20 декаб­ря. Свя­ти­тель Амвро­сий, епи­скоп Медиоланский
Свя­ти­тель Амвро­сий, епи­скоп Медио­лан­ский, родил­ся в 340 году в семье рим­ско­го намест­ни­ка Гал­лии. Еще в дет­стве свя­ти­те­ля были явле­ны чудес­ные пред­зна­ме­но­ва­ния его вели­ко­го буду­ще­го. Так, одна­жды пче­лы покры­ли лицо спя­ще­го мла­ден­ца и уле­те­ли после того, как…

Свя­ти­тель Амвро­сий, епи­скоп Медио­лан­ский, родил­ся в 340 году в семье рим­ско­го намест­ни­ка Гал­лии. Еще в дет­стве свя­ти­те­ля были явле­ны чудес­ные пред­зна­ме­но­ва­ния его вели­ко­го буду­ще­го. Так, одна­жды пче­лы покры­ли лицо спя­ще­го мла­ден­ца и уле­те­ли после того, как оста­ви­ли на язы­ке у него мед.

После смер­ти отца семья Амвро­сия пере­се­ли­лась в Рим, где буду­щий свя­ти­тель и его брат Сатир полу­чи­ли бле­стя­щее по тем вре­ме­нам юри­ди­че­ское обра­зо­ва­ние. Око­ло 370 года, по окон­ча­нии кур­са наук, Амвро­сий был назна­чен намест­ни­ком обла­стей (кон­суль­ским пре­фек­том) Лигу­рии и Эми­лии, но жил в Медиолане.

В 374 году умер епи­скоп Медио­ла­на Авк­сен­тий, и это повлек­ло за собой раз­до­ры меж­ду пра­во­слав­ны­ми и ари­а­на­ми, так как каж­дая сто­ро­на хоте­ла поста­вить сво­е­го епи­ско­па. Амвро­сий, как пер­вый гра­до­на­чаль­ник, отпра­вил­ся в цер­ковь для под­дер­жа­ния поряд­ка. Когда он обра­тил­ся с речью к тол­пе, какой-то ребе­нок вдруг крик­нул: “Амвро­сий – епи­скоп!” Воз­глас был под­хва­чен наро­дом. Амвро­сий, кото­рый в это вре­мя был еще в чис­ле огла­шен­ных, почи­тая себя недо­стой­ным, стал отка­зы­вать­ся. Он пытал­ся даже лож­но опо­зо­рить себя, про­бо­вал бежать из Медио­ла­на. Дело дошло до импе­ра­то­ра Вален­ти­ни­а­на Стар­ше­го (364 – 375), при­ка­за кото­ро­го Амвро­сий не посмел уже ослу­шать­ся. Он при­нял свя­тое Кре­ще­ние у пра­во­слав­но­го свя­щен­ни­ка и, прой­дя за семь дней все сту­пе­ни цер­ков­ной иерар­хии, 7 декаб­ря 374 года был руко­по­ло­жен в сан епи­ско­па Медио­лан­ско­го и сра­зу же роз­дал всю свою соб­ствен­ность, день­ги и име­ние на укра­ше­ние хра­мов, про­пи­та­ние сирот и нищих, сам же обра­тил­ся к стро­гой подвиж­ни­че­ской жизни.

Суро­вое воз­дер­жа­ние, дол­гие бде­ния и тру­ды Амвро­сий соче­тал с испол­не­ни­ем обя­зан­но­стей пас­ты­ря. Свя­ти­тель Амвро­сий, отста­и­вая един­ство Церк­ви, энер­гич­но про­ти­во­дей­ство­вал рас­про­стра­не­нию ере­сей. Так, в 379 году ему уда­лось поста­вить пра­во­слав­но­го епи­ско­па в Сир­мии, а в 385 – 386 годах он отка­зал­ся пере­дать ари­а­нам бази­ли­ку Медиолана.

