22 сен­тяб­ря. Пре­по­доб­ный Иосиф, игу­мен Волоцкий
Пре­по­доб­ный Иосиф Волоц­кий (в миру Иоанн Санин) родил­ся в семье вот­чин­ни­ка, вла­дель­ца села Язви­ще Воло­ко­лам­ско­го кня­же­ства. Точ­ная дата рож­де­ния пре­по­доб­но­го не уста­нов­ле­на, но боль­шин­ство источ­ни­ков ука­зы­ва­ет 1439 – 1440 годы. Пра­дед Иоси­фа – Саня (осно­ва­тель фами­лии) был родом…

Пре­по­доб­ный Иосиф Волоц­кий (в миру Иоанн Санин) родил­ся в семье вот­чин­ни­ка, вла­дель­ца села Язви­ще Воло­ко­лам­ско­го кня­же­ства. Точ­ная дата рож­де­ния пре­по­доб­но­го не уста­нов­ле­на, но боль­шин­ство источ­ни­ков ука­зы­ва­ет 1439 – 1440 годы. Пра­дед Иоси­фа – Саня (осно­ва­тель фами­лии) был родом из Лит­вы. О роди­те­лях пре­по­доб­но­го Иоси­фа Иоанне и Марии изве­стий почти не сохра­ни­лось, за исклю­че­ни­ем све­де­ний о том, что они умер­ли в мона­ше­стве. Кро­ме пре­по­доб­но­го Иоси­фа, у них было еще три сына: Вас­си­ан, Ака­кий и Еле­азар. Вас­си­ан и Ака­кий при­ня­ли мона­ше­ский постриг. Впо­след­ствии Вас­си­ан стал архи­епи­ско­пом Ростовским.

В воз­расте семи лет отрок Иоанн был отдан в обу­че­ние стар­цу Воло­ко­лам­ско­го Кре­сто­воз­дви­жен­ско­го мона­сты­ря Арсе­нию. За два года он изу­чил Свя­щен­ное Писа­ние и стал чте­цом в мона­стыр­ской церк­ви. В два­дцать лет Иоанн посе­тил Твер­ской Сав­вин мона­стырь, где позна­ко­мил­ся с духов­ным настав­ни­ком Вар­со­но­фи­ем, и «муд­ре после­дуя сове­ту и бла­го­сло­ве­нию про­зор­ли­ва­го и свя­та­го стар­ца Вар­со­но­фия, при­шел еси в оби­тель пре­по­доб­на­го Паф­ну­тия и того умо­лил еси при­я­ти тя в послу­ша­ние» (кондак 4).

В Боров­ском мона­сты­ре пре­по­доб­ный Паф­ну­тий постриг юно­шу в ино­че­ство с име­нем Иосиф. Восем­на­дцать лет про­вел пре­по­доб­ный Иосиф под руко­вод­ством свя­то­го подвиж­ни­ка. По пре­став­ле­нии сво­е­го учи­те­ля он был назна­чен игу­ме­ном Боров­ско­го мона­сты­ря, кото­рым управ­лял око­ло двух лет. В этой оби­те­ли он ввел обще­жи­тель­ный устав, что вызва­ло недо­воль­ство неко­то­рых ино­ков. Пре­по­доб­ный Иосиф вынуж­ден был поки­нуть оби­тель и отпра­вил­ся в палом­ни­че­ство по рус­ским свя­ты­ням. Так он ока­зал­ся в Кирил­ло-Бело­зер­ском мона­сты­ре. Здесь он еще более укре­пил­ся в жела­нии создать новое мона­ше­ское обще­жи­тие. Из Кирил­ло-Бело­зер­ско­го мона­сты­ря он уда­лил­ся в Воло­ко­лам­ские пре­де­лы, где в 1479 году при сли­я­нии рек Стру­ги и Сест­ры в лесу осно­вал оби­тель Успе­ния Пре­свя­той Бого­ро­ди­цы. В сво­ем мона­сты­ре пре­по­доб­ный Иосиф ввел самое стро­гое обще­жи­тие и соста­вил для него соб­ствен­ный устав, зна­чи­тель­ная часть кото­ро­го взя­та из Уста­ва преп. Нила Сор­ско­го. Пре­по­доб­ный Иосиф вос­пи­тал целую шко­лу ино­ков-подвиж­ни­ков. Мно­гие постри­же­ни­ки Иоси­фо-Воло­ко­лам­ско­го мона­сты­ря были архи­пас­ты­ря­ми и зани­ма­ли важ­ней­шие кафед­ры Рус­ской Церк­ви: мит­ро­по­ли­ты Мос­ков­ские и всея Руси Дани­ил († 1539) и свя­той Мака­рий († 1563), архи­епи­скоп Вас­си­ан Ростов­ский († 1515), епи­ско­пы Симе­он Суз­даль­ский († 1515), Доси­фей Кру­тиц­кий († 1544), Сав­ва Кру­тиц­кий, по про­зва­нию Чер­ный, Ака­кий Твер­ской, Вас­си­ан Коло­мен­ский, свя­ти­те­ли казан­ские Гурий († 1563) и Гер­ман († 1567), свя­ти­тель Вар­со­но­фий, епи­скоп Твер­ской († 1576).

