22 сен­тяб­ря. Обре­те­ние и пере­не­се­ние мощей свя­ти­те­ля Фео­до­сия, архи­епи­ско­па Черниговского
Свя­ти­тель Фео­до­сий, архи­епи­скоп Чер­ни­гов­ский, родил­ся в нача­ле трид­ца­тых годов ХVII сто­ле­тия в Посоль­ской губер­нии. Он про­ис­хо­дил из древ­не­го дво­рян­ско­го рода Поло­ниц­ких-Углиц­ких; роди­те­ля­ми его были иерей Ники­та и Мария. Бла­го­че­стие, царив­шее в семье буду­ще­го свя­ти­те­ля, бла­го­твор­но содей­ство­ва­ло…

Свя­ти­тель Фео­до­сий, архи­епи­скоп Чер­ни­гов­ский, родил­ся в нача­ле трид­ца­тых годов ХVII сто­ле­тия в Посоль­ской губер­нии. Он про­ис­хо­дил из древ­не­го дво­рян­ско­го рода Поло­ниц­ких-Углиц­ких; роди­те­ля­ми его были иерей Ники­та и Мария. Бла­го­че­стие, царив­шее в семье буду­ще­го свя­ти­те­ля, бла­го­твор­но содей­ство­ва­ло духов­но­му раз­ви­тию маль­чи­ка. С дет­ства он отли­чал­ся кро­то­стью и при­ле­жа­ни­ем к молитве.

В годы обу­че­ния окон­ча­тель­но утвер­ди­лось при­зва­ние свя­то­го Фео­до­сия к ино­че­ско­му подви­гу: все сво­бод­ное от заня­тий вре­мя он отда­вал молит­ве, Бого­мыс­лию и чте­нию Свя­щен­но­го Писания.

По полу­че­нии обра­зо­ва­ния буду­щий свя­ти­тель при­нял ино­че­ский постриг в Кие­во-Печер­ской Лав­ре с име­нем Фео­до­сий, в честь пре­по­доб­но­го Фео­до­сия Печерского.

11 сен­тяб­ря 1692 года свя­той Фео­до­сий был тор­же­ствен­но хиро­то­ни­сан во архи­епи­ско­па в Успен­ском собо­ре Мос­ков­ско­го Кремля.

Об управ­ле­нии свя­ти­те­лем Фео­до­си­ем Чер­ни­гов­ской епар­хи­ей сохра­ни­лось мало све­де­ний. Осо­бен­ное вни­ма­ние свя­ти­тель обра­щал на про­буж­де­ние и под­дер­жа­ние в пастве духа истин­но хри­сти­ан­ско­го бла­го­че­стия. С этой целью он забо­тил­ся о под­дер­жа­нии ста­рых и устрой­стве новых мона­сты­рей и хра­мов. В самом нача­ле его свя­ти­тель­ства, по его бла­го­сло­ве­нию, был создан Пече­ник­ский деви­чий мона­стырь, и он сам освя­тил храм этой оби­те­ли в честь Успе­ния Пре­свя­той Бого­ро­ди­цы. В 1694 году, по его бла­го­сло­ве­нию, был осно­ван Любец­кий скит в 2‑х вер­стах от Любе­ча; в 1694 году свя­ти­тель освя­тил в Дом­ниц­ком муж­ском мона­сты­ре храм в честь Рож­де­ства Пре­свя­той Бого­ро­ди­цы, а летом 1695 года – вели­че­ствен­ный храм в честь Пре­свя­той Бого­ро­ди­цы, постро­ен­ный на вер­шине горы Бол­дин­ской, близ древ­не­го Ильин­ско­го монастыря.

