23 янва­ря. Пре­по­доб­ный Павел Комель­ский (Обнор­ский), чудо­тво­рец, уче­ник преп. Сер­гия Радонежского
Пре­по­доб­ный Павел Комель­ский, слав­ный уче­ник Пре­по­доб­но­го Сер­гия Радо­неж­ско­го, родил­ся в Москве в 1317 году. С юных лет он отли­чал­ся бла­го­че­сти­ем и мило­сер­ди­ем к бед­ным и страж­ду­щим. Бога­тые роди­те­ли гото­ви­ли его к мир­ской жиз­ни, но сын в два­дцать…

Пре­по­доб­ный Павел Комель­ский, слав­ный уче­ник Пре­по­доб­но­го Сер­гия Радо­неж­ско­го, родил­ся в Москве в 1317 году.

С юных лет он отли­чал­ся бла­го­че­сти­ем и мило­сер­ди­ем к бед­ным и страж­ду­щим. Бога­тые роди­те­ли гото­ви­ли его к мир­ской жиз­ни, но сын в два­дцать два года тай­но поки­нул роди­тель­ский дом и при­нял постриг в Рож­де­ствен­ском мона­сты­ре на Вол­ге (в Яро­слав­ской епар­хии). Отту­да Павел пере­шел в Свя­то-Тро­иц­кий мона­стырь к пре­по­доб­но­му Сер­гию Радо­неж­ско­му и несколь­ко лет про­вел у него в келей­ном послу­ша­нии, все­це­ло пови­ну­ясь муд­ро­му руко­вод­ству свя­то­го стар­ца. С бла­го­сло­ве­ния пре­по­доб­но­го Сер­гия он посе­лил­ся вда­ли от оби­те­ли в отшель­ни­че­ской кел­лии, где про­был пят­на­дцать лет в затворе.

Испро­сив у пре­по­доб­но­го Сер­гия бла­го­сло­ве­ние уйти в пусты­ню для без­молв­ной и уеди­нен­ной жиз­ни, он дол­го стран­ство­вал, отыс­ки­вая себе место для уеди­не­ния. Он обо­шел мно­го пусты­ней, был у пре­по­доб­но­го Авра­амия Чух­лом­ско­го и, нако­нец, оста­но­вил­ся в Комель­ском лесу.

Над реч­кой Гря­зо­ви­цей, в дуп­ле ста­рой липы пре­по­доб­ный устро­ил себе малень­кую кел­лию и про­жил там три года в пол­ном без­мол­вии, “не дая покоя телу, за еже полу­чи­ти буду­щий покой”. Затем он пере­шел на реку Нур­му, где постро­ил себе хижи­ну и выко­пал коло­дец. Дни его про­хо­ди­ли в бде­нии и молит­ве. Пять дней в неде­лю он пре­бы­вал без пищи и толь­ко в суб­бо­ту и вос­кре­се­нье вку­шал немно­го хле­ба и воды. Широ­ко рас­про­стра­ни­лась мол­ва об отшель­ни­ке, и к нему ста­ли при­хо­дить желав­шие его духов­но­го руководства.

Несмот­ря на любовь к уеди­нен­ной жиз­ни, пре­по­доб­ный нико­гда и нико­му не отка­зы­вал в духов­ном уте­ше­нии и настав­ле­нии. Здесь его посе­тил пре­по­доб­ный Сер­гий Нуром­ский, кото­рый, так­же ища уеди­не­ния, по бла­го­сло­ве­нию сво­е­го настав­ни­ка Пре­по­доб­но­го Сер­гия, про­во­дил свою подвиж­ни­че­скую жизнь в тех местах.

По бла­го­сло­ве­нию Пре­по­доб­но­го Сер­гия и с согла­сия мит­ро­по­ли­та Фотия, в 1414 году пре­по­доб­ный Павел постро­ил Свя­то-Тро­иц­кий храм, вокруг кото­ро­го вырос мона­стырь, полу­чив­ший назва­ние Пав­ло-Обнор­ско­го. Напи­сав для бра­тии стро­гий устав мона­стыр­ской жиз­ни, пре­по­доб­ный пору­чил управ­ле­ние новой оби­те­лью сво­е­му уче­ни­ку Алек­сию, а сам по-преж­не­му про­дол­жал жить в уеди­нен­ной кел­лии на горе, оста­ва­ясь при этом чут­ким и доб­рым настав­ни­ком для всех, кто нуж­дал­ся в его цели­тель­ной помощи.

Пре­ста­вил­ся пре­по­доб­ный Павел 112 лет от роду. Послед­ние сло­ва его были: “Бра­тья, имей­те любовь меж­ду собою и хра­ни­те пра­ви­ла мона­ше­ско­го общежития”.

Житие свя­то­го напи­са­но око­ло 1546 года, а про­слав­ле­ние совер­ши­лось в 1547 году.

Тро­парь, глас 1

Боже́ственною любо́вию от ю́ности распала́ем, Па́вле преподо́бне, /​вся, я́же в ми́ре кра́сная, возненави́дев, /​Хри­ста́ еди́наго возлюби́л еси́ /​и сего́ ра́ди во вну́треннюю пусты́ню всели́лся еси́, /​со зверь­ми́ жи́ти весь Хри­сту́. /​Отону́дуже и Всеви́дящее Óко, твоя́ тру­ды́ ви́дев, /​да́ром чуде́с и по преставле́нии обо­га­ти́ тя. /​Те́мже вопие́м ти:/ мо́ли непреста́нно о всех нас, /​/​честну́ю па́мять твою́ при́сно в пе́снех почита́ющих.