Про­по­ведь свя­то­го Амвро­сия в защи­ту Пра­во­сла­вия ока­зы­ва­ла глу­бо­кое воз­дей­ствие. Об этом сви­де­тель­ство­вал дру­гой зна­ме­ни­тый отец запад­ной Церк­ви, бла­жен­ный Авгу­стин, при­няв­ший в 387 году свя­тое Кре­ще­ние бла­го­да­ря про­по­ве­ди епи­ско­па Медио­ла­на. Свя­ти­тель при­ни­мал дея­тель­ное уча­стие и в госу­дар­ствен­ных делах. Так, Гра­ци­ан (375 – 383), полу­чив от него Изло­же­ние пра­во­слав­ной веры, убрал, по ука­за­нию свя­ти­те­ля, из зала сена­та в Риме жерт­вен­ник Вик­то­рии, на кото­ром при­ни­ма­лись клят­вы. Испол­нен­ный пас­тыр­ско­го дерз­но­ве­ния, свя­ти­тель нало­жил на Фео­до­сия I (379 – 395) суро­вую епи­ти­мию за истреб­ле­ние невин­ных жите­лей горо­да Солу­ни. Для него не было раз­ли­чия меж­ду царем и про­сто­лю­ди­ном: раз­ре­шив Фео­до­сия от епи­ти­мии, свя­ти­тель не допу­стил импе­ра­то­ра при­ча­щать­ся в алта­ре, а заста­вил сто­ять вме­сте со всей паствой.

Сла­ва о епи­ско­пе Амвро­сии и его дея­ни­ях при­влек­ла к нему мно­гих после­до­ва­те­лей из дру­гих стран. Из дале­кой Пер­сии при­хо­ди­ли к нему уче­ные муд­ре­цы, что­бы обре­сти Исти­ну. Фри­ти­гиль­да, цари­ца воин­ствен­но­го гер­ман­ско­го пле­ме­ни мар­ко­ма­нов, часто напа­дав­ше­го на Медио­лан, про­си­ла свя­ти­те­ля наста­вить ее в хри­сти­ан­ской вере. Свя­той в пись­ме к ней убе­ди­тель­но изло­жил дог­ма­ты Церк­ви. Уве­ро­вав­шая цари­ца обра­ти­ла в хри­сти­ан­ство сво­е­го мужа и убе­ди­ла его заклю­чить мир­ный дого­вор с Рим­ской империей.

Стро­гость соче­та­лась у свя­ти­те­ля с необык­но­вен­ной доб­ро­той. Наде­лен­ный даром чудо­тво­ре­ния, мно­гих он исце­лил от болез­ней. Одна­жды во Фло­рен­ции, пре­бы­вая в доме Децен­та, он вос­кре­сил умер­ше­го мальчика.

Кон­чи­на свя­ти­те­ля Амвро­сия, пре­ста­вив­ше­го­ся к Богу в ночь Свя­той Пас­хи, сопро­вож­да­лась мно­ги­ми чуде­са­ми, кре­ща­е­мым же в ту ночь детям он явил­ся в виде­нии. Свя­ти­тель был погре­бен в Амвро­си­е­вой бази­ли­ке, в Медио­лане, под жерт­вен­ни­ком, меж­ду муче­ни­ка­ми Про­та­си­ем и Гервасием.

