22 сен­тяб­ря. Вос­по­ми­на­ние III Все­лен­ско­го собо­ра, в Ефе­се (431)
III Все­лен­ский Собор состо­ял­ся в 431 году в горо­де Ефе­се (Малая Азия) в цар­ство­ва­ние импе­ра­то­ра Фео­до­сия Млад­ше­го (408 – 450). Собор был созван для рас­смот­ре­ния Цер­ко­вью лже­уче­ния Кон­стан­ти­но­поль­ско­го пат­ри­ар­ха Несто­рия (428 – 431). Вопре­ки дог­ма­там Все­лен­ской Церк­ви, Несто­рий осме­лил­ся утвер­ждать,…

III Все­лен­ский Собор состо­ял­ся в 431 году в горо­де Ефе­се (Малая Азия) в цар­ство­ва­ние импе­ра­то­ра Фео­до­сия Млад­ше­го (408 – 450).

Собор был созван для рас­смот­ре­ния Цер­ко­вью лже­уче­ния Кон­стан­ти­но­поль­ско­го пат­ри­ар­ха Несто­рия (428 – 431).

Вопре­ки дог­ма­там Все­лен­ской Церк­ви, Несто­рий осме­лил­ся утвер­ждать, что Сын Божий, Иисус Хри­стос, име­ет не одно Лицо (Ипо­стась), как учит Свя­тая Цер­ковь, а два раз­ных лица – одно Боже­ское, а дру­гое чело­ве­че­ское. Отно­си­тель­но же Божи­ей Мате­ри он нече­сти­во утвер­ждал, что Ее сле­ду­ет име­но­вать не Бого­ро­ди­цею, а Хри­сто­ро­ди­цею. Ересь Несто­рия вос­ста­ва­ла на один из основ­ных дог­ма­тов хри­сти­ан­ской веры – на дог­мат о Бого­че­ло­ве­че­стве Гос­по­да наше­го Иису­са Хри­ста, так как соглас­но лже­уче­нию Несто­рия Иисус Хри­стос родил­ся про­стым чело­ве­ком, а затем за свя­тость жиз­ни с ним соеди­ни­лось Боже­ство, кото­рое оби­та­ло в Нем. Этим бого­хуль­ным уче­ни­ем Несто­рия враг рода чело­ве­че­ско­го диа­вол пытал­ся подо­рвать веру хри­сти­ан в то, что Пред­веч­ный Бог Сло­во, Сын Божий, дей­стви­тель­но вопло­тил­ся от Пре­чи­стой Бого­ро­ди­цы, стал Чело­ве­ком, иску­пил Сво­и­ми стра­да­ни­я­ми и смер­тью род чело­ве­че­ский от раб­ства гре­ху и смер­ти, слав­ным вос­кре­се­ни­ем попрал ад и смерть и открыл веру­ю­щим в Него и стре­мя­щим­ся жить по Его запо­ве­дям путь в Цар­ство Небесное.

Еще задол­го до созы­ва Все­лен­ско­го Собо­ра ере­ти­ка Несто­рия пытал­ся неод­но­крат­но вра­зу­мить свя­той Кирилл, пат­ри­арх Алек­сан­дрий­ский, в сво­их пись­мах разъ­яс­нял оши­боч­ность его суж­де­ний, но Несто­рий упор­но дер­жал­ся сво­е­го лже­уче­ния. Свя­ти­тель Кирилл писал об опас­но­сти воз­ник­шей ере­си папе рим­ско­му Целе­сти­ну и дру­гим пра­во­слав­ным епи­ско­пам, кото­рые тоже пыта­лись вра­зу­мить Несто­рия. Когда же ста­ло ясно, что Несто­рий про­дол­жа­ет дер­жать­ся сво­е­го лже­уче­ния и оно ста­ло широ­ко рас­про­стра­нять­ся, пра­во­слав­ные архи­ереи обра­ти­лись к импе­ра­то­ру Фео­до­сию Млад­ше­му за раз­ре­ше­ни­ем на созыв Все­лен­ско­го Собо­ра. Собор был назна­чен на день Свя­той Тро­и­цы, 7 июня 431 года. На Собор при­бы­ло 200 епи­ско­пов. При­был в Ефес и Несто­рий, одна­ко, несмот­ря на то, что отцы Собо­ра три­жды обра­ща­лись к нему с пред­ло­же­ни­ем явить­ся на засе­да­ния Собо­ра, он так и не явил­ся. Тогда дело о ере­си отцы нача­ли раз­би­рать в отсут­ствие ере­ти­ка. Засе­да­ния Собо­ра про­дол­жа­лись с 22 июня по 31 авгу­ста. На Ефес­ском Собо­ре при­сут­ство­ва­ли такие про­слав­лен­ные отцы Церк­ви, как свя­ти­те­ли Кирилл Алек­сан­дрий­ский, Юве­на­лий Иеру­са­лим­ский, Мем­нон Ефес­ский (папа Рим­ский, свя­ти­тель Целе­стин, из-за болез­ни не смог при­е­хать, но при­слал лега­тов). III Все­лен­ский Собор осу­дил ересь Несто­рия и под­твер­дил пра­во­слав­ное уче­ние о том, что сле­ду­ет испо­ве­до­вать в Гос­по­де Иису­се Хри­сте Одно Лицо (Ипо­стась) и два есте­ства – Боже­ское и Чело­ве­че­ское, а Пре­чи­стую Матерь Гос­под­ню вос­хва­лять как Прис­но­де­ву и истин­ную Бого­ро­ди­цу. В руко­вод­ство Церк­ви свя­тые отцы Собо­ра изда­ли 8 пра­вил и “Две­на­дцать ана­фе­ма­тиз­мов про­тив Несто­рия” свя­ти­те­ля Кирил­ла Александрийского.

