23 янва­ря. Свя­ти­тель Фео­фан Затвор­ник Вышенский
Свя­ти­тель Фео­фан Затвор­ник Вышен­ский, в миру Геор­гий Васи­лье­вич Гово­ров, родил­ся 10 янва­ря 1815 г. в селе Чер­нав­ское Орлов­ской губер­нии в семье свя­щен­ни­ка. В 1837 г. окон­чил Орлов­скую Духов­ную Семи­на­рию и посту­пил в Киев­скую Духов­ную Академию. В…

Свя­ти­тель Фео­фан Затвор­ник Вышен­ский, в миру Геор­гий Васи­лье­вич Гово­ров, родил­ся 10 янва­ря 1815 г. в селе Чер­нав­ское Орлов­ской губер­нии в семье свя­щен­ни­ка. В 1837 г. окон­чил Орлов­скую Духов­ную Семи­на­рию и посту­пил в Киев­скую Духов­ную Академию.

В 1841 г. окон­чил Ака­де­мию и при­нял мона­ше­ство с име­нем Фео­фан. Затем пре­по­да­вал в Санкт-Петер­бург­ской Духов­ной Ака­де­мии (СПДА). В 1847 г. в соста­ве Рус­ской Духов­ной Мис­сии был направ­лен в Иеру­са­лим, где посе­тил свя­тые места, древ­ние мона­ше­ские оби­те­ли, бесе­до­вал со стар­ца­ми свя­той горы Афон, изу­чал писа­ния отцов Церк­ви по древним рукописям.

Здесь, на Восто­ке, буду­щий свя­ти­тель осно­ва­тель­но изу­чил гре­че­ский и фран­цуз­ский язы­ки, озна­ко­мил­ся с еврей­ским и араб­ским. С нача­лом Крым­ской вой­ны чле­ны Духов­ной Мис­сии были ото­зва­ны в Рос­сию, и в 1855 г. св. Фео­фан в сане архи­манд­ри­та пре­по­да­ет в СПДА, затем ста­но­вит­ся рек­то­ром Оло­нец­кой Духов­ной Семи­на­рии. С 1856 г. архи­манд­рит Фео­фан – насто­я­тель посоль­ской церк­ви в Кон­стан­ти­но­по­ле, с 1857 г. – рек­тор СПДА.

В 1859 г. хиро­то­ни­сан во епи­ско­па Там­бов­ско­го и Шац­ко­го. В целях подъ­ема народ­но­го обра­зо­ва­ния епи­скоп Фео­фан устра­и­ва­ет цер­ков­но­при­ход­ские и вос­крес­ные шко­лы, откры­ва­ет жен­ское епар­хи­аль­ное учи­ли­ще. В то же вре­мя он забо­тит­ся и о повы­ше­нии обра­зо­ва­ния само­го духо­вен­ства, С июля 1863 г. свя­ти­тель пре­бы­вал на Вла­ди­мир­ской кафед­ре. В 1866 г. по про­ше­нию уво­лен на покой в Успен­скую Вышен­скую пустынь Там­бов­ской епар­хии. Но не воз­мож­но­стью покоя влек­ли к себе серд­це вла­ды­ки тихие мона­стыр­ские сте­ны, они зва­ли его к себе на новый духов­ный подвиг. Вре­мя, остав­ше­е­ся от бого­слу­же­ния и молит­вы, свя­ти­тель посвя­щал пись­мен­ным тру­дам. После Пас­хи 1872 г. свя­ти­тель ухо­дит в затвор. В это вре­мя он пишет лите­ра­тур­но-бого­слов­ские тру­ды: истол­ко­ва­ние Свя­щен­но­го Писа­ния, пере­вод тво­ре­ний древ­них отцов и учи­те­лей, пишет мно­го­чис­лен­ные пись­ма к раз­ным лицам, обра­щав­шим­ся к нему с недо­умен­ны­ми вопро­са­ми, с прось­бой о помо­щи и настав­ле­ни­ях. Он отме­чал: “Писать – это служ­ба Церк­ви нуж­ная. Луч­шее упо­треб­ле­ние дара писать и гово­рить есть обра­ще­ние его на вра­зум­ле­ние грешников”.

Свя­ти­тель ока­зал глу­бо­кое вли­я­ние на духов­ное воз­рож­де­ние обще­ства. Его уче­ние во мно­гом род­ствен­но уче­нию стар­ца Паи­сия Велич­ков­ско­го, осо­бен­но в рас­кры­тии тем о стар­че­стве, умном дела­нии и молит­ве. Наи­бо­лее зна­чи­тель­ные тру­ды его – “Пись­ма о хри­сти­ан­ской жиз­ни”, “Доб­ро­то­лю­бие” (пере­вод), “Тол­ко­ва­ние апо­столь­ский посла­ний”, “Начер­та­ние хри­сти­ан­ско­го нравоучения”.

Свя­ти­тель мир­но почил 6 янва­ря 1894 г., в празд­ник Кре­ще­ния Гос­под­ня. При обла­че­нии на лице его про­си­я­ла бла­жен­ная улыб­ка. Погре­бен в Казан­ском собо­ре Вышен­ской пустыни.

Свя­ти­тель Фео­фан кано­ни­зи­ро­ван в 1988 г., как подвиж­ник веры и бла­го­че­стия, ока­зав­ший глу­бо­кое вли­я­ние на духов­ное воз­рож­де­ние обще­ства сво­и­ми мно­го­чис­лен­ны­ми тво­ре­ни­я­ми, кото­рые могут рас­смат­ри­вать­ся чада­ми Церк­ви как прак­ти­че­ское посо­бие в деле хри­сти­ан­ско­го спасения.

