20 октяб­ря. Пре­по­доб­ный Сер­гий Обнор­ский, Нуром­ский, Воло­год­ский чудотворец
Пре­по­доб­ный Сер­гий Обнор­ский по про­ис­хож­де­нию был гре­ком. При­нял постриг и руко­по­ло­же­ние во иеро­мо­на­ха на Свя­той Горе Афон. Во вто­рой поло­вине XIV века при­шёл в радо­неж­ские леса к сво­е­му зна­ме­ни­то­му пре­по­доб­но­му тез­ке. Соглас­но свя­ти­те­лю Димит­рию Ростов­ско­му, пре­бы­вал “у…

Пре­по­доб­ный Сер­гий Обнор­ский по про­ис­хож­де­нию был гре­ком. При­нял постриг и руко­по­ло­же­ние во иеро­мо­на­ха на Свя­той Горе Афон.

Во вто­рой поло­вине XIV века при­шёл в радо­неж­ские леса к сво­е­му зна­ме­ни­то­му пре­по­доб­но­му тез­ке. Соглас­но свя­ти­те­лю Димит­рию Ростов­ско­му, пре­бы­вал “у вели­ко­го Рос­сий­ско­го све­ти­ла Сер­гия под паст­вою дол­гое вре­мя”. Упраж­ня­ясь в подви­гах, молит­вах, совер­ше­нии доб­рых дел, он духов­но окреп и стал внут­ренне готов к подви­гу пустынножительства.

Испро­сив бла­го­сло­ве­ние вели­ко­го Сер­гия, при­бли­зи­тель­но в 1386 – 1389 годах при­шёл в воло­год­ские леса, на реку Нур­му, где избрал местом сво­е­го подви­га “область, покры­тую дебря­ми, леса­ми, мха­ми и боло­та­ми”. В том же месте, в четы­рех вер­стах от него, под­ви­зал­ся дру­гой уче­ник Радо­неж­ско­го аввы — пре­по­доб­ный Павел Обнорский.

На избран­ном месте Сер­гий воз­двиг крест, устро­ил часов­ню и неболь­шую келью, а со вре­ме­нем выко­пал коло­дец непо­да­ле­ку. С вели­ким тер­пе­ни­ем он под­ви­зал­ся мно­го лет, пере­но­ся напад­ки бесов и злых людей. Житие сохра­ни­ло два слу­чая напа­де­ния на Сер­гия раз­бой­ни­ков. В пер­вый раз они жесто­ко изби­ли его и, оста­вив полу­жи­во­го, ушли, не най­дя ника­ких сокро­вищ, раз­во­ро­тив келью, часов­ню, вывер­нув крест. Во вто­рой раз Гос­подь чудес­ным обра­зом изба­вил сво­е­го угод­ни­ка: страх и ужас объ­ял раз­бой­ни­ков, и они с кри­ка­ми выбе­жа­ли из кельи и уже более нико­гда не доса­жда­ли свя­то­му. Житие сохра­ни­ло и сло­ва преподобного:

“Не остав­лю места сего, если даже и тьмы коз­ней воз­двиг­нет на меня враг. Я желаю уме­реть на месте сем, ибо, взыс­куя Хри­ста, при­шел я сюда”.

Посте­пен­но весть о Сер­гии рас­про­стра­ни­лась по окру­ге, и к нему ста­ли при­хо­дить люди. Когда собра­лось око­ло соро­ка чело­век, желав­ших остать­ся жить вме­сте с пре­по­доб­ным, он при­сту­пил к построй­ке церк­ви во имя Все­ми­ло­сти­во­го Спа­са, в память про­ис­хож­де­ния Чест­но­го Его и Живо­тво­ря­ще­го Кре­ста, а так­же келий для бра­тии. Так обра­зо­вал­ся Нуром­ский монастырь.

