20 мая. Свя­той муче­ник Ака­кий, сотник
Свя­той муче­ник Ака­кий, жив­ший в III сто­ле­тии, родил­ся в Кап­па­до­кии и был сот­ни­ком Мар­ти­сий­ско­го пол­ка при вое­на­чаль­ни­ке Фир­ме. Когда по при­ка­зу импе­ра­то­ра Мак­си­ми­а­на Гале­рия (305 – 311) нача­лось гоне­ние на хри­сти­ан, Фирм начал пооче­ред­но допра­ши­вать сво­их вои­нов о…

Свя­той муче­ник Ака­кий, жив­ший в III сто­ле­тии, родил­ся в Кап­па­до­кии и был сот­ни­ком Мар­ти­сий­ско­го пол­ка при вое­на­чаль­ни­ке Фир­ме. Когда по при­ка­зу импе­ра­то­ра Мак­си­ми­а­на Гале­рия (305 – 311) нача­лось гоне­ние на хри­сти­ан, Фирм начал пооче­ред­но допра­ши­вать сво­их вои­нов о вере. Тогда свя­той Ака­кий твер­до и откры­то испо­ве­дал себя хри­сти­а­ни­ном. Видя непре­клон­ность свя­то­го Ака­кия, Фирм послал его к выс­ше­му вое­на­чаль­ни­ку Виви­а­ну. Виви­ан пре­дал свя­то­го жесто­ким мукам. После пыток его заклю­чи­ли в тяж­кие око­вы и поса­ди­ли в тем­ни­цу. Немно­го спу­стя муче­ни­ка вме­сте с дру­ги­ми узни­ка­ми пове­ли в Визан­тию к пра­ви­те­лю. Сопро­вож­дав­шие их вои­ны шли быст­ро, не ока­зы­вая узни­кам мило­сер­дия, и свя­той Ака­кий изне­мо­гал на пути от ран, тяж­ких оков, голо­да и жаж­ды. Когда же нако­нец оста­но­ви­лись на ноч­лег, свя­той Ака­кий воз­нес Богу бла­го­да­ре­ние за то, что спо­до­бил­ся стра­дать за Его Свя­тое Имя. Во вре­мя молит­вы свя­той услы­шал голос с неба: “Мужай­ся, Ака­кий, и кре­пись!” Этот голос слы­ша­ли и дру­гие узни­ки, мно­гие из кото­рых уве­ро­ва­ли во Хри­ста и про­си­ли свя­то­го наста­вить их и утвер­дить в хри­сти­ан­ской вере.

В Визан­тии свя­то­го муче­ни­ка поме­сти­ли в тяж­кое заклю­че­ние, дру­гим же узни­кам предо­ста­ви­ли более лег­кие усло­вия. Ночью узни­ки уви­де­ли, как к свя­то­му Ака­кию яви­лись свет­лые юно­ши и слу­жи­ли ему, омы­вая его раны и при­но­ся пищу. Через семь дней Виви­ан вновь при­звал свя­то­го Ака­кия и был пора­жен его цве­ту­щим видом. Запо­до­зрив, что тем­нич­ный страж за день­ги давал узни­ку послаб­ле­ние и пищу, он при­звал стра­жа для стро­го­го допро­са. Не пове­рив его отве­там, Виви­ан под­верг сто­ро­жа изби­е­нию. Тогда свя­той Ака­кий сам отве­тил Виви­а­ну: “Кре­пость и сила мне даны от Гос­по­да Иису­са Хри­ста, Кото­рый исце­лил мои раны”. Виви­ан в беше­ном гне­ве велел бить муче­ни­ка по лицу и сокру­шить ему зубы за непро­ше­ные речи. Стре­мясь еще более уве­ли­чить и про­дол­жить муче­ния свя­то­го Ака­кия, Виви­ан ото­слал его к пра­ви­те­лю Флак­ки­ну с пись­мом. Но, про­чи­тав пись­мо, Флак­кин воз­му­тил­ся, что Виви­ан так дол­го и жесто­ко мучил вои­на, имев­ше­го почет­ное зва­ние цен­ту­ри­о­на, и при­ка­зал без про­мед­ле­ния обез­гла­вить муче­ни­ка. На месте каз­ни свя­той Ака­кий воз­вел очи к небе­сам, воз­дав Богу бла­го­да­ре­ние за то, что спо­до­бил­ся при­нять за Него муче­ни­че­скую кон­чи­ну, потом со спо­кой­ной радо­стью пре­кло­нил голо­ву под меч. Это про­изо­шло в 303 году. При Кон­стан­тине Вели­ком мощи свя­то­го муче­ни­ка Ака­кия поко­и­лись в Кон­стан­ти­но­по­ле в хра­ме, постро­ен­ном в его честь, впо­след­ствии они были пере­не­се­ны в Калаб­рию, в город Сцил­ля­цию. Свя­той муче­ник Ака­кий осо­бен­но помо­га­ет обра­ща­ю­щим­ся к нему с молит­вой в борь­бе с пло­тью, что испы­тал на себе свя­той Епи­фа­ний, уче­ник свя­то­го Андрея юродивого.

