20 сен­тяб­ря. Свя­ти­тель Иоанн, архи­епи­скоп Новгородский
Свя­ти­тель Иоанн, архи­епи­скоп Нов­го­род­ский, родил­ся в Нов­го­ро­де от бла­го­че­сти­вых роди­те­лей Нико­лая и Хри­сти­ны. Дет­ство его про­шло в без­мя­теж­ной, спо­кой­ной обста­нов­ке. После кон­чи­ны роди­те­лей Иоанн и его брат Гав­ри­ил, полу­чив неболь­шое наслед­ство, реши­ли создать в род­ных местах…

Свя­ти­тель Иоанн, архи­епи­скоп Нов­го­род­ский, родил­ся в Нов­го­ро­де от бла­го­че­сти­вых роди­те­лей Нико­лая и Хри­сти­ны. Дет­ство его про­шло в без­мя­теж­ной, спо­кой­ной обста­нов­ке. После кон­чи­ны роди­те­лей Иоанн и его брат Гав­ри­ил, полу­чив неболь­шое наслед­ство, реши­ли создать в род­ных местах оби­тель в честь Бла­го­ве­ще­ния Пре­свя­той Бого­ро­ди­цы. Вна­ча­ле они постро­и­ли дере­вян­ную цер­ковь, а несколь­ко позд­нее был создан и камен­ный храм. Не без труд­но­стей вопло­ща­лись их доб­рые намерения.

По окон­ча­нии устрой­ства оби­те­ли, здесь, под покро­вом Божи­ей Мате­ри, бра­тья и при­ня­ли ино­че­ский постриг. Свя­той Иоанн был наре­чен Или­ей, а свя­той Гав­ри­ил – Гри­го­ри­ем. Лето­пи­си гово­рят о епи­скоп­ском постав­ле­нии свя­то­го Иоан­на под 1162 годом.

В 1165 году свя­ти­тель Иоанн был воз­ве­ден во архи­епи­ско­па и с тех пор Нов­го­род­ская кафед­ра ста­ла архиепископской.

Суз­даль­ская вой­на нанес­ла боль­шой ущерб Нов­го­род­ской обла­сти. Архи­пас­тырь и здесь не остал­ся в сто­роне. Он про­явил оте­че­скую забо­ту о разо­рен­ных семьях, тер­пев­ших голод, щед­ро пода­вал помощь несчаст­ным сиро­там. Как и дру­гие рус­ские свя­ти­те­ли, он молит­вой и доб­ро­де­ла­ни­ем сми­рял и уте­шал меж­до­усоб­ные бра­ни в мно­го­стра­даль­ной Руси.

Но месть лука­во­го не замед­ли­ла ска­зать­ся. Он стал под­бра­сы­вать в кел­лию свя­ти­те­ля жен­ские вещи. Одна­жды, когда боль­шая тол­па горо­жан, воз­буж­ден­ная завист­ли­вы­ми и едоб­ро­же­ла­тель­ны­ми людь­ми, собра­лась у кел­лии свя­то­го, бес пока­зал им, слов­но от него выбе­жа­ла жен­щи­на. Свя­ти­тель вышел на шум и крот­ко спро­сил: “Что слу­чи­лось, дети мои, о чем вы шуми­те?” Раз­дра­жен­ная тол­па, выкри­ки­вая раз­ные обви­не­ния в пороч­ной жиз­ни свя­ти­те­ля, повлек­ла его к реке Вол­хов. Свя­ти­те­ля поса­ди­ли на плот и пусти­ли вниз по тече­нию реки, рас­счи­ты­вая изба­вить­ся от него. Но плот, вопре­ки ожи­да­нию, поплыл про­тив тече­ния пря­мо к муж­ско­му Юрье­ву мона­сты­рю, нахо­див­ше­му­ся в трех вер­стах от Нов­го­ро­да. Видя это, люди рас­ка­я­лись и с пла­чем и кри­ком устре­ми­лись по бере­гу за пло­том, умо­ляя свя­ти­те­ля про­стить их и вер­нуть­ся в город. Серд­це про­сто­душ­но­го архи­пас­ты­ря было пере­пол­не­но бла­го­дат­ной радо­стью не столь­ко за себя, сколь­ко за свою паст­ву. “Гос­по­ди, не вме­ни им это­го во грех!” – молил­ся он и всем даро­вал прощение.

