20 декаб­ря. Свя­ти­тель Амвро­сий, епи­скоп Медиоланский
Свя­ти­тель Амвро­сий, епи­скоп Медио­лан­ский, родил­ся в 340 году в семье рим­ско­го намест­ни­ка Гал­лии. Еще в дет­стве свя­ти­те­ля были явле­ны чудес­ные пред­зна­ме­но­ва­ния его вели­ко­го буду­ще­го. Так, одна­жды пче­лы покры­ли лицо спя­ще­го мла­ден­ца и уле­те­ли после того, как…

Свя­ти­тель Амвро­сий, епи­скоп Медио­лан­ский, родил­ся в 340 году в семье рим­ско­го намест­ни­ка Гал­лии. Еще в дет­стве свя­ти­те­ля были явле­ны чудес­ные пред­зна­ме­но­ва­ния его вели­ко­го буду­ще­го. Так, одна­жды пче­лы покры­ли лицо спя­ще­го мла­ден­ца и уле­те­ли после того, как оста­ви­ли на язы­ке у него мед.

После смер­ти отца семья Амвро­сия пере­се­ли­лась в Рим, где буду­щий свя­ти­тель и его брат Сатир полу­чи­ли бле­стя­щее по тем вре­ме­нам юри­ди­че­ское обра­зо­ва­ние. Око­ло 370 года, по окон­ча­нии кур­са наук, Амвро­сий был назна­чен намест­ни­ком обла­стей (кон­суль­ским пре­фек­том) Лигу­рии и Эми­лии, но жил в Медиолане.

В 374 году умер епи­скоп Медио­ла­на Авк­сен­тий, и это повлек­ло за собой раз­до­ры меж­ду пра­во­слав­ны­ми и ари­а­на­ми, так как каж­дая сто­ро­на хоте­ла поста­вить сво­е­го епи­ско­па. Амвро­сий, как пер­вый гра­до­на­чаль­ник, отпра­вил­ся в цер­ковь для под­дер­жа­ния поряд­ка. Когда он обра­тил­ся с речью к тол­пе, какой-то ребе­нок вдруг крик­нул: “Амвро­сий – епи­скоп!” Воз­глас был под­хва­чен наро­дом. Амвро­сий, кото­рый в это вре­мя был еще в чис­ле огла­шен­ных, почи­тая себя недо­стой­ным, стал отка­зы­вать­ся. Он пытал­ся даже лож­но опо­зо­рить себя, про­бо­вал бежать из Медио­ла­на. Дело дошло до импе­ра­то­ра Вален­ти­ни­а­на Стар­ше­го (364 – 375), при­ка­за кото­ро­го Амвро­сий не посмел уже ослу­шать­ся. Он при­нял свя­тое Кре­ще­ние у пра­во­слав­но­го свя­щен­ни­ка и, прой­дя за семь дней все сту­пе­ни цер­ков­ной иерар­хии, 7 декаб­ря 374 года был руко­по­ло­жен в сан епи­ско­па Медио­лан­ско­го и сра­зу же роз­дал всю свою соб­ствен­ность, день­ги и име­ние на укра­ше­ние хра­мов, про­пи­та­ние сирот и нищих, сам же обра­тил­ся к стро­гой подвиж­ни­че­ской жизни.

Суро­вое воз­дер­жа­ние, дол­гие бде­ния и тру­ды Амвро­сий соче­тал с испол­не­ни­ем обя­зан­но­стей пас­ты­ря. Свя­ти­тель Амвро­сий, отста­и­вая един­ство Церк­ви, энер­гич­но про­ти­во­дей­ство­вал рас­про­стра­не­нию ере­сей. Так, в 379 году ему уда­лось поста­вить пра­во­слав­но­го епи­ско­па в Сир­мии, а в 385 – 386 годах он отка­зал­ся пере­дать ари­а­нам бази­ли­ку Медиолана.

Про­по­ведь свя­то­го Амвро­сия в защи­ту Пра­во­сла­вия ока­зы­ва­ла глу­бо­кое воз­дей­ствие. Об этом сви­де­тель­ство­вал дру­гой зна­ме­ни­тый отец запад­ной Церк­ви, бла­жен­ный Авгу­стин, при­няв­ший в 387 году свя­тое Кре­ще­ние бла­го­да­ря про­по­ве­ди епи­ско­па Медио­ла­на. Свя­ти­тель при­ни­мал дея­тель­ное уча­стие и в госу­дар­ствен­ных делах. Так, Гра­ци­ан (375 – 383), полу­чив от него Изло­же­ние пра­во­слав­ной веры, убрал, по ука­за­нию свя­ти­те­ля, из зала сена­та в Риме жерт­вен­ник Вик­то­рии, на кото­ром при­ни­ма­лись клят­вы. Испол­нен­ный пас­тыр­ско­го дерз­но­ве­ния, свя­ти­тель нало­жил на Фео­до­сия I (379 – 395) суро­вую епи­ти­мию за истреб­ле­ние невин­ных жите­лей горо­да Солу­ни. Для него не было раз­ли­чия меж­ду царем и про­сто­лю­ди­ном: раз­ре­шив Фео­до­сия от епи­ти­мии, свя­ти­тель не допу­стил импе­ра­то­ра при­ча­щать­ся в алта­ре, а заста­вил сто­ять вме­сте со всей паствой.

