21 сен­тяб­ря. РОЖДЕСТВО ПРЕСВЯТОЙ ВЛАДЫЧИЦЫ НАШЕЙ БОГОРОДИЦЫ И ПРИСНОДЕВЫ МАРИИ
Пре­свя­тая Дева Мария роди­лась в то вре­мя, когда люди дошли до таких пре­де­лов нрав­ствен­но­го упад­ка, при кото­рых их вос­ста­ние каза­лось уже невоз­мож­ным. Луч­шие умы той эпо­хи созна­ва­ли и часто откры­то гово­ри­ли, что Бог дол­жен сой­ти в…

Пре­свя­тая Дева Мария роди­лась в то вре­мя, когда люди дошли до таких пре­де­лов нрав­ствен­но­го упад­ка, при кото­рых их вос­ста­ние каза­лось уже невоз­мож­ным. Луч­шие умы той эпо­хи созна­ва­ли и часто откры­то гово­ри­ли, что Бог дол­жен сой­ти в мир, что­бы испра­вить веру и не допу­стить поги­бе­ли рода человеческого.

Сын Божий вос­хо­тел для спа­се­ния людей при­нять чело­ве­че­ское есте­ство, и Пре­чи­стую Деву Марию, един­ствен­ную достой­ную вме­стить в Себя и вопло­тить Источ­ник чисто­ты и свя­то­сти, Он изби­ра­ет Себе Матерью.

Рож­де­ство Пре­свя­той Вла­ды­чи­цы нашей Бого­ро­ди­цы и Прис­но­де­вы Марии празд­ну­ет­ся Цер­ко­вью, как день все­мир­ной радо­сти. В этот свет­лый день, на рубе­же Вет­хо­го и Ново­го заве­тов, роди­лась Пре­бла­го­сло­вен­ная Дева Мария, пред­устав­лен­ная от века Боже­ствен­ным Про­мыс­лом послу­жить тайне вопло­ще­ния Бога Сло­ва – явить­ся Мате­рью Спа­си­те­ля мира, Гос­по­да наше­го Иису­са Христа.

Пре­свя­тая Дева Мария роди­лась в неболь­шом Гали­лей­ском горо­де Назарете.

Роди­те­ля­ми Ее были пра­вед­ные Иоаким из рода про­ро­ка и царя Дави­да и Анна из рода пер­во­свя­щен­ни­ка Баро­на. Супру­ги были без­дет­ны, так как свя­тая Анна была неплод­на. Достиг­нув пре­клон­ных лет, Иоаким и Анна не теря­ли надеж­ды на милость Божию, твер­до веря, что Богу все воз­мож­но, и Он может раз­ре­шить неплод­ство Анны даже в ее ста­ро­сти, как неко­гда раз­ре­шил неплод­ство Сар­ры, супру­ги пат­ри­ар­ха Авра­ама. Свя­тые Иоаким и Анна дали обет посвя­тить Богу для слу­же­ния в хра­ме дитя, кото­рое им пошлет Господь.Бесчадие счи­та­лось в еврей­ском наро­де нака­за­ни­ем Божи­им за гре­хи, поэто­му свя­тые и пра­вед­ные Иоаким и Анна тер­пе­ли неспра­вед­ли­вые поно­ше­ния от сво­их сооте­че­ствен­ни­ков. В один из празд­ни­ков ста­рец Иоаким при­нес в Иеру­са­лим­ский храм свою жерт­ву в дар Богу, но пер­во­свя­щен­ник не при­нял ее, назвав Иоаки­ма недо­стой­ным, вви­ду его бес­ча­дия. Свя­той Иоаким в глу­бо­ком горе ушел в пусты­ню и там со сле­за­ми молил­ся Гос­по­ду о даро­ва­нии дитяти.

