21 нояб­ря. Собор Архи­стра­ти­га Миха­и­ла и про­чих Небес­ных Сил бес­плот­ных. Архан­ге­лов: Гав­ри­и­ла, Рафа­и­ла, Ури­и­ла, Села­фи­и­ла, Иегу­ди­и­ла, Вара­хи­и­ла и Иеремиила
Празд­но­ва­ние Собо­ра Архи­стра­ти­га Божия Миха­и­ла и про­чих Небес­ных Сил бес­плот­ных уста­нов­ле­но в нача­ле IV века на Помест­ном Лаоди­кий­ском Собо­ре, быв­шем за несколь­ко лет до I Все­лен­ско­го Собора. Лаоди­кий­ский Собор 35‑м пра­ви­лом осу­дил и отверг ере­ти­че­ское покло­не­ние…

Празд­но­ва­ние Собо­ра Архи­стра­ти­га Божия Миха­и­ла и про­чих Небес­ных Сил бес­плот­ных уста­нов­ле­но в нача­ле IV века на Помест­ном Лаоди­кий­ском Собо­ре, быв­шем за несколь­ко лет до I Все­лен­ско­го Собора.

Лаоди­кий­ский Собор 35‑м пра­ви­лом осу­дил и отверг ере­ти­че­ское покло­не­ние анге­лам как твор­цам и пра­ви­те­лям мира и утвер­дил пра­во­слав­ное их почи­та­ние. Совер­ша­ет­ся празд­ник в нояб­ре — девя­том меся­це от мар­та (рань­ше с мар­та начи­нал­ся год).

Дело в том, что, соглас­но хри­сти­ан­ско­му бого­сло­вию, суще­ству­ет девять ангель­ских чинов. А вось­мой день меся­ца (по ста­ро­му сти­лю) — ука­зы­ва­ние на буду­щий Собор всех сил небес­ных, кото­рый состо­ит­ся в день Страш­но­го Суда. Свя­тые отцы назы­ва­ли Страш­ный Суд «днем восьмым».

Чины Ангель­ские раз­де­ля­ют­ся на три иерар­хии – выс­шую, сред­нюю и низшую.

Каж­дую иерар­хию состав­ля­ют три чина.

В выс­шую иерар­хию вхо­дят: Сера­фи­мы, Херу­ви­мы и Престолы.

Бли­же всех Пре­свя­той Тро­и­це пред­сто­ят шесто­кры­ла­тые Сера­фи­мы (Пла­ме­не­ю­щие, Огнен­ные) (Ис. 6, 2). Они пла­ме­не­ют любо­вью к Богу и дру­гих побуж­да­ют к ней. После Сера­фи­мов Гос­по­ду пред­сто­ят мно­го­очи­тые Херу­ви­мы (Быт. 3, 24). Их имя зна­чит: изли­я­ние пре­муд­ро­сти, про­све­ще­ние, ибо через них, сия­ю­щих све­том Бого­по­зна­ния и разу­ме­ния тайн Божи­их, нис­по­сы­ла­ет­ся пре­муд­рость и про­све­ще­ние для истин­но­го Бого­по­зна­ния. За Херу­ви­ма­ми – пред­сто­ят Бого­нос­ные по бла­го­да­ти, дан­ной им для слу­же­ния, Пре­сто­лы (Кол. 1, 16), таин­ствен­но и непо­сти­жи­мо нося­щие Бога. Они слу­жат пра­во­су­дию Божию.

Сред­нюю Ангель­скую иерар­хию состав­ля­ют три чина: Гос­под­ства, Силы и Власти.

Гос­под­ства (Кол. 1, 16) вла­ды­че­ству­ют над после­ду­ю­щи­ми чина­ми Анге­лов. Они настав­ля­ют постав­лен­ных от Бога зем­ных вла­сти­те­лей муд­ро­му управ­ле­нию. Гос­под­ства учат вла­деть чув­ства­ми, укро­щать гре­хов­ные вожде­ле­ния, пора­бо­щать плоть духу, гос­под­ство­вать над сво­ей волей, побеж­дать искушения.

