20 сен­тяб­ря. Прп­пмчч. Алек­сандр Пере­свет и Андрей Осля­бя Радо­неж­ских (ок.1380).
Алек­сандр Радо­неж­ский, в миру Пере­свет, был брян­ским бояри­ном, опыт­ным рат­ни­ком. Он при­нял мона­ше­ский постриг с име­нем Александр. 18 авгу­ста 1380 года бла­го­вер­ный князь Мос­ков­ский Димит­рий испро­сил у пре­по­доб­но­го Сер­гия Радо­неж­ско­го бла­го­сло­ве­ние на Кули­ков­скую бит­ву и про­сил…

Алек­сандр Радо­неж­ский, в миру Пере­свет, был брян­ским бояри­ном, опыт­ным рат­ни­ком. Он при­нял мона­ше­ский постриг с име­нем Александр.

18 авгу­ста 1380 года бла­го­вер­ный князь Мос­ков­ский Димит­рий испро­сил у пре­по­доб­но­го Сер­гия Радо­неж­ско­го бла­го­сло­ве­ние на Кули­ков­скую бит­ву и про­сил так­же дать ему в под­креп­ле­ние двух вои­нов – бра­тьев Алек­сандра-Пере­све­та и Андрея-Осля­бю. При­зва­ние мона­хов-бой­цов име­ло в первую оче­редь духов­ное зна­че­ние. Пре­по­доб­ный Сер­гий дал им “вме­сто тлен­но­го ору­жия нетлен­ное – крест Хри­стов, наши­тый на схи­мах, и велел вме­сто золо­че­ных шле­мов воз­ло­жить на себя”. Пере­дав вои­нов-схим­ни­ков в рас­по­ря­же­ние кня­зя, пре­по­доб­ный Сер­гий ска­зал им: “Мир вам, бра­тья мои, креп­ко сра­жай­тесь с пога­ны­ми тата­ра­ми, как доб­рые вои­ны, за веру Хри­сто­ву и за все пра­во­слав­ное христианство”.

По доро­ге на бит­ву Алек­сандр-Пере­свет оста­но­вил­ся в кел­лии отшель­ни­ка, жив­ше­го на месте буду­ще­го Димит­ри­ев­ско­го мона­сты­ря. Обла­чив­шись в воин­ские доспе­хи, монах-бога­тырь отдал отшель­ни­ку свой дорож­ный посох, сде­лан­ный из цель­но­го ябло­не­во­го дере­ва. С тех пор посох сде­лал­ся мест­ной реликвией.

В день Рож­де­ства Пре­свя­той Бого­ро­ди­цы перед нача­лом Кули­ков­ской бит­вы Алек­сандр Пере­свет при­нял вызов бога­ты­ря из вой­ска Мамая и всту­пил с ним в еди­но­бор­ство. Вои­ны уда­ри­лись копья­ми, оба упа­ли с коней и скон­ча­лись. Ничей­ный исход поедин­ка явил духов­ную силу бла­го­сло­ве­ния пре­по­доб­но­го Сер­гия, вооду­ше­вил рус­ские вой­ска и стал зало­гом их исто­ри­че­ской победы.

Тело пре­по­доб­но­го Алек­сандра-Пере­све­та было погре­бе­но близ церк­ви в честь Рож­де­ства Бого­ро­ди­цы “на ста­ром Симо­но­ве”. Здесь же поло­жи­ли тело пре­по­доб­но­го Андрея-Осляби.

Подвиг свя­то­го Алек­сандра-Пере­све­та ста­ли сра­зу про­слав­лять в повест­во­ва­ни­ях о Кули­ков­ской бит­ве – древ­ней­ший извест­ный рас­сказ “О побо­и­ще, иже на Дону”, а так­же лето­пис­ная “Повесть о Кули­ков­ской бит­ве” сооб­ща­ют о его гибе­ли на Кули­ко­вом поле. Так­же о ней повест­ву­ет и наи­бо­лее пол­ный рас­сказ о схим­ни­ках-вои­нах Алек­сан­дре и Андрее, изло­жен­ный в “Ска­за­нии о Мама­е­вом побо­и­ще”. Его имя вошло в лето­пис­ные спис­ки уби­ен­ных на Кули­ко­вом поле и в синодики.

