Святой мученик Орест жил в конце III века в городе Тиане в Каппадокии во времена императора Диоклитиана и был знающим и искусным врачом. С детских лет святой Орест был воистину добрым христианином.
По приказу императора, в Тиану для борьбы с христианством, широко распространившимся в Великой Каппадокии, направлен был военачальник Максимин. В числе первых на суд к Максимину был приведен Орест. Он мужественно и открыто исповедал свою веру в Распятого и Воскресшего Господа нашего Иисуса Христа.
Гонитель предлагал святому богатства, почести, славу взамен отречения от Единого Истинного Бога, но святой Орест был непреклонен. По приказу Максимина, Ореста привели в богатый языческий храм и вновь предложили поклониться идолам. Когда он отказался, 40 воинов, сменяя друг друга, били святого мученика плетьми, палками, воловьими жилами, затем пытали огнем. Святой Орест воззвал к Господу: “Боже, сотвори со мною знамение во благо, да видят ненавидящие меня и постыдятся”. И Господь услышал верного раба Своего. Началось землетрясение, идолы попадали и разбились. Все бежали из храма; когда оттуда вышел святой Орест, храм рухнул.
Разъяренный Максимин приказал заключить святого мученика на семь дней в темницу и не давать ему ни еды, ни питья, а на восьмой день продолжить мучения. Святому вбили гвозди в пятки, затем привязали к дикому коню. Влачимый по камням, святой мученик отошел ко Господу в 304 году. Мощи его были брошены в море.
Когда много веков спустя, в 1685 году, в Киево-Печерской Лавре один инок (Димитрий, впоследствии митрополит Ростовский) переписывал с древней рукописи житие святого Ореста и, утомленный, уснул, ему в сонном видении предстал святой мученик и, показав глубокую рану в груди, перерезанные у локтей жилы и перебитые голени, велел дополнить свое житие, так как в древней рукописи были описаны не все муки, которые претерпел святой. Смиренный инок выполнил желание святого мученика Ореста и восславил Бога, Дивного во святых Его.
Тропарь, глас 4
Удо́м усекнове́ние терпе́л еси́ /и о́гненную лю́тую му́ку, му́чениче, /подви́гся, всесла́вне, /венце́м я́ве увязе́ся нетле́нным, преблаже́нне, /Престо́лу же предстои́ши Святы́я Тро́ицы, /Ю́же помоли́, да спасе́т ны, /му́чениче Оре́сте, //ве́рою пою́щим тя.
Кондак, глас 2
Звезда́ све́тлая яви́лся еси́, /непреле́стная ми́рови, /со́лнца Христа́ возвеща́ющи, /заря́ми твои́ми страстоте́рпче Оре́сте, /и пре́лесть погаси́л еси́ всю: /нам же подае́ши свет, //моля́ся непреста́нно о всех нас.
Величание
Велича́ем тя, /старстоте́рпче святы́й Оре́сте, /и чтим честна́я страда́ния твоя́, /я́же за Христа́ //претерпе́л еси́.
В этот день святая Церковь также празднует память:
Апп. от 70 Ераста, Олимпа, Родиона, Сосипатра, Куарта (Кварта) и Тертия (I). Прмчч. Иоанникия (Дмитриева) и Серафима (Гущина) Оптинских (1937). Сщмч. Милия, еп. Персидского и двух учеников его (341). Прп. Феостирикта, иже в Символех. Вмч. Константина-Кахи, кн. Грузинского (852). Колесование вмч. Георгия (303; груз.). Прмч. Нифонта (Выблова) иером. (1931) Мч. Александра Медема (1931). Сщмч. Прокопия, архиеп. Херсонского (1937). Сщмч. Дионисия Щеголева пресв. (1937) Сщмч. Иоанна Скадовского пресв. (1937) Сщмч. Петра Павлушкова пресв. (1937) Сщмч. Августина, архиеп. Калужского, и с ним Иоанна Сперанского пресв. (1937) Мч. Алексия Горбачева (1937). Мч. Аполлона Бабичева (1937). Мч. Михаила Арефьева (1937). Сщмч. Бориса Семенова диак. (1930 е) Мч. Николая Смирнова (1930 е). Мц. Анны Остроглазовой (1930 е). Мц. Ольги Масленниковой (1941). Мц. Феоктисты Ченцовой (1942).