Апостол Филипп был еврей, из эллинистов (еврей рождённый не в земле Израиля и знающий греческий язык и культуру), принадлежал к числу последователей Иисуса Христа при Его жизни, что можно заключить из того, что апостолы избрали его в число св. Диаконов — первым после знаменитого Стефана, исполненного веры и Духа Святого (Деян. 6:5). Во время первого гонения на Церковь после убиения Стефана, Филипп оставил Иерусалим и пришел в город Самарийский (вероятно Сихарь, см. Ин. 4:5) и проповедовал Христа его жителям. Народ единодушно внимал тому, что говорил Филипп, тем более, что Самаряне подготовлены были к принятию евангельского учения самим Господом (Ин. 4:4 — 42).
Филипп, проповедуя о Христе, Его силою творил чудеса, изгонял нечистых духов, исцелял хромых, расслабленных и по замечанию дееписателя св. Луки, была радость великая в том городе и оставили Симона волхва, который выдавал себя самарянам за великую силу Божию, крестились и мужчины и женщины. Уверовал и сам Симон и, крестившись, не отходил от Филиппа; видя совершавшиеся великие силы и знамения, изумлялся (Деян. 8:4 — 13). Но так как Филипп диакон не мог низвести на крещаемых Духа Святого, то он сообщил апостолам о крещении им самарян и из Иерусалима от Иакова были отправлены в Самарию апостолы Пётр и Иоанн Богослов, которые возложением рук на крещаемых низвели Святого Духа.
По отшествии апостолов в Иерусалим, ангел Господень сказал Филиппу: «встань и иди на полдень, на дорогу, идущую из Иерусалима в Газу, на ту, которая пуста» (Деян. 8:26). По известию Иосифа Флавия незадолго до осады Иерусалима, Газа была разграблена и опустошена во время одного из иудейских восстаний, что и обозначается словом «пуста».
Повинуясь Ангелу, Филипп встал (вышел из Самарии) и пошел по указанному пути, где встретил евнуха Кандакии, царицы Эфиопской, хранитель всех сокровищ её, приезжавший в Иерусалим для поклонения, возвращался и, сидя на колеснице своей, читал пророка Исаию.
Апостол Филипп благовествовал ему об Иисусе Христе, в результате чего, евнух уверовал в Христа и просил апостола, чтобы он его крестил. Оба сошли в воду — Филипп и евнух, и апостол Филипп крестил его. Когда же они вышли из воды. Дух Святой сошел на евнуха.
По мнению ученых этот источник в Бефцуре недалеко от Хеврона (Бефцур упоминается у Иисуса Навина Нав. 15:58 и Неемии Неем. 3:16).
По крещении евнуха, Филипп восхищен был Ангелом Господним и Ефиоплянин не видел его и продолжал путь свой, радуясь. А Филипп оказался в Азоте (Деян. 8:39 — 40).
Азот (древний город, упоминаемый у Иисуса Навина, Нав. 11:22, Суд. 1:17 Судей I, 17) один из главных Филистимских городов на восточном берегу Средиземнаго моря между Аккароном и Аскалоном, в 15 — 20 милях от Газы; ныне здесь селение Ездуд. (Архим. Никифор, Библ. энц. I в. 26 стр.).
Ап. Филипп, как в Азоте, так и в других (Филистимских городах) проходя, благовествовал, пока не возвратился в Kecaрию (Деян. VII, 40). Здесь св. Филипп проживал в своем доме с семейством. Во время второго путешествия ап. Павел с своими спутниками на пути в Иерусалим из Птолемаиды посетил ап. Филиппа. «На другой день, мы — бывшие с Павлом, пришли в Кесарию и, вшедши в дом Филиппа благовестника, одного из иудеев, остались у него.
У Филиппа было четыре дочери девицы, пророчествующие» (Деян. 21:8 — 9). Одна из дочерей, Ермиония, знала врачебное искусство и исцеляла больных, память её 4 сентября (17 сентября). Этим фактом и заканчиваются сведения о Филиппе из новозаветных книг.
По церковному преданию, Филипп из Кесарии посетил Иерусалим, и был апостолами рукоположен во епископа г. Траллии (Траллес), этот город находился в области Карии, на юго-западе Малой Азии между Лиддией и Фригией. В г. Траллии св. Филипп многих просветил св. крещением и скончался в глубокой старости.
Тропарь, глас 3
Апо́столе святы́й Фили́ппе, /моли́ Ми́лостиваго Бо́га, /да прегреше́ний оставле́ние //пода́ст душа́м на́шим.
Кондак, глас 4
Язы́ков лове́ц пречу́дный /и ученико́в Христо́вых собесе́дник, /апо́столов предызбра́нный, /Фили́пп днесь ми́ру исцеле́ний подае́т бога́тство, /покрыва́ет от обстоя́ний того́ хва́лящия. /Тем согла́сно зове́м ему́: //спаса́й вся моли́твами твои́ми, апо́столе.
Величание
Велича́ем тя, /апо́столе Христо́в Фили́ппе, /и чтим боле́зни и труды́ твоя́, /и́миже труди́лся еси́ //во благове́стии Христо́ве.
Молитва апостолу от 70-ти Филиппу
О святы́й апо́столе Христо́в Филли́пе! Мо́лим тя: сохрани́ и соблюди́ нас моли́твами твои́ми от искуше́ний диа́вольских и паде́ний грехо́вных и испроси́ нам, раба́м Бо́жиим, свы́ше по́мощь во вре́мя уны́ния, да не преткне́мся о ка́мень собла́зна, но неукло́нно ше́ствуем спаси́тельным путе́м за́поведей Христо́вых, до́ндеже дости́гнем о́ных блаже́нных оби́телей ра́йских. Ей, апо́столе Спа́сов! Не посрами́ нас, но бу́ди нам помо́щник и покрови́тель во всем житии́ на́шем и помози́ нам благоче́стно и богоуго́дно житие́ сие́ вре́менное сконча́ти, христиа́нскую кончи́ну получи́ти и до́браго отве́та сподо́битися на Стра́шнем Суде́ Христо́ве; да просла́вим великоле́пое и́мя Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха во ве́ки веко́в. Ами́нь.
В этот день святая Церковь также празднует память:
Прп. Феофана исп., творца канонов, еп. Никейского (ок. 850Мцц. Зинаиды и Филониллы (I), учениц апостола Павла. Святой Викторины. Свтт. Нектария (381 – 397), Арсакия (404 – 405), Аттика (406 – 425) и Сисиния (426 – 427), патр. Константинопольских. Прпп. Феофана Постника в Ближних пещерах почивающего (XII); Льва Оптинского (1841). Собор прпп. Оптинских старцев: Льва (1841), Макария (1860), Амвросия (1891), Моисея (1862), Антония (1865), Илариона (1873), Анатолия (1894), Исаакия (1894), Иосифа (1911), Варсонофия (1913), Анатолия (1922), Нектария (1928), преподобного Никона исповедника (1931), прпмч. Исаакия (1936). Сщмчч. Филарета (Великанова) и Александра пресвитеров (1918); Иувеналия (Масловского), архиеп. Рязанского (1937). Святых отцов VII Вселенского Собора. Воспоминание чуда, бывшего от иконы Господа нашего Иисуса Христа в Вирите (Бейруте). Иконы Божией Матери, именуемой “Вододательница”.