Свя­тая Анна, узнав, что про­изо­шло в Иеру­са­лим­ском хра­ме, горь­ко пла­ка­ла, одна­ко не роп­та­ла на Гос­по­да, а моли­лась, при­зы­вая на свою семью мило­сер­дие Божие.

Гос­подь испол­нил их про­ше­ние, когда свя­тые супру­ги достиг­ли пре­клон­но­го воз­рас­та и при­го­то­ви­ли себя доб­ро­де­тель­ной жиз­нью к высо­ко­му зва­нию – быть роди­те­ля­ми Пре­свя­той Девы Марии, буду­щей Мате­ри Гос­по­да Иису­са Хри­ста. Архан­гел Гав­ри­ил при­нес Иоаки­му и Анне радост­ную весть: молит­вы их услы­ша­ны Богом, и у них родит­ся Пре­бла­го­сло­вен­ная Дочь Мария, через Кото­рую будет даро­ва­но спа­се­ние все­му миру. Пре­свя­тая Дева Мария Сво­ей чисто­той и доб­ро­де­те­лью пре­взо­шла не толь­ко всех людей, но и Анге­лов, яви­лась живым хра­мом Божи­им, и, как вос­пе­ва­ет Цер­ковь в празд­нич­ных пес­но­пе­ни­ях, “Небес­ной Две­рью, вво­дя­щей Хри­ста во Все­лен­ную во спа­се­ние душ наших” (2‑я сти­хи­ра на “Гос­по­ди, воз­звах”, глас 6).

Рож­де­ство Божи­ей Мате­ри озна­ме­но­ва­ло наступ­ле­ние вре­ме­ни, когда нача­ли испол­нять­ся вели­кие и уте­ши­тель­ные обе­то­ва­ния Божии о спа­се­нии рода чело­ве­че­ско­го от раб­ства диа­во­ла. Это собы­тие при­бли­зи­ло на зем­ле бла­го­дат­ное Цар­ство Божие, цар­ство исти­ны, бла­го­че­стия, доб­ро­де­те­ли и бес­смерт­ной жиз­ни. Матерь Пер­во­рож­ден­но­го всея тва­ри явля­ет­ся и всем нам по бла­го­да­ти Мате­рью и мило­серд­ной Заступ­ни­цей, к Кото­рой мы посто­ян­но при­бе­га­ем с сынов­ним дерзновением.

Итак, будем при­бе­гать к мило­сер­дию Рож­ден­ной от неплод­ной утро­бы с тако­вым при­вет­стви­ем: Радуй­ся, все­не­по­роч­ная пала­та Царя всех! Радуй­ся, селе­ние Бога и Сло­ва, Кое­му со Отцом и Свя­тым Духом, и Тебе, Доче­ри Отца, Мате­ри Сына, Неве­сте Свя­то­го Духа, да будет от нас смерт­ных честь и сла­ва во веки. Аминь.

Тро­парь, глас 4

Рож­де­ство́ Твое́, Богоро́дице Де́во, /​ра́дость воз­ве­сти́ всей вселе́нней: /​из Тебе́ бо воз­сия́ Со́лнце пра́вды Христо́с Бог наш, /​и, разруши́в кля́тву, даде́ благослове́ние, /​/​и, упраздни́в сме́рть, даро­ва́ нам живо́т ве́чный.

Кондак, глас 4

Иоаки́м и А́нна поноше́ния безча́дства, /​и Ада́м и Е́ва от тли сме́ртныя свободи́стася, Пречи́стая, /​во святе́м рож­де­стве́ Твое́м. /​То пра́зднуют и лю́дие Твои́, /​вины́ прегреше́ний изба́вльшеся ‚/​вне­гда́ зва́ти Ти: /​/​непло́ды ражда́ет Богоро́дицу и пита́тельницу Жи́зни на́шея.

Вели­ча­ние

Велича́ем Тя, /​Пресвята́я Де́во, /​и чтим святы́х Твои́х роди́телей, /​и всесла́вное сла́вим /​/​Рож­де­ство́ Твое́.

