24 нояб­ря. Пре­по­доб­ный Фео­дор Студит
Пре­по­доб­ный Фео­дор Сту­дит родил­ся в 758 году в Кон­стан­ти­но­по­ле в семье сбор­щи­ка цар­ских пода­тей Фоти­на и его супру­ги Фео­к­ти­сты, бла­го­че­сти­вых хри­сти­ан. Серьез­ное и систе­ма­ти­че­ское обра­зо­ва­ние пре­по­доб­ный Фео­дор полу­чил у луч­ших рито­ров, фило­со­фов и бого­сло­вов столицы. В…

Пре­по­доб­ный Фео­дор Сту­дит родил­ся в 758 году в Кон­стан­ти­но­по­ле в семье сбор­щи­ка цар­ских пода­тей Фоти­на и его супру­ги Фео­к­ти­сты, бла­го­че­сти­вых хри­сти­ан. Серьез­ное и систе­ма­ти­че­ское обра­зо­ва­ние пре­по­доб­ный Фео­дор полу­чил у луч­ших рито­ров, фило­со­фов и бого­сло­вов столицы.

В то вре­мя в импе­рии широ­ко рас­про­стра­ни­лась ересь ико­но­бор­цев, кото­рую под­дер­жи­вал зло­че­сти­вый импе­ра­тор Кон­стан­тин Копро­ним (741 – 775). Взгля­ды импе­ра­то­ра-ико­но­бор­ца и его дво­ра реши­тель­но про­ти­во­ре­чи­ли рели­ги­оз­но­му чув­ству Фоти­на, рев­ност­но­го сто­рон­ни­ка Пра­во­сла­вия, и он оста­вил госу­дар­ствен­ную службу.

Цер­ков­ные раз­до­ры уми­рил VII Все­лен­ский Собор, созван­ный по ини­ци­а­ти­ве и под покро­ви­тель­ством бла­го­че­сти­вой импе­ра­три­цы Ири­ны. Сво­и­ми уста­нов­ле­ни­я­ми Все­лен­ский Собор как выс­ший авто­ри­тет в жиз­ни Церк­ви навсе­гда обли­чил и отверг ико­но­бор­че­ство. Сре­ди отцов Собо­ра был бла­жен­ный Пла­тон дядя пре­по­доб­но­го Фео­до­ра, дол­гое вре­мя под­ви­зав­ший­ся на Олим­пе. Ста­рец высо­кой жиз­ни, бла­жен­ный Пла­тон по окон­ча­нии Собо­ра при­звал пле­мян­ни­ков – Фео­до­ра с бра­тья­ми Иоси­фом и Евфи­ми­ем – к ино­че­ской жиз­ни в пустыне.

Жизнь ино­ка Фео­до­ра была воис­ти­ну подвиж­ни­че­ской. Он тру­дил­ся на самых тяже­лых чер­ных рабо­тах. Он стро­го хра­нил пост, каж­дый день испо­ве­до­вал­ся у сво­е­го духов­но­го отца стар­ца Пла­то­на, откры­вая ему все дела и помыс­лы, тща­тель­но испол­нял его сове­ты и настав­ле­ния. Еже­днев­но Фео­дор уде­лял вре­мя духов­ным раз­мыш­ле­ни­ям, пред­сто­ял Богу с душой, не замут­нен­ной ника­ким житей­ским попе­че­ни­ем, совер­шая как бы некое тай­ное слу­же­ние Ему. Пре­по­доб­ный Фео­дор неопу­сти­тель­но читал Свя­щен­ное Писа­ние и свя­то­оте­че­ские тво­ре­ния, сре­ди кото­рых наи­бо­лее близ­ки были ему тво­ре­ния свя­ти­те­ля Васи­лия Вели­ко­го. Через несколь­ко лет ино­че­ской жиз­ни, по насто­я­нию духов­но­го отца, пре­по­доб­ный Фео­дор при­нял сан пресвитера.