При свя­ти­те­ле Фео­до­сии в Чер­ни­гов­ской епар­хии заме­ча­ет­ся осо­бен­ный подъ­ем и уси­ле­ние ино­че­ства. Свя­ти­тель уде­лял так­же боль­шое вни­ма­ние духо­вен­ству и был стро­го раз­бор­чив при выбо­ре кан­ди­да­тов свя­щен­ства. Он осо­бен­но покро­ви­тель­ство­вал чер­ни­гов­ским духов­ным шко­лам, при­гла­шал в них из Кие­ва уче­ных мона­хов, сре­ди кото­рых был свя­той Иоанн (Мак­си­мо­вич), буду­щий мит­ро­по­лит Тоболь­ский, сде­лав­ший­ся впо­след­ствии помощ­ни­ком и пре­ем­ни­ком свя­ти­те­ля и устро­и­те­лем чер­ни­гов­ских духов­ных школ. Стро­гая спра­вед­ли­вость в отно­ше­нии к духо­вен­ству и пастве, глу­бо­кое состра­да­ние, снис­хо­ди­тель­ность и хри­сти­ан­ское миро­лю­бие были отли­чи­тель­ны­ми чер­та­ми дея­тель­но­сти свя­ти­те­ля Фео­до­сия. К нему часто обра­ща­лись за помо­щью и сове­том не толь­ко пра­во­слав­ные, но и лица дру­гих испо­ве­да­ний. Но недол­го свя­ти­тель Фео­до­сий окорм­лял Чер­ни­гов­скую паст­ву. Чув­ствуя при­бли­же­ние смер­ти, он вызвал к себе в Чер­ни­гов намест­ни­ка Брян­ско­го Свен­ско­го мона­сты­ря, свя­то­го Иоан­на (Мак­си­мо­ви­ча) и воз­вел его из иеро­мо­на­ха в архи­манд­ри­та Чер­ни­гов­ско­го Елец­ко­го мона­сты­ря. В новом архи­манд­ри­те он зара­нее гото­вил себе пре­ем­ни­ка. 5 фев­ра­ля 1696 года свя­ти­тель Фео­до­сий скон­чал­ся и был погре­бен в Чер­ни­гов­ском кафед­раль­ном Бори­со­глеб­ском собо­ре, за пра­вым кли­ро­сом, в осо­бо сде­лан­ном для того скле­пе. Впо­след­ствии его пре­ем­ник свя­ти­тель Иоанн (Мак­си­мо­вич) постро­ил над его гро­бом кир­пич­ный свод с хва­леб­ной над­пи­сью в сти­хах в бла­го­дар­ность за чудес­ное исце­ле­ние от тяж­кой болез­ни. Осо­бое бла­го­дат­ное даро­ва­ние, кото­рое стя­жал свя­ти­тель Фео­до­сий, засви­де­тель­ство­ва­но его подвиж­ни­че­ской жиз­нью и сокро­вен­ной помо­щью всем, воз­но­сив­шим ему молитвы.

Про­слав­ле­ние свя­ти­те­ля Фео­до­сия совер­ши­лось 9 сен­тяб­ря 1896 года.

Тро­парь, глас 4

Преудобре́н во архиере́ех, святи́телю Феодо́сие, /​был еси́ свети́ло сво­е­му́ ста́ду, /​та́же преста́вился еси́ в ве́чныя оби́тели. /​Умо­ли́ у Престо́ла Царя́ Сла́вы /​изба́витися нам от находя́щих на ны зол /​и спасти́ся душа́м на́шим, /​/​свя́те, моли́твами твои́ми.

Кондак, глас 4

Па́стырей Нача́льнику Хри­сту́ труди́лся еси́, святи́телю Феодо́сие, /​на па́жити духо́вней слове́сныя твоя́ о́вцы пита́я, /​и целе́бен дар от Хри­ста́ Спа́са прия́л еси́, /​во е́же не́мощи душе́вныя и теле́сныя цели́ти /​всех с ве́рою к тебе́ приходя́щих. /​Те́мже и ны́не, свя́те, моли́ся, всем, и́мя твое́ призыва́ющим, /​от наве́тов вра́жиих спасти́ся /​/​и поми́ловатися душа́м на́шим.

Вели­ча­ние

Велича́ем тя, /​святи́телю о́тче Феодо́сие, /​и чтим святу́ю па́мять твою́, /​ты бо мо́лиши о нас /​/​Хри­ста́ Бо́га на́шего.