Силы (1 Пет. 3, 22) испол­ня­ют волю Божию. Они тво­рят чуде­са и нис­по­сы­ла­ют бла­го­дать чудо­тво­ре­ния и про­зор­ли­во­сти угод­ни­кам Божи­им. Силы помо­га­ют людям в несе­нии послу­ша­ний, укреп­ля­ют в тер­пе­нии, дару­ют духов­ную кре­пость и мужество.

Вла­сти (1 Пет. 3, 22; Кол. 1, 16) име­ют власть укро­щать силу диа­во­ла. Они отра­жа­ют от людей бесов­ские иску­ше­ния, утвер­жда­ют подвиж­ни­ков, обе­ре­га­ют их, помо­га­ют людям в борь­бе с злы­ми помыслами.

В низ­шую иерар­хию вхо­дят три чина: Нача­ла, Архан­ге­лы и Ангелы.

Нача­ла (Кол. 1, 16) началь­ству­ют над низ­ши­ми анге­ла­ми, направ­ляя их к испол­не­нию Боже­ствен­ных пове­ле­ний. Им пору­че­но управ­лять все­лен­ной, охра­нять стра­ны, наро­ды, пле­ме­на. Нача­ла настав­ля­ют людей воз­да­вать каж­до­му честь, подо­ба­ю­щую его зва­нию. Учат началь­ству­ю­щих испол­нять долж­ност­ные обя­зан­но­сти не ради лич­ной сла­вы и выгод, а ради чести Божи­ей и поль­зы ближних.

Архан­ге­лы (1 Сол. 4, 16) бла­го­вест­ву­ют о вели­ком и пре­слав­ном, откры­ва­ют тай­ны веры, про­ро­че­ства и разу­ме­ние воли Божи­ей, укреп­ля­ют в людях свя­тую веру, про­све­щая их ум све­том Свя­то­го Евангелия.

Анге­лы (1 Пет. 3, 22) наи­бо­лее близ­ки к людям. Они воз­ве­ща­ют наме­ре­ния Божии, настав­ля­ют людей к доб­ро­де­тель­ной и свя­той жиз­ни. Они хра­нят веру­ю­щих, удер­жи­ва­ют от паде­ний, вос­став­ля­ют пад­ших, нико­гда не остав­ля­ют нас и все­гда гото­вы помочь, если мы пожелаем.

Все чины Небес­ных Сил носят общее назва­ние Анге­лов – по сути сво­е­го слу­же­ния. Гос­подь откры­ва­ет Свою волю выс­шим Анге­лам, а они, в свою оче­редь, про­све­ща­ют остальных.

Над все­ми девя­тью чина­ми постав­лен Гос­по­дом свя­той Архи­стра­тиг Миха­ил (имя его в пере­во­де с еврей­ско­го – “кто как Бог”) – вер­ный слу­жи­тель Божий, ибо он низ­ри­нул с Неба воз­гор­див­ше­го­ся ден­ни­цу с дру­ги­ми пав­ши­ми духа­ми. А к осталь­ным Ангель­ским Силам он вос­клик­нул: “Вон­мем! Ста­нем доб­ре пред Созда­те­лем нашим и не помыс­лим неугод­но­го Богу!”

Из Свя­щен­но­го Писа­ния и Свя­щен­но­го Пре­да­ния извест­ны так­же Архангелы:

Гав­ри­ил – кре­пость (сила) Божия, про­воз­вест­ник и слу­жи­тель Боже­ствен­но­го все­мо­гу­ще­ства (Дан. 8, 16; Лк. 1, 26);

Рафа­ил – вра­че­ва­ние Божие, цели­тель чело­ве­че­ских неду­гов (Тов. 3, 16; 12, 15);

Ури­ил – огонь или свет Божий, про­све­ти­тель (3 Езд. 5, 20);

Села­фи­ил – молит­вен­ник Божий, побуж­да­ю­щий к молит­ве (3 Езд. 5, 16);

Иегу­ди­ил – сла­вя­щий Бога, укреп­ля­ю­щий труж­да­ю­щих­ся для сла­вы Гос­под­ней и хода­тай­ству­ю­щий о воз­да­я­нии им за подвиги;

Вара­хи­ил – раз­да­я­тель бла­го­сло­ве­ния Божия на доб­рые дела, испра­ши­ва­ю­щий людям мило­сти Божии;

Иере­ми­ил – воз­вы­ше­ние к Богу (3 Езд. 4, 36).