Когда импе­ра­тор пре­сту­пил цер­ков­ные кано­ны, собы­тия внеш­ней жиз­ни нару­ши­ли бла­го­го­вей­ную тиши­ну мона­ше­ских кел­лий. Пре­по­доб­ный Фео­дор муже­ствен­но разо­слал по мона­сты­рям посла­ния, в кото­рых объ­явил импе­ра­то­ра Кон­стан­ти­на VI (780 – 797) отлу­чен­ным от Церк­ви за разо­ре­ние Боже­ствен­ных уста­нов­ле­ний о хри­сти­ан­ском бра­ке. Пре­по­доб­но­го Фео­до­ра и деся­те­рых его спо­движ­ни­ков отпра­ви­ли в ссыл­ку в город Солунь. Но и отту­да про­дол­жал зву­чать обли­ча­ю­щий голос пре­по­доб­но­го. Свя­тая Ири­на, воз­вра­тив­шая себе пре­стол, осво­бо­ди­ла пре­по­доб­но­го Фео­до­ра в 796 году, пере­да­ла ему опу­стев­ший при Копро­ни­ме Сту­дий­ский мона­стырь. Ско­ро в оби­те­ли свя­то­го собра­лось око­ло 1000 ино­ков. Для управ­ле­ния мона­сты­рем пре­по­доб­ный Фео­дор напи­сал устав ино­че­ской жиз­ни, полу­чив­ший назва­ние Сту­дий­ско­го. Пре­по­доб­ный Фео­дор высту­пал со мно­ги­ми посла­ни­я­ми про­тив ико­но­бор­цев. За дог­ма­ти­че­ские сочи­не­ния, а так­же напи­сан­ные им кано­ны и три­песн­цы бла­жен­ный Фео­сти­рикт назвал пре­по­доб­но­го Фео­до­ра “пла­мен­ным учи­те­лем Церкви”.

Несмот­ря на тяже­лый недуг, пре­по­доб­ный Фео­дор еже­днев­но совер­шал Боже­ствен­ную литур­гию, поучал братию.

Предуве­дав свою кон­чи­ну, свя­той при­звал бра­тию и заве­щал их хра­нить Пра­во­сла­вие, почи­тать свя­тые ико­ны и соблю­дать мона­стыр­ский устав. Затем он пове­лел бра­тии взять све­чи и петь канон на исход души. При пении слов “во век не забу­ду оправ­да­ний Тво­их, яко в них ожи­вил мя еси” – пре­по­доб­ный Фео­дор ото­шел ко Гос­по­ду, в 826 году.

В тот же час было виде­ние пре­по­доб­но­му Ила­ри­о­ну Дал­мат­ско­му. Вос­си­ял свет небес­ный, послы­ша­лось пение и был Голос: “Это душа пре­по­доб­но­го Фео­до­ра, постра­дав­ше­го даже до кро­ви за свя­тые ико­ны, отхо­дит ко Господу”.

Пре­по­доб­ный Фео­дор при жиз­ни сво­ей и по смер­ти совер­шил мно­го чудес: при­зы­ва­ю­щие его имя избав­ля­лись от пожа­ров, о напа­де­ний диких зве­рей, полу­ча­ли исце­ле­ния, воз­да­вая бла­го­да­ре­ние Богу и Его свя­то­му угод­ни­ку – пре­по­доб­но­му Фео­до­ру Студиту.

Тро­парь, глас 8

Правосла́вия наста́вниче, /​благоче́стия учи́телю и чисто­ты́, /​вселе́нныя свети́льниче, /​мона́шествующих Богодухнове́нное удобре́ние, /​Фео́доре прему́дре, /​уче́ньми твои́ми вся просвети́л еси́, /​цевни́це духо́вная, /​/​моли́ Хри­ста́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.

Кондак, глас 2

По́стническое и равноа́нгельное житие́ твое́ /​страда́льческими уясни́л еси́ по́двиги /​и А́нгелом совсе́льник, Богоблаже́нне, яви́лся еси́, Фео́доре. /​С ни́ми Хри­сту́ Бо́гу моля́ся /​/​не преста́й о всех нас.