Кондак, глас 8

Все твое́ у́мное жела́ние к Бо́гу впери́в, /​и Тому́ невозвра́тно от души́ после́довал еси́, в пусты́ню всели́вся, /​и, та́мо а́нгельски пожи́в, мно́гим путь был еси́ ко спасе́нию. /​Сего́ ра́ди и Христо́с тя просла́ви и да́ром чуде́с обо­га­ти́. /​Те́мже вси вопие́м ти: /​/​ра́дуйся, Па́вле преподо́бне, пусты́нный жи́телю.

Вели­ча­ние

Ублажа́ем тя, /​преподо́бне о́тче Па́вле, /​и чтим святу́ю па́мять твою́, /​наста́вниче мона́хов /​/​и собесе́дниче А́нгелов.

Молит­ва пре­по­доб­но­му Пав­лу Комель­ско­му (Обнор­ско­му)

О до́брый наш па́стырю и Богому́дрый наста́вниче, преподо́бне о́тче Па́вле! Услы́ши нас гре́шных, моля́щихся тебе́ и призыва́ющих в по́мощь ско́рое предста́тельство твое́: виждь нас гре́шных, в толи́цех обстоя́ниих су́щих, виждь нас немощны́х, отвсю́ду уловля́емых, вся́каго бла́га лише́нных и умо́м от малоду́шия помраче́нных: потщи́ся, уго́дниче Бо́жий, не оста́вити нас в грехо́вном пле­ну́ бы́ти, да не бу́дем в ра́дость враго́м на́шим и не у́мрем в лука́вых дея́ниях на́ших. Моли́ о нас недосто́йных Соде́теля на́шего и Влады́ку, Ему́же ты со Безпло́тными ли́ки предстои́ши. Ми́лостива к нам сотво­ри́ Бо́га на́шего в ны́нешнем ве́це и в бу́дущем, да не возда́ст нам по дела́м на́шим и по нечи­сто­те́ серде́ц на́ших, но по свое́й бла́гости возда́ст нам: на твое́ бо хода́тайство упова́юще, твои́м предста́тельством хва́лимся, твое́ заступле́ние на по́мощь призыва́ем и, к цельбоно́сному гро́бу тво­е­му́ припа́дающе, исцеле́ния про́сим: изба́ви нас, уго́дниче Христо́в, от злых, находя́щих на нас, и укро­ти́ во́лны страсте́й и бед, востаю́щих на нас, да ра́ди святы́х твои́х моли́тв не обы́мет нас напа́сть, и не погря́знем в пучи́не грехо́вней и в ти́не страсте́й на́ших. Моли́, преподо́бне о́тче Па́вле, Хри­ста́ Бо́га на́шего, да пода́ст нам ми́рное жи́тельство, оставле́ние грехо́в, душа́м на́шим спасе́ние и ве́лию ми́лость. Ами́нь.

В этот день свя­тая Цер­ковь так­же празд­ну­ет память:

Попраздн­ство Бого­яв­ле­ния. Свт. Гри­го­рия, еп. Нис­ско­го (после 394). Прп. Мар­ки­а­на Кон­стан­ти­но­поль­ско­го, пре­св. (V) Прп. Доме­ти­а­на, еп. Мели­тин­ско­го (601). Свт. Фео­фа­на, Затвор­ни­ка Вышен­ско­го (1894). Прп. Анти­пы Вала­ам­ско­го (Афон­ско­го; 1882). Блж. Фео­з­вы диа­ко­нис­сы, сест­ры свт. Гри­го­рия Нис­ско­го (385). Прп. Мака­рия Писем­ско­го (XIV). Сщмч. Зино­вия Сутор­ми­на пре­св. (1920) Сщмч. Пет­ра Успен­ско­го пре­св. (1930). Сщмч. Ана­то­лия, митр. Одес­ско­го (1938). Прп. Аммо­ния (Скит­ско­го). Прп. Мака­рия Писем­ско­го (XIV). Прп. Анти­пы Вала­ам­ско­го (Афон­ско­го) (1882). Сщмч. Зино­вия пре­сви­те­ра (1920). Сщмч. Пет­ра пре­сви­те­ра (1930). Сщмч. Ана­то­лия, мит­ро­по­ли­та Одес­ско­го (1938). Прпмц. Арсе­нии (Доб­ро­нра­во­вой) игу­ме­нии, Ива­нов­ской (1939).

Фотографии

Икона Пресвятой Богородицы «Почаевская»

Ис­то­рия этой чу­до­твор­ной ико­ны Бо­го­ма­те­ри нераз­рыв­но свя­за­на с По­ча­ев­ским мо­на­сты­рём в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (Укра­и­на). На го­ре, где ныне рас­по­ло­же­на Успен­ская По­ча­ев­ская лав­ра, в 1240 го­ду по­се­ли­лись два ино­ка.

Расписание богослужений

Помочь нашему храму

Написать письмоПомощь храму