. И благодарность откровения от этих святынь многие и многие сердца наполнила любовью к Богу и одухотворила к жизни уже совсем умерший дух.
Тропарь, глас 8
Препросла́влен еси́, Христе́ Бо́же наш, /свети́ла на земли́ отцы́ на́ши основа́вый /и те́ми ко и́стинней ве́ре вся ны наста́вивый, //Многоблагоутро́бне, сла́ва Тебе́.
Кондак, глас 6
Иже из Отца́ возсия́в, Сын неизрече́нно /из Жены́ роди́ся, сугу́б естество́м, /его́же ви́дяще, не отмета́емся зра́ка изображе́ния, /но, сие́ благоче́стно начерта́юще, /почита́ем ве́рно. /И Сего́ ра́ди и́стинную ве́ру Це́рковь держа́щи, //лобыза́ет ико́ну вочелове́чения Христо́ва.
В этот день святая Церковь также празднует память:
Ап. Филиппа, единого от семи диаконов (I). Прп. Феофана исп., творца канонов, еп. Никейского (ок. 850Мцц. Зинаиды и Филониллы (I), учениц апостола Павла. Святой Викторины. Свтт. Нектария (381 – 397), Арсакия (404 – 405), Аттика (406 – 425) и Сисиния (426 – 427), патр. Константинопольских. Прпп. Феофана Постника в Ближних пещерах почивающего (XII); Льва Оптинского (1841). Собор прпп. Оптинских старцев: Льва (1841), Макария (1860), Амвросия (1891), Моисея (1862), Антония (1865), Илариона (1873), Анатолия (1894), Исаакия (1894), Иосифа (1911), Варсонофия (1913), Анатолия (1922), Нектария (1928), преподобного Никона исповедника (1931), прпмч. Исаакия (1936). Сщмчч. Филарета (Великанова) и Александра пресвитеров (1918); Иувеналия (Масловского), архиеп. Рязанского (1937). Воспоминание чуда, бывшего от иконы Господа нашего Иисуса Христа в Вирите (Бейруте). Иконы Божией Матери, именуемой “Вододательница”.