24 октяб­ря. Апо­стол от 70-ти, Филипп, один из семи диаконов
Апо­стол Филипп был еврей, из элли­ни­стов (еврей рож­дён­ный не в зем­ле Изра­и­ля и зна­ю­щий гре­че­ский язык и куль­ту­ру), при­над­ле­жал к чис­лу после­до­ва­те­лей Иису­са Хри­ста при Его жиз­ни, что мож­но заклю­чить из того, что апо­сто­лы избра­ли его…

Апо­стол Филипп был еврей, из элли­ни­стов (еврей рож­дён­ный не в зем­ле Изра­и­ля и зна­ю­щий гре­че­ский язык и куль­ту­ру), при­над­ле­жал к чис­лу после­до­ва­те­лей Иису­са Хри­ста при Его жиз­ни, что мож­но заклю­чить из того, что апо­сто­лы избра­ли его в чис­ло св. Диа­ко­нов — пер­вым после зна­ме­ни­то­го Сте­фа­на, испол­нен­но­го веры и Духа Свя­то­го (Деян. 6:5). Во вре­мя пер­во­го гоне­ния на Цер­ковь после уби­е­ния Сте­фа­на, Филипп оста­вил Иеру­са­лим и при­шел в город Сама­рий­ский (веро­ят­но Сихарь, см. Ин. 4:5) и про­по­ве­до­вал Хри­ста его жите­лям. Народ еди­но­душ­но вни­мал тому, что гово­рил Филипп, тем более, что Сама­ряне под­го­тов­ле­ны были к при­ня­тию еван­гель­ско­го уче­ния самим Гос­по­дом (Ин. 4:4 — 42).

Филипп, про­по­ве­дуя о Хри­сте, Его силою тво­рил чуде­са, изго­нял нечи­стых духов, исце­лял хро­мых, рас­слаб­лен­ных и по заме­ча­нию дее­пи­са­те­ля св. Луки, была радость вели­кая в том горо­де и оста­ви­ли Симо­на волх­ва, кото­рый выда­вал себя сама­ря­нам за вели­кую силу Божию, кре­сти­лись и муж­чи­ны и жен­щи­ны. Уве­ро­вал и сам Симон и, кре­стив­шись, не отхо­дил от Филип­па; видя совер­шав­ши­е­ся вели­кие силы и зна­ме­ния, изум­лял­ся (Деян. 8:4 — 13). Но так как Филипп диа­кон не мог низ­ве­сти на кре­ща­е­мых Духа Свя­то­го, то он сооб­щил апо­сто­лам о кре­ще­нии им сама­рян и из Иеру­са­ли­ма от Иако­ва были отправ­ле­ны в Сама­рию апо­сто­лы Пётр и Иоанн Бого­слов, кото­рые воз­ло­же­ни­ем рук на кре­ща­е­мых низ­ве­ли Свя­то­го Духа.

По отше­ствии апо­сто­лов в Иеру­са­лим, ангел Гос­по­день ска­зал Филип­пу: «встань и иди на пол­день, на доро­гу, иду­щую из Иеру­са­ли­ма в Газу, на ту, кото­рая пуста» (Деян. 8:26). По изве­стию Иоси­фа Фла­вия неза­дол­го до оса­ды Иеру­са­ли­ма, Газа была раз­граб­ле­на и опу­сто­ше­на во вре­мя одно­го из иудей­ских вос­ста­ний, что и обо­зна­ча­ет­ся сло­вом «пуста».

Пови­ну­ясь Анге­лу, Филипп встал (вышел из Сама­рии) и пошел по ука­зан­но­му пути, где встре­тил евну­ха Канда­кии, цари­цы Эфи­оп­ской, хра­ни­тель всех сокро­вищ её, при­ез­жав­ший в Иеру­са­лим для покло­не­ния, воз­вра­щал­ся и, сидя на колес­ни­це сво­ей, читал про­ро­ка Исаию.

Апо­стол Филипп бла­го­вест­во­вал ему об Иису­се Хри­сте, в резуль­та­те чего, евнух уве­ро­вал в Хри­ста и про­сил апо­сто­ла, что­бы он его кре­стил. Оба сошли в воду — Филипп и евнух, и апо­стол Филипп кре­стил его. Когда же они вышли из воды. Дух Свя­той сошел на евнуха.

По мне­нию уче­ных этот источ­ник в Беф­цу­ре неда­ле­ко от Хев­ро­на (Беф­цур упо­ми­на­ет­ся у Иису­са Нави­на Нав. 15:58 и Нее­мии Неем. 3:16).

По кре­ще­нии евну­ха, Филипп вос­хи­щен был Анге­лом Гос­под­ним и Ефи­оп­ля­нин не видел его и про­дол­жал путь свой, раду­ясь. А Филипп ока­зал­ся в Азо­те (Деян. 8:39 — 40).

Азот (древ­ний город, упо­ми­на­е­мый у Иису­са Нави­на, Нав. 11:22, Суд. 1:17 Судей I, 17) один из глав­ных Фили­стим­ских горо­дов на восточ­ном бере­гу Сре­ди­зем­на­го моря меж­ду Акка­ро­ном и Аска­ло­ном, в 15 — 20 милях от Газы; ныне здесь селе­ние Езд­уд. (Архим. Ники­фор, Библ. энц. I в. 26 стр.).

Ап. Филипп, как в Азо­те, так и в дру­гих (Фили­стим­ских горо­дах) про­хо­дя, бла­го­вест­во­вал, пока не воз­вра­тил­ся в Kecaрию (Деян. VII, 40). Здесь св. Филипп про­жи­вал в сво­ем доме с семей­ством. Во вре­мя вто­ро­го путе­ше­ствия ап. Павел с сво­и­ми спут­ни­ка­ми на пути в Иеру­са­лим из Пто­ле­ма­и­ды посе­тил ап. Филип­па. «На дру­гой день, мы — быв­шие с Пав­лом, при­шли в Кеса­рию и, вшед­ши в дом Филип­па бла­го­вест­ни­ка, одно­го из иуде­ев, оста­лись у него.

