20 янва­ря. Собор свя­то­го слав­но­го Про­ро­ка, Пред­те­чи и Кре­сти­те­ля Гос­под­ня Иоанна
В Пра­во­слав­ной Церк­ви уста­нов­лен обы­чай на сле­ду­ю­щий день вели­ких Гос­под­ских и Бого­ро­дич­ных празд­ни­ков вспо­ми­нать тех свя­тых, кото­рые бли­жай­шим обра­зом послу­жи­ли дан­но­му свя­щен­но­му собы­тию в истории. Так, на сле­ду­ю­щий день Бого­яв­ле­ния Цер­ковь чтит того, кто послу­жил делу…

В Пра­во­слав­ной Церк­ви уста­нов­лен обы­чай на сле­ду­ю­щий день вели­ких Гос­под­ских и Бого­ро­дич­ных празд­ни­ков вспо­ми­нать тех свя­тых, кото­рые бли­жай­шим обра­зом послу­жи­ли дан­но­му свя­щен­но­му собы­тию в истории.

Так, на сле­ду­ю­щий день Бого­яв­ле­ния Цер­ковь чтит того, кто послу­жил делу Кре­ще­ния Хри­сто­ва, воз­ло­жив свою руку на гла­ву Спа­си­те­ля. Свя­той Пред­те­ча и Кре­сти­тель Гос­по­день Иоанн, вели­чай­ший из про­ро­ков, завер­ша­ет исто­рию Церк­ви Вет­хо­за­вет­ной и откры­ва­ет эпо­ху Ново­го Завета.

Свя­той про­рок Иоанн засви­де­тель­ство­вал о при­ше­ствии на зем­лю Еди­но­род­но­го Сына Божия, вос­при­няв­ше­го чело­ве­че­скую плоть. Он спо­до­бил­ся кре­стить Его в водах Иор­да­на и сви­де­тель­ство­вал таин­ствен­ное Явле­ние Пре­свя­той Тро­и­цы в день Кре­ще­ния Спа­си­те­ля. Срод­ник Гос­по­день по мате­ри, сын свя­щен­ни­ка Заха­рии и пра­вед­ной Ели­са­ве­ты, Пред­те­ча Гос­по­день родил­ся шестью меся­ца­ми рань­ше Иису­са Хри­ста. Архан­гел Гав­ри­ил был вест­ни­ком его рож­де­ния, открыв в хра­ме отцу, что у него родит­ся сын. Испро­шен­ный молит­ва­ми, пред­воз­ве­щен­ный свы­ше, мла­де­нец был испол­нен Все­свя­то­го Духа.

Свя­той Иоанн в дикой пустыне при­го­тов­лял себя к вели­ко­му слу­же­нию стро­гой жиз­нью, постом, молит­вой и состра­да­ни­ем к судь­бам наро­да Божия. В воз­расте око­ло 30 лет свя­той Иоанн вышел на про­по­ведь пока­я­ния. Он явил­ся на берег Иор­да­на, что­бы сво­ей про­по­ве­дью при­го­то­вить народ к при­ня­тию Спа­си­те­ля мира. По выра­же­нию цер­ков­ных пес­но­пе­ний, свя­той Иоанн был “свет­лою утрен­нею звез­дою”, кото­рая сво­им блес­ком пре­вос­хо­ди­ла сия­ние всех дру­гих звезд и пред­ве­ща­ла утро бла­го­дат­но­го дня, осве­ща­е­мо­го духов­ным Солн­цем – Христом.

Кре­стив без­греш­но­го Агн­ца Божия, свя­той Иоанн вско­ре муче­ни­че­ски скон­чал­ся, усе­чен­ный мечом по при­ка­за­нию царя Ирода.

Тро­парь, глас 2

Па́­мять пра́вед­на­го с похва­ла́­ми, /​тебе́ же довле́ет сви­де́­тель­ство Гос­по́дне, Пред­те́­че: /​пока­за­́л бо ся еси́ вои́­сти­ну и про­ро́­ков чест­не́й­ший, /​я́ко и в стру­я́х кре­сти́ти спо­до́­бил­ся еси́ Про­по­ве́­дан­на­го. /​Те́м­же, за и́сти­ну постра­да́в, ра́­ду­я­ся, /​бла­го­ве­сти́л еси́ и су́­щим во а́де Бо́­га, я́в­ль­ша­го­ся пло́тию, /​взе́м­лю­ща­го грех ми́­ра /​/​и пода­ю́­ща­го нам ве́­лию ми́лость.

