20 сен­тяб­ря. Свя­той муче­ник Созонт
Муче­ник Созонт, родом из Лика­о­нии, был пас­ту­хом. Он вни­ма­тель­но читал Свя­щен­ное Писа­ние и любил делить­ся сво­и­ми зна­ни­я­ми о Еди­ном Боге с соби­рав­ши­ми­ся к нему пас­ту­ха­ми. Мно­гих он при­вел к вере во Хри­ста и Кре­ще­нию. Одна­жды ночью,…

Муче­ник Созонт, родом из Лика­о­нии, был пас­ту­хом. Он вни­ма­тель­но читал Свя­щен­ное Писа­ние и любил делить­ся сво­и­ми зна­ни­я­ми о Еди­ном Боге с соби­рав­ши­ми­ся к нему пас­ту­ха­ми. Мно­гих он при­вел к вере во Хри­ста и Кре­ще­нию. Одна­жды ночью, когда он сидел под дубом, ему было виде­ние, при­зы­вав­шее его к подви­гу муче­ни­че­ства за Хри­ста. Он отпра­вил­ся в город Пом­пе­о­поль Кили­кий­ский, где гото­ви­лось празд­но­ва­ние в честь язы­че­ско­го золо­то­го идо­ла, сто­яв­ше­го в капи­ще. Никем не заме­чен­ный свя­той Созонт вошел в капи­ще, отло­мал руку у идо­ла и, раз­дро­бив ее, раз­дал золо­то нищим. Исчез­но­ве­ние руки у идо­ла вызва­ло тре­во­гу и смя­те­ние в горо­де: мно­гих ста­ли подо­зре­вать, при­вле­кать к допро­су и мучить. Не желая быть винов­ни­ком стра­да­ния дру­гих людей, свя­той Созонт пошел к импе­ра­то­ру Мак­си­ми­а­ну (284 – 305) и объ­явил, что это он отло­мал руку у идо­ла. “Я это сде­лал, – ска­зал он, – что­бы видеть бес­си­лие ваше­го бога, кото­рый не ока­зал мне ника­ко­го сопро­тив­ле­ния. Он не бог, а немой и глу­хой идол. Я хотел бы все­го его раз­дро­бить на части, что­бы люди не покло­ня­лись боль­ше изде­лию рук сво­их”. Импе­ра­тор в силь­ном гне­ве при­ка­зал бес­по­щад­но мучить свя­то­го Созон­та. Его пове­си­ли и стро­га­ли тело желез­ны­ми ког­тя­ми, потом наде­ли ему на ноги желез­ные сапо­ги с гвоз­дя­ми внут­ри и води­ли по горо­ду. После это­го свя­то­го пове­си­ли и били желез­ны­ми пал­ка­ми до тех пор, пока и кости его раздробились.

В страш­ных муче­ни­ях свя­той Созонт пре­дал дух свой Богу (ок. 304).

По при­ка­зу импе­ра­то­ра, слу­ги раз­ве­ли силь­ный огонь, что­бы сжечь тело муче­ни­ка, но вне­зап­но забли­ста­ла мол­ния, загре­мел гром и силь­ный дождь залил пла­мя кост­ра. Ночью хри­сти­ане взя­ли тело муче­ни­ка и пре­да­ли его погре­бе­нию. При гро­бе его и на месте, где свя­то­му муче­ни­ку было виде­ние, пода­ва­лись исце­ле­ния мно­гим больным.

Впо­след­ствии была созда­на цер­ковь в память стра­да­ния свя­то­го мученика.

* В цер­ков­но­сла­вян­ский, а затем в рус­ский язык гре­че­ское имя Σώζων — «Со́зон» транс­фор­ми­ро­ва­лось в «Созо́нт», послед­нее обра­зо­ва­но от роди­тель­но­го паде­жа име­ни — «Σώζωντος». В роди­тель­ном паде­же имя сто­ит в нача­ле сен­тябрь­ской Минеи и в Типи­коне: греч. καὶ (μνήμη) τοῦ Ἁγίου Μάρτυρος Σῴζοντος — и (память) свя­то­го муче­ни­ка Созонта.

Тро­парь, глас 4

Му́ченик Твой, Го́споди, Созо́нт /​во страда́нии свое́м вене́ц прия́т нетле́нный от Тебе́, Бо́га на́шего: /​име́яй бо кре́пость Твою́, /​мучи́телей низ­ло­жи́, /​сокру­ши́ и де́монов немощны́я де́рзости. /​Того́ моли́твами /​/​спа­си́ ду́ши на́ша.

Кондак, глас 2

И́стиннаго и богому́драго му́ченика, /​страда́льца благоче́стия иску́снаго, /​соше́дшеся днесь, велегла́сно восхва́лим, /​Созо́нта, таи́нника благода́ти, /​исцеле́ний да́теля богате́йшаго: /​/​мо́лит бо Хри­ста́ Бо́га о всех нас.

Вели­ча­ние

Велича́ем тя, /​страстоте́рпче святы́й Созо́нте, /​и чтим честна́я страда́ния твоя́, /​я́же за Хри­ста́ /​/​претерпе́л еси́.

В этот день свя­тая Цер­ковь так­же празд­ну­ет память:

Пред­праздн­ство Рож­де­ства Пре­свя­той Бого­ро­ди­цы. Свт. Иоан­на, архи­еп. Нов­го­род­ско­го (1186). Прпп. Алек­сандра Пере­све­та (1380) и Андрея Осля­би (ок. 1380) Радо­неж­ских. Прмч. Мака­рия Канев­ско­го, архим. Овруч­ско­го, Пере­я­с­лав­ско­го (1678). Прп. Сера­пи­о­на Псков­ско­го (1480). Прп. Мака­рия, стар­ца Оптин­ско­го (1860). Сщмч. Миха­и­ла Тихо­ниц­ко­го пре­св. (1918). Апп. от 70 Ево­да (66) и Они­си­фо­ра (после 67). Мч. Евпси­хия (117 – 138). Прп. Луки (после 975). Сщмч. Пет­ра Снеж­ниц­ко­го пре­св. (1918) Сщмч. Евге­ния, митр. Горь­ков­ско­го, и с ним Сте­фа­на Крей­ди­ча пре­св. и прмчч. Евге­ния Выж­вы, Нико­лая Аще­пье­ва и Пахо­мия Ионо­ва (1938). Сщмч. Гри­го­рия Аве­ри­на пре­св. (1937) Сщмч. Васи­лия Сун­гу­ро­ва пре­св. (1937) Прмч. Льва (Его­ро­ва) иером. (1937)

Фотографии

Икона Пресвятой Богородицы «Почаевская»

Ис­то­рия этой чу­до­твор­ной ико­ны Бо­го­ма­те­ри нераз­рыв­но свя­за­на с По­ча­ев­ским мо­на­сты­рём в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (Укра­и­на). На го­ре, где ныне рас­по­ло­же­на Успен­ская По­ча­ев­ская лав­ра, в 1240 го­ду по­се­ли­лись два ино­ка.

Расписание богослужений

Помочь нашему храму

Написать письмоПомощь храму