У Филип­па было четы­ре доче­ри деви­цы, про­ро­че­ству­ю­щие» (Деян. 21:8 — 9). Одна из доче­рей, Ерми­о­ния, зна­ла вра­чеб­ное искус­ство и исце­ля­ла боль­ных, память её 4 сен­тяб­ря (17 сен­тяб­ря). Этим фак­том и закан­чи­ва­ют­ся све­де­ния о Филип­пе из ново­за­вет­ных книг.

По цер­ков­но­му пре­да­нию, Филипп из Кеса­рии посе­тил Иеру­са­лим, и был апо­сто­ла­ми руко­по­ло­жен во епи­ско­па г. Трал­лии (Трал­лес), этот город нахо­дил­ся в обла­сти Карии, на юго-запа­де Малой Азии меж­ду Лид­ди­ей и Фри­ги­ей. В г. Трал­лии св. Филипп мно­гих про­све­тил св. кре­ще­ни­ем и скон­чал­ся в глу­бо­кой старости.

Тро­парь, глас 3

Апо́столе святы́й Фили́ппе, /​моли́ Ми́лостиваго Бо́га, /​да прегреше́ний оставле́ние /​/​пода́ст душа́м на́шим.

Кондак, глас 4

Язы́ков лове́ц пречу́дный /​и ученико́в Христо́вых собесе́дник, /​апо́столов предызбра́нный, /​Фили́пп днесь ми́ру исцеле́ний подае́т бога́тство, /​покрыва́ет от обстоя́ний того́ хва́лящия. /​Тем согла́сно зове́м ему́: /​/​спаса́й вся моли́твами твои́ми, апо́столе.

Вели­ча­ние

Велича́ем тя, /​апо́столе Христо́в Фили́ппе, /​и чтим боле́зни и тру­ды́ твоя́, /​и́миже труди́лся еси́ /​/​во благове́стии Христо́ве.

Молит­ва апо­сто­лу от 70-ти Филиппу 

О святы́й апо́столе Христо́в Филли́пе! Мо́лим тя: сохра­ни́ и соблю­ди́ нас моли́твами твои́ми от искуше́ний диа́вольских и паде́ний грехо́вных и испро­си́ нам, раба́м Бо́жиим, свы́ше по́мощь во вре́мя уны́ния, да не преткне́мся о ка́мень собла́зна, но неукло́нно ше́ствуем спаси́тельным путе́м за́поведей Христо́вых, до́ндеже дости́гнем о́ных блаже́нных оби́телей ра́йских. Ей, апо́столе Спа́сов! Не посра­ми́ нас, но бу́ди нам помо́щник и покрови́тель во всем житии́ на́шем и помо­зи́ нам благоче́стно и богоуго́дно житие́ сие́ вре́менное сконча́ти, христиа́нскую кончи́ну получи́ти и до́браго отве́та сподо́битися на Стра́шнем Суде́ Христо́ве; да просла́вим великоле́пое и́мя Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха во ве́ки веко́в. Ами́нь.

В этот день свя­тая Цер­ковь так­же празд­ну­ет память:

Прп. Фео­фа­на исп., твор­ца кано­нов, еп. Никей­ско­го (ок. 850Мцц. Зина­и­ды и Фило­нил­лы (I), уче­ниц апо­сто­ла Пав­ла. Свя­той Вик­то­ри­ны. Свтт. Нек­та­рия (381 – 397), Арса­кия (404 – 405), Атти­ка (406 – 425) и Сиси­ния (426 – 427), патр. Кон­стан­ти­но­поль­ских. Прпп. Фео­фа­на Пост­ни­ка в Ближ­них пеще­рах почи­ва­ю­ще­го (XII); Льва Оптин­ско­го (1841). Собор прпп. Оптин­ских стар­цев: Льва (1841), Мака­рия (1860), Амвро­сия (1891), Мои­сея (1862), Анто­ния (1865), Ила­ри­о­на (1873), Ана­то­лия (1894), Иса­а­кия (1894), Иоси­фа (1911), Вар­со­но­фия (1913), Ана­то­лия (1922), Нек­та­рия (1928), пре­по­доб­но­го Нико­на испо­вед­ни­ка (1931), прп­мч. Иса­а­кия (1936). Сщмчч. Фила­ре­та (Вели­ка­но­ва) и Алек­сандра пре­сви­те­ров (1918); Иуве­на­лия (Мас­лов­ско­го), архи­еп. Рязан­ско­го (1937). Свя­тых отцов VII Все­лен­ско­го Собо­ра. Вос­по­ми­на­ние чуда, быв­ше­го от ико­ны Гос­по­да наше­го Иису­са Хри­ста в Вири­те (Бей­ру­те). Ико­ны Божи­ей Мате­ри, име­ну­е­мой “Водо­да­тель­ни­ца”.

Фотографии

Икона Пресвятой Богородицы «Почаевская»

Ис­то­рия этой чу­до­твор­ной ико­ны Бо­го­ма­те­ри нераз­рыв­но свя­за­на с По­ча­ев­ским мо­на­сты­рём в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (Укра­и­на). На го­ре, где ныне рас­по­ло­же­на Успен­ская По­ча­ев­ская лав­ра, в 1240 го­ду по­се­ли­лись два ино­ка.

Расписание богослужений

Помочь нашему храму

Написать письмоПомощь храму