Рев­ност­ный про­по­вед­ник и муже­ствен­ный защит­ник хри­сти­ан­ской веры, свя­той Амвро­сий полу­чил осо­бую извест­ность и как заме­ча­тель­ный цер­ков­ный писа­тель. В дог­ма­ти­че­ских про­из­ве­де­ни­ях он отста­и­вал пра­во­слав­ное уче­ние о Свя­той Тро­и­це, таин­ствах и пока­я­нии (5 книг о вере; Изъ­яс­не­ние Сим­во­ла веры; О вопло­ще­нии; 3 кни­ги о Свя­том Духе; О таин­ствах; 2 кни­ги о пока­я­нии). В сочи­не­ни­ях о хри­сти­ан­ской нрав­ствен­но­сти рас­кры­вал пре­вос­ход­ство хри­сти­ан­ско­го нра­во­уче­ния пред нра­во­уче­ни­ем языч­ни­ков. Извест­ная рабо­та свя­ти­те­ля “Об обя­зан­но­стях свя­щен­но­слу­жи­те­лей” сви­де­тель­ству­ет о глу­бо­ком осо­зна­нии им пас­тыр­ско­го дол­га; в ней содер­жат­ся ука­за­ния не толь­ко по веде­нию цер­ков­ной служ­бы, но и нрав­ствен­ные настав­ле­ния слу­жи­те­лям Церк­ви. Свя­ти­тель Амвро­сий был так­же пре­об­ра­зо­ва­те­лем цер­ков­но­го пения. Он ввел в Запад­ной Церк­ви анти­фон­ное пение (по-восточ­но­му, сирий­ско­му образ­цу), извест­ное как “амвро­си­ан­ский напев”; соста­вил 12 гим­нов, кото­рые испол­ня­лись при его жиз­ни. Его бла­го­дар­ствен­ный тор­же­ствен­ный гимн “Тебе, Бога, хва­лим”, состав­лен­ный в 386 году, вошел в Бого­слу­же­ние Пра­во­слав­ной Церкви.

Тро­парь, глас 4

Пра́ви­ло ве́­ры и о́браз кро́то­сти, /​воз­дер­жа́­ния учи́­те­ля /​яви́ тя ста́­ду тво­е­му́ /​я́же веще́й и́сти­на. /​Сего́ ра́­ди стя­жа́л еси́ сми­ре́­ни­ем высо́кая, /​нище­то́ю бога́тая, /​о́т­че Амвро́­сие, /​моли́ Хри­ста́ Бо́­га, /​/​спа­сти́­ся душа́м на́шим.

Кондак, глас 3

Боже́ствен­ны­ми дог­ма́ты обли­ста́я, /​помра­чи́л еси́ Áри­е­ву пре́лесть, свя­щен­но­та­и́н­ни­че и па́­сты­рю Амвро́­сие; /​чудо­де́й­ствуя же си́­лою Ду́­ха, /​стра́­сти раз­ли́ч­ныя я́ве исце­ли́л еси́, о́т­че пре­по­до́бне, /​/​Хри­ста́ Бо́­га моли́ спа­сти́­ся душа́м на́шим.

Вели­ча­ние

Вели­ча́ем тя, /​свя­ти́­те­лю о́т­че Амвро́­сие, /​и чтим свя­ту́ю па́­мять тво­ю́, /​ты бо мо́­ли­ши о нас /​/​Хри­ста́ Бо́­га на́шего.