На ико­нах Архан­ге­лы изоб­ра­жа­ют­ся в соот­вет­ствии с родом их служения:

Миха­ил – попи­ра­ет нога­ми диа­во­ла, в левой руке дер­жит зеле­ную фини­ко­вую ветвь, в пра­вой – копье с белой хоруг­вью (ино­гда пла­мен­ный меч), на кото­рой начер­тан черв­ле­ный крест.

Гав­ри­ил – с рай­ской вет­вью, при­не­сен­ной им Пре­свя­той Деве, или со све­тя­щим­ся фона­рем в пра­вой руке и зер­ка­лом из яспи­са – в левой.

Рафа­ил – дер­жит сосуд с цели­тель­ны­ми сна­до­бья­ми в левой руке, а пра­вой ведет Товию, несу­ще­го рыбу.

Ури­ил – в под­ня­той пра­вой руке – обна­жен­ный меч на уровне гру­ди, в опу­щен­ной левой руке – “пла­мень огненный”.

Села­фи­ил – в молит­вен­ном поло­же­нии, смот­ря­щий вниз, руки сло­же­ны на груди.

Иегу­ди­ил – в дес­ни­це дер­жит золо­той венец, в шуй­це – бич из трех крас­ных (или чер­ных) вервий.

Вара­хи­ил – на его одеж­де мно­же­ство розо­вых цветов.

Иере­ми­ил – дер­жит в руке весы.

Тро­парь, глас 4

Небе́с­ных во́инств Архи­стра­ти́­зи, /​мо́­лим вас при­́с­но мы, недо­сто́й­нии, /​да ва́­ши­ми моли́тва­ми огра­ди́­те нас /​кро́вом крил неве­ще́ствен­ныя ва́­шея сла́­вы, /​сохра­ня́­ю­ще ны, при­па́­да­ю­щия при­ле́ж­но и вопи­ю́­щия: /​от бед изба́ви­те ны, /​/​я́ко чино­на­ча́ль­ни­цы Вы́ш­них Сил.

Кондак, глас 2

Архи­стра­ти́­зи Бо́­жии, /​слу­жи́­те­лие Боже́ствен­ныя сла́­вы, /​Áнге­лов нача́ль­ни­цы и чело­ве́­ков наста́в­ни­цы, /​поле́з­ное нам про­си́­те и ве́­лию ми́­лость, /​/​я́ко Без­п­ло́т­ных Архистрати́зи.

Вели­ча­ние

Вели­ча́ем вас, /​Арха́н­ге­ли и А́н­ге­ли /​и вся во́ин­ства, /​Херу­ви́­ми и Сера­фи́­ми, /​/​сла́­вя­щия Го́спода.

