23 янва­ря. Свя­ти­тель Фео­фан Затвор­ник Вышенский
Свя­ти­тель Фео­фан Затвор­ник Вышен­ский, в миру Геор­гий Васи­лье­вич Гово­ров, родил­ся 10 янва­ря 1815 г. в селе Чер­нав­ское Орлов­ской губер­нии в семье свя­щен­ни­ка. В 1837 г. окон­чил Орлов­скую Духов­ную Семи­на­рию и посту­пил в Киев­скую Духов­ную Академию. В…

Свя­ти­тель Фео­фан Затвор­ник Вышен­ский, в миру Геор­гий Васи­лье­вич Гово­ров, родил­ся 10 янва­ря 1815 г. в селе Чер­нав­ское Орлов­ской губер­нии в семье свя­щен­ни­ка. В 1837 г. окон­чил Орлов­скую Духов­ную Семи­на­рию и посту­пил в Киев­скую Духов­ную Академию.

В 1841 г. окон­чил Ака­де­мию и при­нял мона­ше­ство с име­нем Фео­фан. Затем пре­по­да­вал в Санкт-Петер­бург­ской Духов­ной Ака­де­мии (СПДА). В 1847 г. в соста­ве Рус­ской Духов­ной Мис­сии был направ­лен в Иеру­са­лим, где посе­тил свя­тые места, древ­ние мона­ше­ские оби­те­ли, бесе­до­вал со стар­ца­ми свя­той горы Афон, изу­чал писа­ния отцов Церк­ви по древним рукописям.

Здесь, на Восто­ке, буду­щий свя­ти­тель осно­ва­тель­но изу­чил гре­че­ский и фран­цуз­ский язы­ки, озна­ко­мил­ся с еврей­ским и араб­ским. С нача­лом Крым­ской вой­ны чле­ны Духов­ной Мис­сии были ото­зва­ны в Рос­сию, и в 1855 г. св. Фео­фан в сане архи­манд­ри­та пре­по­да­ет в СПДА, затем ста­но­вит­ся рек­то­ром Оло­нец­кой Духов­ной Семи­на­рии. С 1856 г. архи­манд­рит Фео­фан – насто­я­тель посоль­ской церк­ви в Кон­стан­ти­но­по­ле, с 1857 г. – рек­тор СПДА.

В 1859 г. хиро­то­ни­сан во епи­ско­па Там­бов­ско­го и Шац­ко­го. В целях подъ­ема народ­но­го обра­зо­ва­ния епи­скоп Фео­фан устра­и­ва­ет цер­ков­но­при­ход­ские и вос­крес­ные шко­лы, откры­ва­ет жен­ское епар­хи­аль­ное учи­ли­ще. В то же вре­мя он забо­тит­ся и о повы­ше­нии обра­зо­ва­ния само­го духо­вен­ства, С июля 1863 г. свя­ти­тель пре­бы­вал на Вла­ди­мир­ской кафед­ре. В 1866 г. по про­ше­нию уво­лен на покой в Успен­скую Вышен­скую пустынь Там­бов­ской епар­хии. Но не воз­мож­но­стью покоя влек­ли к себе серд­це вла­ды­ки тихие мона­стыр­ские сте­ны, они зва­ли его к себе на новый духов­ный подвиг. Вре­мя, остав­ше­е­ся от бого­слу­же­ния и молит­вы, свя­ти­тель посвя­щал пись­мен­ным тру­дам. После Пас­хи 1872 г. свя­ти­тель ухо­дит в затвор. В это вре­мя он пишет лите­ра­тур­но-бого­слов­ские тру­ды: истол­ко­ва­ние Свя­щен­но­го Писа­ния, пере­вод тво­ре­ний древ­них отцов и учи­те­лей, пишет мно­го­чис­лен­ные пись­ма к раз­ным лицам, обра­щав­шим­ся к нему с недо­умен­ны­ми вопро­са­ми, с прось­бой о помо­щи и настав­ле­ни­ях. Он отме­чал: “Писать – это служ­ба Церк­ви нуж­ная. Луч­шее упо­треб­ле­ние дара писать и гово­рить есть обра­ще­ние его на вра­зум­ле­ние грешников”.

Свя­ти­тель ока­зал глу­бо­кое вли­я­ние на духов­ное воз­рож­де­ние обще­ства. Его уче­ние во мно­гом род­ствен­но уче­нию стар­ца Паи­сия Велич­ков­ско­го, осо­бен­но в рас­кры­тии тем о стар­че­стве, умном дела­нии и молит­ве. Наи­бо­лее зна­чи­тель­ные тру­ды его – “Пись­ма о хри­сти­ан­ской жиз­ни”, “Доб­ро­то­лю­бие” (пере­вод), “Тол­ко­ва­ние апо­столь­ский посла­ний”, “Начер­та­ние хри­сти­ан­ско­го нравоучения”.

Свя­ти­тель мир­но почил 6 янва­ря 1894 г., в празд­ник Кре­ще­ния Гос­под­ня. При обла­че­нии на лице его про­си­я­ла бла­жен­ная улыб­ка. Погре­бен в Казан­ском собо­ре Вышен­ской пустыни.

