Александр Радонежский, в миру Пересвет, был брянским боярином, опытным ратником. Он принял монашеский постриг с именем Александр.
18 августа 1380 года благоверный князь Московский Димитрий испросил у преподобного Сергия Радонежского благословение на Куликовскую битву и просил также дать ему в подкрепление двух воинов – братьев Александра-Пересвета и Андрея-Ослябю. Призвание монахов-бойцов имело в первую очередь духовное значение. Преподобный Сергий дал им “вместо тленного оружия нетленное – крест Христов, нашитый на схимах, и велел вместо золоченых шлемов возложить на себя”. Передав воинов-схимников в распоряжение князя, преподобный Сергий сказал им: “Мир вам, братья мои, крепко сражайтесь с погаными татарами, как добрые воины, за веру Христову и за все православное христианство”.
По дороге на битву Александр-Пересвет остановился в келлии отшельника, жившего на месте будущего Димитриевского монастыря. Облачившись в воинские доспехи, монах-богатырь отдал отшельнику свой дорожный посох, сделанный из цельного яблоневого дерева. С тех пор посох сделался местной реликвией.
В день Рождества Пресвятой Богородицы перед началом Куликовской битвы Александр Пересвет принял вызов богатыря из войска Мамая и вступил с ним в единоборство. Воины ударились копьями, оба упали с коней и скончались. Ничейный исход поединка явил духовную силу благословения преподобного Сергия, воодушевил русские войска и стал залогом их исторической победы.
Тело преподобного Александра-Пересвета было погребено близ церкви в честь Рождества Богородицы “на старом Симонове”. Здесь же положили тело преподобного Андрея-Осляби.
Подвиг святого Александра-Пересвета стали сразу прославлять в повествованиях о Куликовской битве – древнейший известный рассказ “О побоище, иже на Дону”, а также летописная “Повесть о Куликовской битве” сообщают о его гибели на Куликовом поле. Также о ней повествует и наиболее полный рассказ о схимниках-воинах Александре и Андрее, изложенный в “Сказании о Мамаевом побоище”. Его имя вошло в летописные списки убиенных на Куликовом поле и в синодики.
Время местной канонизации преподобных Александра и Андрея неизвестно. В XVII веке их имена были внесены в святцы. В Месяцеслове Симона (Азарьина) середины 1650‑х годов сказано: “Преподобнии старцы Александр и Родион, нарицаемии Пересвет и Ослябя, иж на Мамаеве побоищи убиени быша”. В конце того же века их имена как преподобномучеников Московских были включены в “Описание о российских святых”. В 1896 году их имена были помещены также в “Троицком патерике” (в числе “учеников и сподвижников прп. Сергия, в месяцесловах не означенных”).
Со временем над останками преподобных Александра и Андрея были устроены надгробия, оказавшиеся в “палатке каменной под колокольней”. После разборки колокольни надгробия были уничтожены, в 1794 году вновь сооружены и в XIX веке обустроены приделом.
Хранившийся в алтаре собора Скопинского Димитриевского монастыря посох святого был в XIX веке урезан, а в XX веке изъят и передан исторической экспозиции Рязанского государственного историко-художественного музея-заповедника. Нательный крест Пересвета долгое время находился в собрании князя Олсуфьева.
В 1928 году Богородице-Рождественский храм был закрыт и оказался на территории завода «Динамо». Надгробия были вновь уничтожены и снова восстановлены только после возрождения храма в 1989 году по инициативе известного художника П.Д. Корина. Сейчас в храме устроена сень над двумя надгробиями, но сами останки во время восстановительных работ не нашли, так как это место было на много метров забетонировано. В 2006 году храму был передан посох Пересвета из Рязанского историко-архитектурного музея.
В 1981 году имена святых монахов-воинов были включены в состав Собора Радонежских святых. Их память было определено отмечать накануне праздника Рождества Богородицы (дня Куликовской битвы) – 7/20 сентября. В 2000 году в честь святого был назван город. Город Пересвет в Московской области который, входит в Сергиево-Посадский городской округ.
