22 октяб­ря. Пре­по­доб­ные Анд­ро­ник и жена его Афанасия
В цар­ство­ва­ние визан­тий­ско­го импе­ра­то­ра Фео­до­сия Вели­ко­го в Антио­хии про­жи­ва­ла бла­го­че­сти­вая супру­же­ская пара: золо­тых дел мастер Анд­ро­ник и его жена Афа­на­сия, дочь золо­та­ря. Свое умно­жа­ю­ще­е­ся состо­я­ние они дели­ли на три части: в поль­зу бед­ных, на цер­ков­ное бла­го­ле­пие…

В цар­ство­ва­ние визан­тий­ско­го импе­ра­то­ра Фео­до­сия Вели­ко­го в Антио­хии про­жи­ва­ла бла­го­че­сти­вая супру­же­ская пара: золо­тых дел мастер Анд­ро­ник и его жена Афа­на­сия, дочь золо­та­ря. Свое умно­жа­ю­ще­е­ся состо­я­ние они дели­ли на три части: в поль­зу бед­ных, на цер­ков­ное бла­го­ле­пие и на домаш­ние нуж­ды. После того, как у них роди­лись сын Иоанн и дочь Мария, супру­ги ста­ли жить в чисто­те, как брат с сестрой.

Анд­ро­ник и Афа­на­сия были люби­мы и почи­та­е­мы все­ми граж­да­на­ми за кро­тость и доб­рые дела. Слу­жа убо­гим, они пере­но­си­ли на руках боль­ных, обмы­ва­ли их, кор­ми­ли и оде­ва­ли на свои сред­ства, достав­ля­ли покой нищим и странникам.

Но неожи­дан­но их постиг­ла вели­кая скорбь: две­на­дца­ти­лет­ний сын и деся­ти­лет­няя дочь скон­ча­лись от вне­зап­ной болез­ни. В день погре­бе­ния у без­утеш­ных роди­те­лей собрал­ся весь город, при­шел даже сам пат­ри­арх с кли­ром. Детей похо­ро­ни­ли в церк­ви свя­то­го Иулиана.

Афа­на­сия не хоте­ла воз­вра­щать­ся домой и ночью с пла­чем сиде­ла у моги­лы. В пол­ночь ей явил­ся муче­ник Иули­ан и уте­шил, объ­явив, что ее умер­шие дети теперь пита­ют­ся у Отца Небес­но­го, живя на небесах.

Уми­лен­ная Афа­на­сия пре­ис­пол­ни­лась жела­ни­ем ино­че­ской жиз­ни и ста­ла по воз­вра­ще­нии домой про­сить о том супру­га. Испы­тав ее, Анд­ро­ник и сам воз­же­лал стать монахом.

Вско­ре Анд­ро­ник пору­чил дом отцу Афа­на­сии, ска­зав, что они идут покло­нить­ся свя­тым местам и, в слу­чае невоз­вра­ще­ния их, он про­сит раз­дать иму­ще­ство нуж­да­ю­щим­ся, а дом обра­тить в боль­ни­цу для нищих и при­ют для странников.

Достиг­нув Иеру­са­ли­ма, супру­ги покло­ни­лись свя­ты­ням и, при­няв бла­го­сло­ве­ние стар­цев и побе­се­до­вав с ними, пошли в Алек­сан­дрию покло­нить­ся мощам свя­то­го муче­ни­ка Мины.

В еги­пет­ской пустыне Анд­ро­ник побы­вал в каж­дой скит­ской оби­те­ли и полу­чил от пре­по­доб­но­го Дани­и­ла бла­го­сло­ве­ние на ино­че­ство и пись­мо для Афа­на­сии в жен­ский Тавенн­ский мона­стырь, куда сам и сопро­во­дил ее.

Вос­при­яв образ ангель­ский, Афа­на­сия ста­ла здесь про­во­дить и жизнь рав­но­ан­гель­скую. Анд­ро­ник же воз­вра­тил­ся к пре­по­доб­но­му Дани­и­лу Скит­ско­му, кото­рый постриг его в ино­че­ский чин и, наста­вив в доб­ро­де­тель­ной жиз­ни, назна­чил ему отдель­ную кел­лию для упраж­не­ний в безмолвии.

После две­на­дца­ти­лет­не­го подвиж­ни­че­ства бла­жен­ный Анд­ро­ник упро­сил пре­по­доб­но­го Дани­и­ла отпу­стить его в Иеру­са­лим для покло­не­ния. Сотво­рив молит­ву, настав­ник отпу­стил его. И слу­чи­лось так, что, по Боже­ствен­но­му устро­е­нию, Анд­ро­ник встре­тил по доро­ге свою быв­шую супру­гу Афа­на­сию, тоже шед­шую в Иерусалим.