Это собы­тие про­изо­шло неза­дол­го до кон­чи­ны свя­ти­те­ля. Пред­чув­ствуя ее, он отло­жил свя­ти­тель­ский омо­фор и при­нял схи­му с име­нем Иоанн, кото­рое носил в юно­сти. Пре­ем­ни­ком себе он назна­чил сво­е­го бра­та, свя­ти­те­ля Григория.

Скон­чал­ся свя­ти­тель 7 сен­тяб­ря 1186 года и был поло­жен в при­тво­ре Софий­ской церкви.

В 1439 году усер­ди­ем свя­ти­те­ля Евфи­мия совер­ша­лись почин­ки в Софий­ском собо­ре; в при­тво­ре при­де­ла хра­ма свя­то­го Иоан­на Пред­те­чи вдруг ото­рвал­ся камень и силь­но уда­рил в кры­шу сто­яв­шей тут гроб­ни­цы. Свя­ти­тель Евфи­мий велел под­нять про­би­тую кам­нем дос­ку, и храм испол­нил­ся бла­го­уха­ния. В гро­бу уви­де­ли нетлен­ные мощи свя­ти­те­ля, но никто не мог ска­зать, кто этот архи­пас­тырь. В сво­ей кел­лии свя­ти­тель Евфи­мий стал усерд­но молить Бога открыть ему имя угод­ни­ка. Ночью явил­ся перед ним муж, обле­чен­ный в свя­ти­тель­ские одеж­ды, и ска­зал, что он архи­епи­скоп Иоанн, удо­сто­ив­ший­ся послу­жить чуду Пре­свя­той Бого­ро­ди­цы, чест­но­му Ее зна­ме­нию. “Воз­ве­щаю тебе волю Божию, – про­дол­жал свя­ти­тель, – совер­шать память о лежа­щих здесь архи­епи­ско­пах и кня­зьях 4‑го октяб­ря, я же буду молить­ся Хри­сту за всех хри­сти­ан”. Память его празд­ну­ет­ся так­же с собо­ром Нов­го­род­ских свя­ти­те­лей 10 фев­ра­ля; в 1630 году уста­нов­ле­но празд­но­ва­ние еще на 1 декабря.

Тро­парь, глас 8

Днесь све́тло красу́ется сла́внейший Вели́кий Но́вград, /​име́я мо́щи твоя́ в себе́, святи́телю Иоа́нне, /​я́ко со́лнечныя лучи́ испуща́ющия /​и подаю́щия исцеле́ния притека́ющим к ра́це моще́й твои́х. /​Моли́ся Хри­сту́ Бо́гу изба́вити град сей невреди́мь от ва́рварскаго плене́ния, /​и междоусо́бныя бра́ни, и о́гненнаго запале́ния, /​святи́телю богому́дре и чудоно́сче, /​Небе́сный челове́че и земны́й А́нгеле: /​да соше́дшеся любо́вию в па́мять твою́, /​све́тло пра́зднуем, в пе́снех и пе́ниих ра́дующеся /​и Хри­ста́ сла́вяще, тебе́ такову́ю благода́ть дарова́вшаго исцеле́ний /​/​и Вели́кому Нову́граду заступле́ние и утвержде́ние.

Кондак, глас 4

Возвесели́ся явле́нно честна́я Це́рковь Христо́ва /​в па́мять днесь приснослову́щаго святи́теля Иоа́нна, /​от Вели́каго Нова́града возсия́вшаго, /​и всю стра­ну́ удиви́вшаго пресла́вными чудодея́нии, /​и все́ми доброде́тельми украси́вшагося. /​И по преставле́нии бо честно́е те́ло его́ обре́теся нетле́нно, /​источа́ющее ве́лия чуде­са́. /​Те́мже зове́м ему́: о всеблаже́нне! /​/​Моли́ Хри­ста́ Бо́га непреста́нно о всех нас.

Вели­ча­ние

Велича́ем тя, /​святи́телю о́тче Иоа́нне, /​и чтим святу́ю па́мять твою́, /​ты бо мо́лиши о нас /​/​Хри­ста́ Бо́га на́шего.

