Преподобный Нил Сорский, великий подвижник Русской Церкви, происходил из рода бояр Майковых. Иночество принял в обители преподобного Кирилла Белозерского (память 9 июня). Здесь он пользовался советами благочестивого старца Паисия Ярославова, впоследствии игумена Троице-Сергиевой Лавры. Преподобный много путешествовал по Востоку, изучая монашескую жизнь в Палестине и на Афоне.
Возвратясь на Русь, он удалился на реку Сору в Вологодской земле, поставил келлию и часовню, где вскоре возникла обитель с новым в то время у нас скитским уставом, заимствованным преподобным Нилом на Афоне.
По завету преподобного Нила, иноки должны были питаться трудом рук своих, милостыню принимать только в крайней нужде, избегать вещелюбия и роскоши даже в церкви; женщины в скит не допускались, монахам не разрешалось выходить из скита ни под каким предлогом, владение вотчинами отрицалось. Расселившись вокруг небольшой церкви в честь Сретения Господня в лесу, в отдельных келлиях по одному, по два и не более трех человек, скитники накануне воскресных и других праздничных дней собирались на сутки к Богослужению, причем всенощная, на которой за каждой кафизмой предлагались два-три чтения из святоотеческих творений, продолжалась всю ночь. В прочие дни каждый молился и трудился в своей келлии. Главным подвигом иноков была борьба со своими помыслами и страстями, в результате чего в душе рождается мир, в уме – ясность, в сердце – сокрушение и любовь.
В своих письменных трудах – “Предание учеником своим, хотящим жити в пустыне” и “Уставе” преподобный Нил подробно излагает ступени этого спасительного мысленного делания. Первая ступень – отречение от мира, в частности, всяких мирских развлечений; вторая – непрестанная молитва, сопровождаемая памятью о смерти. В своей жизни святой подвижник отличался крайней нестяжательностью и трудолюбием. Он сам выкопал пруд и колодезь, вода которого имела целительную силу. За святость жизни старца Нила глубоко почитали современные ему русские иерархи.
Преподобный участвовал на Соборах 1490 и 1503 годов. Избегая почестей и славы мира сего, он перед своей кончиной завещал ученикам бросить тело его на съедение зверям и птицам или похоронить без всяких почестей на месте его подвига.
Скончался святой на 76‑м году жизни 7 мая 1508 года. Мощи его, погребенные в основанной им обители, прославились множеством чудотворений. Русская Церковь причислила его к лику святых.
Тропарь, глас 4
Удали́вся, бе́гая дави́дски, ми́ра, /и вся, я́же в нем, я́ко уме́ты, вмени́в, /и, в ме́сте безмо́лвне всели́вся, /духо́вныя ра́дости испо́лнился еси́, о́тче наш Ни́ле, /и, еди́ному Бо́гу изво́лив служи́ти, /процве́л еси́, я́ко фи́никс, /и, я́ко лоза́ благопло́дна, /умно́жил еси́ ча́да пусты́ни. /Тем благода́рственно вопие́м: /сла́ва Укре́пльшему тя в по́двиге пустынножи́тельства; /сла́ва Избра́вшему тя в Росси́и /отше́льником уставополо́жника изря́дна; //сла́ва моли́твами твои́ми и нас Спаса́ющему.
Кондак, глас 8
Любве́ ра́ди Христо́вы удали́вся мирски́х смуще́ний, /ра́достною душе́ю всели́лся еси́ в пусты́ни, /в не́йже подвиза́вся до́бре, я́ко Áнгел на земли́, о́тче Ни́ле, пожи́л еси́: /бде́нием бо и посто́м те́ло свое́ изнури́л еси́ ве́чныя ра́ди жи́зни. /Ея́же ны́не сподо́бився, /во све́те неизрече́нныя ра́дости Пресвяте́й Тро́ице со святы́ми предстоя́, /моли́, мо́лимтися, припа́дающе, ча́да твоя́, /сохрани́тися нам от вся́каго наве́та и злых обстоя́ний /ви́димых и неви́димых враг //и спасти́ся душа́м на́шим.
