24 октяб­ря. Память свя­тых отцов VII Все­лен­ско­го Собора
В VIII сто­ле­тии импе­ра­тор Лев Исаври­ец воз­двиг жесто­кое гоне­ние на св. ико­ны, кото­рое про­дол­жа­лось при сыне его и вну­ке. В 787 году про­тив этой ико­но­бор­ной ере­си цари­цею Ири­ною созван был Седь­мой Все­лен­ский Собор в г. Никее,…

В VIII сто­ле­тии импе­ра­тор Лев Исаври­ец воз­двиг жесто­кое гоне­ние на св. ико­ны, кото­рое про­дол­жа­лось при сыне его и вну­ке. В 787 году про­тив этой ико­но­бор­ной ере­си цари­цею Ири­ною созван был Седь­мой Все­лен­ский Собор в г. Никее, на кото­рый яви­лись 367 отцов.
Все­лен­ские Собо­ры (кото­рых было все­го семь) соби­ра­лись для уяс­не­ния вопро­сов веры, непо­ни­ма­ние или неточ­ное истол­ко­ва­ние кото­рых вызы­ва­ло сму­ты и ере­си в Церк­ви. Так­же на Собо­рах выра­ба­ты­ва­лись пра­ви­ла цер­ков­ной жиз­ни. В кон­це VIII века в Церк­ви обо­зна­чи­лась новая ересь — ико­но­бор­че­ство. Ико­но­бор­цы отри­ца­ли почи­та­ние зем­ной свя­то­сти Мате­ри Божи­ей и свя­тых Божи­их угод­ни­ков и обви­ня­ли пра­во­слав­ных в покло­не­нии твар­но­му созда­нию — иконе. Вокруг вопро­са о почи­та­нии икон воз­ник­ла оже­сто­чен­ная борь­ба. На защи­ту свя­ты­ни под­ня­лись мно­гие веру­ю­щие, на кото­рых обру­ши­лись тяж­кие гонения.
Все это потре­бо­ва­ло дать пол­ное уче­ние Церк­ви об иконе, ясно и чет­ко опре­де­лить его, вос­ста­нав­ли­вая ико­но­по­чи­та­ние наравне с почи­та­ни­ем Свя­то­го Кре­ста и Свя­то­го Евангелия.
Свя­тые отцы VII Все­лен­ско­го Собо­ра собра­ли цер­ков­ный опыт почи­та­ния свя­тых икон с пер­вых вре­мен, обос­но­ва­ли его и сфор­му­ли­ро­ва­ли дог­мат об ико­но­по­чи­та­нии на все вре­ме­на и для всех наро­дов, кото­рые испо­ве­ду­ют Пра­во­слав­ную веру. Свя­тые отцы про­воз­гла­си­ли, что ико­но­по­чи­та­ние — это зако­но­по­ло­же­ние и Пре­да­ние Церк­ви, оно направ­ля­ет­ся и вдох­нов­ля­ет­ся Свя­тым Духом, живу­щим в Церк­ви. Изоб­ра­зи­тель­ность икон нераз­луч­на с еван­гель­ским повест­во­ва­ни­ем. И то, что сло­во еван­гель­ское сооб­ща­ет нам через слух, то же самое ико­на пока­зы­ва­ет через изображение.
Седь­мой Собор утвер­дил, что ико­но­пись есть осо­бая фор­ма откро­ве­ния Боже­ствен­ной реаль­но­сти и через Бого­слу­же­ние и ико­ну Боже­ствен­ное откро­ве­ние ста­но­вит­ся досто­я­ни­ем веру­ю­щих. Через ико­ну, как и через Свя­щен­ное Писа­ние, мы не толь­ко узна­ем о Боге, мы позна­ем Бога; через ико­ны свя­тых угод­ни­ков Божи­их мы при­ка­са­ем­ся к пре­об­ра­жен­но­му чело­ве­ку, при­част­ни­ку Боже­ствен­ной жиз­ни; через ико­ну мы полу­ча­ем все­о­свя­ща­ю­щую бла­го­дать Свя­то­го Духа. Каж­дый день Свя­тая Цер­ковь про­слав­ля­ет ико­ны Мате­ри Божи­ей, празд­ну­ет память свя­тых Божи­их угод­ни­ков. Их ико­ны кла­дут перед нами на ана­лой для покло­не­ния и живой рели­ги­оз­ный опыт каж­до­го из нас, опыт наше­го посте­пен­но­го пре­об­ра­же­ния через них, дела­ет нас вер­ны­ми чада­ми Свя­той Пра­во­слав­ной Церк­ви. И это истин­ное вопло­ще­ние в мире тру­дов свя­тых отцов VII Все­лен­ско­го Собо­ра. Имен­но поэто­му из всех побед над мно­же­ством раз­но­об­раз­ных ере­сей одна толь­ко побе­да над ико­но­бор­че­ством и вос­ста­нов­ле­ние ико­но­по­чи­та­ния была про­воз­гла­ше­на Тор­же­ством Пра­во­сла­вия. А вера отцов Семи Все­лен­ских Собо­ров есть веч­ная и непре­лож­ная осно­ва Православия.
И про­слав­ляя память свя­тых отцов VII Все­лен­ско­го Собо­ра, мы долж­ны пом­нить, что имен­но им мы обя­за­ны воз­да­вать бла­го­дар­ность за то, что освя­ще­ны наши хра­мы и дома свя­ты­ми ико­на­ми, за то, что теп­лят­ся перед ними живые огонь­ки лам­па­док, что повер­га­ем­ся мы с покло­на­ми перед свя­ты­ми моща­ми, и фими­ам лада­на воз­но­сит серд­ца наши к небе­сам. И бла­го­дар­ность откро­ве­ния от этих свя­тынь мно­гие и мно­гие серд­ца напол­ни­ла любо­вью к Богу и оду­хо­тво­ри­ла к жиз­ни уже совсем умер­ший дух.