При­мер­но в это же вре­мя про­изо­шла встре­ча пре­по­доб­но­го Сер­гия с пре­по­доб­ным Пав­лом. Свя­тые ста­ли дру­зья­ми и духов­ны­ми настав­ни­ка­ми друг дру­гу. Сер­гий сде­лал­ся духов­ни­ком Пав­ла, кото­рый обрёл воз­мож­ность при­ча­щать­ся Свя­тых Хри­сто­вых Тайн. Неза­дол­го до сво­ей кон­чи­ны в послед­нюю встре­чу свя­тых угод­ни­ков Сер­гий бла­го­сло­вил Пав­ла устро­ить мона­стырь во имя Свя­той Тро­и­цы на том месте, где Павел видел необык­но­вен­ный свет и слы­шал коло­коль­ный звон в Пас­халь­ную ночь. В помощ­ни­ки Пав­лу Сер­гий бла­го­сло­вил сво­е­го уче­ни­ка Алек­сия, кото­рый и стал пер­вым игу­ме­ном устра­и­ва­е­мой обители.

Достиг­нув глу­бо­кой ста­ро­сти, пре­тер­пев тяже­лую болезнь, при­об­щив­шись Свя­тых Тайн пре­по­доб­ный Сер­гий пре­ста­вил­ся 7 октяб­ря 1412 года.

Бра­тия погреб­ли тело сво­е­го пас­ты­ря близ создан­но­го им хра­ма Про­ис­хож­де­ния Древ Чест­но­го и Живо­тво­ря­ще­го Кре­ста Гос­под­ня. Спу­стя мно­го лет по пре­став­ле­нии свя­то­го, он три­жды являл­ся в сон­ном виде­нии одно­му из мона­хов сво­ей оби­те­ли Ники­фо­ру, пока­зал место сво­е­го погре­бе­ния и пове­лел ска­зать игу­ме­ну и бра­тии, что­бы то место очи­сти­ли, “ибо Гос­подь не жела­ет, что­бы оно было неве­до­мо и небре­го­мо”. По обре­те­нии свя­тых мощей, нача­лось почи­та­ние пре­по­доб­но­го, у гро­ба его ста­ли совер­шать­ся чуде­са. В житии, дати­ру­е­мом 1584 годом, при­ве­де­но 104 чуда.

Пер­во­на­чаль­но жизнь пре­по­доб­но­го Сер­гия Нуром­ско­го была рас­ска­за­на его уче­ни­ком и пер­вым игу­ме­ном Пав­ло­вой оби­те­ли Алек­си­ем ино­ку Анто­нию. Тот пере­ска­зал её ино­ку Ген­на­дию, а с его слов игу­мен Обнор­ско­го мона­сты­ря Про­та­сий впер­вые изло­жил житие на бума­ге. Сви­ток, содер­жа­щий в себе повесть о Нуром­ском игу­мене был достав­лен Глу­шиц­ко­му игу­ме­ну Ионе, кото­рый и соста­вил в 1584 году дошед­шее до нас “Житие” пре­по­доб­но­го Сер­гия. По всей веро­ят­но­сти и про­слав­ле­ние в лике свя­тых было в том же году, или в 1585, “так как в 1583 году над гро­бом его уже пели молеб­ны, …в жало­ван­ной же цар­ской гра­мо­те 1585 года он назы­ва­ет­ся «ново­яв­лен­ным чудотворцем»”.

В насто­я­щее вре­мя мощи пре­по­доб­но­го Сер­гия Нуром­ско­го нахо­дят­ся под спу­дом в осно­ван­ном им хра­ме Про­ис­хож­де­ния Древ Чест­но­го и Живо­тво­ря­ще­го Кре­ста Господня.

Тро­парь, глас 8

Жела́нием духо́вным разгара́шеся, пребога́те, /​слез твои́х тече́нием ду́шу свою́ напои́л еси́ /​и е́же из глу­би­ны́ воздыха́нми уязвля́ше се́рдце свое́, /​и бо́дренными моли́твами, и всено́щным предстоя́нием Влады́це Хри­сту́ /​многодоброде́телен плод при­не­се́ сам себе́. /​И сего́ ра́ди я́ко Бо́жий уго́дник све́тло ми́ру показа́ся, /​сия́я чуде­сы́, Се́ргие о́тче наш, /​те́плый моли́твенниче к Бо́гу, все­гда́ о нас Того́ моли́, /​/​да спасе́т ду́ши на́ша.