Молит­ва Архи­стра­ти­гу Божию Михаилу

Свя­ты­́й и вели́кий Арха́н­ге­ле Бо́­жий Миха­и́­ле, неис­по­ве­ди́­мыя и пре­су́­ще­ствен­ныя Тро́и­цы пе́р­вый во А́н­ге­лех пред­сто­я́­те­лю, ро́­да же чело­ве́­че­ска­го при­ста́в­ни­че и хра­ни́­те­лю, сокру­ши́­вый с во́ин­ст­вы сво­и́­ми гла­ву́ пре­го́р­да­го ден­ни́­цы на небе­си́ и посрам­ля́яй вы́­ну зло́­бу и кова́р­ства его́ на зем­ли́! К тебе́ при­бе­га́ем с ве́рою и тебе́ мо́­лим­ся с любо́вию: бу́­ди щит несо­кру­ши́м и забра́­ло тве́р­до Свя­те́й Це́рк­ви и Пра­во­сла́в­но­му Оте́­че­ствию на́­ше­му, ограж­да́я их мол­ние­но́с­ным мече́м тво­и́м от всех враг, ви́­ди­мых и неви́­ди­мых. Не оста́ви же, о Арха́н­ге­ле Бо́­жий, по́­мо­щию и заступле́­ни­ем тво­и́м и нас, про­слав­ля́­ю­щих днесь свя­то́е и́мя тво­е́: се бо, а́ще и мно­го­гре́ш­ни есмы, оба́­че не хо́­щем в без­за­ко́­ни­их на́­ших поги́б­ну­ти, но е́же обра­ти́ти­ся ко Го́с­по­ду и ожив­ле́н­ным быти от Него́ на дела́ бла­га́я. Оза­ри́ у́бо ум наш све́том лица́ Бо́­жия, и́же вы́­ну сия́ет на мол­ние­ви́д­нем челе́ тво­е́м, да воз­мо́­жем разу­ме́ти, что есть во́­ля Бо́­жия о нас бла­га́я и совер­ше́н­ная, и ве́­де­ти вся, я́же подо­ба́ет нам тво­ри́ти и я́же пре­зи­ра́ти и остав­ля́ти. Укре­пи́ бла­го­да́тию Гос­по́д­нею сла́­бую во́­лю и немощ­но́е про­из­во­ле́­ние на́­ше, да, утвер­ди́в­ше­ся в зако́не Гос­по́д­нем, пре­ста́­нем про́­чее вла́я­ти­ся зем­ны­́­ми по́­мыс­лы и похо­те́­нии пло́ти, увле­ка́­ю­ще­ся, по подо́­бию несмы­́с­лен­ных дете́й, ско­ро­ги́б­ну­щи­ми кра­со́та­ми ми́­ра сего́, я́ко ра́­ди тле́н­на­го и зем­на́­го безу́мне забы­ва́ти ве́ч­ная и небе́с­ная. Над все­́­ми же си́­ми испро­си́ нам Свы­́­ше дух и́стин­на­го пока­я́­ния, нели­це­ме́р­ную печа́ль по Бо́­зе и сокру­ше́­ние о гре­се́х на́­ших, да оста­ю́­щее нам чис­ло́ дней вре́­мен­на­го живо­та́ на́­ше­го ижди­ве́м не во уго­жде́­нии чувств и рабо́­те страсте́м на́­шим, но во изгла­жде́­нии зол, соде́ян­ных на́­ми, сле­за­́­ми ве́­ры и сокру­ше́­ния сер­де́ч­на­го, по́­дви­га­ми чисто­ты́ и свя­ты­́­ми дела́­ми мило­се́р­дия. Егда́ же при­бли́­зит­ся час окон­ча́­ния на́­ше­го, осво­бож­де́­ния от уз бре́н­на­го сего́ теле­се́, не оста́ви нас, Арха́н­ге­ле Бо́­жий, без­за­щи́т­ных про­ти́ву духо́в зло́­бы под­не­бе́с­ных, обы­́к­ших пре­граж­да́ти душе́ чело­ве́­че­стей вос­хо́д в го́р­няя, да, охра­ня́е­ми тобо́ю, без­пре­ткно­ве́нне дости́­г­нем о́ных пре­сла́в­ных селе́­ний ра́й­ских, иде́­же несть печа́ль, ни воз­ды­ха́­ние, но жизнь без­ко­не́ч­ная, и, спо­до́бль­ше­ся узре́ти пре­све́т­лое лице́ Все­б­ла­га́­го Го́с­по­да и Вла­ды­́ки на́­ше­го, па́д­ше со сле­за­́­ми у ног Его́, в ра́­до­сти и уми­ле́­нии вос­кли́к­нем: сла́­ва Тебе́, дра­жа́й­ший Иску­пи́­те­лю наш, И́же за пре­мно́­гую любо́вь Тво­ю́ к нам, недо­сто́й­ным, бла­го­во­ли́л еси́ посла́ти А́н­ге­лы Тво­я́ в слу­же́­ние спа­се́­нию на́­ше­му! Ами́нь.

Фотографии

Икона Пресвятой Богородицы «Почаевская»

Ис­то­рия этой чу­до­твор­ной ико­ны Бо­го­ма­те­ри нераз­рыв­но свя­за­на с По­ча­ев­ским мо­на­сты­рём в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (Укра­и­на). На го­ре, где ныне рас­по­ло­же­на Успен­ская По­ча­ев­ская лав­ра, в 1240 го­ду по­се­ли­лись два ино­ка.

Расписание богослужений

Помочь нашему храму

Написать письмоПомощь храму