Свя­ти­тель Фео­фан кано­ни­зи­ро­ван в 1988 г., как подвиж­ник веры и бла­го­че­стия, ока­зав­ший глу­бо­кое вли­я­ние на духов­ное воз­рож­де­ние обще­ства сво­и­ми мно­го­чис­лен­ны­ми тво­ре­ни­я­ми, кото­рые могут рас­смат­ри­вать­ся чада­ми Церк­ви как прак­ти­че­ское посо­бие в деле хри­сти­ан­ско­го спасения.

Тро­парь, глас 8

Пpавосла́вия наста́вниче, /​благоче́стия учи́телю и чисто­ты́, /​Вы́шинский подви́жниче святи́телю Феофа́не Богому́дpе, /​писа́ньми твои́ми сло́во Бо́жие изъясни́л еси́ /​и всем ве́pным путь ко спасе́нию указа́л еси́, /​/​моли́ Хpи­ста́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.

Кондак, глас 4

Богоявле́нию тезоимени́тый, /​святи́телю Феофа́не, /​уче́ньми твои́ми мно́гия лю́ди просвети́л еси́, /​со а́нгелы ны́не пред­стоя́ Престо́лу Святы́я Тро́ицы, /​/​моли́ непреста́нно о всех нас.

Вели­ча­ние

Велича́ем тя, /​святи́телю о́тче Феофа́не, /​и чтим святу́ю па́мять твою́, /​ты бо мо́лиши о нас /​/​Хри­ста́ Бо́га на́шего.

Молит­ва свя­ти­те­лю Фео­фа­ну, Затвор­ни­ку Вышинскому

О святи́телю о́тче Феофа́не, архиерее́ю пресла́вный и преди́вный затво́рниче, Бо́жий избра́ниче и Та́ин Христо́вых служи́телю, богому́дрый учи́телю и апо́стольских слове́с изря́дный изъясни́телю, оте́ческих добротолю́бных сказа́ний списа́телю, христиа́нскаго благоче́стия изя́щный пропове́дниче и жи́зни духо́вныя иску́сный наста́вниче, по́двигов мона́шеских усе́рдный ревни́телю и всем лю́дем благода́ти хада́таю! Ны́не к тебе́, на Небесе́х Бо́гу предстоя́щему и о нас моля́щемуся, припа́даем и си́це взыва́ем: испро­си́ у всеще́драго Бо́га Це́ркви Росси́йстей и стране́ на́шей мир и благостоя́ние, святи́телем Христо́вым – и́стины Боже́ственныя досто́йное охране́ние, па́ствы до́брое окормле́ние, лжеучи́телей и еретико́в изря́дное посрамле́ние; подвиза́ющимся – смире́ние, страх Бо́жий и чисто­ту́ душе́вную и теле́сную; учи́телем – богове́дение и му́дрость, уча́щимся – ре́вность и по́мощь Бо́жию; и всем правосла́вным – утвержде́ние на пути́ ко спасе́нию, да вку́пе с тобо́ю просла́вим Бо́жию Си́лу и Прему́дрость, Го́спода на́шего Иису́са Хри­ста́, со Безнача́льным Его́ Отце́м, с Пресвяты́м, Благи́м и Животворя́щим Его́ Ду́хом, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

В этот день свя­тая Цер­ковь так­же празд­ну­ет память:

Попраздн­ство Бого­яв­ле­ния. Свт. Гри­го­рия, еп. Нис­ско­го (после 394). Прп. Мар­ки­а­на Кон­стан­ти­но­поль­ско­го, пре­св. (V) Прп. Доме­ти­а­на, еп. Мели­тин­ско­го (601). Прп. Пав­ла Комель­ско­го (Обнор­ско­го; 1429). Прп. Анти­пы Вала­ам­ско­го (Афон­ско­го; 1882). Блж. Фео­з­вы диа­ко­нис­сы, сест­ры свт. Гри­го­рия Нис­ско­го (385). Прп. Мака­рия Писем­ско­го (XIV). Сщмч. Зино­вия Сутор­ми­на пре­св. (1920) Сщмч. Пет­ра Успен­ско­го пре­св. (1930). Сщмч. Ана­то­лия, митр. Одес­ско­го (1938). Прп. Аммо­ния (Скит­ско­го). Прп. Мака­рия Писем­ско­го (XIV). Прп. Анти­пы Вала­ам­ско­го (Афон­ско­го) (1882). Сщмч. Зино­вия пре­сви­те­ра (1920). Сщмч. Пет­ра пре­сви­те­ра (1930). Сщмч. Ана­то­лия, мит­ро­по­ли­та Одес­ско­го (1938). Прпмц. Арсе­нии (Доб­ро­нра­во­вой) игу­ме­нии, Ива­нов­ской (1939).

Фотографии

Икона Пресвятой Богородицы «Почаевская»

Ис­то­рия этой чу­до­твор­ной ико­ны Бо­го­ма­те­ри нераз­рыв­но свя­за­на с По­ча­ев­ским мо­на­сты­рём в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (Укра­и­на). На го­ре, где ныне рас­по­ло­же­на Успен­ская По­ча­ев­ская лав­ра, в 1240 го­ду по­се­ли­лись два ино­ка.

Расписание богослужений

Помочь нашему храму

Написать письмоПомощь храму