24 нояб­ря. Бла­жен­ный Мак­сим, Хри­ста ради юро­ди­вый, Московский
Бла­жен­ный Мак­сим, Хри­ста ради юро­ди­вый, жил в Москве. О его роди­те­лях, вре­ме­ни и месте рож­де­ния ниче­го не извест­но. Свя­той Мак­сим избрал один из самых труд­ных и тер­ни­стых путей ко спа­се­нию, доб­ро­воль­но, Хри­ста ради, при­няв на себя…

Бла­жен­ный Мак­сим, Хри­ста ради юро­ди­вый, жил в Москве. О его роди­те­лях, вре­ме­ни и месте рож­де­ния ниче­го не извест­но. Свя­той Мак­сим избрал один из самых труд­ных и тер­ни­стых путей ко спа­се­нию, доб­ро­воль­но, Хри­ста ради, при­няв на себя личи­ну юро­ди­во­го. Летом и зимой Мак­сим ходил почти совсем нагим, пере­но­ся с молит­вой и зной, и холод. Он гово­рил: “Хоть люта зима, но сла­док рай”.

Русь очень люби­ла сво­их юро­ди­вых, цени­ла их глу­бо­чай­шее сми­ре­ние, вни­ма­ла их муд­ро­сти, выска­зан­ной доход­чи­во и афо­ри­стич­но народ­ным язы­ком посло­виц. И слу­ша­ли юро­ди­вых все: от вели­ких кня­зей до послед­не­го бед­ня­ка. Бла­жен­ный Мак­сим жил в тяже­лые для рус­ско­го наро­да вре­ме­на. Татар­ские набе­ги, засу­хи, эпи­де­мии разо­ря­ли и губи­ли людей. Свя­той гово­рил обез­до­лен­ным: “Не все по шер­сти, ино и напро­тив… За дело побьют, пови­нись, да пони­же покло­нись; не плачь битый, плачь неби­тый; оттер­пим­ся, и мы люди будем; испод­воль и сырые дро­ва заго­ра­ют­ся; за тер­пе­ние даст Бог спа­се­ние”. Но не толь­ко сло­ва уте­ше­ния гово­рил свя­той. Его гнев­ных обли­че­ний стра­ши­лись силь­ные мира сего. Бла­жен­ный Мак­сим гово­рил знат­ным да бога­тым: “Бож­ни­ца домаш­ня, а совесть про­даж­на; всяк кре­стит­ся, да не всяк молит­ся; Бог вся­кую неправ­ду сыщет. Ни Он тебя, ни ты Его не обманешь”.

Скон­чал­ся бла­жен­ный Мак­сим 11 нояб­ря 1434 года и был погре­бен у церк­ви свя­тых кня­зей Бори­са и Гле­ба. У мощей свя­то­го угод­ни­ка Божия ста­ли про­ис­хо­дить чудес­ные исцеления.

В 1547 году в окруж­ной гра­мо­те мит­ро­по­ли­та Мака­рия пред­пи­сы­ва­лось: “Пети и празд­но­ва­ли на Москве ново­му чудо­твор­цу Мак­си­му. Хри­ста ради юродивому”.

В том же году 13/​26 авгу­ста были обре­те­ны нетлен­ны­ми мощи бла­жен­но­го Мак­си­ма. Цер­ковь Бори­са и Гле­ба, в огра­де кото­рой был похо­ро­нен свя­той, сго­ре­ла в 1568 году. На ее месте постро­е­на была новая цер­ковь, кото­рую осве­ти­ли во имя свя­то­го Мак­си­ма, Хри­ста ради юро­ди­во­го. В этом хра­ме были поло­же­ны чест­ные мощи свя­то­го Максима.

