В царствование византийского императора Феодосия Великого в Антиохии проживала благочестивая супружеская пара: золотых дел мастер Андроник и его жена Афанасия, дочь золотаря. Свое умножающееся состояние они делили на три части: в пользу бедных, на церковное благолепие и на домашние нужды. После того, как у них родились сын Иоанн и дочь Мария, супруги стали жить в чистоте, как брат с сестрой.
Андроник и Афанасия были любимы и почитаемы всеми гражданами за кротость и добрые дела. Служа убогим, они переносили на руках больных, обмывали их, кормили и одевали на свои средства, доставляли покой нищим и странникам.
Но неожиданно их постигла великая скорбь: двенадцатилетний сын и десятилетняя дочь скончались от внезапной болезни. В день погребения у безутешных родителей собрался весь город, пришел даже сам патриарх с клиром. Детей похоронили в церкви святого Иулиана.
Афанасия не хотела возвращаться домой и ночью с плачем сидела у могилы. В полночь ей явился мученик Иулиан и утешил, объявив, что ее умершие дети теперь питаются у Отца Небесного, живя на небесах.
Умиленная Афанасия преисполнилась желанием иноческой жизни и стала по возвращении домой просить о том супруга. Испытав ее, Андроник и сам возжелал стать монахом.
Вскоре Андроник поручил дом отцу Афанасии, сказав, что они идут поклониться святым местам и, в случае невозвращения их, он просит раздать имущество нуждающимся, а дом обратить в больницу для нищих и приют для странников.
Достигнув Иерусалима, супруги поклонились святыням и, приняв благословение старцев и побеседовав с ними, пошли в Александрию поклониться мощам святого мученика Мины.
В египетской пустыне Андроник побывал в каждой скитской обители и получил от преподобного Даниила благословение на иночество и письмо для Афанасии в женский Тавеннский монастырь, куда сам и сопроводил ее.
Восприяв образ ангельский, Афанасия стала здесь проводить и жизнь равноангельскую. Андроник же возвратился к преподобному Даниилу Скитскому, который постриг его в иноческий чин и, наставив в добродетельной жизни, назначил ему отдельную келлию для упражнений в безмолвии.
После двенадцатилетнего подвижничества блаженный Андроник упросил преподобного Даниила отпустить его в Иерусалим для поклонения. Сотворив молитву, наставник отпустил его. И случилось так, что, по Божественному устроению, Андроник встретил по дороге свою бывшую супругу Афанасию, тоже шедшую в Иерусалим.
Однако он не узнал ее, так как она была в мужском одеянии и изменилась лицом от постнической жизни, но она его признала и утаила это, назвавшись Афанасием. Они вместе продолжили путь, поклонились святым местам, а по возвращении в Александрию решили не разлучаться, а пребывать в безмолвии в одной келлии, на что их и благословил преподобный Даниил, назвав «Афанасия» совершенным иноком.
После всего они прожили в одной келлии двенадцать лет в страхе Божием и безмолвии. Преподобный Андроник и тогда не признал в иноке Афанасии своей бывшей супруги.
Но вот святой Афанасии настало время отшествия ко Господу, и только тогда она оставила для аввы Даниила письмо, чтобы он по ее кончине прочел сам и передал Андронику. В этом письме она открыла свою тайну. Вскоре, причастившись Святых Таин, преподобная Афанасия с миром почила.
Когда же братия лавры по прочтении письма узнала обо всем, то насельники прославили Бога. Авва Даниил призвал обитателей всех александрийских обителей, и скитники в белых одеждах с честью похоронили святое тело блаженной Афанасии, изумляясь ее подвигу.
А через семь дней ушел в райские селения вслед за бывшей супругой и преподобный Андроник, похороненный рядом с нею.
Тропарь, глас 1
Пусты́нный жи́тель и в телеси́ Áнгел и чудотво́рец показа́лся еси́, /Богоно́сне о́тче наш Андрони́че, /посто́м, бде́нием, моли́твою Небе́сная дарова́ния прии́м, /исцеля́еши неду́жныя и ду́ши ве́рою притека́ющих к тебе́. /Сла́ва Да́вшему тебе́ кре́пость, /сла́ва Венча́вшему тя, //сла́ва Де́йствующему тобо́ю всем исцеле́ния.
Кондак, глас 4
Благоро́дия нра́вом тя че́стно похва́лим, Андрони́че, /и́же Госпо́дь в лик преподо́бным отце́м сочета́, //я́ко вои́стинну благоро́дия Боже́ственныя сла́вы вене́ц улучи́.
Величание
Ублажа́ем тя, /преподо́бне о́тче Андрони́че, /и чтим святу́ю па́мять твою́, /наста́вниче мона́хов //и собесе́дниче а́нгелов.
В этот день святая Церковь также празднует память:
Ап. Иакова Алфеева (I). Св. Стефана Нового, Бранковича (1427; серб.). Прав. Авраама праотца и племянника его Лота (2000 г. до Р. Х.). Мчч. Еввентия (Иувентина) и Максима воинов (361 – 363). Св. Поплии исп., диакониссы Антиохийской (ок. 361 – 363). Прп. Петра Галатийского (IX). Сщмч. Константина Сухова пресв. (1918) Сщмч. Петра Вяткина пресв. (1918) Сщмч. Константина Аксенова пресв. (1937) Присп. Севастиана (Фомина) архим. (обрет. мощей, 1997) Корсунской иконы Божией Матери.