Кондак, глас 6

Плот­ска́­го Тво­е­го́ при­ше́ствия убо­я́в­ся, /​Иор­да́н стра́­хом воз­вра­ща́­ше­ся, /​про­ро́­че­ское же слу­же́­ние испол­ня́я, /​Иоа́нн тре́­пе­том спря́та­ше­ся, /​А́н­гель­ския чи́­ни ужа­са́­ху­ся, /​зря́­ще Тя, во стру­я́х пло́тию кре­ща́е­ма; /​и вси, су́­щии во тьме, оза­ря́­ху­ся, /​/​вос­пе­ва́­ю­ще Тя, я́в­ль­ша­го­ся и про­све­ти́в­ша­го вся.

Вели­ча­ние

Вели­ча­ем тя, /​Пред­те­че Спа­сов Иоанне, /​и почи­та­ем вси /​все­чет­ный собор твой.

Молит­ва Про­ро­ку, Пред­те­чи и Кре­сти­те­лю Гос­под­ня Иоанну

Кре­сти́­те­лю Хри­сто́в, про­по­ве́д­ни­че пока­я́­ния, ка́­ю­ща­го­ся не пре́зри мене́, но сово­куп­ля́я­ся с во́и Небе́с­ны­ми, моли́­ся ко Вла­ды­́­це за мене́, недо­сто́й­на­го, уны­́ла­го, немощ­на́­го и печа́ль­на­го, во мно́­гия бе́­ды впа́д­ша­го, утруж­де́н­на­го бу́р­ны­ми по́­мыс­лы ума́ мое­го́. Аз бо есмь вер­те́п злых дел, отню́дь не име́яй кон­ца́ гре­хо́в­но­му обы­́­чаю, при­гвож­де́н бо есть ум мой зем­ны­́м веще́м. Что сотво­рю́? Не вем. И к кому́ при­бе́­г­ну, да спа­се́­на бу́­дет ду́­ша моя́? То́к­мо к тебе́, свя­ты­́й Иоа́нне, бла­го­да́ти тезо­име­ни́­те, я́ко тя пред Го́с­по­дем по Бого­ро́­ди­це вем бо́ль­ша бы́ти рож­де́н­ных всех, ты бо спо­до́­бил­ся еси́ кос­ну́ти­ся верху́ Царя́ Хри­ста́, взе́м­лю­ща­го гре­хи́ ми́­ра, А́гн­ца Бо́­жия. Его́­же моли́ за гре́ш­ную мою́ ду́­шу, да поне́ отны­́не, в пе́р­вый на́­де­сять час, поне­су́ тяго­ту́ бла­гу́ю и при­и­му́ мзду с после́д­ни­ми. Ей, Кре­сти́­те­лю Хри­сто́в, чест­ны­́й Пред­те́­че, кра́й­ний Про­ро́­че, пе́р­вый во бла­го­да́ти му́­че­ни­че, по́ст­ни­ков и пусты­́н­ни­ков наста́в­ни­че, чисто­ты́ учи́­те­лю и бли́ж­ний дру́­же Хри­сто́в! Тя молю́, к тебе́ при­бе­га́ю: не отри́­ни мене́ от тво­е­го́ заступле́­ния, но воз­ста́ви мя, низ­ве́р­жен­на­го мно́­ги­ми гре­хи́. Обно­ви́ ду́­шу мою́ пока­я́­ни­ем, я́ко вто­ры­́м кре­ще́­ни­ем, поне́­же обо­е­го́ нача́ль­ник еси́: кре­ще́­ни­ем омы­ва́яй пра­ро­ди́­тель­ный грех, пока­я́­ни­ем же очи­ща́яй кое­го́ж­до де́­ло скве́р­но. Очи́­сти мя, гре­ха́­ми осквер­не́н­на­го, и пону́­ди вни́ти, а́мо­же ничто́­же скве́р­но вхо́­дит, в Ца́р­ствие Небе́с­ное. Ами́нь.

Фотографии

Икона Пресвятой Богородицы «Почаевская»

Ис­то­рия этой чу­до­твор­ной ико­ны Бо­го­ма­те­ри нераз­рыв­но свя­за­на с По­ча­ев­ским мо­на­сты­рём в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (Укра­и­на). На го­ре, где ныне рас­по­ло­же­на Успен­ская По­ча­ев­ская лав­ра, в 1240 го­ду по­се­ли­лись два ино­ка.

Расписание богослужений

Помочь нашему храму

Написать письмоПомощь храму