Святитель Филипп, Митрополит Московский, в миру Феодор, происходил из знатного боярского рода Колычевых, занимавших видное место в Боярской думе при дворе московских государей. Он родился в 1507 году.
Великий князь Московский, Василий III Иоаннович, отец Иоанна Грозного, приблизил ко двору молодого Феодора, которого, однако, не манила придворная жизнь. Сознавая ее суетность и греховность, Феодор всё глубже погружался в чтение книг и посещение храмов Божиих. Жизнь в Москве угнетала молодого подвижника, душа его жаждала иноческих подвигов и молитвенного уединения.
Жажда подвигов привела его в знаменитый Соловецкий монастырь на Белом море. Там он исполнял самые трудные послушания: рубил дрова, копал землю, работал на мельнице. После полутора лет искуса игумен Алексий, по желанию Феодора, постриг его, дав в иночестве имя Филипп.
В 1546 году в Новгороде Великом архиепископ Феодосий посвятил Филиппа во игумена Соловецкой обители. Новопоставленный игумен старался всеми силами поднять духовное значение обители и ее основателей — преподобных Савватия и Зосимы Соловецких. Он разыскал образ Божией Матери Одигитрии, принесенный на остров первоначальником Соловецким, преподобным Савватием, обрел каменный крест, стоявший когда-то перед келлией преподобного. Были найдены Псалтирь, принадлежавшая преподобному Зосиме, первому игумену Соловецкому, и ризы его, в которые с тех пор облачались игумены при службе в дни памяти чудотворца. Обитель духовно возрождалась. Для упорядочения жизни в монастыре был принят новый устав.
Святитель долго отказывался возложить на себя великое бремя предстоятеля Русской Церкви.
25 июля 1566 года свершилось посвящение святого Филиппа на кафедру Московских Святителей, к сонму которых предстояло ему вскоре присоединиться.
Но духовной близости с царем Иоанном IV он не чувствовал.
Митрополит Филипп неоднократно обличал Иоанна Грозного развязавшего страшную опричнину, в смерти неповинных подданных: «с тех пор, как светит солнце на небе, не слыхано, чтобы благочестивые цари возмущали собственную державу… У татар и язычников есть закон и правда, а у нас их нет. Мы, государь, Богу приносим бескровную жертву, а за алтарем льется невинная кровь христиан. Не скорблю о тех, которые, проливая свою невинную кровь, сподобляются доли святых мучеников; о твоей бедной душе страдаю. Хотя и образом Божиим почтен ты, однако ж, смертный человек, и Господь взыщет все от руки твоей».
Царь воскликнул: «Филипп! Или нашей державе ты смеешь противиться? Посмотрим, увидим, велика ли твоя крепость». — «Царь благий, — ответил святитель, — напрасно ты меня устрашаешь. Я пришелец на земле, подвизаясь за истину, и никакие страдания не заставят меня умолкнуть».
4 ноября 1568 г. по указанию царя собрался лжесобор против святителя, но поставить его лицом к лицу с его обвинителями не посмели. Выслушав обвинения, святитель Филипп оправдываться не стал, а только сказал: «Государь! Ты думаешь, что я тебя боюсь или боюсь смерти? Нет, лучше быть неповинным мучеником, чем молча переживать ужасы беззакония!» Он стал снимать с себя знаки своего достоинства, но царь хотел всенародного торжественного низложения.
А через два дня, 6 ноября был зарублен опричниками единственный его защитник на Соборе — святитель Герман, архиепископ Казанский. Вторым открытым сторонником митрополита Филиппа из среды высшего духовенства был Елевферий, архиепископ Суздальский.
В 1568 году святителя отвезли в заточение в Тверской Отрочь монастырь.
Там год спустя, 23 декабря 1569 года, святитель принял мученическую кончину от руки Малюты Скуратова.
В 1648 г. святитель Филипп был причислен к лику святых.
Тропарь, глас 8
Первопресто́льников прее́мниче, /сто́лпе Правосла́вия, и́стины побо́рниче, /но́вый испове́дниче, святи́телю Фили́ппе, /положи́вый ду́шу за па́ству твою́, /те́мже, я́ко име́я дерзнове́ние ко Христу́, моли́ за град же и лю́ди, //чту́щия досто́йно святу́ю па́мять твою́.
Кондак, глас 3
Правосла́вия наста́вника и и́стины провозве́стника, /златоу́стаго ревни́теля, /Росси́йскаго свети́льника, Фили́ппа прему́драго восхва́лим, /пи́щею слове́с свои́х разу́мно ча́да своя́ пита́юща, /той бо язы́ком хвале́ние поя́ше, /устна́ма же пе́ние веща́ше, //я́ко таи́нник Бо́жия благода́ти.
Величание
Велича́ем тя, /святи́телю о́тче Фили́ппе, /и чтим святу́ю па́мять твою́, /ты бо мо́лиши о нас //Христа́ Бо́га на́шего.
Молитва святителю Филиппу, митрополиту Московскому и всея Руси
О пречестна́я и свяще́нная главо́ и благода́ти Свята́го Ду́ха испо́лненная, Спа́сово со Отце́м обита́лище, вели́кий архиере́е, те́плый наш засту́пниче, святи́телю Фили́ппе, предстоя́ у Престо́ла всех Царя́ и наслажда́яся све́та единосу́щныя Тро́ицы и херуви́мски со а́нгелы возглаша́я песнь трисвяту́ю, вели́кое же и неизсле́дованное дерзнове́ние име́я ко всеми́лостивому Влады́це, моли́ спасти́ся па́ствы Христо́вы лю́дем, благостоя́ние святы́х церкве́й утверди́: архиере́и благоле́пием святи́тельства украси́, мона́шествующыя к по́двигом до́браго тече́ния укрепи́, ца́рствующий град и вся гра́ды и страны́ до́бре сохрани́, и ве́ру святу́ю непоро́чну соблюсти́ умоли́, мир весь предста́тельством твои́м умири́, от гла́да и па́губы изба́ви ны, и от нападе́ния иноплеме́нных сохрани́, ста́рыя уте́ши, ю́ныя наста́ви, безу́мныя умудри́, вдови́цы поми́луй, си́роты заступи́, младе́нцы возрасти́, пле́нных возврати́, немощству́ющыя и моля́щияся тебе́ от всех напа́стей и бед хода́тайством твои́м свободи́: моли́ о нас Всеще́драго и Человеколюби́ваго Христа́ Бо́га на́шего, да и в день Стра́шнаго Прише́ствия Его от шу́ияго стоя́ния изба́вит нас, и ра́дости святы́х прича́стники сотвори́т со все́ми святы́ми во ве́ки веко́в. Ами́нь.
В этот день святая Церковь также празднует память:
Попразднство Богоявления. Мч. Полиевкта Мелитинского (259). Прор. Самея (X в. до Р. Х.). Свт. Петра, еп. Севастии Армянской (IV). Прп. Евстратия Тарсийского, чуд. (IX) Прп. Ионы, в схиме Петра, Киевского, чуд. (1902). Сщмч. Павла Никольского пресв. (1943). Воспоминание землетрясения, бывшего в Сигмен (869).