На цер­ков­ных Собо­рах 1490 и 1504 годов пре­по­доб­ный Иосиф высту­пил с обли­че­ни­ем ере­си жидов­ству­ю­щих, воз­ник­шей в Нов­го­ро­де. Он реши­тель­но доби­вал­ся осуж­де­ния упор­ству­ю­щих отступ­ни­ков. Кро­ме основ­но­го его сочи­не­ния «Про­све­ти­тель», направ­лен­но­го про­тив этой ере­си, перу свя­то­го при­над­ле­жат так­же 24 посла­ния к раз­лич­ным лицам, крат­кая и про­стран­ная редак­ции мона­стыр­ско­го Устава.

Пре­по­доб­ный Иосиф пре­ста­вил­ся 9 сен­тяб­ря 1515 года и был погре­бен близ алта­ря Успен­ско­го хра­ма сво­ей оби­те­ли. Собо­ром 1578 года пре­по­доб­ный Иосиф был при­чис­лен Цер­ко­вью к мест­но­чти­мым свя­тым, а в 1591 году – к общерусским.

14 июня 2009 года око­ло мона­сты­ря открыт брон­зо­вый памят­ник пре­по­доб­но­му Иосифу.

Тро­парь, глас 5

Я́ко по́стников удобре́ние и отце́в кра­со­ту́, /​ми́лости пода́теля, разсужде́ния свети́льника, /​вси ве́рнии, соше́дшеся, восхва́лим /​кро́тости учи́теля и е́ресей посрами́теля, /​прему́драго Ио́сифа, Росси́йскую звез­ду́, /​моля́щася Го́споду /​/​поми́ловатися душа́м на́шим.

Кондак, глас 8

Жития́ треволне́ния, и мяте́ж мирски́й, /​и стра́стная взыгра́ния в ничто́же вмени́в, /​пусты́нный граждани́н показа́лся еси́, /​мно́гих быв наста́вник, Ио́сифе преподо́бне: /​мона́хов собра́тель и моле́бник ве́рен, /​чисто­ты́ рачи́тель, /​/​моли́ Хри­ста́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.

Вели­ча­ние

Ублажа́ем тя, /​преподо́бие о́тче Ио́сифе, /​и чтим святу́ю па́мять твою́, /​наста́вниче мона́хов /​/​и собесе́дниче а́нгелов.