Молит­ва свя­ти­те­лю Фео­до­сию, архи­епи­ско­пу Черниговскому

О свяще́нная гла­во́, кре́пкий наш моли́твенниче и засту́пниче, святи́телю Феодо́сие, услы́ши нас, с ве́рою призыва́ющих тя и усе́рдно припа́дающих к ико́не твое́й. Помина́й нас у Престо́ла Вседержи́телева и не преста́й моли́тися за ны. Ве́мы, я́ко гре­хи́ на́ши разлуча́ют нас ме́жду на́ми и тобо́ю, и недосто́йни есмы́ толи́каго отца́ и хода́тая. Но ты, быв подража́тель человеколю́бия Бо́жия, не преста́ни вопия́ о нас ко Го́споду, испро­си́ предста́тельством твои́м у Всеми́лостивейшаго Бо́га на́шего мир Це́ркви Его́, на зем­ли́ вои́нствующей, па́стырем ея́ си́лу ре́вностно подвиза́тися о спасе́нии люде́й. Умо­ли́ Небе́снаго Отца́ всем нам пода́ти дар, коему́ждо благопотре́бен, ве́ру и́стинную, наде́жду тве́рдую и любо́вь неоскудева́ющую, градо́в на́ших утвержде́ние, ми́ра умире́ние, от гла́да и па́губы избавле́ние, от наше́ствия иноплеме́нников сохране́ние, ю́ным и младе́нцем благо́е в ве́ре возраста́ние, ста́рым и немощны́м утеше́ние и подкрепле́ние, боля́щим исцеле́ние, си́ротам и вдови́цам ми́лость и заступле́ние, заблу́ждшим исправле́ние, бе́дствующим благовре́менную по́мощь. Не посра­ми́ нас в упова́нии на́шем, споспеше́ствуй, я́ко оте́ц чадолюби́вый, и нам поне­сти́ и́го Христо́во во благоду́шии и терпе́нии, и всех упра́ви в ми́ре и покая́нии непосты́дно сконча́ти живо́т свой и Ца́рствия Бо́жия насле́дником бы́ти, иде́же ты ны́не водворя́ешися со А́нгелы и все́ми святы́ми, прославля́я Бо́га, в Тро́ице сла́вимаго, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха. Ами́нь.

В этот день свя­тая Цер­ковь так­же празд­ну­ет память:

Правв. бого­отец Иоаки­ма и Анны. Мч. Севе­ри­а­на (320). Прп. Фео­фа­на исп. (ок. 300) Мчч. Хари­то­на и Стра­то­ра (Стра­то­ни­ка). Блж. Ники­ты в Царь­гра­де (XII). Свв. отцов III Все­лен­ско­го Собо­ра (431). Прп. Онуф­рия Ворон­ско­го (1789; румын.). Глин­ских свя­тых: прпп. Васи­лия Киш­ки­на (1831); Фила­ре­та Дани­лев­ско­го (1841); Фео­до­та Лев­чен­ко (1859); Мака­рия Шаро­ва (1864); Мар­ти­рия Кири­чен­ко (1865); Евфи­мия Любим­чен­ко (1866); Доси­фея Кол­чен­ко­ва (1874); Или­о­до­ра Голо­ва­ниц­ко­го (1879); Инно­кен­тия Сте­па­но­ва (1888); Луки Шве­ца (1894); Архип­па Шеста­ко­ва (1896); Иоан­ни­кия Гомол­ко (1912); Сера­фи­ма Аме­ли­на (1958); Анд­ро­ни­ка Лука­ша (1974); Сера­фи­ма Роман­цо­ва (1976); Зино­вия Мажу­ги, митр. Тет­риц­ка­рой­ско­го, в схи­ме Сера­фи­ма (1985). Собор Алтай­ских свя­тых (неде­ля по 6 сен­тяб­ря). Собор ново­му­че­ни­ков и испо­вед­ни­ков Казах­стан­ских (неде­ля по 3 сен­тяб­ря). Сщмч. Гри­го­рия Гаря­е­ва пре­св. (1918) Сщмч. Алек­сандра Ипа­то­ва пре­св. (1918) Сщмч. Заха­рии, архи­еп. Воро­неж­ско­го (1937). Сщмч. Сер­гия Уклон­ско­го пре­св. (1937) Сщмч. Иоси­фа Арха­ро­ва пре­св. (1937) Сщмч. Алек­сия Успен­ско­го пре­св. (1937) Сщмч. Димит­рия Тро­иц­ко­го диак. (1937) Мч. Васи­лия Шика­ло­ва (1937). Прмч. Анд­ро­ни­ка (Сури­ко­ва) иером. (1938) Сщмч. Алек­сандра Вино­гра­до­ва пре­св. (1942).

Фотографии

Икона Пресвятой Богородицы «Почаевская»

Ис­то­рия этой чу­до­твор­ной ико­ны Бо­го­ма­те­ри нераз­рыв­но свя­за­на с По­ча­ев­ским мо­на­сты­рём в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (Укра­и­на). На го­ре, где ныне рас­по­ло­же­на Успен­ская По­ча­ев­ская лав­ра, в 1240 го­ду по­се­ли­лись два ино­ка.

Расписание богослужений

Помочь нашему храму

Написать письмоПомощь храму