Кондак, глас 8

Я́ко звез­да́ пресве́тлая, от Святы́я Горы́ провозше́дши, /​добро́ты чуде́с твои́х весь просвети́л мир,/ Христо́в бо крест взем, после́дова Ему́, /​в пусты́нном озлобле́нии, в моли́твах же и поще́ниих, /​во бде́ниих же и злострада́ниих изнури́в плоть свою́, /​тем и Христо́с да́ром чуде́с ода­ри́ тебе́, /​Ему́же о нас моля́ся, посеща́й чад свои́х, да зове́м ти: /​/​ра́дуйся, Се́ргие о́тче наш, пусты́нный жи́телю.

Вели­ча­ние

Ублажа́ем тя, /​преподо́бне о́тче Се́ргие, /​и чтим святу́ю па́мять твою́, /​наста́вниче мона́хов /​/​и собесе́дниче а́нгелов.

Молит­ва пре­по­доб­но­му Сер­гию Нуром­ско­му, Воло­год­ско­му чудотворцу

О, вели­кий чудо­твор­че, пре­по­добне отче наш Сер­гие! Услы­ши нас греш­ных моля­щих­ся тебе и имя твое свя­тое на помощь при­зы­ва­ю­щих, не пре­зри нас чту­щих тя: моли о нас греш­ных Соде­те­ля наше­го Гос­по­да Бога, тебе бо даде­ся бла­го­дать моли­ти­ся за нас. Не мним бо тя мерт­ва суща: аще бо телом и пре­ста­вил­ся еси от нас, и рака твоя пред очи­ма наши­ма види­ма есть, но свя­тая твоя душа со ангель­ски­ми лики пред­сто­ит у Пре­сто­ла Все­дер­жи­те­ле­ва. О, пас­ты­рю наш, пре­по­добне отче сер­гие! Пот­щи­ся сохра­ни­ти нас от пагуб­ныя смер­ти и от бесов­ска­го иску­ше­ния, умом от мало­ду­шия помра­чен­ных. Не оста­ви нас, све­тиль­ни­че Хри­стов, пле­нен­ных быти, но помо­зи нам молит­ва­ми тво­и­ми от веч­ныя муки изба­ви­ти­ся и наслед­ни­ки Цар­ствия Небес­на­го быти со все­ми свя­ты­ми от века уго­див­ши­ми Гос­по­ду Богу наше­му Иису­су Хри­сту, Ему­же подо­ба­ет честь, покло­не­ние, сла­ва и дер­жа­ва, со Без­на­чаль­ным Его Отцем и Пре­свя­тым и Бла­гим и Живо­тво­ря­щим Его Духом, ныне и прис­но и во веки веков. Аминь.

В этот день свя­тая Цер­ковь так­же празд­ну­ет память:

Мчч. Сер­гия и Вак­ха (290 – 303). Прп. Мар­ти­ни­а­на Бело­е­зер­ско­го (обрет. мощей, 1513). Свя­ти­те­лей Мар­ка, Папы Рим­ско­го (ок. 336); Дами­а­на, архи­епи­ско­па Суза­поль­ско­го. Свя­тых 99 подвиж­ни­ков Крит­ских. Свт. Ионы, еп. Хань­ко­уско­го (1925). Прп. Сер­гия Послуш­ли­во­го, Печер­ско­го, в Ближ. пещ. (ок. XIII) Мчч. Иули­а­на пре­св. и Кеса­рия диак. (I) Мц. Пела­гии Тар­сий­ской (290). Мч. Поли­хро­ния пре­св. (IV) Сщмч. Нико­лая Казан­ско­го пре­св. (1942) Пско­во-Печер­ской ико­ны Божи­ей Мате­ри «Уми­ле­ние» (1524). Ико­ны Божи­ей Мате­ри Крас­но­сток­ской (1877).

Фотографии

Икона Пресвятой Богородицы «Почаевская»

Ис­то­рия этой чу­до­твор­ной ико­ны Бо­го­ма­те­ри нераз­рыв­но свя­за­на с По­ча­ев­ским мо­на­сты­рём в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (Укра­и­на). На го­ре, где ныне рас­по­ло­же­на Успен­ская По­ча­ев­ская лав­ра, в 1240 го­ду по­се­ли­лись два ино­ка.

Расписание богослужений

Помочь нашему храму

Написать письмоПомощь храму