Молит­ва пре­по­доб­но­му Иоси­фу Волоцкому

О преб­ла­женне и прис­но­славне отче наш Иоси­фе! Веду­ще твое велие к Богу дерз­но­ве­ние и к тво­е­му твер­до­му заступ­ле­нию при­бе­га­ю­ще, в сокру­ше­нии серд­ца молим тя: оза­ри нас све­том даро­ван­ныя тебе бла­го­да­ти и молит­ва­ми тво­и­ми помо­зи нам бур­ное море жития сего пре­и­ти без­мя­теж­но и при­ста­ни­ща спа­се­ния неблаз­нен­но достиг­ну­ти: пора­бо­ще­ни бо суще сует­ны­ми, и гре­хо­лю­би­ви, и немощ­ни еже от обы­шед­ших нас зол воз­ник­ну­ти, к кому при­бег­нем, аще не к тебе, явив­ше­му неоску­де­ва­е­мое богат­ство мило­сти в зем­нем житии тво­ем? Веру­ем же, яко и по отше­ствии тво­ем мно­жай­шее стя­жал еси даро­ва­ние мило­сер­до­ва­ти бед­ству­ю­щим. Тем­же убо, при­па­да­ю­ще ныне к цель­бо­нос­ней иконе тво­ей, уми­лен­но про­сим тя, свят­че Божий: сам иску­шен быв, помо­зи и нам, иску­ша­е­мым; постом и бде­ни­ем попра­вый силу демон­скую, и нас от напа­де­ний вра­жи­их защи­ти; пре­пи­тавый гла­дом поги­ба­ю­щих, и нам испро­си у Гос­по­да изоби­лие пло­дов зем­ных и вся яже ко спа­се­нию потреб­ная; посра­ми­вый ере­ти­че­ская муд­ро­ва­ния, Цер­ковь Свя­тую от ере­сей и рас­ко­лов, и сму­ще­ний молит­ва­ми тво­и­ми огра­ди: да тож­де мудр­ству­ем вси, еди­нем серд­цем сла­вя­ще Свя­тую, Еди­но­сущ­ную, Живо­тво­ря­щую и Нераз­дель­ную Тро­и­цу, Отца и Сына и Свя­та­го Духа, во вся веки. Аминь.

В этот день свя­тая Цер­ковь так­же празд­ну­ет память:

Правв. бого­отец Иоаки­ма и Анны. Мч. Севе­ри­а­на (320). Свт. Фео­до­сия, архи­еп. Чер­ни­гов­ско­го (обре́тение и пере­нес. мощей, 1896). Прп. Фео­фа­на исп. (ок. 300) Мчч. Хари­то­на и Стра­то­ра (Стра­то­ни­ка). Блж. Ники­ты в Царь­гра­де (XII). Свв. отцов III Все­лен­ско­го Собо­ра (431). Прп. Онуф­рия Ворон­ско­го (1789; румын.). Глин­ских свя­тых: прпп. Васи­лия Киш­ки­на (1831); Фила­ре­та Дани­лев­ско­го (1841); Фео­до­та Лев­чен­ко (1859); Мака­рия Шаро­ва (1864); Мар­ти­рия Кири­чен­ко (1865); Евфи­мия Любим­чен­ко (1866); Доси­фея Кол­чен­ко­ва (1874); Или­о­до­ра Голо­ва­ниц­ко­го (1879); Инно­кен­тия Сте­па­но­ва (1888); Луки Шве­ца (1894); Архип­па Шеста­ко­ва (1896); Иоан­ни­кия Гомол­ко (1912); Сера­фи­ма Аме­ли­на (1958); Анд­ро­ни­ка Лука­ша (1974); Сера­фи­ма Роман­цо­ва (1976); Зино­вия Мажу­ги, митр. Тет­риц­ка­рой­ско­го, в схи­ме Сера­фи­ма (1985). Собор Алтай­ских свя­тых (неде­ля по 6 сен­тяб­ря). Собор ново­му­че­ни­ков и испо­вед­ни­ков Казах­стан­ских (неде­ля по 3 сен­тяб­ря). Сщмч. Гри­го­рия Гаря­е­ва пре­св. (1918) Сщмч. Алек­сандра Ипа­то­ва пре­св. (1918) Сщмч. Заха­рии, архи­еп. Воро­неж­ско­го (1937). Сщмч. Сер­гия Уклон­ско­го пре­св. (1937) Сщмч. Иоси­фа Арха­ро­ва пре­св. (1937) Сщмч. Алек­сия Успен­ско­го пре­св. (1937) Сщмч. Димит­рия Тро­иц­ко­го диак. (1937) Мч. Васи­лия Шика­ло­ва (1937). Прмч. Анд­ро­ни­ка (Сури­ко­ва) иером. (1938) Сщмч. Алек­сандра Вино­гра­до­ва пре­св. (1942).

Фотографии

Икона Пресвятой Богородицы «Почаевская»

Ис­то­рия этой чу­до­твор­ной ико­ны Бо­го­ма­те­ри нераз­рыв­но свя­за­на с По­ча­ев­ским мо­на­сты­рём в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (Укра­и­на). На го­ре, где ныне рас­по­ло­же­на Успен­ская По­ча­ев­ская лав­ра, в 1240 го­ду по­се­ли­лись два ино­ка.

Расписание богослужений

Помочь нашему храму

Написать письмоПомощь храму