Вели­ча­ние

Ублажа́ем тя, /​преподо́бне о́тче Фео́доре, /​и чтим святу́ю па́мять твою́, /​наста́вниче мона́хов /​/​и собесе́дниче а́нгелов.

Молит­ва пре­по­доб­но­му Фео­до­ру Студиту

О свяще́нная гла­во́, преподо́бне о́тче, преблаже́нне а́вво Фео́доре! Не забу́ди убо́гих твои́х до кон­ца́, но помина́й нас все­гда́ во святы́х твои́х и благоприя́тных моли́твах к Бо́гу! Помя­ни́ ста́до твое́, е́же сам упасл еси́, и не забу́ди посеща́ти чад твои́х. Моли́ за ны, о́тче свяще́нный, за де́ти твоя́ духо́вныя, я́ко име́яй дерзнове́ние к Небе́сному Царю́; не пре­мол­чи́ за ны ко Го́споду, и не пре́зри нас, ве́рою и любо́вию чту́щих тя. Помина́й нас недосто́йных у Престо́ла Вседержи́теля, и не преста́й моля́ся о нас ко Хри­сту́ Бо́гу: и́бо дана́ тебе́ бысть благода́ть за ны моли́тися. Не мним бо тя су́ща ме́ртва: а́ще бо те́лом и преста́вился еси́ от нас, но и по сме́рти жив сый пребыва́еши. Не отступа́й от нас ду́хом, сохраня́я нас от стрел вра́жиих и вся́кия пре́лести бесо́вския и ко́зней диа́вольских, па́стырю наш до́брый. А́ще бо и моще́й твои́х ра́ка пред очи́ма на́шима ви́дима есть все­гда́, но свята́я твоя́ душа́ со А́нгельскими во́инствами, со Безпло́тными ли́ки, с Небе́сными си́лами, у Престо́ла Вседержи́телева предстоя́щи, досто́йно весели́тся. Ве́дуще у́бо тя вои́стинну и по сме́рти жи́ва су́ща, тебе́ припа́даем и тебе́ мо́лимся: моли́ся о нас Всеси́льному Бо́гу, о по́льзе душ на́ших, и испро­си́ нам вре́мя на покая́ние, да невозбра́нно пре́йдем от зем­ли́ на Не́бо, от мыта́рств же го́рьких, бесо́в, возду́шных князе́й и от ве́чныя му́ки да изба́вимся, и Небе́снаго Ца́рствия насле́дницы да бу́дем со все́ми пра́ведными, от ве́ка угоди́вшими Бо́гу на́шему Иису́су Хри­сту́; Ему́же подоба́ет вся́кая сла́ва, честь и поклоне́ние, со Безнача́льным Его́ Отце́м и с Пресвяты́м и Благи́м и Животворя́щим Его́ Ду́хом, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

В этот день свя­тая Цер­ковь так­же празд­ну­ет память:

Вмч. Мины (304). Мч. Вик­то­ра и мц. Сте­фа­ни­ды (II). Мч. Викен­тия диак., Вален­сий­ско­го (304). Блж. Мак­си­ма, Хри­ста ради юрод., Мос­ков­ско­го чуд. (1434) Мч. Сте­фа­на Дечан­ско­го (ок. 1331; серб.). Прп. Мар­ти­рия Зеле­нец­ко­го (1603). Сщмч. Евге­ния Васи­лье­ва пре­св. (1937)

Фотографии

Икона Пресвятой Богородицы «Почаевская»

Ис­то­рия этой чу­до­твор­ной ико­ны Бо­го­ма­те­ри нераз­рыв­но свя­за­на с По­ча­ев­ским мо­на­сты­рём в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (Укра­и­на). На го­ре, где ныне рас­по­ло­же­на Успен­ская По­ча­ев­ская лав­ра, в 1240 го­ду по­се­ли­лись два ино­ка.

Расписание богослужений

Помочь нашему храму

Написать письмоПомощь храму