Вре­мя мест­ной кано­ни­за­ции пре­по­доб­ных Алек­сандра и Андрея неиз­вест­но. В XVII веке их име­на были вне­се­ны в свят­цы. В Меся­це­сло­ве Симо­на (Аза­рьи­на) сере­ди­ны 1650‑х годов ска­за­но: “Пре­по­доб­нии стар­цы Алек­сандр и Роди­он, нари­ца­е­мии Пере­свет и Осля­бя, иж на Мама­е­ве побо­и­щи уби­е­ни быша”. В кон­це того же века их име­на как пре­по­доб­но­му­че­ни­ков Мос­ков­ских были вклю­че­ны в “Опи­са­ние о рос­сий­ских свя­тых”. В 1896 году их име­на были поме­ще­ны так­же в “Тро­иц­ком пате­ри­ке” (в чис­ле “уче­ни­ков и спо­движ­ни­ков прп. Сер­гия, в меся­це­сло­вах не означенных”).

Со вре­ме­нем над остан­ка­ми пре­по­доб­ных Алек­сандра и Андрея были устро­е­ны над­гро­бия, ока­зав­ши­е­ся в “палат­ке камен­ной под коло­коль­ней”. После раз­бор­ки коло­коль­ни над­гро­бия были уни­что­же­ны, в 1794 году вновь соору­же­ны и в XIX веке обу­стро­е­ны приделом.

Хра­нив­ший­ся в алта­ре собо­ра Ско­пин­ско­го Димит­ри­ев­ско­го мона­сты­ря посох свя­то­го был в XIX веке уре­зан, а в XX веке изъ­ят и пере­дан исто­ри­че­ской экс­по­зи­ции Рязан­ско­го госу­дар­ствен­но­го исто­ри­ко-худо­же­ствен­но­го музея-запо­вед­ни­ка. Натель­ный крест Пере­све­та дол­гое вре­мя нахо­дил­ся в собра­нии кня­зя Олсуфьева.

В 1928 году Бого­ро­ди­це-Рож­де­ствен­ский храм был закрыт и ока­зал­ся на тер­ри­то­рии заво­да «Дина­мо». Над­гро­бия были вновь уни­что­же­ны и сно­ва вос­ста­нов­ле­ны толь­ко после воз­рож­де­ния хра­ма в 1989 году по ини­ци­а­ти­ве извест­но­го худож­ни­ка П.Д. Кори­на. Сей­час в хра­ме устро­е­на сень над дву­мя над­гро­би­я­ми, но сами остан­ки во вре­мя вос­ста­но­ви­тель­ных работ не нашли, так как это место было на мно­го мет­ров забе­то­ни­ро­ва­но. В 2006 году хра­му был пере­дан посох Пере­све­та из Рязан­ско­го исто­ри­ко-архи­тек­тур­но­го музея.

В 1981 году име­на свя­тых мона­хов-вои­нов были вклю­че­ны в состав Собо­ра Радо­неж­ских свя­тых. Их память было опре­де­ле­но отме­чать нака­нуне празд­ни­ка Рож­де­ства Бого­ро­ди­цы (дня Кули­ков­ской бит­вы) – 7/​20 сен­тяб­ря. В 2000 году в честь свя­то­го был назван город. Город Пере­свет в Мос­ков­ской обла­сти кото­рый, вхо­дит в Сер­ги­е­во-Посад­ский город­ской округ.

Тро­парь, глас 1

Во́ини Христолюби́вии, страда́льцы послуша́ния прехва́льнии, /​Алекса́ндре ди́вный Пересве́те и Андре́е Осля́бей имену́емый, /​Се́ргия игу́мена благода́тные насле́дницы, /​Кулико́вския бра́ни ра́тницы духо́внии, /​вы́ бо зми́я ага́рянскаго победи́сте. /​Но и на́с свои́м заступле́нием не оста́висте, /​тела́ми в хра́ме Рож­де­ства́ Богоро́дицы почива́ете, /​душе́ю в превы́шнем селе́нии пребыва́ете. /​Моли́те за ве́сь ро́д ру́сский правосла́вный, /​/​преподо́бнии сро́дницы на́ши.

Кондак, глас 7

На по́ле Кулико́вом ага́рян победи́сте /​и венца́ми сла́вы увенча́стеся, /​преподобному́ченицы Алекса́ндре и Андре́е, /​моли́те Хри­ста́ Бо́га и на́м вра­га́ ро́да челове́ческаго побежда́ти, /​Правосла́вие храни́ти /​/​и душа́м на́шим ве́лию ми́лость.

Вели­ча­ние

Ублажа́ем ва́с, /​святи́и преподобному́ченицы Алекса́ндре и Андре́е, /​и чти́м святу́ю па́мять ва́шу, /​во́инов Христолюби́вых наста́вницы /​/​и а́нгелов собесе́дницы.