Тропарь, глас 1
Во́ини Христолюби́вии, страда́льцы послуша́ния прехва́льнии, /Алекса́ндре ди́вный Пересве́те и Андре́е Осля́бей имену́емый, /Се́ргия игу́мена благода́тные насле́дницы, /Кулико́вския бра́ни ра́тницы духо́внии, /вы́ бо зми́я ага́рянскаго победи́сте. /Но и на́с свои́м заступле́нием не оста́висте, /тела́ми в хра́ме Рождества́ Богоро́дицы почива́ете, /душе́ю в превы́шнем селе́нии пребыва́ете. /Моли́те за ве́сь ро́д ру́сский правосла́вный, //преподо́бнии сро́дницы на́ши.
Кондак, глас 7
На по́ле Кулико́вом ага́рян победи́сте /и венца́ми сла́вы увенча́стеся, /преподобному́ченицы Алекса́ндре и Андре́е, /моли́те Христа́ Бо́га и на́м врага́ ро́да челове́ческаго побежда́ти, /Правосла́вие храни́ти //и душа́м на́шим ве́лию ми́лость.
Величание
Ублажа́ем ва́с, /святи́и преподобному́ченицы Алекса́ндре и Андре́е, /и чти́м святу́ю па́мять ва́шу, /во́инов Христолюби́вых наста́вницы //и а́нгелов собесе́дницы.
Молитва преподобномученикам Александру Пересвету и Андрею Ослябе
О, святии славнии воини Христови, истинныя веры поборницы Александре и Андрее! Услышите ныне и на всякий час моление нас, почитающих святую память вашу, и к вашим честным гробом припадающих. Вы, истиннии воини Христови, под кровом Троицы Живоначальныя аввою Сергием водимии, полки лукавых духов в монашеских подвизех победили есте и до конца заповедь Христову, яко несть большия любве, да кто душу свою положит за други своя, исполнили есте и, благословению преподобнаго Сергия последующе, иноческия шлемы спасения венцы мученическими украсили есте. Храбри во брани со враги Отечества и веры Православныя явльшеся, образ мужества воином благовернаго князя Димитрия подали есте и ныне ополчающихся на нас молитвами вашими низлагаете.
О, преславнии страстотерпцы Христови! Не презрите моления нашего и явите нам, смиренным и грешным, святое и многомощное ваше заступление, помозите нам, в бедах, скорбех и печалех сущим, и от всякия напасти сохраните. Воззрите на первопрестольный град, в немже телесы вашими почиваете, и на люди верныя, ко гробом вашим припадающия, прострите своя десницы, защищающе нас от враг видимых и невидимых, избавите Отечество наше от всякаго губительства, огня и междоусобныя брани. Укрепите данною вам благодатию воинство наше, разрушите силы врагов, возстающих на ны, и да уведят, яко присно Божественною помощию сохраняеми есмы, сице глаголющии: Господи, Иисусе Христе, молитвами святых воинов-иноков, изряднее же предстательством Пречистыя Твоея Матере, рождшия Тя, Владычицы нашея Богородицы, спаси ны, грешныя рабы Твоя, да всегда прославляем Тя со Безначальным Твоим Отцем и со Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
В этот день святая Церковь также празднует память:
Предпразднство Рождества Пресвятой Богородицы. Мч. Созонта (ок. 304). Свт. Иоанна, архиеп. Новгородского (1186). Прп. Серапиона Псковского (1480). Прп. Макария, старца Оптинского (1860). Сщмч. Михаила Тихоницкого пресв. (1918). Апп. от 70 Евода (66) и Онисифора (после 67). Мч. Евпсихия (117 – 138). Прп. Луки (после 975). Сщмч. Петра Снежницкого пресв. (1918) Сщмч. Евгения, митр. Горьковского, и с ним Стефана Крейдича пресв. и прмчч. Евгения Выжвы, Николая Ащепьева и Пахомия Ионова (1938). Сщмч. Григория Аверина пресв. (1937) Сщмч. Василия Сунгурова пресв. (1937) Прмч. Льва (Егорова) иером. (1937).