22 октяб­ря. Ико­на Божи­ей Мате­ри “Кор­сун­ская”
Суще­ству­ют два раз­ных пре­да­ния, каса­ю­щих­ся исто­рии при­не­се­ния в пре­де­лы Рос­сии Кор­сун­ской ико­ны Божи­ей Матери. Соглас­но само­му древ­не­му из них, свя­той образ был напи­сан свя­тым еван­ге­ли­стом Лукой и хра­нил­ся в Ефе­се. В 988 году, 9 октяб­ря, спи­сок…

Суще­ству­ют два раз­ных пре­да­ния, каса­ю­щих­ся исто­рии при­не­се­ния в пре­де­лы Рос­сии Кор­сун­ской ико­ны Божи­ей Матери.

Соглас­но само­му древ­не­му из них, свя­той образ был напи­сан свя­тым еван­ге­ли­стом Лукой и хра­нил­ся в Ефе­се. В 988 году, 9 октяб­ря, спи­сок с этой ико­ны был при­не­сен из Кор­су­ни в Киев свя­тым рав­ноап­о­столь­ным кня­зем Вла­ди­ми­ром (память 15 июля) после его кре­ще­ния и полу­чил назва­ние Кор­сун­ской ико­ны. Поз­же эта ико­на была пере­не­се­на в Нов­го­род, а при царе Иоанне Гроз­ном – в Моск­ву, в Крем­лев­ский Успен­ский собор, где была поме­ще­на за пре­сто­лом и где пре­бы­ва­ет и поныне. Запре­столь­ная ико­на, соглас­но иссле­до­ва­ни­ям, при­над­ле­жит к чис­лу мало­изу­чен­ных памят­ни­ков древ­ней ико­но­пи­си, а пер­вые исто­ри­че­ские све­де­ния о ней отно­сят­ся к нача­лу XVII века. Этот образ по напи­са­нию схож с ико­на­ми типа “Уми­ле­ние”. Свя­тая ико­на Пре­свя­той Бого­ро­ди­цы ста­ла одной из пер­вых свя­тынь Успен­ско­го собо­ра и более шести сто­ле­тий пре­бы­ва­ла в его алтаре.

По дру­го­му пре­да­нию подоб­ный образ Божи­ей Мате­ри был при­не­сен из Гре­ции в Рос­сию в 1162 году пре­по­доб­ной Евфро­си­ни­ей Полоц­кой (память 23 мая).

Свя­тая Евфро­си­ния осно­ва­ла в Полоц­ке Спас­скую оби­тель, а несколь­ко поз­же постро­и­ла еще одну цер­ковь в честь Пре­свя­той Бого­ро­ди­цы. Когда она узна­ла, что в Гре­ции есть ико­ны, напи­сан­ные еван­ге­ли­стом Лукой, то отпра­ви­ла бога­тые дары гре­че­ско­му импе­ра­то­ру и пат­ри­ар­ху Луке Хри­зо­вер­гу, с прось­бой при­слать ико­ну. Свя­той образ был отправ­лен на Русь из Ефе­са. Ико­ну вез­ли через Кор­сунь, и по прось­бе жите­лей это­го горо­да она про­бы­ла там око­ло года, полу­чив так­же назва­ние Кор­сун­ской. Свя­тая Евфро­си­ния укра­си­ла образ золо­том, сереб­ром и дра­го­цен­ны­ми кам­ня­ми и в 1173 г. поста­ви­ла его в хра­ме Божи­ей Мате­ри. Здесь ико­на нахо­ди­лась более 60 лет, исто­чая чудес­ные зна­ме­ния и исцеления.

В 1239 году дочь Полоц­ко­го кня­зя Бря­чи­сла­ва, Парас­ке­ва, выхо­дя замуж за свя­то­го бла­го­вер­но­го кня­зя Алек­сандра Нев­ско­го (память 23 нояб­ря), увез­ла эту ико­ну в город Торо­пец, где нахо­ди­лась в Бого­ро­диц­ком собо­ре, почи­та­лась чудо­твор­ной и про­сла­ви­лась мно­ги­ми чуде­са­ми и осо­бен­но заступ­ле­ни­ем горо­да от поль­ско­го наше­ствия 1611 года.

В 1917 году боль­ше­ви­ки изъ­яли чудо­твор­ный образ и вывез­ли его в Ленин­град. Позд­нее он был поме­щен в Рус­ский музей г. Санкт-Петер­бур­га, а во Все­х­свят­ском хра­ме г. Тороп­ца нахо­дит­ся спи­сок с чудо­твор­ной иконы.

Свя­той Кор­сун­ский образ Пре­свя­той Бого­ро­ди­цы про­сла­вил­ся и дру­ги­ми сво­и­ми спис­ка­ми – в Иса­а­ки­ев­ском собо­ре Петер­бур­га, Нежин­ском муж­ском мона­сты­ре, г. Усма­ни Там­бов­ской епар­хии, Пав­ло-Обнор­ском мона­сты­ре Воло­год­ской епар­хии, Суз­даль­ском Спа­со-Евфи­ми­е­вом мона­сты­ре, Ниже­го­род­ском Бла­го­ве­щен­ском мона­сты­ре и др.

Тро­парь, глас 4

Днесь свет­ло кра­су­ет­ся древ­ний град Торо­пец, /​и с ним вся зем­ля Рус­ская ликов­ству­ет, /​про­слав­ля­ю­щи чудо­твор­ную ико­ну Твою, Вла­ды­чи­це, /​яко заря сол­неч­ная от зем­ли Гре­че­ския воз­си­яв­шую. /​Исто­ча­ет бо нам неоскуд­ныя мило­сти /​Пре­свя­тая Бого­ро­ди­ца, /​и сохра­ня­ет вся гра­ды и стра­ны хри­сти­ан­ския /​невре­ди­мы от всех навет вра­жи­их. /​Сего ради с любо­вию возо­пи­им: /​молит­ва­ми Тво­и­ми изба­ви нас от вся­кия нуж­ды и печа­ли, /​/​и спа­си души наша.

