23 янва­ря. Свя­ти­тель Гри­го­рий, епи­скоп Нисский
Свя­ти­тель Гри­го­рий, епи­скоп Нис­ский, был млад­шим бра­том свя­ти­те­ля Васи­лия Вели­ко­го. Рож­де­ние и вос­пи­та­ние его сов­па­ло с самым раз­га­ром ари­ан­ских спо­ров. Полу­чив пре­крас­ное обра­зо­ва­ние, он был одно вре­мя настав­ни­ком крас­но­ре­чия. В 372 году был руко­по­ло­жен свя­тым Васи­ли­ем…

Свя­ти­тель Гри­го­рий, епи­скоп Нис­ский, был млад­шим бра­том свя­ти­те­ля Васи­лия Вели­ко­го. Рож­де­ние и вос­пи­та­ние его сов­па­ло с самым раз­га­ром ари­ан­ских спо­ров. Полу­чив пре­крас­ное обра­зо­ва­ние, он был одно вре­мя настав­ни­ком крас­но­ре­чия. В 372 году был руко­по­ло­жен свя­тым Васи­ли­ем Вели­ким во епи­ско­па горо­да Нис­сы в Каппадокии.

Свя­той Гри­го­рий был твер­дым рев­ни­те­лем Пра­во­сла­вия и вме­сте со сво­им бра­том Васи­ли­ем Вели­ким борол­ся про­тив ари­ан­ской ере­си, пре­тер­пе­вая гоне­ния со сто­ро­ны ари­ан, кото­ры­ми в 376 году был лож­но обви­нен в непра­виль­ном упо­треб­ле­нии цер­ков­но­го иму­ще­ства, лишен кафед­ры и сослан в Анке­ру. На сле­ду­ю­щий год свя­той Гри­го­рий был вновь заоч­но низ­ло­жен собо­ром ари­ан­ству­ю­щих епи­ско­пов, но про­дол­жал укреп­лять свою паст­ву в Пра­во­сла­вии, пере­хо­дя с места на место. После смер­ти царя Вален­та (378) был воз­вра­щен на свою кафед­ру и с радо­стью при­нят сво­ей паствой.

В 379 году скон­чал­ся брат его, свя­той Васи­лий Вели­кий. Свя­той Гри­го­рий тяже­ло пере­жи­вал поте­рю сво­е­го настав­ни­ка. Он напи­сал ему над­гроб­ное сло­во и закон­чил состав­лен­ное свя­ти­те­лем Васи­ли­ем опи­са­ние шести дней тво­ре­ния, так назы­ва­е­мый Шестоднев.

В том же году свя­той Гри­го­рий участ­во­вал в Антио­хий­ском Собо­ре про­тив ере­ти­ков, не чтив­ших непо­роч­но­го дев­ства Божи­ей Мате­ри, и дру­гих, покло­няв­ших­ся Бого­ма­те­ри как Боже­ству. Он был избран Собо­ром для обо­зре­ния церк­вей в Ара­вии и Пале­стине и утвер­жде­ния пра­во­слав­но­го уче­ния о Пре­свя­той Бого­ро­ди­це. На обрат­ном пути свя­той Гри­го­рий посе­тил Иеру­са­лим и покло­нил­ся Свя­тым местам. В 381 году свя­той Гри­го­рий был одним из глав­ных дея­те­лей II Все­лен­ско­го Собо­ра, созван­но­го в Кон­стан­ти­но­по­ле про­тив ере­си Маке­до­ния, непра­виль­но учив­ше­го о сущ­но­сти Свя­то­го Духа. На этом Собо­ре, по ини­ци­а­ти­ве свя­то­го Гри­го­рия, был допол­нен Никей­ский Сим­вол веры.

Вме­сте с дру­ги­ми епи­ско­па­ми свя­той Гри­го­рий утвер­дил в сане Кон­стан­ти­но­поль­ско­го архи­пас­ты­ря свя­то­го Гри­го­рия Бого­сло­ва. В 383 году свя­той Гри­го­рий Нис­ский был участ­ни­ком Собо­ра в Кон­стан­ти­но­по­ле, где про­из­нес сло­во о Боже­стве Сына и Свя­то­го Духа. В 386 году он сно­ва был в Кон­стан­ти­но­по­ле, и ему было пору­че­но про­из­не­сти над­гроб­ное сло­во почив­шей цари­це Пла­кил­ле. В 394 году свя­той Гри­го­рий вновь при­сут­ству­ет в Кон­стан­ти­но­по­ле на Помест­ном Собо­ре, созван­ном для реше­ния цер­ков­ных дел в Аравии.

