20 сен­тяб­ря. Пско­во-Печер­ская ико­на Божи­ей Мате­ри “Уми­ле­ние”
Ико­на счи­та­ет­ся спис­ком с ико­ны Божи­ей Мате­ри «Вла­ди­мир­ская» и отно­сит­ся к ико­но­пис­но­му типу Еле­уса. Нахо­дит­ся в Михай­лов­ском собо­ре Пско­во-Печер­ско­го мона­сты­ря, а в Успен­ском хра­ме мона­сты­ря хра­нят­ся два чти­мых спис­ка этой иконы. Ико­на эта в Печер­ской лето­пи­си назы­ва­ет­ся…

Ико­на счи­та­ет­ся спис­ком с ико­ны Божи­ей Мате­ри «Вла­ди­мир­ская» и отно­сит­ся к ико­но­пис­но­му типу Еле­уса. Нахо­дит­ся в Михай­лов­ском собо­ре Пско­во-Печер­ско­го мона­сты­ря, а в Успен­ском хра­ме мона­сты­ря хра­нят­ся два чти­мых спис­ка этой иконы.

Ико­на эта в Печер­ской лето­пи­си назы­ва­ет­ся ещё Вла­ди­мир­ской, так как она есть спи­сок с извест­ной чудо­твор­ной Вла­ди­мир­ской ико­ны Божи­ей Мате­ри, кото­рая вла­ди­мир­ским кня­зем Андре­ем Бого­люб­ским была при­ве­зе­на из Кие­ва в 1154 году во Вла­ди­мир (на Клязь­ме), а 26 авгу­ста 1395 года вели­ким кня­зем Васи­ли­ем Дмит­ри­е­ви­чем пере­не­се­на была в Моск­ву в Успен­ский собор.

Спи­сок был сде­лан в 1521 году бла­го­че­сти­вым ино­ком Арсе­ни­ем Хитрошем.

В Пско­во-Печер­ский мона­стырь при­не­се­на в 1529 — 1570 годах куп­ца­ми Васи­ли­ем и Фео­до­ром во вре­мя игу­мен­ства пре­по­доб­но­го Кор­ни­лия. С тех пор не один раз явля­ла ико­на свою милость и чудо­дей­ствен­ную помощь пра­во­слав­но­му рус­ско­му народу.

В 1524 году во Пско­ве и окрест­ных зем­лях появи­лись сооб­ще­ния о чудес­ных исце­ле­ни­ях, исхо­дя­щие от ико­ны: «Не толь­ко пра­во­слав­ным пода­ёт Бого­ма­терь исце­ле­ния, но и от ино­вер­ных, сиречь от латин немец­кия зем­ли, при­хо­дя­щим с верою к Пре­чи­стой Бого­ро­ди­це и к чудо­твор­но­му Её обра­зу, пода­ет исцеление».

Осо­бую извест­ность и почи­та­ние по всей Рос­сии она при­об­ре­ла, после того как, Бого­ро­ди­ца через эту свою ико­ну изба­ви­ла Псков от оса­ды вой­ска­ми поль­ско­го коро­ля Сте­фа­на Бато­рия. В 1581 году поль­ский король Сте­фан Бато­рий обстре­лял город Псков калё­ны­ми ядра­ми с коло­коль­ни Мирож­ско­го мона­сты­ря, одно из них попа­ло в ико­ну Божи­ей Мате­ри, постав­лен­ную на забра­ле сте­ны, и «тихо паде пред ико­ною», не повре­див не толь­ко её, но и окру­жа­ю­щих её защит­ни­ков горо­да. Пора­же­ние под Пско­вом выну­ди­ло Речь Поспо­ли­тую заклю­чить с Рос­си­ей пере­ми­рие. В память чудес­но­го избав­ле­ния Пско­ва от оса­ды ико­на при царе Фео­до­ре Иоан­но­ви­че была укра­ше­на жем­чу­гом и каме­нья­ми — алма­за­ми, изу­мру­да­ми, яхон­та­ми, аметистами.

В 1812 году во вре­мя втор­же­ния в Рос­сию Напо­ле­он занял Полоцк, угро­за сно­ва навис­ла и над Пско­вом. 7 октяб­ря по ста­ро­му сти­лю сре­ди войск I кор­пу­са был совер­шён крест­ный ход с ико­ной, и в тот же день рус­ские вой­ска отби­ли Полоцк. В память об этом собы­тии в Пско­во-Печер­ской оби­те­ли был воз­ве­дён новый храм в честь Свя­то­го Архи­стра­ти­га Миха­и­ла, а ука­зан­ный чудо­твор­ный образ был поме­щён у пра­во­го кли­ро­са. Имен­но с это­го вре­ме­ни празд­ну­ет­ся 7 октяб­ря память иконы.

По молит­вам перед этой ико­ной не раз полу­ча­ли исце­ле­ние сле­пые. Так, 28 мая 1587 года, когда ико­на Уми­ле­ния Божи­ей Мате­ри была во Пско­ве, вдо­ва Мария Терен­тье­ва с Под­ко­по­рья, из-за Невы, не видев­шая два года девять меся­цев, помо­лив­шись перед этой ико­ной в собор­ном хра­ме Живо­на­чаль­ной Тро­и­цы, шла за ико­ной к печер­ско­му подво­рью и вдруг про­зре­ла. 26 мар­та 1603 года, по молит­ве перед этой ико­ной, полу­чил про­зре­ние кре­стья­нин Пота­пий Гри­го­рьев, Луц­ко­го уез­да, Надвин­ско­го ста­на, быв­ший сле­пым шесть лет. По молит­ве перед этой ико­ной почти в то же самое вре­мя полу­чил исце­ле­ние бояр­ский сын Иван Сту­пи­цын, у кото­ро­го два года све­де­ны были жилы левой руки.

