22 янва­ря. Свя­ти­тель Филипп, мит­ро­по­лит Мос­ков­ский и всея Рос­сии чудотворца
Свя­ти­тель Филипп, Мит­ро­по­лит Мос­ков­ский, в миру Фео­дор, про­ис­хо­дил из знат­но­го бояр­ско­го рода Колы­че­вых, зани­мав­ших вид­ное место в Бояр­ской думе при дво­ре мос­ков­ских госу­да­рей. Он родил­ся в 1507 году. Вели­кий князь Мос­ков­ский, Васи­лий III Иоан­но­вич, отец Иоан­на Гроз­но­го,…

Свя­ти­тель Филипп, Мит­ро­по­лит Мос­ков­ский, в миру Фео­дор, про­ис­хо­дил из знат­но­го бояр­ско­го рода Колы­че­вых, зани­мав­ших вид­ное место в Бояр­ской думе при дво­ре мос­ков­ских госу­да­рей. Он родил­ся в 1507 году.

Вели­кий князь Мос­ков­ский, Васи­лий III Иоан­но­вич, отец Иоан­на Гроз­но­го, при­бли­зил ко дво­ру моло­до­го Фео­до­ра, кото­ро­го, одна­ко, не мани­ла при­двор­ная жизнь. Созна­вая ее сует­ность и гре­хов­ность, Фео­дор всё глуб­же погру­жал­ся в чте­ние книг и посе­ще­ние хра­мов Божи­их. Жизнь в Москве угне­та­ла моло­до­го подвиж­ни­ка, душа его жаж­да­ла ино­че­ских подви­гов и молит­вен­но­го уединения.

Жаж­да подви­гов при­ве­ла его в зна­ме­ни­тый Соло­вец­кий мона­стырь на Белом море. Там он испол­нял самые труд­ные послу­ша­ния: рубил дро­ва, копал зем­лю, рабо­тал на мель­ни­це. После полу­то­ра лет иску­са игу­мен Алек­сий, по жела­нию Фео­до­ра, постриг его, дав в ино­че­стве имя Филипп.

В 1546 году в Нов­го­ро­де Вели­ком архи­епи­скоп Фео­до­сий посвя­тил Филип­па во игу­ме­на Соло­вец­кой оби­те­ли. Ново­по­став­лен­ный игу­мен ста­рал­ся все­ми сила­ми под­нять духов­ное зна­че­ние оби­те­ли и ее осно­ва­те­лей — пре­по­доб­ных Сав­ва­тия и Зоси­мы Соло­вец­ких. Он разыс­кал образ Божи­ей Мате­ри Оди­гит­рии, при­не­сен­ный на ост­ров пер­во­на­чаль­ни­ком Соло­вец­ким, пре­по­доб­ным Сав­ва­ти­ем, обрел камен­ный крест, сто­яв­ший когда-то перед кел­ли­ей пре­по­доб­но­го. Были най­де­ны Псал­тирь, при­над­ле­жав­шая пре­по­доб­но­му Зоси­ме, пер­во­му игу­ме­ну Соло­вец­ко­му, и ризы его, в кото­рые с тех пор обла­ча­лись игу­ме­ны при служ­бе в дни памя­ти чудо­твор­ца. Оби­тель духов­но воз­рож­да­лась. Для упо­ря­до­че­ния жиз­ни в мона­сты­ре был при­нят новый устав.

Свя­ти­тель дол­го отка­зы­вал­ся воз­ло­жить на себя вели­кое бре­мя пред­сто­я­те­ля Рус­ской Церкви.

25 июля 1566 года свер­ши­лось посвя­ще­ние свя­то­го Филип­па на кафед­ру Мос­ков­ских Свя­ти­те­лей, к сон­му кото­рых пред­сто­я­ло ему вско­ре присоединиться.

Но духов­ной бли­зо­сти с царем Иоан­ном IV он не чувствовал.

Мит­ро­по­лит Филипп неод­но­крат­но обли­чал Иоан­на Гроз­но­го раз­вя­зав­ше­го страш­ную оприч­ни­ну, в смер­ти непо­вин­ных под­дан­ных: «с тех пор, как све­тит солн­це на небе, не слы­ха­но, что­бы бла­го­че­сти­вые цари воз­му­ща­ли соб­ствен­ную дер­жа­ву… У татар и языч­ни­ков есть закон и прав­да, а у нас их нет. Мы, госу­дарь, Богу при­но­сим бес­кров­ную жерт­ву, а за алта­рем льет­ся невин­ная кровь хри­сти­ан. Не скорб­лю о тех, кото­рые, про­ли­вая свою невин­ную кровь, спо­доб­ля­ют­ся доли свя­тых муче­ни­ков; о тво­ей бед­ной душе стра­даю. Хотя и обра­зом Божи­им почтен ты, одна­ко ж, смерт­ный чело­век, и Гос­подь взы­щет все от руки твоей».

Царь вос­клик­нул: «Филипп! Или нашей дер­жа­ве ты сме­ешь про­ти­вить­ся? Посмот­рим, уви­дим, вели­ка ли твоя кре­пость». — «Царь бла­гий, — отве­тил свя­ти­тель, — напрас­но ты меня устра­ша­ешь. Я при­ше­лец на зем­ле, под­ви­за­ясь за исти­ну, и ника­кие стра­да­ния не заста­вят меня умолкнуть».