Тро­парь, глас 8

Препросла́влен еси́, Хри­сте́ Бо́же наш, /​свети́ла на зем­ли́ отцы́ на́ши основа́вый /​и те́ми ко и́стинней ве́ре вся ны наста́вивый, /​/​Многоблагоутро́бне, сла́ва Тебе́.

Кондак, глас 6

Иже из Отца́ возсия́в, Сын неизрече́нно /​из Жены́ роди́ся, сугу́б естество́м, /​его́же ви́дяще, не отмета́емся зра́ка изображе́ния, /​но, сие́ благоче́стно начерта́юще, /​почита́ем ве́рно. /​И Сего́ ра́ди и́стинную ве́ру Це́рковь держа́щи, /​/​лобыза́ет ико́ну вочелове́чения Христо́ва.

В этот день свя­тая Цер­ковь так­же празд­ну­ет память:

Ап. Филип­па, еди­но­го от семи диа­ко­нов (I). Прп. Фео­фа­на исп., твор­ца кано­нов, еп. Никей­ско­го (ок. 850Мцц. Зина­и­ды и Фило­нил­лы (I), уче­ниц апо­сто­ла Пав­ла. Свя­той Вик­то­ри­ны. Свтт. Нек­та­рия (381 – 397), Арса­кия (404 – 405), Атти­ка (406 – 425) и Сиси­ния (426 – 427), патр. Кон­стан­ти­но­поль­ских. Прпп. Фео­фа­на Пост­ни­ка в Ближ­них пеще­рах почи­ва­ю­ще­го (XII); Льва Оптин­ско­го (1841). Собор прпп. Оптин­ских стар­цев: Льва (1841), Мака­рия (1860), Амвро­сия (1891), Мои­сея (1862), Анто­ния (1865), Ила­ри­о­на (1873), Ана­то­лия (1894), Иса­а­кия (1894), Иоси­фа (1911), Вар­со­но­фия (1913), Ана­то­лия (1922), Нек­та­рия (1928), пре­по­доб­но­го Нико­на испо­вед­ни­ка (1931), прп­мч. Иса­а­кия (1936). Сщмчч. Фила­ре­та (Вели­ка­но­ва) и Алек­сандра пре­сви­те­ров (1918); Иуве­на­лия (Мас­лов­ско­го), архи­еп. Рязан­ско­го (1937). Вос­по­ми­на­ние чуда, быв­ше­го от ико­ны Гос­по­да наше­го Иису­са Хри­ста в Вири­те (Бей­ру­те). Ико­ны Божи­ей Мате­ри, име­ну­е­мой “Водо­да­тель­ни­ца”.

Фотографии

Икона Пресвятой Богородицы «Почаевская»

Ис­то­рия этой чу­до­твор­ной ико­ны Бо­го­ма­те­ри нераз­рыв­но свя­за­на с По­ча­ев­ским мо­на­сты­рём в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (Укра­и­на). На го­ре, где ныне рас­по­ло­же­на Успен­ская По­ча­ев­ская лав­ра, в 1240 го­ду по­се­ли­лись два ино­ка.

Расписание богослужений

Помочь нашему храму

Написать письмоПомощь храму