Тро­парь, глас 8

Пpа­во­сла́вия наста́в­ни­че, /​бла­го­че́­стия учи́­те­лю и чисто­ты́, /​Вы́­шин­ский подви́ж­ни­че свя­ти́­те­лю Фео­фа́не Бого­му́дpе, /​писа́нь­ми тво­и́­ми сло́во Бо́­жие изъ­яс­ни́л еси́ /​и всем ве́p­ным путь ко спа­се́­нию ука­за­́л еси́, /​/​моли́ Хpи­ста́ Бо́­га спа­сти́­ся душа́м на́шим.

Кондак, глас 4

Бого­яв­ле́­нию тезо­име­ни́тый, /​свя­ти́­те­лю Фео­фа́не, /​уче́нь­ми тво­и́­ми мно́­гия лю́­ди про­све­ти́л еси́, /​со а́н­ге­лы ны́не пред­сто­я́ Пре­сто́­лу Свя­ты­́я Тро́и­цы, /​/​моли́ непре­ста́н­но о всех нас.

Вели­ча­ние

Вели­ча́ем тя, /​свя­ти́­те­лю о́т­че Фео­фа́не, /​и чтим свя­ту́ю па́­мять тво­ю́, /​ты бо мо́­ли­ши о нас /​/​Хри­ста́ Бо́­га на́шего.

Молит­ва свя­ти­те­лю Фео­фа­ну, Затвор­ни­ку Вышинскому

О свя­ти́­те­лю о́т­че Фео­фа́не, архи­ере­е́ю пре­сла́в­ный и пре­ди́в­ный затво́р­ни­че, Бо́­жий избра́­ни­че и Та́ин Хри­сто́­вых слу­жи́­те­лю, бого­му́д­рый учи́­те­лю и апо́столь­ских сло­ве́с изря́д­ный изъ­яс­ни́­те­лю, оте́­че­ских доб­ро­то­лю́б­ных ска­за­́­ний спи­са́­те­лю, хри­сти­а́н­ска­го бла­го­че́­стия изя́щ­ный про­по­ве́д­ни­че и жи́з­ни духо́в­ныя иску́с­ный наста́в­ни­че, по́­дви­гов мона́­ше­ских усе́рд­ный рев­ни́­те­лю и всем лю́­дем бла­го­да́ти хада́таю! Ны́не к тебе́, на Небе­се́х Бо́­гу пред­сто­я́­ще­му и о нас моля́­ще­му­ся, при­па́­да­ем и си́­це взы­ва́ем: испро­си́ у все­ще́дра­го Бо́­га Це́рк­ви Рос­си́й­стей и стра­не́ на́­шей мир и бла­го­сто­я́­ние, свя­ти́­те­лем Хри­сто́­вым – и́сти­ны Боже́ствен­ныя досто́й­ное охра­не́­ние, па́ст­вы до́брое окорм­ле́­ние, лже­учи́­те­лей и ере­ти­ко́в изря́д­ное посрам­ле́­ние; под­ви­за­́­ю­щим­ся – сми­ре́­ние, страх Бо́­жий и чисто­ту́ душе́в­ную и теле́с­ную; учи́­те­лем – бого­ве́­де­ние и му́д­рость, уча́­щим­ся – ре́в­ность и по́­мощь Бо́­жию; и всем пра­во­сла́в­ным – утвер­жде́­ние на пути́ ко спа­се́­нию, да вку́­пе с тобо́ю про­сла́вим Бо́­жию Си́­лу и Пре­му́д­рость, Го́с­по­да на́­ше­го Иису́­са Хри­ста́, со Без­на­ча́ль­ным Его́ Отце́м, с Пре­свя­ты­́м, Бла­ги́м и Живо­тво­ря́­щим Его́ Ду́­хом, ны́не и при­́с­но, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

В этот день свя­тая Цер­ковь так­же празд­ну­ет память:

Попраздн­ство Бого­яв­ле­ния. Свт. Гри­го­рия, еп. Нис­ско­го (после 394). Прп. Мар­ки­а­на Кон­стан­ти­но­поль­ско­го, пре­св. (V) Прп. Доме­ти­а­на, еп. Мели­тин­ско­го (601). Прп. Пав­ла Комель­ско­го (Обнор­ско­го; 1429). Прп. Анти­пы Вала­ам­ско­го (Афон­ско­го; 1882). Блж. Фео­з­вы диа­ко­нис­сы, сест­ры свт. Гри­го­рия Нис­ско­го (385). Прп. Мака­рия Писем­ско­го (XIV). Сщмч. Зино­вия Сутор­ми­на пре­св. (1920) Сщмч. Пет­ра Успен­ско­го пре­св. (1930). Сщмч. Ана­то­лия, митр. Одес­ско­го (1938). Прп. Аммо­ния (Скит­ско­го). Прп. Мака­рия Писем­ско­го (XIV). Прп. Анти­пы Вала­ам­ско­го (Афон­ско­го) (1882). Сщмч. Зино­вия пре­сви­те­ра (1920). Сщмч. Пет­ра пре­сви­те­ра (1930). Сщмч. Ана­то­лия, мит­ро­по­ли­та Одес­ско­го (1938). Прпмц. Арсе­нии (Доб­ро­нра­во­вой) игу­ме­нии, Ива­нов­ской (1939).

Фотографии

Икона Пресвятой Богородицы «Почаевская»

Ис­то­рия этой чу­до­твор­ной ико­ны Бо­го­ма­те­ри нераз­рыв­но свя­за­на с По­ча­ев­ским мо­на­сты­рём в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (Укра­и­на). На го­ре, где ныне рас­по­ло­же­на Успен­ская По­ча­ев­ская лав­ра, в 1240 го­ду по­се­ли­лись два ино­ка.

Расписание богослужений

Помочь нашему храму

Написать письмоПомощь храму