Тро­парь, глас 4

Му́ченик Твой, Го́споди, Ака́кий, /​во страда́нии свое́м вене́ц прия́т нетле́нный от Тебе́, Бо́га на́шего: /​име́яй бо кре́пость Твою́, /​мучи́телей низ­ло­жи́, /​сокру­ши́ и де́монов немощны́я де́рзости. /​Того́ моли́твами /​/​спа­си́ ду́ши на́ша.

Кондак, глас 2

Звез­да́ све́тлая яви́лся еси́, /​непреле́стная ми́рови, /​со́лнца Хри­ста́ возвеща́ющи, /​заря́ми твои́ми страстоте́рпче Ака́кие, /​и пре́лесть погаси́л еси́ всю: /​нам же подае́ши свет, /​/​моля́ся непреста́нно о всех нас.

Вели­ча­ние

Велича́ем тя, /​страстоте́рпче святы́й Ака́кие, /​и чтим честна́я страда́ния твоя́, /​я́же за Хри­ста́ /​/​претерпе́л еси́.

Молит­ва муче­ни­ку Ака­кию, сотнику

О святы́й уго́дниче Бо́жий, му́чениче Ака́кие! По́двигом до́брым подвиза́вся на зем­ли́, восприя́л еси́ на Небесе́х вене́ц пра́вды, его́же угото́вал есть Госпо́дь всем лю́бящим Его́. Те́мже взира́юще на святы́й твой о́браз, ра́дуемся о пресла́внем сконча́нии жи́тельства тво­е­го́ и чтим святу́ю па́мять твою́. Ты же, пред­стоя́ Престо́лу Бо́жию, при­и­ми́ моле́ния на́ша и ко Всеми́лостивому Бо́гу при­не­си́, о е́же прости́ти нам вся́кое прегреше́ние и помо­щи́ нам ста́ти проти́ву ко́знем диа́вольским, да изба́вльшеся от скорбе́й, боле́зней, бед и напа́стей и вся́каго зла, благоче́стно и пра́ведно поживе́м в ны́нешнем ве́це и сподо́бимся предста́тельством твои́м, а́ще и недосто́йни есмы́, ви́дети блага́я на зем­ли́ живы́х, сла́вяще Еди́наго во святы́х Свои́х сла́вимаго Бо́га, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

В этот день свя­тая Цер­ковь так­же празд­ну­ет память:

Вос­по­ми­на­ние явле­ния на небе Кре­ста Гос­под­ня в Иеру­са­ли­ме (351). Прп. Нила Сор­ско­го (1508). Прпп. Иоан­на Зедаз­ний­ско­го и уче­ни­ков его: Ави­ва, еп. Некрес­ско­го, Анто­ния Март­коп­ско­го, Дави­да Гареджий­ско­го, Зено­на Икал­той­ско­го, Фад­дея Степанцми́ндского, И́се (Иес­сея), еп. Цилка́нского, Иоси­фа, еп. Алаве́рдского, Иси́дора Самтави́сского, Миха­и­ла Улумбо́йского, Пир­ра Брет­ско­го, Сте­фа­на Хирс­ско­го и Шио Мгвим­ско­го (VI) (Груз.). Обре́тение мощей прп. Нила Миро­то­чи­во­го, Афон­ско­го (1815). Мчч. Илио­кра­та; Нико­мы; Пахо­мия Рус­ско­го, Афон­ско­го (1780). Сщмч. Миха­и­ла Око­ло­ви­ча пре­сви­те­ра (1938). Собор прпп. отец Рус­ско­го на Афоне Свя­то-Пан­те­ле­и­мо­но­ва мона­сты­ря. Икон Божи­ей Мате­ри Любеч­ской (XI) и Жиро­виц­кой (1470).

Фотографии

Икона Пресвятой Богородицы «Почаевская»

Ис­то­рия этой чу­до­твор­ной ико­ны Бо­го­ма­те­ри нераз­рыв­но свя­за­на с По­ча­ев­ским мо­на­сты­рём в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (Укра­и­на). На го­ре, где ныне рас­по­ло­же­на Успен­ская По­ча­ев­ская лав­ра, в 1240 го­ду по­се­ли­лись два ино­ка.

Расписание богослужений

Помочь нашему храму

Написать письмоПомощь храму