Одна­ко он не узнал ее, так как она была в муж­ском оде­я­нии и изме­ни­лась лицом от пост­ни­че­ской жиз­ни, но она его при­зна­ла и ута­и­ла это, назвав­шись Афа­на­си­ем. Они вме­сте про­дол­жи­ли путь, покло­ни­лись свя­тым местам, а по воз­вра­ще­нии в Алек­сан­дрию реши­ли не раз­лу­чать­ся, а пре­бы­вать в без­мол­вии в одной кел­лии, на что их и бла­го­сло­вил пре­по­доб­ный Дани­ил, назвав «Афа­на­сия» совер­шен­ным иноком.

После все­го они про­жи­ли в одной кел­лии две­на­дцать лет в стра­хе Божи­ем и без­мол­вии. Пре­по­доб­ный Анд­ро­ник и тогда не при­знал в ино­ке Афа­на­сии сво­ей быв­шей супруги.

Но вот свя­той Афа­на­сии наста­ло вре­мя отше­ствия ко Гос­по­ду, и толь­ко тогда она оста­ви­ла для аввы Дани­и­ла пись­мо, что­бы он по ее кон­чине про­чел сам и пере­дал Анд­ро­ни­ку. В этом пись­ме она откры­ла свою тай­ну. Вско­ре, при­ча­стив­шись Свя­тых Таин, пре­по­доб­ная Афа­на­сия с миром почила.

Когда же бра­тия лав­ры по про­чте­нии пись­ма узна­ла обо всем, то насель­ни­ки про­сла­ви­ли Бога. Авва Дани­ил при­звал оби­та­те­лей всех алек­сан­дрий­ских оби­те­лей, и скит­ни­ки в белых одеж­дах с честью похо­ро­ни­ли свя­тое тело бла­жен­ной Афа­на­сии, изум­ля­ясь ее подвигу.

А через семь дней ушел в рай­ские селе­ния вслед за быв­шей супру­гой и пре­по­доб­ный Анд­ро­ник, похо­ро­нен­ный рядом с нею.

Тро­парь, глас 1

Пусты́нный жи́тель и в теле­си́ Áнгел и чудотво́рец показа́лся еси́, /​Богоно́сне о́тче наш Андрони́че, /​посто́м, бде́нием, моли́твою Небе́сная дарова́ния прии́м, /​исцеля́еши неду́жныя и ду́ши ве́рою притека́ющих к тебе́. /​Сла́ва Да́вшему тебе́ кре́пость, /​сла́ва Венча́вшему тя, /​/​сла́ва Де́йствующему тобо́ю всем исцеле́ния.

Кондак, глас 4

Благоро́дия нра́вом тя че́стно похва́лим, Андрони́че, /​и́же Госпо́дь в лик преподо́бным отце́м соче­та́, /​/​я́ко вои́стинну благоро́дия Боже́ственныя сла́вы вене́ц улучи́.

Вели­ча­ние

Ублажа́ем тя, /​преподо́бне о́тче Андрони́че, /​и чтим святу́ю па́мять твою́, /​наста́вниче мона́хов /​/​и собесе́дниче а́нгелов.

В этот день свя­тая Цер­ковь так­же празд­ну­ет память:

Ап. Иако­ва Алфе­е­ва (I). Св. Сте­фа­на Ново­го, Бран­ко­ви­ча (1427; серб.). Прав. Авра­ама пра­от­ца и пле­мян­ни­ка его Лота (2000 г. до Р. Х.). Мчч. Еввен­тия (Иувен­ти­на) и Мак­си­ма вои­нов (361 – 363). Св. Поплии исп., диа­ко­нис­сы Антио­хий­ской (ок. 361 – 363). Прп. Пет­ра Гала­тий­ско­го (IX). Сщмч. Кон­стан­ти­на Сухо­ва пре­св. (1918) Сщмч. Пет­ра Вят­ки­на пре­св. (1918) Сщмч. Кон­стан­ти­на Аксе­но­ва пре­св. (1937) При­сп. Сева­сти­а­на (Фоми­на) архим. (обрет. мощей, 1997) Кор­сун­ской ико­ны Божи­ей Матери.

Фотографии

Икона Пресвятой Богородицы «Почаевская»

Ис­то­рия этой чу­до­твор­ной ико­ны Бо­го­ма­те­ри нераз­рыв­но свя­за­на с По­ча­ев­ским мо­на­сты­рём в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (Укра­и­на). На го­ре, где ныне рас­по­ло­же­на Успен­ская По­ча­ев­ская лав­ра, в 1240 го­ду по­се­ли­лись два ино­ка.

Расписание богослужений

Помочь нашему храму

Написать письмоПомощь храму