20 сен­тяб­ря. Пре­по­доб­но­му­че­ник Мака­рий Каневский
Пре­по­доб­но­му­че­ник Мака­рий родил­ся в 1605 г. в горо­де Овру­че, на Волы­ни, в знат­ной семье Тока­рев­ских, извест­ных рев­ни­те­лей пра­во­сла­вия. В 1614 – 1620 гг. свя­той обу­чал­ся при Успен­ском Овруч­ском мона­сты­ре и по смер­ти роди­те­лей стал ино­ком это­го мона­сты­ря, начав…

Пре­по­доб­но­му­че­ник Мака­рий родил­ся в 1605 г. в горо­де Овру­че, на Волы­ни, в знат­ной семье Тока­рев­ских, извест­ных рев­ни­те­лей пра­во­сла­вия. В 1614 – 1620 гг. свя­той обу­чал­ся при Успен­ском Овруч­ском мона­сты­ре и по смер­ти роди­те­лей стал ино­ком это­го мона­сты­ря, начав свое слу­же­ние с мень­ше­го мона­стыр­ско­го чина – послуш­ни­ка. В 1625 г. инок Мака­рий с бла­го­сло­ве­ния архи­манд­ри­та пере­хо­дит в Купя­тич­ский Пин­ский мона­стырь. В 1630 г. свя­той был посвя­щен в сан иеро­ди­а­ко­на, а в 1632 г. – в сан иеро­мо­на­ха. В 1637 г. насто­я­тель Купя­тич­ско­го мона­сты­ря послал его к Киев­ско­му мит­ро­по­ли­ту Пет­ру Моги­ле, кото­рый заме­тил в иеро­мо­на­хе Мака­рии пре­дан­но­го сына Церк­ви Божи­ей и в 1638 г. назна­чил его насто­я­те­лем Каме­нец­ко­го Вос­кре­сен­ско­го мона­сты­ря (Грод­нен­ская область). С 1642 г. пре­по­доб­ный Мака­рий руко­во­дил бра­ти­ей Купя­тич­ско­го мона­сты­ря, в 1656 – 1659 гг. воз­глав­лял Пин­ский мона­стырь, а с 1660 г. руко­во­дил бра­ти­ей род­но­го Успен­ско­го Овруч­ско­го монастыря.

Более деся­ти лет про­дол­жа­лась непре­рыв­ная борь­ба с лати­но-поля­ка­ми в Овру­че. Толь­ко в 1671 г., после опу­сто­ше­ния Овру­ча тата­ра­ми, архи­манд­рит Мака­рий поки­нул мона­стырь и отпра­вил­ся для духов­ных подви­гов в Кие­во-Печер­скую Лав­ру. Но защит­ни­ки пра­во­сла­вия нуж­ны были не толь­ко в Кие­ве, и пре­по­доб­ный Мака­рий был назна­чен насто­я­те­лем Канев­ско­го мона­сты­ря, где он сно­ва был впе­ре­ди нести­ха­ю­щей бит­вы за православие.

Скон­чал­ся пре­по­доб­ный Мака­рий муче­ни­че­ски от турок, 4 сен­тяб­ря 1678 г. напав­ших на мона­стырь. Св. Мака­рий встре­тил вра­гов с кре­стом в руках на папер­ти хра­ма. Тур­ки пове­си­ли насто­я­те­ля за руки и за ноги меж­ду двух стол­бов. Через два дня пре­по­доб­но­му­че­ни­ку отру­би­ли голо­ву († 7 сен­тяб­ря 1678 г.). Сви­де­те­ли муче­ни­че­ской кон­чи­ны пре­по­доб­но­го Мака­рия внес­ли его тело в мона­стыр­ский храм, в кото­ром для без­опас­но­сти затво­ри­лись. Но вер­нув­ши­е­ся тур­ки обло­жи­ли цер­ковь дро­ва­ми и сожгли всех скрыв­ших­ся в хра­ме. Когда остав­ши­е­ся в живых горо­жане Кане­ва ста­ли раз­би­рать тела погиб­ших, то толь­ко одно тело было най­де­но в цело­сти и было как бы живое – это тело свя­щен­но­му­че­ни­ка Мака­рия, оде­тое во вла­ся­ни­цу, с кре­стом на гру­ди и с дру­гим кре­стом в руке. Свя­тое тело было погре­бе­но в том же хра­ме под жерт­вен­ни­ком 8 сен­тяб­ря 1678 года.