Кондак, глас 2

Яко солн­це неза­хо­ди­мое /​воз­сия во гра­де Тороп­це ико­на Твоя, Бого­ро­ди­це Дево, /​свя­тым апо­сто­лом Лукою напи­сан­ная, /​и стра­ну Рос­сий­скую луча­ми бла­го­да­ти и мило­сер­дия Тво­е­го оза­рив­шая, /​к ней­же при­те­ка­ю­ще с любо­вию вер­нии /​от вся­ких болез­ней исце­ля­ют­ся, /​в скор­бех уте­ше­ние, в бедах избав­ле­ние при­ем­лют. /​Ты же, Все­ми­ло­сти­вая Вла­ды­чи­це, сохра­ни град Твой /​и вся гра­ды и веси зем­ли нашея от вся­ка­го зла, /​да зовем Ти, Небе­се и зем­ли Цари­це: /​/​радуй­ся, Неве­сто Неневестная.

Вели­ча­ние

Досто́йно есть велича́ти Тя, Богоро́дице, /​честне́йшую Херуви́м /​и сла́внейшую без сравне́ния Серафи́м.

Молит­ва пред ико­ной Божи­ей Мате­ри “Кор­сун­ская”

О Все­ми­ло­сти­вая Гос­по­же, Мати Гос­по­да и Спа­си­те­ля наше­го, Небе­се и зем­ли Цари­це! Ты бла­го­из­во­ли­ла еси даро­ва­ти стране нашей образ Твой, свя­тым апо­сто­лом и еван­ге­ли­стом Лукою напи­сан­ный, и град Торо­пец при­ше­стви­ем Тво­им воз­ве­ли­чи­ла еси, пове­ле­ва­ю­щи всем при­те­ка­ти к Тебе с верою и надеж­дою на ско­рую помощь и заступ­ле­ние. При­и­ми хва­леб­ное пение сие от нас, недо­стой­ных раб Тво­их, и воз­не­си молит­вы наша ко Пре­сто­лу Сына Тво­е­го и Бога, да мило­стив будет нам греш­ным, с верою и любо­вию покла­ня­ю­щим­ся чудо­твор­но­му обра­зу Тво­е­му, вос­по­ми­на­ю­ще мно­гая и див­ная чуде­са, во гра­де сем и во иных весех и гра­дех зем­ли Рус­ския явлен­ных и явля­е­мых. Спа­си и сохра­ни, Вла­ды­чи­це, Цер­ковь Рус­скую Пра­во­слав­ную, стра­ну нашу Рос­сий­скую, град наш и вся гра­ды и стра­ны хри­сти­ан­ския от гла­да, смер­то­нос­ныя язвы, огня, меча, меж­до­усоб­ныя бра­ни, даруй нам воз­ду­ха бла­го­рас­тво­ре­ние и зем­ли пло­до­но­сие. О Пре­свя­тая Дево, Бла­гая Оди­гит­рие, ука­зуй нам пра­вый путь ко спа­се­нию, ере­ти­че­ская воз­ста­ния низ­ло­жи, заблужд­шия во еди­но Хри­сто­во ста­до собе­ри, увра­чуй язвы душ и телес наших, про­све­ти наш ум, омра­чен­ный страстьми, даруй нам вре­мя на пока­я­ние и исправ­ле­ние гре­хов­ныя нашея жиз­ни, и изба­ви нас от скор­бей, бед и болез­ней, от вне­зап­ныя смер­ти и веч­ныя муки, да спа­са­е­ми все­силь­ным Тво­им заступ­ле­ни­ем, Цар­ствие Небес­ное уна­сле­ду­ем, и со все­ми свя­ты­ми вос­по­ем Пре­свя­тую Тро­и­цу, Отца, и Сына, и Свя­та­го Духа, и Твое к нам мило­сер­дие во веки веков. Аминь.

В этот день свя­тая Цер­ковь так­же празд­ну­ет память:

Ап. Иако­ва Алфе­е­ва (I). Прпп. Анд­ро­ни­ка и жены его Афа­на­сии (V). Св. Сте­фа­на Ново­го, Бран­ко­ви­ча (1427; серб.). Прав. Авра­ама пра­от­ца и пле­мян­ни­ка его Лота (2000 г. до Р. Х.). Мчч. Еввен­тия (Иувен­ти­на) и Мак­си­ма вои­нов (361 – 363). Св. Поплии исп., диа­ко­нис­сы Антио­хий­ской (ок. 361 – 363). Прп. Пет­ра Гала­тий­ско­го (IX). Сщмч. Кон­стан­ти­на Сухо­ва пре­св. (1918) Сщмч. Пет­ра Вят­ки­на пре­св. (1918) Сщмч. Кон­стан­ти­на Аксе­но­ва пре­св. (1937) При­сп. Сева­сти­а­на (Фоми­на) архим. (обрет. мощей, 1997).

Фотографии

Икона Пресвятой Богородицы «Почаевская»

Ис­то­рия этой чу­до­твор­ной ико­ны Бо­го­ма­те­ри нераз­рыв­но свя­за­на с По­ча­ев­ским мо­на­сты­рём в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (Укра­и­на). На го­ре, где ныне рас­по­ло­же­на Успен­ская По­ча­ев­ская лав­ра, в 1240 го­ду по­се­ли­лись два ино­ка.

Расписание богослужений

Помочь нашему храму

Написать письмоПомощь храму