Преподобный Павел Комельский, славный ученик Преподобного Сергия Радонежского, родился в Москве в 1317 году.
С юных лет он отличался благочестием и милосердием к бедным и страждущим. Богатые родители готовили его к мирской жизни, но сын в двадцать два года тайно покинул родительский дом и принял постриг в Рождественском монастыре на Волге (в Ярославской епархии). Оттуда Павел перешел в Свято-Троицкий монастырь к преподобному Сергию Радонежскому и несколько лет провел у него в келейном послушании, всецело повинуясь мудрому руководству святого старца. С благословения преподобного Сергия он поселился вдали от обители в отшельнической келлии, где пробыл пятнадцать лет в затворе.
Испросив у преподобного Сергия благословение уйти в пустыню для безмолвной и уединенной жизни, он долго странствовал, отыскивая себе место для уединения. Он обошел много пустыней, был у преподобного Авраамия Чухломского и, наконец, остановился в Комельском лесу.
Над речкой Грязовицей, в дупле старой липы преподобный устроил себе маленькую келлию и прожил там три года в полном безмолвии, “не дая покоя телу, за еже получити будущий покой”. Затем он перешел на реку Нурму, где построил себе хижину и выкопал колодец. Дни его проходили в бдении и молитве. Пять дней в неделю он пребывал без пищи и только в субботу и воскресенье вкушал немного хлеба и воды. Широко распространилась молва об отшельнике, и к нему стали приходить желавшие его духовного руководства.
Несмотря на любовь к уединенной жизни, преподобный никогда и никому не отказывал в духовном утешении и наставлении. Здесь его посетил преподобный Сергий Нуромский, который, также ища уединения, по благословению своего наставника Преподобного Сергия, проводил свою подвижническую жизнь в тех местах.
По благословению Преподобного Сергия и с согласия митрополита Фотия, в 1414 году преподобный Павел построил Свято-Троицкий храм, вокруг которого вырос монастырь, получивший название Павло-Обнорского. Написав для братии строгий устав монастырской жизни, преподобный поручил управление новой обителью своему ученику Алексию, а сам по-прежнему продолжал жить в уединенной келлии на горе, оставаясь при этом чутким и добрым наставником для всех, кто нуждался в его целительной помощи.
Преставился преподобный Павел 112 лет от роду. Последние слова его были: “Братья, имейте любовь между собою и храните правила монашеского общежития”.
Житие святого написано около 1546 года, а прославление совершилось в 1547 году.
Тропарь, глас 1
Боже́ственною любо́вию от ю́ности распала́ем, Па́вле преподо́бне, /вся, я́же в ми́ре кра́сная, возненави́дев, /Христа́ еди́наго возлюби́л еси́ /и сего́ ра́ди во вну́треннюю пусты́ню всели́лся еси́, /со зверьми́ жи́ти весь Христу́. /Отону́дуже и Всеви́дящее Óко, твоя́ труды́ ви́дев, /да́ром чуде́с и по преставле́нии обогати́ тя. /Те́мже вопие́м ти:/ мо́ли непреста́нно о всех нас, //честну́ю па́мять твою́ при́сно в пе́снех почита́ющих.
Кондак, глас 8
Все твое́ у́мное жела́ние к Бо́гу впери́в, /и Тому́ невозвра́тно от души́ после́довал еси́, в пусты́ню всели́вся, /и, та́мо а́нгельски пожи́в, мно́гим путь был еси́ ко спасе́нию. /Сего́ ра́ди и Христо́с тя просла́ви и да́ром чуде́с обогати́. /Те́мже вси вопие́м ти: //ра́дуйся, Па́вле преподо́бне, пусты́нный жи́телю.
Величание
Ублажа́ем тя, /преподо́бне о́тче Па́вле, /и чтим святу́ю па́мять твою́, /наста́вниче мона́хов //и собесе́дниче А́нгелов.
Молитва преподобному Павлу Комельскому (Обнорскому)
О до́брый наш па́стырю и Богому́дрый наста́вниче, преподо́бне о́тче Па́вле! Услы́ши нас гре́шных, моля́щихся тебе́ и призыва́ющих в по́мощь ско́рое предста́тельство твое́: виждь нас гре́шных, в толи́цех обстоя́ниих су́щих, виждь нас немощны́х, отвсю́ду уловля́емых, вся́каго бла́га лише́нных и умо́м от малоду́шия помраче́нных: потщи́ся, уго́дниче Бо́жий, не оста́вити нас в грехо́вном плену́ бы́ти, да не бу́дем в ра́дость враго́м на́шим и не у́мрем в лука́вых дея́ниях на́ших. Моли́ о нас недосто́йных Соде́теля на́шего и Влады́ку, Ему́же ты со Безпло́тными ли́ки предстои́ши. Ми́лостива к нам сотвори́ Бо́га на́шего в ны́нешнем ве́це и в бу́дущем, да не возда́ст нам по дела́м на́шим и по нечистоте́ серде́ц на́ших, но по свое́й бла́гости возда́ст нам: на твое́ бо хода́тайство упова́юще, твои́м предста́тельством хва́лимся, твое́ заступле́ние на по́мощь призыва́ем и, к цельбоно́сному гро́бу твоему́ припа́дающе, исцеле́ния про́сим: изба́ви нас, уго́дниче Христо́в, от злых, находя́щих на нас, и укроти́ во́лны страсте́й и бед, востаю́щих на нас, да ра́ди святы́х твои́х моли́тв не обы́мет нас напа́сть, и не погря́знем в пучи́не грехо́вней и в ти́не страсте́й на́ших. Моли́, преподо́бне о́тче Па́вле, Христа́ Бо́га на́шего, да пода́ст нам ми́рное жи́тельство, оставле́ние грехо́в, душа́м на́шим спасе́ние и ве́лию ми́лость. Ами́нь.
В этот день святая Церковь также празднует память:
Попразднство Богоявления. Свт. Григория, еп. Нисского (после 394). Прп. Маркиана Константинопольского, пресв. (V) Прп. Дометиана, еп. Мелитинского (601). Свт. Феофана, Затворника Вышенского (1894). Прп. Антипы Валаамского (Афонского; 1882). Блж. Феозвы диакониссы, сестры свт. Григория Нисского (385). Прп. Макария Писемского (XIV). Сщмч. Зиновия Сутормина пресв. (1920) Сщмч. Петра Успенского пресв. (1930). Сщмч. Анатолия, митр. Одесского (1938). Прп. Аммония (Скитского). Прп. Макария Писемского (XIV). Прп. Антипы Валаамского (Афонского) (1882). Сщмч. Зиновия пресвитера (1920). Сщмч. Петра пресвитера (1930). Сщмч. Анатолия, митрополита Одесского (1938). Прпмц. Арсении (Добронравовой) игумении, Ивановской (1939).