20 мая. Вос­по­ми­на­ние явле­ния на небе Кре­ста Гос­под­ня в Иеру­са­ли­ме в 351 г.
После кон­чи­ны пер­во­го хри­сти­ан­ско­го бла­го­вер­но­го импе­ра­то­ра Кон­стан­ти­на Вели­ко­го импе­ра­тор­ский пре­стол занял его сын Кон­стан­ций, кото­рый укло­нил­ся в ересь Ария, отри­цав­ше­го еди­но­су­щие Сына Божия с Отцом. В утвер­жде­ние свя­то­го Пра­во­сла­вия Гос­подь явил в Иеру­са­ли­ме див­ное знамение.  В…

После кон­чи­ны пер­во­го хри­сти­ан­ско­го бла­го­вер­но­го импе­ра­то­ра Кон­стан­ти­на Вели­ко­го импе­ра­тор­ский пре­стол занял его сын Кон­стан­ций, кото­рый укло­нил­ся в ересь Ария, отри­цав­ше­го еди­но­су­щие Сына Божия с Отцом. В утвер­жде­ние свя­то­го Пра­во­сла­вия Гос­подь явил в Иеру­са­ли­ме див­ное знамение. 

В дни Свя­той Пяти­де­сят­ни­цы, 7 мая 351 года, в тре­тьем часу утра на небе яви­лось изоб­ра­же­ние рав­но­ко­неч­но­го Кре­ста Гос­под­ня, сияв­шее неиз­ре­чен­ным све­том, пре­вос­хо­див­шим свет солн­ца. Сви­де­те­лем был весь народ, пора­жен­ный вели­ким ужа­сом и удивлением. 

Явле­ние зна­ме­ния Кре­ста нача­лось над свя­той Гол­гоф­ской горой, на кото­рой был рас­пят Гос­подь (Мф. 27, 32 – 33; Ин. 19, 17 – 41; Евр. 13, 12), и дости­га­ло горы Еле­он­ской (Ин. 8, 1; 18, 2), отсто­я­щей от Гол­го­фы на рас­сто­я­нии 15 ста­дий. Зна­ме­ние пере­ли­ва­лось все­ми цве­та­ми раду­ги и при­влек­ло к себе взо­ры всех людей. Мно­гие люди, оста­вив свои дела, выхо­ди­ли из домов и со стра­хом созер­ца­ли чуд­ное явле­ние. Потом мно­го­чис­лен­ные тол­пы жите­лей Иеру­са­ли­ма с тре­пе­том и радо­стью поспе­ши­ли ко свя­то­му хра­му Воскресения.

О совер­шив­шем­ся чудес­ном явле­нии зна­ме­ния Кре­ста Свя­тей­ший Пат­ри­арх Иеру­са­лим­ский Кирилл (350 – 387) изве­стил посла­ни­ем импе­ра­то­ра Кон­стан­ция, уве­ще­вал его обра­тить­ся к пра­во­слав­ной вере.

Исто­рик Древ­ней Церк­ви Созо­мен сви­де­тель­ству­ет, что через это явле­ние Свя­то­го Кре­ста мно­гие иудеи и елли­ны при­шли к истин­ной вере, пока­яв­шись Хри­сту Богу, и при­ня­ли Свя­тое Крещение.

Тро­парь, глас 8

Кре­ста́ Тво­е­го́ о́браз ны́не па́че со́лнца воз­сия́, /​его́же от горы́ святы́я да́же до ло́бнаго ме́ста просте́рл еси́ /​и в нем твою́, Спа́се, кре́пость уясни́л еси́, /​сим укрепля́я и ве́рныя Твоя́, /​я́же и спаса́й вы́ну в ми́ре, /​/​моли́твами Богоро́дицы, Хри­сте́ Бо́же, и спа­си́ нас.

Кондак, глас 4

Отве́рзый Небе­са́ заключе́нная, на Небе­си́ пресве́тлыя лучи́, /​на зем­ли́ воз­сия́ Пречи́стый Крест: /​те́мже, сия́ние его́ де́йства прие́мше, к незаходи́мому наставля́емся Све́ту /​и во бране́х и́мамы его́ ору́жие ми́ра, /​/​непобеди́мую побе́ду.

Вели­ча­ние

Велича́ем Тя, /​Живода́вче Хри­сте́, /​и чтим Крест Твой святы́й, /​и́мже нас спа́сл еси́ /​/​от рабо́ты вра́жия.

В этот день свя­тая Цер­ковь так­же празд­ну­ет память:

Мч. Ака­кия сот­ни­ка (303). Прп. Нила Сор­ско­го (1508). Прпп. Иоан­на Зедаз­ний­ско­го и уче­ни­ков его: Ави­ва, еп. Некрес­ско­го, Анто­ния Март­коп­ско­го, Дави­да Гареджий­ско­го, Зено­на Икал­той­ско­го, Фад­дея Степанцми́ндского, И́се (Иес­сея), еп. Цилка́нского, Иоси­фа, еп. Алаве́рдского, Иси́дора Самтави́сского, Миха­и­ла Улумбо́йского, Пир­ра Брет­ско­го, Сте­фа­на Хирс­ско­го и Шио Мгвим­ско­го (VI) (Груз.). Обре́тение мощей прп. Нила Миро­то­чи­во­го, Афон­ско­го (1815). Мчч. Илио­кра­та; Нико­мы; Пахо­мия Рус­ско­го, Афон­ско­го (1780). Сщмч. Миха­и­ла Око­ло­ви­ча пре­сви­те­ра (1938). Собор прпп. отец Рус­ско­го на Афоне Свя­то-Пан­те­ле­и­мо­но­ва мона­сты­ря. Икон Божи­ей Мате­ри Любеч­ской (XI) и Жиро­виц­кой (1470).

Фотографии

Икона Пресвятой Богородицы «Почаевская»

Ис­то­рия этой чу­до­твор­ной ико­ны Бо­го­ма­те­ри нераз­рыв­но свя­за­на с По­ча­ев­ским мо­на­сты­рём в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (Укра­и­на). На го­ре, где ныне рас­по­ло­же­на Успен­ская По­ча­ев­ская лав­ра, в 1240 го­ду по­се­ли­лись два ино­ка.

Расписание богослужений

Помочь нашему храму

Написать письмоПомощь храму