Свя­ти­тель Гри­го­рий Нис­ский был пла­мен­ный защит­ник Пра­во­слав­ных дог­ма­тов и рев­ност­ный учи­тель сво­ей паст­вы, а так­же мило­сти­вый и состра­да­тель­ный отец сво­их пасо­мых, заступ­ник их перед судья­ми; отли­чал­ся вели­ко­ду­ши­ем, тер­пе­ни­ем и миролюбием.

Дожив до глу­бо­кой ста­ро­сти, свя­той Гри­го­рий Нис­ский мир­но скон­чал­ся, вско­ре после Кон­стан­ти­но­поль­ско­го Собо­ра. Вме­сте со сво­и­ми вели­ки­ми совре­мен­ни­ка­ми, свя­ти­те­ля­ми Васи­ли­ем Вели­ким и Гри­го­ри­ем Бого­сло­вом, свя­ти­тель Гри­го­рий Нис­ский имел зна­чи­тель­ное вли­я­ние на цер­ков­ную жизнь сво­е­го вре­ме­ни. Его сест­ра, свя­тая Мак­ри­на, писа­ла ему: “Ты изве­стен и горо­дам, и народ­ным собра­ни­ям, и целым обла­стям: Церк­ви посы­ла­ют и зовут тебя на помощь”. Свя­ти­тель Гри­го­рий вошел в исто­рию как один из самых вид­ных бого­сло­вов и дея­те­лей хри­сти­ан­ской мыс­ли IV века. Обла­дая глу­бо­ким фило­соф­ским даром, он пони­мал фило­со­фию толь­ко как сред­ство для более глу­бо­ко­го про­ник­но­ве­ния в под­лин­ный смысл Боже­ствен­но­го откровения.

Свя­той Гри­го­рий оста­вил после себя мно­го сочи­не­ний дог­ма­ти­че­ско­го харак­те­ра, сло­ва и поучения.

Тро­парь, глас 4

Бо́же отец на́ших, /​творя́й при́сно с на́ми по Твое́й кро́тости, /​не отста́ви ми́лость Твою́ от нас, /​но моли́твами святи́теля Григо́рия /​/​в ми́ре упра́ви живо́т наш.

Кондак, глас 1

О́ком душе́вным бо́дрствуя, святи́телю, /​бодр па́стырь явил­ся еси́ ми́ру, /​и жезло́м му́дрости тво­ея́, и те́плым предста́тельством твои́м /​вся отгна́л еси́ злосла́вныя, я́ко во́лки, /​невре́дно соблю́д ста́до, /​/​Григо́рие всему́дре.

Вели­ча­ние

Велича́ем тя, /​святи́телю о́тче Григо́рие, /​и чтим святу́ю па́мять твою́, /​ты бо мо́лиши о нас /​/​Хри­ста́ Бо́га на́шего.

В этот день свя­тая Цер­ковь так­же празд­ну­ет память:

Попраздн­ство Бого­яв­ле­ния. Прп. Мар­ки­а­на Кон­стан­ти­но­поль­ско­го, пре­св. (V). Прп. Доме­ти­а­на, еп. Мели­тин­ско­го (601). Прп. Пав­ла Комель­ско­го (Обнор­ско­го; 1429). Свт. Фео­фа­на, Затвор­ни­ка Вышен­ско­го (1894). Прп. Анти­пы Вала­ам­ско­го (Афон­ско­го; 1882). Блж. Фео­з­вы диа­ко­нис­сы, сест­ры свт. Гри­го­рия Нис­ско­го (385). Прп. Мака­рия Писем­ско­го (XIV). Сщмч. Зино­вия Сутор­ми­на пре­св. (1920) Сщмч. Пет­ра Успен­ско­го пре­св. (1930) Сщмч. Ана­то­лия, митр. Одес­ско­го (1938). Прп. Аммо­ния (Скит­ско­го). Прп. Мака­рия Писем­ско­го (XIV). Прп. Анти­пы Вала­ам­ско­го (Афон­ско­го) (1882). Сщмч. Зино­вия пре­сви­те­ра (1920). Сщмч. Пет­ра пре­сви­те­ра (1930). Сщмч. Ана­то­лия, мит­ро­по­ли­та Одес­ско­го (1938). Прпмц. Арсе­нии (Доб­ро­нра­во­вой) игу­ме­нии, Ива­нов­ской (1939).

Фотографии

Икона Пресвятой Богородицы «Почаевская»

Ис­то­рия этой чу­до­твор­ной ико­ны Бо­го­ма­те­ри нераз­рыв­но свя­за­на с По­ча­ев­ским мо­на­сты­рём в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (Укра­и­на). На го­ре, где ныне рас­по­ло­же­на Успен­ская По­ча­ев­ская лав­ра, в 1240 го­ду по­се­ли­лись два ино­ка.

Расписание богослужений

Помочь нашему храму

Написать письмоПомощь храму