Сла­ва о епи­ско­пе Амвро­сии и его дея­ни­ях при­влек­ла к нему мно­гих после­до­ва­те­лей из дру­гих стран. Из дале­кой Пер­сии при­хо­ди­ли к нему уче­ные муд­ре­цы, что­бы обре­сти Исти­ну. Фри­ти­гиль­да, цари­ца воин­ствен­но­го гер­ман­ско­го пле­ме­ни мар­ко­ма­нов, часто напа­дав­ше­го на Медио­лан, про­си­ла свя­ти­те­ля наста­вить ее в хри­сти­ан­ской вере. Свя­той в пись­ме к ней убе­ди­тель­но изло­жил дог­ма­ты Церк­ви. Уве­ро­вав­шая цари­ца обра­ти­ла в хри­сти­ан­ство сво­е­го мужа и убе­ди­ла его заклю­чить мир­ный дого­вор с Рим­ской империей.

Стро­гость соче­та­лась у свя­ти­те­ля с необык­но­вен­ной доб­ро­той. Наде­лен­ный даром чудо­тво­ре­ния, мно­гих он исце­лил от болез­ней. Одна­жды во Фло­рен­ции, пре­бы­вая в доме Децен­та, он вос­кре­сил умер­ше­го мальчика.

Кон­чи­на свя­ти­те­ля Амвро­сия, пре­ста­вив­ше­го­ся к Богу в ночь Свя­той Пас­хи, сопро­вож­да­лась мно­ги­ми чуде­са­ми, кре­ща­е­мым же в ту ночь детям он явил­ся в виде­нии. Свя­ти­тель был погре­бен в Амвро­си­е­вой бази­ли­ке, в Медио­лане, под жерт­вен­ни­ком, меж­ду муче­ни­ка­ми Про­та­си­ем и Гервасием.

Рев­ност­ный про­по­вед­ник и муже­ствен­ный защит­ник хри­сти­ан­ской веры, свя­той Амвро­сий полу­чил осо­бую извест­ность и как заме­ча­тель­ный цер­ков­ный писа­тель. В дог­ма­ти­че­ских про­из­ве­де­ни­ях он отста­и­вал пра­во­слав­ное уче­ние о Свя­той Тро­и­це, таин­ствах и пока­я­нии (5 книг о вере; Изъ­яс­не­ние Сим­во­ла веры; О вопло­ще­нии; 3 кни­ги о Свя­том Духе; О таин­ствах; 2 кни­ги о пока­я­нии). В сочи­не­ни­ях о хри­сти­ан­ской нрав­ствен­но­сти рас­кры­вал пре­вос­ход­ство хри­сти­ан­ско­го нра­во­уче­ния пред нра­во­уче­ни­ем языч­ни­ков. Извест­ная рабо­та свя­ти­те­ля “Об обя­зан­но­стях свя­щен­но­слу­жи­те­лей” сви­де­тель­ству­ет о глу­бо­ком осо­зна­нии им пас­тыр­ско­го дол­га; в ней содер­жат­ся ука­за­ния не толь­ко по веде­нию цер­ков­ной служ­бы, но и нрав­ствен­ные настав­ле­ния слу­жи­те­лям Церк­ви. Свя­ти­тель Амвро­сий был так­же пре­об­ра­зо­ва­те­лем цер­ков­но­го пения. Он ввел в Запад­ной Церк­ви анти­фон­ное пение (по-восточ­но­му, сирий­ско­му образ­цу), извест­ное как “амвро­си­ан­ский напев”; соста­вил 12 гим­нов, кото­рые испол­ня­лись при его жиз­ни. Его бла­го­дар­ствен­ный тор­же­ствен­ный гимн “Тебе, Бога, хва­лим”, состав­лен­ный в 386 году, вошел в Бого­слу­же­ние Пра­во­слав­ной Церкви.

Тро­парь, глас 4

Пра́вило ве́ры и о́браз кро́тости, /​воздержа́ния учи́теля /​яви́ тя ста́ду тво­е­му́ /​я́же веще́й и́стина. /​Сего́ ра́ди стяжа́л еси́ смире́нием высо́кая, /​нището́ю бога́тая, /​о́тче Амвро́сие, /​моли́ Хри­ста́ Бо́га, /​/​спасти́ся душа́м на́шим.

