22 декаб­ря. Зача­тие пра­вед­ной Анною Пре­свя­той Богородицы
По пред­веч­но­му замыс­лу Бога, поже­лав­ше­го создать пре­чи­стую оби­тель для Бого­во­пло­ще­ния, Иоаким и Анна дол­гое вре­мя были лише­ны потом­ства. Достиг­нув пре­клон­но­го воз­рас­та и оста­ва­ясь бес­плод­ны­ми, обла­дая чело­ве­че­ской при­ро­дой, увяд­шей и иссу­шен­ной под бре­ме­нем гре­ха и смер­ти, они…

По пред­веч­но­му замыс­лу Бога, поже­лав­ше­го создать пре­чи­стую оби­тель для Бого­во­пло­ще­ния, Иоаким и Анна дол­гое вре­мя были лише­ны потом­ства. Достиг­нув пре­клон­но­го воз­рас­та и оста­ва­ясь бес­плод­ны­ми, обла­дая чело­ве­че­ской при­ро­дой, увяд­шей и иссу­шен­ной под бре­ме­нем гре­ха и смер­ти, они все же не пере­ста­ва­ли с надеж­дой молить Гос­по­да об избав­ле­нии от позо­ра бездетности.

И вот насту­пил опре­де­лен­ный Богом срок. Гос­подь послал к Иоаки­му, взо­шед­ше­му на гору, и к Анне, опла­ки­вав­шей свое несча­стье в саду, архан­ге­ла Гав­ри­и­ла. Послан­ник Божий воз­ве­стил, что вско­ре через них совер­шит­ся то, что неко­гда было пред­ска­за­но про­ро­ка­ми, – у них родит­ся Дитя, Кото­ро­му над­ле­жит стать Ков­че­гом Ново­го Заве­та, Боже­ствен­ной Лест­ни­цей, Неупи­ва­е­мой Чашей, Неру­ко­сеч­ной Горой, Живым Хра­мом, в Кото­ром будет оби­тать Сло­во Божие.

Зача­ти­ем пра­вед­ной Анны упразд­ня­ет­ся бес­пло­дие всей чело­ве­че­ской при­ро­ды, отде­лен­ной от Бога дей­стви­ем смер­ти. Сво­ей неиз­ре­чен­ной силой дав Анне спо­соб­ность зачать и выно­сить дитя в том воз­расте, когда сама при­ро­да затво­ря­ет чре­во жен­щи­ны для чадо­ро­дия, Гос­подь пред­воз­ве­стил еще более вели­кое чудо непо­роч­но­го зача­тия Иису­са Хри­ста во чре­ве Его Пре­свя­той Мате­ри и Прис­но­де­вы Марии.

Зача­тие Пре­свя­той Бого­ро­ди­цы, хотя и совер­ши­лось бла­го­да­ря чудес­но­му вме­ша­тель­ству Божию, все же про­изо­шло от сою­за мужа и жены, соглас­но зако­нам пад­шей чело­ве­че­ской при­ро­ды, под­вер­жен­ной тле­нию и смер­ти через Ада­мо­во согре­ше­ние (ср.: Быт. 3: 16). Сосуд Избран­ный, Дра­го­цен­ный Ларец, при­уго­тов­лен­ный Гос­по­дом от нача­ла вре­мен, Матерь Божия явля­ет­ся самой чистой и совер­шен­ной из людей. Но все же Она не оста­лась непри­част­ной общим для всех нас послед­стви­ям гре­хо­па­де­ния пра­ро­ди­те­лей*. Как Хри­сту над­ле­жа­ло по Вопло­ще­нии стать подоб­ным чело­ве­ку во всем, кро­ме гре­ха, что­бы Сво­ей доб­ро­воль­ной смер­тью побе­дить самую смерть (ср.: Евр. 2: 14), так и Его Мате­ри, во чре­ве Кото­рой Бог Сло­во соеди­нил­ся с чело­ве­че­ской при­ро­дой, подо­ба­ло быть под­вер­жен­ной, как и все люди, тле­нию и смер­ти, дабы и даро­ван­ное затем спа­се­ние и искуп­ле­ние во всей пол­но­те мог­ло быть вос­при­ня­то каж­дым из нас, потом­ков Адама.

Пре­свя­тая Бого­ро­ди­ца была избра­на Богом сре­ди всех жен­щин имен­но пото­му, что Он пре­дуз­нал в Ней спо­соб­ность сохра­нить Себя тем чистым и непо­роч­ным сосу­дом, кото­рый будет досто­ин вос­при­нять Его. Будучи зача­та и рож­де­на подоб­но всем нам, Пре­свя­тая Дева Мария была удо­сто­е­на вели­кой чести стать Мате­рью Сына Божия по пло­ти и мате­рью всех людей по духу усы­нов­ле­ния. Пре­ис­пол­нен­ная состра­да­ния, Бого­ро­ди­ца явля­ет­ся нашей заступ­ни­цей перед Сво­им Сыном и молит­ся о нашем спа­се­нии. Как Гос­подь Иисус Хри­стос был пло­дом дев­ства, так и Его Пре­свя­тая Матерь яви­лась пло­дом цело­муд­рия пра­вед­ных Иоаки­ма и Анны. Поэто­му и мы, мона­хи и все бла­го­че­сти­вые хри­сти­ане, молим Гос­по­да наста­вить нас на путь чисто­ты и пра­вед­но­сти и утвер­дить нас на этом спа­си­тель­ном пути.