Молит­ва пре­по­доб­но­му­че­ни­кам Алек­сан­дру Пере­све­ту и Андрею Ослябе

О, свя­тии слав­нии вои­ни Хри­сто­ви, истин­ныя веры побор­ни­цы Алек­сан­дре и Андрее! Услы­ши­те ныне и на вся­кий час моле­ние нас, почи­та­ю­щих свя­тую память вашу, и к вашим чест­ным гро­бом при­па­да­ю­щих. Вы, истин­нии вои­ни Хри­сто­ви, под кро­вом Тро­и­цы Живо­на­чаль­ныя аввою Сер­ги­ем води­мии, пол­ки лука­вых духов в мона­ше­ских под­ви­зех побе­ди­ли есте и до кон­ца запо­ведь Хри­сто­ву, яко несть боль­шия люб­ве, да кто душу свою поло­жит за дру­ги своя, испол­ни­ли есте и, бла­го­сло­ве­нию пре­по­доб­на­го Сер­гия после­ду­ю­ще, ино­че­ския шле­мы спа­се­ния вен­цы муче­ни­че­ски­ми укра­си­ли есте. Храб­ри во бра­ни со вра­ги Оте­че­ства и веры Пра­во­слав­ныя явль­ше­ся, образ муже­ства вои­ном бла­го­вер­на­го кня­зя Димит­рия пода­ли есте и ныне опол­ча­ю­щих­ся на нас молит­ва­ми ваши­ми низлагаете.

О, пре­слав­нии стра­сто­терп­цы Хри­сто­ви! Не пре­зри­те моле­ния наше­го и яви­те нам, сми­рен­ным и греш­ным, свя­тое и мно­го­мощ­ное ваше заступ­ле­ние, помо­зи­те нам, в бедах, скор­бех и печа­лех сущим, и от вся­кия напа­сти сохра­ни­те. Воз­зри­те на пер­во­пре­столь­ный град, в нем­же теле­сы ваши­ми почи­ва­е­те, и на люди вер­ныя, ко гро­бом вашим при­па­да­ю­щия, про­ст­ри­те своя дес­ни­цы, защи­ща­ю­ще нас от враг види­мых и неви­ди­мых, изба­ви­те Оте­че­ство наше от вся­ка­го губи­тель­ства, огня и меж­до­усоб­ныя бра­ни. Укре­пи­те дан­ною вам бла­го­да­тию воин­ство наше, раз­ру­ши­те силы вра­гов, воз­ста­ю­щих на ны, и да уве­дят, яко прис­но Боже­ствен­ною помо­щию сохра­ня­е­ми есмы, сице гла­го­лю­щии: Гос­по­ди, Иису­се Хри­сте, молит­ва­ми свя­тых вои­нов-ино­ков, изряд­нее же пред­ста­тель­ством Пре­чи­стыя Тво­ея Мате­ре, рожд­шия Тя, Вла­ды­чи­цы нашея Бого­ро­ди­цы, спа­си ны, греш­ныя рабы Твоя, да все­гда про­слав­ля­ем Тя со Без­на­чаль­ным Тво­им Отцем и со Пре­свя­тым и Бла­гим и Живо­тво­ря­щим Тво­им Духом, ныне и прис­но и во веки веков. Аминь.

В этот день свя­тая Цер­ковь так­же празд­ну­ет память:

Пред­праздн­ство Рож­де­ства Пре­свя­той Бого­ро­ди­цы. Мч. Созон­та (ок. 304). Свт. Иоан­на, архи­еп. Нов­го­род­ско­го (1186). Прп. Сера­пи­о­на Псков­ско­го (1480). Прп. Мака­рия, стар­ца Оптин­ско­го (1860). Сщмч. Миха­и­ла Тихо­ниц­ко­го пре­св. (1918). Апп. от 70 Ево­да (66) и Они­си­фо­ра (после 67). Мч. Евпси­хия (117 – 138). Прп. Луки (после 975). Сщмч. Пет­ра Снеж­ниц­ко­го пре­св. (1918) Сщмч. Евге­ния, митр. Горь­ков­ско­го, и с ним Сте­фа­на Крей­ди­ча пре­св. и прмчч. Евге­ния Выж­вы, Нико­лая Аще­пье­ва и Пахо­мия Ионо­ва (1938). Сщмч. Гри­го­рия Аве­ри­на пре­св. (1937) Сщмч. Васи­лия Сун­гу­ро­ва пре­св. (1937) Прмч. Льва (Его­ро­ва) иером. (1937).

Фотографии

Икона Пресвятой Богородицы «Почаевская»

Ис­то­рия этой чу­до­твор­ной ико­ны Бо­го­ма­те­ри нераз­рыв­но свя­за­на с По­ча­ев­ским мо­на­сты­рём в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (Укра­и­на). На го­ре, где ныне рас­по­ло­же­на Успен­ская По­ча­ев­ская лав­ра, в 1240 го­ду по­се­ли­лись два ино­ка.

Расписание богослужений

Помочь нашему храму

Написать письмоПомощь храму