23 нояб­ря. Свя­той муче­ник Орест, врач
Свя­той муче­ник Орест жил в кон­це III века в горо­де Тиане в Кап­па­до­кии во вре­ме­на импе­ра­то­ра Дио­кли­ти­а­на и был зна­ю­щим и искус­ным вра­чом. С дет­ских лет свя­той Орест был воис­ти­ну доб­рым христианином. По при­ка­зу импе­ра­то­ра, в…

Свя­той муче­ник Орест жил в кон­це III века в горо­де Тиане в Кап­па­до­кии во вре­ме­на импе­ра­то­ра Дио­кли­ти­а­на и был зна­ю­щим и искус­ным вра­чом. С дет­ских лет свя­той Орест был воис­ти­ну доб­рым христианином.

По при­ка­зу импе­ра­то­ра, в Тиа­ну для борь­бы с хри­сти­ан­ством, широ­ко рас­про­стра­нив­шим­ся в Вели­кой Кап­па­до­кии, направ­лен был вое­на­чаль­ник Мак­си­мин. В чис­ле пер­вых на суд к Мак­си­ми­ну был при­ве­ден Орест. Он муже­ствен­но и откры­то испо­ве­дал свою веру в Рас­пя­то­го и Вос­крес­ше­го Гос­по­да наше­го Иису­са Христа.

Гони­тель пред­ла­гал свя­то­му богат­ства, поче­сти, сла­ву вза­мен отре­че­ния от Еди­но­го Истин­но­го Бога, но свя­той Орест был непре­кло­нен. По при­ка­зу Мак­си­ми­на, Оре­ста при­ве­ли в бога­тый язы­че­ский храм и вновь пред­ло­жи­ли покло­нить­ся идо­лам. Когда он отка­зал­ся, 40 вои­нов, сме­няя друг дру­га, били свя­то­го муче­ни­ка плетьми, пал­ка­ми, воло­вьи­ми жила­ми, затем пыта­ли огнем. Свя­той Орест воз­звал к Гос­по­ду: “Боже, сотво­ри со мною зна­ме­ние во бла­го, да видят нена­ви­дя­щие меня и посты­дят­ся”. И Гос­подь услы­шал вер­но­го раба Сво­е­го. Нача­лось зем­ле­тря­се­ние, идо­лы попа­да­ли и раз­би­лись. Все бежа­ли из хра­ма; когда отту­да вышел свя­той Орест, храм рухнул.

Разъ­ярен­ный Мак­си­мин при­ка­зал заклю­чить свя­то­го муче­ни­ка на семь дней в тем­ни­цу и не давать ему ни еды, ни питья, а на вось­мой день про­дол­жить муче­ния. Свя­то­му вби­ли гвоз­ди в пят­ки, затем при­вя­за­ли к дико­му коню. Вла­чи­мый по кам­ням, свя­той муче­ник ото­шел ко Гос­по­ду в 304 году. Мощи его были бро­ше­ны в море.

Когда мно­го веков спу­стя, в 1685 году, в Кие­во-Печер­ской Лав­ре один инок (Димит­рий, впо­след­ствии мит­ро­по­лит Ростов­ский) пере­пи­сы­вал с древ­ней руко­пи­си житие свя­то­го Оре­ста и, утом­лен­ный, уснул, ему в сон­ном виде­нии пред­стал свя­той муче­ник и, пока­зав глу­бо­кую рану в гру­ди, пере­ре­зан­ные у лок­тей жилы и пере­би­тые голе­ни, велел допол­нить свое житие, так как в древ­ней руко­пи­си были опи­са­ны не все муки, кото­рые пре­тер­пел свя­той. Сми­рен­ный инок выпол­нил жела­ние свя­то­го муче­ни­ка Оре­ста и вос­сла­вил Бога, Див­но­го во свя­тых Его.

Тро­парь, глас 4

Удо́м усекнове́ние терпе́л еси́ /​и о́гненную лю́тую му́ку, му́чениче, /​подви́гся, всесла́вне, /​венце́м я́ве увязе́ся нетле́нным, преблаже́нне, /​Престо́лу же предстои́ши Святы́я Тро́ицы, /​Ю́же помо­ли́, да спасе́т ны, /​му́чениче Оре́сте, /​/​ве́рою пою́щим тя.

Кондак, глас 2

Звез­да́ све́тлая яви́лся еси́, /​непреле́стная ми́рови, /​со́лнца Хри­ста́ возвеща́ющи, /​заря́ми твои́ми страстоте́рпче Оре́сте, /​и пре́лесть погаси́л еси́ всю: /​нам же подае́ши свет, /​/​моля́ся непреста́нно о всех нас.

Вели­ча­ние

Велича́ем тя, /​старстоте́рпче святы́й Оре́сте, /​и чтим честна́я страда́ния твоя́, /​я́же за Хри­ста́ /​/​претерпе́л еси́.

В этот день свя­тая Цер­ковь так­же празд­ну­ет память:

Апп. от 70 Ера­с­та, Олим­па, Роди­о­на, Соси­па­тра, Куар­та (Квар­та) и Тер­тия (I). Прмчч. Иоан­ни­кия (Дмит­ри­е­ва) и Сера­фи­ма (Гущи­на) Оптин­ских (1937). Сщмч. Милия, еп. Пер­сид­ско­го и двух уче­ни­ков его (341). Прп. Фео­сти­рик­та, иже в Сим­во­лех. Вмч. Кон­стан­ти­на-Кахи, кн. Гру­зин­ско­го (852). Коле­со­ва­ние вмч. Геор­гия (303; груз.). Прмч. Нифон­та (Выб­ло­ва) иером. (1931) Мч. Алек­сандра Меде­ма (1931). Сщмч. Про­ко­пия, архи­еп. Хер­сон­ско­го (1937). Сщмч. Дио­ни­сия Щего­ле­ва пре­св. (1937) Сщмч. Иоан­на Ска­дов­ско­го пре­св. (1937) Сщмч. Пет­ра Пав­луш­ко­ва пре­св. (1937) Сщмч. Авгу­сти­на, архи­еп. Калуж­ско­го, и с ним Иоан­на Спе­ран­ско­го пре­св. (1937) Мч. Алек­сия Гор­ба­че­ва (1937). Мч. Апол­ло­на Баби­че­ва (1937). Мч. Миха­и­ла Аре­фье­ва (1937). Сщмч. Бори­са Семе­но­ва диак. (1930 е) Мч. Нико­лая Смир­но­ва (1930 е). Мц. Анны Ост­ро­гла­зо­вой (1930 е). Мц. Оль­ги Мас­лен­ни­ко­вой (1941). Мц. Фео­к­ти­сты Чен­цо­вой (1942).

Фотографии

Икона Пресвятой Богородицы «Почаевская»

Ис­то­рия этой чу­до­твор­ной ико­ны Бо­го­ма­те­ри нераз­рыв­но свя­за­на с По­ча­ев­ским мо­на­сты­рём в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (Укра­и­на). На го­ре, где ныне рас­по­ло­же­на Успен­ская По­ча­ев­ская лав­ра, в 1240 го­ду по­се­ли­лись два ино­ка.

Расписание богослужений

Помочь нашему храму

Написать письмоПомощь храму