Тро­парь, глас 8

Препросла́влен еси́, Хри­сте́ Бо́же наш, /​свети́ла на зем­ли́ отцы́ на́ша основа́вый /​и те́ми ко и́стинней ве́ре вся ны наста́вивый, /​/​Многоблагоутро́бне, сла́ва Тебе́.

Кондак, глас 8

Апо́стол пропове́дание и оте́ц догма́ты /​Це́ркве еди́ну ве́ру запечатле́ша, /​я́же и ри́зу нося́щи и́стины, истка́нну от е́же свы́ше Богосло́вия, /​/​исправля́ет и сла́вит благоче́стия вели́кое та́инство.

В этот день свя­тая Цер­ковь так­же празд­ну­ет память:

Правв. бого­отец Иоаки­ма и Анны. Мч. Севе­ри­а­на (320). Прп. Иоси­фа, игум. Волоц­ко­го (Воло­ко­лам­ско­го), чуд. (1515). Свт. Фео­до­сия, архи­еп. Чер­ни­гов­ско­го (обре́тение и пере­нес. мощей, 1896). Прп. Фео­фа­на исп. (ок. 300) Мчч. Хари­то­на и Стра­то­ра (Стра­то­ни­ка). Блж. Ники­ты в Царь­гра­де (XII). Прп. Онуф­рия Ворон­ско­го (1789; румын.). Глин­ских свя­тых: прпп. Васи­лия Киш­ки­на (1831); Фила­ре­та Дани­лев­ско­го (1841); Фео­до­та Лев­чен­ко (1859); Мака­рия Шаро­ва (1864); Мар­ти­рия Кири­чен­ко (1865); Евфи­мия Любим­чен­ко (1866); Доси­фея Кол­чен­ко­ва (1874); Или­о­до­ра Голо­ва­ниц­ко­го (1879); Инно­кен­тия Сте­па­но­ва (1888); Луки Шве­ца (1894); Архип­па Шеста­ко­ва (1896); Иоан­ни­кия Гомол­ко (1912); Сера­фи­ма Аме­ли­на (1958); Анд­ро­ни­ка Лука­ша (1974); Сера­фи­ма Роман­цо­ва (1976); Зино­вия Мажу­ги, митр. Тет­риц­ка­рой­ско­го, в схи­ме Сера­фи­ма (1985). Собор Алтай­ских свя­тых (неде­ля по 6 сен­тяб­ря). Собор ново­му­че­ни­ков и испо­вед­ни­ков Казах­стан­ских (неде­ля по 3 сен­тяб­ря). Сщмч. Гри­го­рия Гаря­е­ва пре­св. (1918) Сщмч. Алек­сандра Ипа­то­ва пре­св. (1918) Сщмч. Заха­рии, архи­еп. Воро­неж­ско­го (1937). Сщмч. Сер­гия Уклон­ско­го пре­св. (1937) Сщмч. Иоси­фа Арха­ро­ва пре­св. (1937) Сщмч. Алек­сия Успен­ско­го пре­св. (1937) Сщмч. Димит­рия Тро­иц­ко­го диак. (1937) Мч. Васи­лия Шика­ло­ва (1937). Прмч. Анд­ро­ни­ка (Сури­ко­ва) иером. (1938) Сщмч. Алек­сандра Вино­гра­до­ва пре­св. (1942)

Фотографии

Икона Пресвятой Богородицы «Почаевская»

Ис­то­рия этой чу­до­твор­ной ико­ны Бо­го­ма­те­ри нераз­рыв­но свя­за­на с По­ча­ев­ским мо­на­сты­рём в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (Укра­и­на). На го­ре, где ныне рас­по­ло­же­на Успен­ская По­ча­ев­ская лав­ра, в 1240 го­ду по­се­ли­лись два ино­ка.

Расписание богослужений

Помочь нашему храму

Написать письмоПомощь храму