Молит­ва свя­ти­те­лю Иоан­ну Новгородскому

О, пре­чест­ная и свя­щен­ная гла­во и бла­го­да­ти Свя­та­го Духа испол­нен­ная, Спа­со­во со Отцем оби­та­ли­ще, вели­кий архи­ерее, теп­лый наш заступ­ни­че, свя­ти­те­лю Иоанне, пред­стоя у Пре­сто­ла всех Царя и насла­жда­я­ся све­та Еди­но­сущ­ныя Тро­и­цы и херу­вим­ски со анге­лы воз­гла­шая песнь три­свя­тую, вели­кое же и неиз­сле­до­ван­ное дерз­но­ве­ние имея ко Все­ми­ло­сти­во­му Вла­ды­це, моли спа­сти­ся паст­вы Хри­сто­вы людем, бла­го­сто­я­ние свя­тых церк­вей утвер­ди, архи­ереи бла­го­ле­пи­ем свя­ти­тель­ства укра­си, мона­ше­ству­ю­щия к подви­гом добра­го тече­ния укре­пи, цар­ству­ю­щий град и вся гра­ды стра­ны доб­ре сохра­ни и веру свя­тую непо­роч­ну соблю­сти умо­ли, мир весь пред­ста­тель­ством тво­им уми­ри, от гла­да и пагу­бы изба­ви ны, и от напа­де­ния ино­пле­мен­ных сохра­ни, ста­рыя уте­ши, юныя наста­ви, безум­ныя умуд­ри, вдо­ви­цы поми­луй, сиро­ты засту­пи, мла­ден­цы воз­рас­ти, пле­нен­ныя воз­вра­ти, немо­щству­ю­щия исце­ли, и вез­де теп­ле при­зы­ва­ю­щия тя и с верою при­па­да­ю­щия и моля­щи­я­ся тебе от вся­ких напа­стей и бед хода­тай­ством тво­им сво­бо­ди, моли о нас Все­щед­ра­го и Чело­ве­ко­лю­би­ва­го Хри­ста Бога наше­го, да и в день страш­на­го при­ше­ствия Его от шуи­я­го сто­я­ния изба­вит нас и радо­сти свя­тых при­част­ни­ки сотво­рит со все­ми свя­ты­ми во веки веков. Аминь.

В этот день свя­тая Цер­ковь так­же празд­ну­ет память:

Пред­праздн­ство Рож­де­ства Пре­свя­той Бого­ро­ди­цы. Мч. Созон­та (ок. 304). Прпп. Алек­сандра Пере­све­та (1380) и Андрея Осля­би (ок. 1380) Радо­неж­ских. Прмч. Мака­рия Канев­ско­го, архим. Овруч­ско­го, Пере­я­с­лав­ско­го (1678). Прп. Сера­пи­о­на Псков­ско­го (1480). Прп. Мака­рия, стар­ца Оптин­ско­го (1860). Сщмч. Миха­и­ла Тихо­ниц­ко­го пре­св. (1918). Апп. от 70 Ево­да (66) и Они­си­фо­ра (после 67). Мч. Евпси­хия (117 – 138). Прп. Луки (после 975). Сщмч. Пет­ра Снеж­ниц­ко­го пре­св. (1918) Сщмч. Евге­ния, митр. Горь­ков­ско­го, и с ним Сте­фа­на Крей­ди­ча пре­св. и прмчч. Евге­ния Выж­вы, Нико­лая Аще­пье­ва и Пахо­мия Ионо­ва (1938). Сщмч. Гри­го­рия Аве­ри­на пре­св. (1937) Сщмч. Васи­лия Сун­гу­ро­ва пре­св. (1937) Прмч. Льва (Его­ро­ва) иером. (1937)

Фотографии

Икона Пресвятой Богородицы «Почаевская»

Ис­то­рия этой чу­до­твор­ной ико­ны Бо­го­ма­те­ри нераз­рыв­но свя­за­на с По­ча­ев­ским мо­на­сты­рём в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (Укра­и­на). На го­ре, где ныне рас­по­ло­же­на Успен­ская По­ча­ев­ская лав­ра, в 1240 го­ду по­се­ли­лись два ино­ка.

Расписание богослужений

Помочь нашему храму

Написать письмоПомощь храму