Мученик Созонт, родом из Ликаонии, был пастухом. Он внимательно читал Священное Писание и любил делиться своими знаниями о Едином Боге с собиравшимися к нему пастухами. Многих он привел к вере во Христа и Крещению. Однажды ночью, когда он сидел под дубом, ему было видение, призывавшее его к подвигу мученичества за Христа. Он отправился в город Помпеополь Киликийский, где готовилось празднование в честь языческого золотого идола, стоявшего в капище. Никем не замеченный святой Созонт вошел в капище, отломал руку у идола и, раздробив ее, раздал золото нищим. Исчезновение руки у идола вызвало тревогу и смятение в городе: многих стали подозревать, привлекать к допросу и мучить. Не желая быть виновником страдания других людей, святой Созонт пошел к императору Максимиану (284 – 305) и объявил, что это он отломал руку у идола. “Я это сделал, – сказал он, – чтобы видеть бессилие вашего бога, который не оказал мне никакого сопротивления. Он не бог, а немой и глухой идол. Я хотел бы всего его раздробить на части, чтобы люди не поклонялись больше изделию рук своих”. Император в сильном гневе приказал беспощадно мучить святого Созонта. Его повесили и строгали тело железными когтями, потом надели ему на ноги железные сапоги с гвоздями внутри и водили по городу. После этого святого повесили и били железными палками до тех пор, пока и кости его раздробились.
В страшных мучениях святой Созонт предал дух свой Богу (ок. 304).
По приказу императора, слуги развели сильный огонь, чтобы сжечь тело мученика, но внезапно заблистала молния, загремел гром и сильный дождь залил пламя костра. Ночью христиане взяли тело мученика и предали его погребению. При гробе его и на месте, где святому мученику было видение, подавались исцеления многим больным.
Впоследствии была создана церковь в память страдания святого мученика.
* В церковнославянский, а затем в русский язык греческое имя Σώζων — «Со́зон» трансформировалось в «Созо́нт», последнее образовано от родительного падежа имени — «Σώζωντος». В родительном падеже имя стоит в начале сентябрьской Минеи и в Типиконе: греч. καὶ (μνήμη) τοῦ Ἁγίου Μάρτυρος Σῴζοντος — и (память) святого мученика Созонта.
Тропарь, глас 4
Му́ченик Твой, Го́споди, Созо́нт /во страда́нии свое́м вене́ц прия́т нетле́нный от Тебе́, Бо́га на́шего: /име́яй бо кре́пость Твою́, /мучи́телей низложи́, /сокруши́ и де́монов немощны́я де́рзости. /Того́ моли́твами //спаси́ ду́ши на́ша.
Кондак, глас 2
И́стиннаго и богому́драго му́ченика, /страда́льца благоче́стия иску́снаго, /соше́дшеся днесь, велегла́сно восхва́лим, /Созо́нта, таи́нника благода́ти, /исцеле́ний да́теля богате́йшаго: //мо́лит бо Христа́ Бо́га о всех нас.
Величание
Велича́ем тя, /страстоте́рпче святы́й Созо́нте, /и чтим честна́я страда́ния твоя́, /я́же за Христа́ //претерпе́л еси́.
В этот день святая Церковь также празднует память:
Предпразднство Рождества Пресвятой Богородицы. Свт. Иоанна, архиеп. Новгородского (1186). Прпп. Александра Пересвета (1380) и Андрея Осляби (ок. 1380) Радонежских. Прмч. Макария Каневского, архим. Овручского, Переяславского (1678). Прп. Серапиона Псковского (1480). Прп. Макария, старца Оптинского (1860). Сщмч. Михаила Тихоницкого пресв. (1918). Апп. от 70 Евода (66) и Онисифора (после 67). Мч. Евпсихия (117 – 138). Прп. Луки (после 975). Сщмч. Петра Снежницкого пресв. (1918) Сщмч. Евгения, митр. Горьковского, и с ним Стефана Крейдича пресв. и прмчч. Евгения Выжвы, Николая Ащепьева и Пахомия Ионова (1938). Сщмч. Григория Аверина пресв. (1937) Сщмч. Василия Сунгурова пресв. (1937) Прмч. Льва (Егорова) иером. (1937)