Молит­ва ко Пре­свя­тей Богородице

О, Пресвята́я и Богоизбра́нная Де́во, Влады́чице на́ша Богоро́дице, Небе­си́ и зем­ли́ Цари́це, на ра́дость и утеше́ние все­му́ от безпло́дных и безча́дных роди́телей Бо́гом дарова́нная! Роди́вшися Бо́жиим промышле́нием, Ты разреши́ла еси́ непло́дствие ро́ждшия Тя, и ны́не непло́дное се́рдце мое́ плодоно́стно сотво­ри́ предста́тельством Твои́м у Престо́ла Вседержи́телева, непло́дствовати же соде́лай мя злы́ми де́лы, гнелы́ми сло­ве­сы́ и нечи́стыми помышле́ньми. О, Всеблаже́нная, да явлю́ся ча́до Бо́жие, доброде́телей благопло́дие при́сно принося́щее. Ты утоли́ла еси́ Пречи́стым Рождество́м Твои́м плач прама́тери на́шея Е́вы, и пра́ведныя роди́тели Твоя́ изба́вила еси́ поноше́ния безча́дства, и ны́не уто­ли́ плач и воздыха́ния многоболе́зненныя и грехолюбо́вныя души́ моея́ и изба́ви всех нас поноше́ния злосмра́дных дел на́ших, страсте́й безче́стия и от вся́кого порабоще́ния вра́жескаго. Наипа́че же да́руй нам, Пресвята́я Богоро́дице Де́во, во всесве́тлый день Рож­де­ства́ Тво­е­го́ чи́стым се́рдцем разуме́ти и па́мятовати, с коли́кою ра́достию и благодаре́нием непло́дная утро́ба святы́я пра́ведныя А́нны ноша́ше Тя, да и мы не то́чию сло­ве­сы́, но наипа́че де́лы свои́ми вы́ну бу́дем со умиле́нием серде́чнем прославля́ти Тя, вопию́ще: Сла́ва прише́ствию Тво­е­му́, Чи́стая. Сла́ва Рож­де­ству́ Тво­е­му́. Сла́ва де́вству Тво­е­му́, Ма́ти Безневе́стная. Ку́пно же с Тобо́ю сподо́би нас непреста́нно сла́вити и велича́ти Всесвяты́й Плод Твой, Сло́во воплоще́нно, во чре́ве Твое́м неопа́льно носи́мо, Ему́же сла́ва подоба́ет, честь и поклоне́ние, со Безнача́льным Его́ Отце́м, и с Пресвяты́м и Благи́м и Животворя́щим Его́ Ду́хом ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

В этот день свя­тая Цер­ковь так­же празд­ну­ет память:

При­сп. Иоан­на иером. (1957; груз.) При­сп. Геор­гия, в схи­ме Иоан­на (1962; груз.). Ико­ны Софии, Пре­муд­ро­сти Божи­ей (Киев­ской). Чти­мые ико­ны Рож­де­ства Пре­свя­той Бого­ро­ди­цы: Сям­ская (1524), Глин­ская (XVI), Луки­а­нов­ская (XVI), Иса­а­ков­ская (1659). Холм­ской, Кур­ской-Корен­ной «Зна­ме­ние» (1295), Поча­ев­ской (1559), Лес­нин­ской и Дом­ниц­кой (1696) икон Божи­ей Матери.

Фотографии

Икона Пресвятой Богородицы «Почаевская»

Ис­то­рия этой чу­до­твор­ной ико­ны Бо­го­ма­те­ри нераз­рыв­но свя­за­на с По­ча­ев­ским мо­на­сты­рём в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (Укра­и­на). На го­ре, где ныне рас­по­ло­же­на Успен­ская По­ча­ев­ская лав­ра, в 1240 го­ду по­се­ли­лись два ино­ка.

Расписание богослужений

Помочь нашему храму

Написать письмоПомощь храму