Кондак, глас 3

Боже́ственными догма́ты облиста́я, /​помрачи́л еси́ Áриеву пре́лесть, священнотаи́нниче и па́стырю Амвро́сие; /​чудоде́йствуя же си́лою Ду́ха, /​стра́сти разли́чныя я́ве исцели́л еси́, о́тче преподо́бне, /​/​Хри­ста́ Бо́га моли́ спасти́ся душа́м на́шим.

Вели­ча­ние

Велича́ем тя, /​святи́телю о́тче Амвро́сие, /​и чтим святу́ю па́мять твою́, /​ты бо мо́лиши о нас /​/​Хри­ста́ Бо́га на́шего.

Молит­ва свя­ти­те­лю Амвро­сию Медиоланскому

О всесвяты́й Амвро́сие, уго́дниче Бо́жий изря́днейший, покрови́телю мо́й ми́лостивейший! При́зри с высо­ты́ го́рняго жили́ща тво­е­го́ на мя́ недосто́йнаго, неради́ваго, уны́лаго в настоя́щем житии́ се́м. Ви́ждь мене́ гре́шнаго, в толи́цем обстоя́нии су́щаго, умо́м помраче́ннаго, во́лею ко злу́ преклоне́ннаго, и се́рдцем па́че к зем­ли́, не́же к небе­си́, прилепле́ннаго. Ви́ждь стра́стное обурева́ние души́ моея́ и не́мощь и небреже́ние мое́. Ви́ждь при се́м и кова́рство злонача́льника и губи́теля мое­го́, ви́ждь, о святи́телю Христо́в, и умилосе́рдися о мне́, такова́го ра́ди положе́ния мое­го́. Помо­зи́ ми́, о засту́пниче мо́й, ско́рым предста́тельством твои́м. Исхода́тайствуй ми́ от Отца́ щедро́т бо́дрость и си́лу, во е́же твори́ти во́лю Его́, благу́ю, уго́дную и соверше́нную, стра́сти моя́ умертви́ти, де́мона низложи́ти, ми́р себе́ распя́ти и себе́ ми́ру, и та́ко дости́гнути христиа́нския кончи́ны живо­та́ сво­е­го́, безболе́зненны, непосты́дны, ми́рны. По исхо́де же притре́петныя души́ моея́ от окая́ннаго и бре́ннаго теле­се́ сего́, бу́ди е́й а́нгел покрови́тель, до́бр спу́тник, ве́рен храни́тель и защи́тник от лю́тых нападе́ний нача́льника возду́шных мыта́рств, да безбе́дно преше́д о́ныя, си́лою предста́тельства тво­е­го́, сподо́блюся про́чее и а́з, после́дний из все́х, и́же в ца́рстве благода́ти, узре́ти сладча́йшее лице́ Го́спода на́шего и сла́вити Его́ со Отце́м и Святы́м Ду́хом, и твое́ ми́лостивное о мне́ предста́тельство, во ве́ки веко́в. Ами́нь.

В этот день свя­тая Цер­ковь так­же празд­ну­ет память:

Прп. Нила Столобе́нского (1554). Прп. Анто­ния Сий­ско­го (1556). Мч. Афи­но­до­ра (ок. 304). Мц. Фило­феи (1060; румын.). Прп. Иоан­на, пост­ни­ка Печер­ско­го, в Ближ. пещ. (XII) Прп. Пав­ла Послуш­ли­во­го. Прмч. Сер­гия (Галь­ков­ско­го) иером. (1917) Прмч. Анд­ро­ни­ка (Бар­су­ко­ва) иерод. (1917) Сщмч. Анто­ния Попо­ва пре­св. (1918) Сщмч. Сер­гия Голо­ща­по­ва пре­св. (1937) Сщмч. Миха­и­ла Успен­ско­го пре­св. (1937) Сщмч. Сер­гия Успен­ско­го пре­св. (1937) Сщмч. Ники­фо­ра Лит­ви­но­ва диак. (1937) Прмч. Галак­ти­о­на (Урба­но­ви­ча-Нови­ко­ва) иером. (1937) Прмч. Гурия (Самой­ло­ва) иером. (1937) Мч. Иоан­на Деми­до­ва (1937). Сщмч. Пет­ра Кре­сто­ва пре­св. (1941) Сщмч. Васи­лия Миро­жи­на пре­св. (1941). Сели­гер­ской (Вла­ди­мир­ской) ико­ны Божи­ей Матери.

Фотографии

Икона Пресвятой Богородицы «Почаевская»

Ис­то­рия этой чу­до­твор­ной ико­ны Бо­го­ма­те­ри нераз­рыв­но свя­за­на с По­ча­ев­ским мо­на­сты­рём в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (Укра­и­на). На го­ре, где ныне рас­по­ло­же­на Успен­ская По­ча­ев­ская лав­ра, в 1240 го­ду по­се­ли­лись два ино­ка.

Расписание богослужений

Помочь нашему храму

Написать письмоПомощь храму