Тро­парь, глас 4

Хри­сту́, нас ра́ди с Небе́с соше́дшему, /​после́довал еси́ в по́двизех твои́х, /​Мака́рие, о́тче наш. /​Его́же моли́ о нас, ублажа́ющих тя, /​проще́ние прегреше́ний дарова́ти нам, /​любо́вию же и смире́нием серд­ца́ на́ша озари́ти /​/​и спа­сти́ ду́ши на́ша.

Кондак, глас 4

Нетле́нною красото́ю смире́ннаго жития́ тво­е­го́ /​Бо́га на зем­ли́ просла́вил еси́ /​и Боже́ственныя ве́ры чисто­ту́ /​сохраня́ти лю́ди научи́л еси́, /​страда́льческими же по́двиги кончи́ну прие́м, /​от Бо́га просла́влен яви́лся еси́, /​/​преподобному́чениче Мака́рие, о́тче наш.

Вели­ча­ние

Ублажа́ем тя, /​преподо́бне о́тче Мака́рие, /​и чтим святу́ю па́мять твою́, /​наста́вниче мона́хов /​/​и собесе́дниче а́нгелов.

Молит­ва пре­по­доб­но­му­че­ни­ку Мака­рию Каневскому

О пресла́вный преподобному́чениче Мака́рие, ско́рый помо́шниче и те́плый засту́пниче всех, притека́ющих к тебе́, предста́тельством свои́м пред Го́сподом умо­ли́ Спа́са на́шего, да обрати́т ду́ши на́ша к покая́нию и исправле́нию, да да́рует мир оте́честву на́шему и всей зем­ли́ и да помо́жет всем нам тве́рдым бы́ти в ве́ре Правосла́вней и де́лех благи́х, да отжене́т от нас дух зло́бы и лука́вства и братолю́бие всели́т в нас, и да прино́сим пло­ды́ духо́вныя: любо́вь, бла́гость, милосе́рдие, ве́ру нелицеме́рную, кро́тость и воздержа́ние, и да, распя́вше на зем­ли́ плоть на́шу со страстьми́ и похотьми́ и ду́хом живу́ще и ходя́ще, сподо́бимся жи́зни ве́чныя в ве́це гряду́щем, и, ра́йския сла́дости при́сно наслажда́ющеся с тобо́ю и со все́ми святы́ми, просла́вим Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха, ны́не, и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

В этот день свя­тая Цер­ковь так­же празд­ну­ет память:

Пред­праздн­ство Рож­де­ства Пре­свя­той Бого­ро­ди­цы. Мч. Созон­та (ок. 304). Свт. Иоан­на, архи­еп. Нов­го­род­ско­го (1186). Прпп. Алек­сандра Пере­све­та (1380) и Андрея Осля­би (ок. 1380) Радо­неж­ских. Прп. Сера­пи­о­на Псков­ско­го (1480). Прп. Мака­рия, стар­ца Оптин­ско­го (1860). Сщмч. Миха­и­ла Тихо­ниц­ко­го пре­св. (1918). Апп. от 70 Ево­да (66) и Они­си­фо­ра (после 67). Мч. Евпси­хия (117 – 138). Прп. Луки (после 975). Сщмч. Пет­ра Снеж­ниц­ко­го пре­св. (1918) Сщмч. Евге­ния, митр. Горь­ков­ско­го, и с ним Сте­фа­на Крей­ди­ча пре­св. и прмчч. Евге­ния Выж­вы, Нико­лая Аще­пье­ва и Пахо­мия Ионо­ва (1938). Сщмч. Гри­го­рия Аве­ри­на пре­св. (1937) Сщмч. Васи­лия Сун­гу­ро­ва пре­св. (1937) Прмч. Льва (Его­ро­ва) иером. (1937)

Фотографии

Икона Пресвятой Богородицы «Почаевская»

Ис­то­рия этой чу­до­твор­ной ико­ны Бо­го­ма­те­ри нераз­рыв­но свя­за­на с По­ча­ев­ским мо­на­сты­рём в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (Укра­и­на). На го­ре, где ныне рас­по­ло­же­на Успен­ская По­ча­ев­ская лав­ра, в 1240 го­ду по­се­ли­лись два ино­ка.

Расписание богослужений

Помочь нашему храму

Написать письмоПомощь храму