Молит­ва свя­ти­те­лю Амвро­сию Медиоланскому

О все­свя­ты­́й Амвро́­сие, уго́д­ни­че Бо́­жий изря́д­ней­ший, покро­ви́­те­лю мо́й ми́­ло­сти­вей­ший! При­́зри с высо­ты́ го́р­ня­го жили́­ща тво­е­го́ на мя́ недо­сто́й­на­го, нера­ди́­ва­го, уны­́ла­го в насто­я́­щем жити­и́ се́м. Ви́ждь мене́ гре́ш­на­го, в толи́­цем обсто­я́­нии су́­ща­го, умо́м помра­че́н­на­го, во́лею ко злу́ пре­кло­не́н­на­го, и се́рд­цем па́­че к зем­ли́, не́­же к небе­си́, при­лепле́н­на­го. Ви́ждь стра́ст­ное обу­ре­ва́­ние души́ мое­я́ и не́­мощь и небре­же́­ние мое́. Ви́ждь при се́м и кова́р­ство зло­на­ча́ль­ни­ка и губи́­те­ля мое­го́, ви́ждь, о свя­ти́­те­лю Хри­сто́в, и уми­ло­се́р­ди­ся о мне́, тако­ва́­го ра́­ди поло­же́­ния мое­го́. Помо­зи́ ми́, о засту́п­ни­че мо́й, ско́­рым пред­ста́­тель­ством тво­и́м. Исхо­да́тай­ствуй ми́ от Отца́ щед­ро́т бо́д­рость и си́­лу, во е́же тво­ри́ти во́­лю Его́, бла­гу́ю, уго́д­ную и совер­ше́н­ную, стра́­сти моя́ умерт­ви́ти, де́­мо­на низ­ло­жи́ти, ми́р себе́ рас­пя́ти и себе́ ми́­ру, и та́ко дости́­г­ну­ти хри­сти­а́н­ския кон­чи́­ны живо­та́ сво­е­го́, без­бо­ле́з­нен­ны, непо­сты­́д­ны, ми́р­ны. По исхо́­де же при­тре́­пет­ныя души́ мое­я́ от ока­я́н­на­го и бре́н­на­го теле­се́ сего́, бу́­ди е́й а́н­гел покро­ви́­тель, до́бр спу́т­ник, ве́рен хра­ни́­тель и защи́т­ник от лю́тых напа­де́­ний нача́ль­ни­ка воз­ду́ш­ных мыта́рств, да без­бе́д­но пре­ше́д о́ныя, си́­лою пред­ста́­тель­ства тво­е­го́, спо­до́б­лю­ся про́­чее и а́з, после́д­ний из все­́х, и́же в ца́р­стве бла­го­да́ти, узре́ти слад­ча́й­шее лице́ Го́с­по­да на́­ше­го и сла́ви­ти Его́ со Отце́м и Свя­ты­́м Ду́­хом, и тво­е́ ми́­ло­стив­ное о мне́ пред­ста́­тель­ство, во ве́ки веко́в. Ами́нь.

В этот день свя­тая Цер­ковь так­же празд­ну­ет память:

Прп. Нила Сто­ло­бе́н­ско­го (1554). Прп. Анто­ния Сий­ско­го (1556). Мч. Афи­но­до­ра (ок. 304). Мц. Фило­феи (1060; румын.). Прп. Иоан­на, пост­ни­ка Печер­ско­го, в Ближ. пещ. (XII) Прп. Пав­ла Послуш­ли­во­го. Прмч. Сер­гия (Галь­ков­ско­го) иером. (1917) Прмч. Анд­ро­ни­ка (Бар­су­ко­ва) иерод. (1917) Сщмч. Анто­ния Попо­ва пре­св. (1918) Сщмч. Сер­гия Голо­ща­по­ва пре­св. (1937) Сщмч. Миха­и­ла Успен­ско­го пре­св. (1937) Сщмч. Сер­гия Успен­ско­го пре­св. (1937) Сщмч. Ники­фо­ра Лит­ви­но­ва диак. (1937) Прмч. Галак­ти­о­на (Урба­но­ви­ча-Нови­ко­ва) иером. (1937) Прмч. Гурия (Самой­ло­ва) иером. (1937) Мч. Иоан­на Деми­до­ва (1937). Сщмч. Пет­ра Кре­сто­ва пре­св. (1941) Сщмч. Васи­лия Миро­жи­на пре­св. (1941). Сели­гер­ской (Вла­ди­мир­ской) ико­ны Божи­ей Матери.

Фотографии

Икона Пресвятой Богородицы «Почаевская»

Ис­то­рия этой чу­до­твор­ной ико­ны Бо­го­ма­те­ри нераз­рыв­но свя­за­на с По­ча­ев­ским мо­на­сты­рём в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (Укра­и­на). На го­ре, где ныне рас­по­ло­же­на Успен­ская По­ча­ев­ская лав­ра, в 1240 го­ду по­се­ли­лись два ино­ка.

Расписание богослужений

Помочь нашему храму

Написать письмоПомощь храму