Тро­парь, глас 4

Терпе́нием свои́м ве́лию мзду на Небесе́х стяжа́л еси́, /​в бу́йство во́лею Хри­ста́ ра́ди преложи́ся /​и на Не́бо мы́сленное, я́ко на колесни́це о́гненней, /​возше́л еси́, прему́дре Макси́ме. /​Днесь мы ны́не чтим честны́х моще́й твои́х обре́тение /​вку́пе с благочести́выми и ве́рными людь­ми́ ца́рствующаго гра́да Моск­вы́, /​да вси вопие́м ти: /​моли́ Хри­ста́ Бо́га/ спасти́ся душа́м на́шим.

Кондак, глас 8

Ве́рою и любо́вию твое́ честно́е обре́тение пра́зднующих, блаже́нне, /​сохра­ни́ и соблю­ди́ от вся́кия зло́бы и собла́зна змии́на, /​и́маши бо дерзнове́ние ко Влады́це всех Хри­сту́, /​Его́же моли́ спа­сти́ лю́ди, моля́шиятися, /​да вси вопие́м ти: /​/​ра́дуйся, о́тче Макси́ме, ца́рствующему гра́ду Москве́ похвало́.

Вели­ча­ние

Ублажа́ем тя, /​святы́й пра́ведный Макси́ме, /​и чтим святу́ю па́мять твою́, /​ты бо мо́лиши о нас /​/​Хри­ста́ Бо́га на́шего.

Молит­ва бла­жен­но­му Мак­си­му, Хри­ста ради юро­ди­во­му, Московскому

О уго́дниче Бо́жий, блаже́нне Макси́ме! Помоли́ся Го́споду Бо́гу о нас, рабе́х Бо́жиих (име­на), к зем­ли́ приве́рженных, да обрати́т Госпо́дь на́ша мы́сли и жела́ния к Небе́сным и да укрепи́т бу́дущих нетле́нных сокро́вищ жела́ти, да пода́ст нам си́лу к побежде́нию страсте́й, мы́слей и жела́ний грехо́вных, да плени́т наш ум в послуша́ние ве́ры, да изба́вит от высокоу́мия, суему́дрия и му́дрость духо́вную нам да́рует: та́же окамене́нная серд­ца́ на́ша слеза́ми умиле́ния о гресе́х сокруше́ния да раствори́т и да согре́ет я́ к на́шему Созда́телю любо́вию и братолю́бием ко бли́жним на́шим. Блаже́нне Макси́ме, при­не­си́ ко Го́споду моли́тву о нас, я́ко да не по грехо́м на́шим возда́ст нам, ниже́ по беззако́нием на́шим нака́жет нас, но да проба́вит ми́лость Свою́ на нас, от вся́ких нужд, бед, напа́стей, скорбе́й и боле́зней избавля́я, и и́миже весть судьба́ми да наста́вит нас на путь спасе́ния, и да сподо́бит нас христиа́нскую кончи́ну неболе́знену, непосты́дну и ми́рну прия́ти и Небе́снаго Ца́рствия насле́дие получи́ти со все́ми святы́ми во ве́ки веко́в. Ами́нь.

В этот день свя­тая Цер­ковь так­же празд­ну­ет память:

Вмч. Мины (304). Мч. Вик­то­ра и мц. Сте­фа­ни­ды (II). Мч. Викен­тия диак., Вален­сий­ско­го (304). Прп. Фео­до­ра Сту­ди­та, исп. (826) Мч. Сте­фа­на Дечан­ско­го (ок. 1331; серб.). Прп. Мар­ти­рия Зеле­нец­ко­го (1603). Сщмч. Евге­ния Васи­лье­ва пре­св. (1937)

Фотографии

Икона Пресвятой Богородицы «Почаевская»

Ис­то­рия этой чу­до­твор­ной ико­ны Бо­го­ма­те­ри нераз­рыв­но свя­за­на с По­ча­ев­ским мо­на­сты­рём в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (Укра­и­на). На го­ре, где ныне рас­по­ло­же­на Успен­ская По­ча­ев­ская лав­ра, в 1240 го­ду по­се­ли­лись два ино­ка.

Расписание богослужений

Помочь нашему храму

Написать письмоПомощь храму