Величание
Ублажа́ем тя, /преподо́бне о́тче Ни́ле, /и чтим святу́ю па́мять твою́, /наста́вниче мона́хов //и собесе́дниче а́нгелов.
Молитва преподобному Нилу Сорскому
О преподо́бне и Богоблаже́нне о́тче Ни́ле, Богому́дрый наста́вниче и учи́телю наш! Ты любве́ ра́ди Бо́жия от мирски́х смуще́ний удаля́яся, в непрохо́дней пусты́ни и в де́брех всели́тися изво́лил еси́, и я́ко лоза́ благопло́дна, ча́да пусты́ни умно́жив, сло́вом, писа́нием и житие́м о́браз вся́кия и́ноческия доброде́тели яви́лся еси́; и я́ко а́нгел во пло́ти пожи́в на земли́, ны́не в селе́ниих Небе́сных, иде́же пра́зднующих глас непреста́нный, водворя́ешися, и с ли́ки святы́х Бо́гу предстоя́, Тому́ хвалы́ и славосло́вия непреста́нно прино́сиши. Мо́лим тя, Богоблаже́нне, наста́ви и нас, под кро́вом твои́м жи́тельствующих, непреткнове́нно по стопа́м твои́м ходи́ти и Го́спода Бо́га всем се́рдцем свои́м люби́ти, Того́ еди́наго вожделе́ти и о Том еди́ном помышля́ти, му́жественно же и благоиску́сно проти́ву до́лу влеку́щих по́мыслов и прило́гов вра́жиих пра́тися и ты́я всегда́ побежда́ти; вся́кую же тесноту́ мона́шескаго жития́ возлюби́ти и кра́сная ми́ра сего́, любве́ ра́ди Христо́вы, возненави́дети помози́ нам; вся́ку же доброде́тель, в не́йже сам потруди́лся еси́, в сердца́х на́ших насади́ти нам посо́бствуй. Моли́ Христа́ Бо́га, да и всем правосла́вным христиа́ном, в ми́ре живу́щим, просвети́т ум и о́чи серде́чныя, е́же ко спасе́нию, утверди́т я́ в ве́ре и благоче́стии и в де́лании за́поведей Свои́х, сохрани́т же от ле́сти ми́ра сего́, и оставле́ние грехо́в да́рует всем христиа́ном, та́же и вся потре́бная ко вре́менному житию́ всем приложит. Да та́ко вси христиа́не, в пусты́ни и в ми́ре жи́тельствующии, ти́хое и безмо́лвное житие́ поживу́т во вся́ком благоче́стии и че́стности, и Христа́ усты́ и се́рдцем просла́вят, ку́пно со безнача́льным Его́ Отце́м и Пресвяты́м и Благи́м и Животворя́щим Его́ Ду́хом, всегда́, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
В этот день святая Церковь также празднует память:
Воспоминание явления на небе Креста Господня в Иерусалиме (351). Мч. Акакия сотника (303). Прпп. Иоанна Зедазнийского и учеников его: Авива, еп. Некресского, Антония Марткопского, Давида Гареджийского, Зенона Икалтойского, Фаддея Степанцми́ндского, И́се (Иессея), еп. Цилка́нского, Иосифа, еп. Алаве́рдского, Иси́дора Самтави́сского, Михаила Улумбо́йского, Пирра Бретского, Стефана Хирсского и Шио Мгвимского (VI) (Груз.). Обре́тение мощей прп. Нила Мироточивого, Афонского (1815). Мчч. Илиократа; Никомы; Пахомия Русского, Афонского (1780). Сщмч. Михаила Околовича пресвитера (1938). Собор прпп. отец Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря. Икон Божией Матери Любечской (XI) и Жировицкой (1470).