*Пра­во­слав­ная Цер­ковь отвер­га­ет дог­мат о непо­роч­ном зача­тии, про­воз­гла­шен­ный Рим­ско-Като­ли­че­ской цер­ко­вью в 1858 г., нисколь­ко не ума­ляя при этом той чести, кото­рую над­ле­жит воз­да­вать Мате­ри Божи­ей. По уче­нию свя­тых отцов, Ада­мо­во насле­дие состо­ит не в лич­ной ответ­ствен­но­сти каж­до­го из людей за пер­во­род­ный грех, но в уна­сле­до­ва­нии послед­ствий это­го гре­хо­па­де­ния: смер­ти, тле­ния и раз­но­об­раз­ных стра­стей (вклю­чая и дето­рож­де­ние посред­ством плот­ско­го сово­куп­ле­ния). Поэто­му пра­во­слав­ные хри­сти­ане не отри­ца­ют того, что Матерь Божия, как и все мы, уна­сле­до­ва­ла неиз­беж­ные след­ствия Ада­мо­ва гре­хо­па­де­ния (от кото­рых был сво­бо­ден один толь­ко Хри­стос). В то же вре­мя Бого­ро­ди­ца почи­та­ет­ся Пре­чи­стой и Непо­роч­ной (сво­бод­ной от лич­но­го гре­ха), т. е. созна­тель­но сохра­нив­шей свою душу и тело от вся­че­ских пре­ле­стей мира и от вся­кой при­вер­жен­но­сти стра­стям и доб­ро­воль­но предо­ста­вив­шей Саму Себя воле Про­ви­де­ния, согла­сив­шись соучаст­во­вать в осу­ществ­ле­нии вели­ко­го замыс­ла Божия. Луч­ше все­го сви­де­тель­ству­ют об этом Ее сло­ва, про­из­не­сен­ные в ответ Анге­лу Божию: «Се раба Гос­под­ня; да будет Мне по сло­ву тво­е­му» (Лк. 1: 38).

Тро­парь, глас 4

Дне́сь безча́дия у́зы разреша́ются, /​Иоаки́ма бо и Áнну услы́шав, Бог /​па́че наде́жды роди́ти тем я́ве /​обещава́ет Богоотрокови́цу, /​из Нея́же Сам роди́ся Неопи́санный, Челове́к быв, /​Áнгелом повеле́в вопи́ти Ей: /​/​ра́дуйся, Благода́тная, Госпо́дь с Тобо́ю.

Кондак, глас 4

Пра́зднует дне́сь вселе́нная Áннино зача́тие, /​бы́вшее от Бо́га, /​и́бо та поро­ди́ /​/​па́че сло́ва Сло́во Ро́ждшую.

Вели­ча­ние

Велича́ем Тя, /​Пресвята́я Де́во, /​и чтим святы́х Твои́х роди́телей /​и всесла́вное сла́вим /​/​зача́тие Твое́.

В этот день свя­тая Цер­ковь так­же празд­ну­ет память:

Ико­ны Божи­ей Мате­ри «Неча­ян­ная Радость». Прор. Анны, мате­ри прор. Саму­и­ла (1100 г. до Р. Х.). Свт. Софро­ния, архи­еп. Кипр­ско­го (VI). Прп. Сте­фа­на Ново­си­я­те­ля (912). Сщмч. Вла­ди­ми­ра Вино­гра­до­ва пре­св. (1919) Сщмч. Вла­ди­ми­ра Джу­рин­ско­го пре­св. (1920) Мц. Евфро­си­нии Джу­рин­ской (1920). Сщмч. Васи­лия Яго­ди­на пре­св. (1937) Сщмч. Алек­сандра Бурав­це­ва пре­св. (1937)

Фотографии

Икона Пресвятой Богородицы «Почаевская»

Ис­то­рия этой чу­до­твор­ной ико­ны Бо­го­ма­те­ри нераз­рыв­но свя­за­на с По­ча­ев­ским мо­на­сты­рём в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (Укра­и­на). На го­ре, где ныне рас­по­ло­же­на Успен­ская По­ча­ев­ская лав­ра, в 1240 го­ду по­се­ли­лись два ино­ка.

Расписание богослужений

Помочь нашему храму

Написать письмоПомощь храму