Еже­год­но, с 1892 года по 1914 год, в пери­од с 8 по 30 сен­тяб­ря, Пско­во-Печер­ская чудо­твор­ная ико­на «Уми­ле­ния» Божи­ей Мате­ри пре­бы­ва­ла в Риге и была под­ни­ма­е­ма почти во все пра­во­слав­ные риж­ские хра­мы и во мно­гие част­ные дома.

С 4 по 25 нояб­ря 2018 года в Мане­же ико­на была пред­став­ле­на для покло­не­ния веру­ю­щим, ста­ла цен­траль­ным и самым древним про­из­ве­де­ни­ем на экс­по­зи­ции «Рос­сия — моя история».

Тро­парь, глас 4

К Богоро́дице приле́жно ны́не притеце́м, /​гре́шнии и смире́ннии, и припаде́м, /​в покая́нии зову́ще из глу­би­ны́ души́: /​Влады́чице, помо­зи́, на ны милосе́рдовавши, /​потщи́ся, погиба́ем от мно́жества прегреше́ний, /​не отвра­ти́ Твоя́ рабы́ тщи, /​/​Тя бо и Еди́ну наде́жду и́мамы.

Кондак, глас 6

Не и́мамы ины́я по́мощи, /​не и́мамы ины́я наде́жды, /​ра́зве Тебе́, Влады́чице, /​Ты нам помо­зи́, /​на Тебе́ наде́емся /​и Тобо́ю хва́лимся, /​/​Твои́ бо есмы́ раби́, да не постыди́мся.

Вели­ча­ние

Велича́ем Тя, /​Пресвята́я Де́во, /​Богоизбра́нная Отрокови́це, /​и чтим о́браз Твой святы́й, /​и́мже то́чиши исцеле́ния /​/​всем с ве́рою притека́ющим.

Молит­ва пред ико­ной Божи­ей Мате­ри Пско­во-Печер­ской “Уми­ле­ние”

О Преблагослове́нная Де́во Богоро́дице Влады́чице! Ма́ти всех стра́ждущих и боле́знующих се́рдцем! Стра­ны́ на́шея и гра́да Защи́тнице! Оби́тели Пско́во-Пече́рския кра­со­то́ и сла́во! При́зри на нас смире́нных, обремене́нных гре­хи́ мно́гими, отягче́нных скор­бь­ми́ и печа́лями, и с сокруше́нием и слеза́ми взира́ющих на пречи́стый лик Твой, в чудотво́рней ико́не явле́нный. Сохра­ни́ от вся́каго зла святу́ю оби́тель сию́, ю́же преподо́бный Корни́лий со ста́рцы Ма́рком и Ио́ною Тебе́ вру­чи́ и всех в ве́ре и наде́жде подвиза́ющихся в ней. Спа­си́ и град сей, и вся лю́ди, правове́рно живу́щия и к Тебе́ прибега́ющия, от наше́ствия иноплеме́нных, от вся́каго стра́ха и тру́са, от мо́ра и гла́да, от злых челове́к и вся́ческой ско́рби. Прини́кни к нам милосе́рдием Твои́м, я́ко ли́ком Твои́м Боже́ственным любе́зно прини́кла еси́ к лани́те Богомладе́нца. Согре́й нас дыха́нием Тво­ея́ люб­ве́ и нико­гда́ же отступа́й от нас, ни в сей жи́зни, ни в бу́дущей да ча́юще Твою́ всеси́льную Матери́нскую по́мощь, сподо́бимся безбе́дно дой­ти́ ве́чныя жи́зни и прославля́ть Небе́снаго Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, в Тро́ице сла́вимаго Бо́га, во ве́ки веко́в. Ами́нь.

В этот день свя­тая Цер­ковь так­же празд­ну­ет память:

Мчч. Сер­гия и Вак­ха (290 – 303). Прп. Сер­гия Обнор­ско­го, Нуром­ско­го (Воло­год­ско­го; 1412). Прп. Мар­ти­ни­а­на Бело­е­зер­ско­го (обрет. мощей, 1513). Свя­ти­те­лей Мар­ка, Папы Рим­ско­го (ок. 336); Дами­а­на, архи­епи­ско­па Суза­поль­ско­го. Свя­тых 99 подвиж­ни­ков Крит­ских. Свт. Ионы, еп. Хань­ко­уско­го (1925). Прп. Сер­гия Послуш­ли­во­го, Печер­ско­го, в Ближ. пещ. (ок. XIII) Мчч. Иули­а­на пре­св. и Кеса­рия диак. (I) Мц. Пела­гии Тар­сий­ской (290). Мч. Поли­хро­ния пре­св. (IV) Сщмч. Нико­лая Казан­ско­го пре­св. (1942) Ико­ны Божи­ей Мате­ри Крас­но­сток­ской (1877).

Фотографии

Икона Пресвятой Богородицы «Почаевская»

Ис­то­рия этой чу­до­твор­ной ико­ны Бо­го­ма­те­ри нераз­рыв­но свя­за­на с По­ча­ев­ским мо­на­сты­рём в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (Укра­и­на). На го­ре, где ныне рас­по­ло­же­на Успен­ская По­ча­ев­ская лав­ра, в 1240 го­ду по­се­ли­лись два ино­ка.

Расписание богослужений

Помочь нашему храму

Написать письмоПомощь храму