4 нояб­ря 1568 г. по ука­за­нию царя собрал­ся лже­со­бор про­тив свя­ти­те­ля, но поста­вить его лицом к лицу с его обви­ни­те­ля­ми не посме­ли. Выслу­шав обви­не­ния, свя­ти­тель Филипп оправ­ды­вать­ся не стал, а толь­ко ска­зал: «Госу­дарь! Ты дума­ешь, что я тебя боюсь или боюсь смер­ти? Нет, луч­ше быть непо­вин­ным муче­ни­ком, чем мол­ча пере­жи­вать ужа­сы без­за­ко­ния!» Он стал сни­мать с себя зна­ки сво­е­го досто­ин­ства, но царь хотел все­на­род­но­го тор­же­ствен­но­го низложения.

А через два дня, 6 нояб­ря был заруб­лен оприч­ни­ка­ми един­ствен­ный его защит­ник на Собо­ре — свя­ти­тель Гер­ман, архи­епи­скоп Казан­ский. Вто­рым откры­тым сто­рон­ни­ком мит­ро­по­ли­та Филип­па из сре­ды выс­ше­го духо­вен­ства был Елев­фе­рий, архи­епи­скоп Суздальский.

В 1568 году свя­ти­те­ля отвез­ли в зато­че­ние в Твер­ской Отрочь монастырь.

Там год спу­стя, 23 декаб­ря 1569 года, свя­ти­тель при­нял муче­ни­че­скую кон­чи­ну от руки Малю­ты Скуратова.

В 1648 г. свя­ти­тель Филипп был при­чис­лен к лику святых.

Тро­парь, глас 8

Первопресто́льников прее́мниче, /​сто́лпе Правосла́вия, и́стины побо́рниче, /​но́вый испове́дниче, святи́телю Фили́ппе, /​положи́вый ду́шу за па́ству твою́, /​те́мже, я́ко име́я дерзнове́ние ко Хри­сту́, моли́ за град же и лю́ди, /​/​чту́щия досто́йно святу́ю па́мять твою́.

Кондак, глас 3

Правосла́вия наста́вника и и́стины провозве́стника, /​златоу́стаго ревни́теля, /​Росси́йскаго свети́льника, Фили́ппа прему́драго восхва́лим, /​пи́щею слове́с свои́х разу́мно ча́да своя́ пита́юща, /​той бо язы́ком хвале́ние поя́ше, /​устна́ма же пе́ние веща́ше, /​/​я́ко таи́нник Бо́жия благода́ти.

Вели­ча­ние

Велича́ем тя, /​святи́телю о́тче Фили́ппе, /​и чтим святу́ю па́мять твою́, /​ты бо мо́лиши о нас /​/​Хри­ста́ Бо́га на́шего.

Молит­ва свя­ти­те­лю Филип­пу, мит­ро­по­ли­ту Мос­ков­ско­му и всея Руси 

О пречестна́я и свяще́нная гла­во́ и благода́ти Свята́го Ду́ха испо́лненная, Спа́сово со Отце́м обита́лище, вели́кий архиере́е, те́плый наш засту́пниче, святи́телю Фили́ппе, пред­стоя́ у Престо́ла всех Царя́ и наслажда́яся све́та единосу́щныя Тро́ицы и херуви́мски со а́нгелы возглаша́я песнь трисвяту́ю, вели́кое же и неизсле́дованное дерзнове́ние име́я ко всеми́лостивому Влады́це, моли́ спасти́ся па́ствы Христо́вы лю́дем, благостоя́ние святы́х церкве́й утвер­ди́: архиере́и благоле́пием святи́тельства укра­си́, мона́шествующыя к по́двигом до́браго тече́ния укре­пи́, ца́рствующий град и вся гра́ды и стра­ны́ до́бре сохра­ни́, и ве́ру святу́ю непоро́чну соблю­сти́ умо­ли́, мир весь предста́тельством твои́м уми­ри́, от гла́да и па́губы изба́ви ны, и от нападе́ния иноплеме́нных сохра­ни́, ста́рыя уте́ши, ю́ныя наста́ви, безу́мныя умуд­ри́, вдови́цы поми́луй, си́роты засту­пи́, младе́нцы воз­рас­ти́, пле́нных воз­вра­ти́, немощству́ющыя и моля́щияся тебе́ от всех напа́стей и бед хода́тайством твои́м сво­бо­ди́: моли́ о нас Всеще́драго и Человеколюби́ваго Хри­ста́ Бо́га на́шего, да и в день Стра́шнаго Прише́ствия Его от шу́ияго стоя́ния изба́вит нас, и ра́дости святы́х прича́стники сотвори́т со все́ми святы́ми во ве́ки веко́в. Ами́нь.

В этот день свя­тая Цер­ковь так­же празд­ну­ет память:

Попраздн­ство Бого­яв­ле­ния. Мч. Поли­евк­та Мели­тин­ско­го (259). Прор. Самея (X в. до Р. Х.). Свт. Пет­ра, еп. Сева­стии Армян­ской (IV). Прп. Евстра­тия Тар­сий­ско­го, чуд. (IX) Прп. Ионы, в схи­ме Пет­ра, Киев­ско­го, чуд. (1902). Сщмч. Пав­ла Николь­ско­го пре­св. (1943). Вос­по­ми­на­ние зем­ле­тря­се­ния, быв­ше­го в Сиг­мен (869).

Фотографии

Икона Пресвятой Богородицы «Почаевская»

Ис­то­рия этой чу­до­твор­ной ико­ны Бо­го­ма­те­ри нераз­рыв­но свя­за­на с По­ча­ев­ским мо­на­сты­рём в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (Укра­и­на). На го­ре, где ныне рас­по­ло­же­на Успен­ская По­ча­ев­ская лав­ра, в 1240 го­ду по­се­ли­лись два ино­ка.

Расписание богослужений

Помочь нашему храму

Написать письмоПомощь храму