2 янва­ря. Свя­ти­тель Дани­ил Сербский
Свя­ти­тель Дани­ил Серб­ский, един­ствен­ный сын бога­тых и знат­ных роди­те­лей, был при­бли­жен­ным серб­ско­го коро­ля Сте­фа­на Уро­ша Милю­ти­на. Отка­зав­шись от свет­ской карье­ры, он при­нял постри­же­ние от игу­ме­на мона­сты­ря во имя свя­ти­те­ля Нико­лая в местеч­ке Кон­чул на бере­гу реки Ибра.…

Свя­ти­тель Дани­ил Серб­ский, един­ствен­ный сын бога­тых и знат­ных роди­те­лей, был при­бли­жен­ным серб­ско­го коро­ля Сте­фа­на Уро­ша Милю­ти­на. Отка­зав­шись от свет­ской карье­ры, он при­нял постри­же­ние от игу­ме­на мона­сты­ря во имя свя­ти­те­ля Нико­лая в местеч­ке Кон­чул на бере­гу реки Ибра.

Подвиж­ни­че­ская жизнь ино­ка Дани­и­ла была при­ме­ром для всей бра­тии. Архи­епи­скоп Серб­ский Евста­фий руко­по­ло­жил его во пре­сви­те­ра и при­нял в свою келию. Когда же при­шло вре­мя выби­рать игу­ме­на в Хилен­дар­ский мона­стырь на Свя­той Горе Афон, то назна­че­ние полу­чил свя­той Дани­ил. Игу­мен­ство­вать свя­то­му при­шлось в то тяже­лей­шее для Свя­той Горы вре­мя, когда изгнан­ные из Пале­сти­ны кре­сто­нос­цы, сме­шав­шись с ара­ба­ми, рас­хи­ща­ли и гра­би­ли афон­ские мона­сты­ри, “не щадя ника­кой свя­ты­ни”. Свя­той Дани­ил муже­ствен­но пре­бы­вал в Хилен­дар­ском мона­сты­ре, кото­рый пере­нес и штур­мы, и оса­ду, и голод.

Когда на Свя­той Горе воца­рил­ся мир, свя­той сло­жил с себя игу­мен­ство и уда­лил­ся на пол­ное без­мол­вие в кел­лию свя­то­го Сав­вы Серб­ско­го (в Карее). Во вре­мя меж­до­усоб­ной вой­ны Уро­ша Милю­ти­на с бра­том Сте­фа­ном Дра­ту­ти­ном подвиж­ник был вызван в Сер­бию и при­ми­рил бра­тьев. На родине Дани­ил был посвя­щен в епи­ско­па Бан­ско­го и постав­лен насто­я­те­лем зна­ме­ни­то­го мона­сты­ря свя­то­го Сте­фа­на – коро­лев­ской сокровищницы.

Закон­чив в Бан­ске построй­ку кафед­раль­но­го хра­ма во имя свя­то­го апо­сто­ла и архи­ди­а­ко­на Сте­фа­на, свя­той Дани­ил сно­ва вер­нул­ся к ино­че­ским подви­гам на Свя­тую Гору.

В дру­гой раз свя­ти­тель был при­зван с Афо­на в 1325 году для воз­ве­де­ния во архи­епи­ско­па Серб­ско­го, состо­яв­ше­го­ся на празд­ник Воз­дви­же­ния Кре­ста Господня.

В тор­же­стве при­ня­ли уча­стие прот Свя­той Горы Гар­ва­сий и свя­то­гор­ские стар­цы. Архи­епи­скоп Дани­ил был при­ме­ром бла­го­че­стия, муд­рым архи­пас­ты­рем. Совер­шен­ная нес­тя­жа­тель­ность, неустан­ные забо­ты и тру­ды о нуж­дах Церк­ви и паст­вы и бла­го­ле­пии свя­тых хра­мов отли­ча­ли его свя­ти­тель­ское слу­же­ние. В 1335 году в Дечах свя­ти­тель воз­двиг храм в честь Воз­не­се­ния Гос­под­ня, один из луч­ших хри­сти­ан­ских памят­ни­ков Сер­бии. Собрав све­де­ния о про­шлом Сер­бии, свя­ти­тель соста­вил “Родо­слов”, где опи­сал жизнь серб­ских вла­сти­те­лей и серб­ских пер­во­свя­ти­те­лей. Еще при жиз­ни свя­ти­тель Дани­ил удо­сто­ил­ся дара чудо­тво­ре­ний и исцелений.

После четыр­на­дца­ти лет архи­епи­скоп­ско­го слу­же­ния свя­ти­тель Дани­ил ото­шел ко Гос­по­ду 19 декаб­ря 1338 года.

Тро­парь, глас 3

Чу́до яви́ся извеще́ния, /​дела́ми доброде́телей Бо́жиих возсия́л еси́, /​мона́шествующих ли́ки упа́сл еси́, /​архиере́йская седа́лища утверди́л еси́, /​ерети́ческаго нападе́ния не усумне́вся, /​Це́рковию Христо́вою управля́я, /​преподо́бне о́тче, Дании́ле прему́дре, /​усну́в, я́ко спя, /​те́ло же твое́ це́ло и нетле́нно соблюде́но бысть, /​и подае́т цель­бы́ боля́щим от разли́чных неду́гов, /​и де́моны прогоня́ет. /​Сего́ ра́ди мо́лим тя: /​/​моли́ спасти́ся душа́м на́шим.

Кондак, глас 8

Возбра́нному и ди́вному на́шея зем­ли́ свети́льнику днесь любо́вию притека́ем /​и песнь тебе́, Богоно́се, плете́м, /​я́ко иму́щему дерзнове́ние ко Го́споду: /​изба́ви нас от многообра́зных обстоя́ний, да зове́м ти: /​/​ра́дуйся, утвержде́ние оте́честву на́шему и вели́кий покрови́телю оби́тели своея́.

Вели­ча­ние

Велича́ем тя, /​святи́телю о́тче Дании́ле, /​и чтим святу́ю па́мять твою́, /​ты бо мо́лиши о нас /​/​Хри­ста́ Бо́га на́шего.

В этот день свя­тая Цер­ковь так­же празд­ну­ет память:

Пред­праздн­ство Рож­де­ства Хри­сто­ва. Сщмч. Игна­тия Бого­нос­ца (107). Прп. Игна­тия, архим. Печер­ско­го, в Дальн. пещ. (1435). Прав. Иоан­на Крон­штад­ско­го, чуд. (1908). Свт. Анто­ния, архи­еп. Воро­неж­ско­го (1846). Свт. Фило­го­ния, еп. Антио­хий­ско­го (323). Сщмч. Нико­лая Чер­ны­ше­ва пре­св. и доче­ри его, мц. Вар­ва­ры (1919). Ико­ны Божи­ей Мате­ри Ново­двор­ской (нач. XIV) и Лень­ков­ской (Нов­го­род-Север­ской), име­ну­е­мой “Спа­си­тель­ни­ца уто­па­ю­щих” (1301).

Фотографии

Икона Пресвятой Богородицы «Почаевская»

Ис­то­рия этой чу­до­твор­ной ико­ны Бо­го­ма­те­ри нераз­рыв­но свя­за­на с По­ча­ев­ским мо­на­сты­рём в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (Укра­и­на). На го­ре, где ныне рас­по­ло­же­на Успен­ская По­ча­ев­ская лав­ра, в 1240 го­ду по­се­ли­лись два ино­ка.

Расписание богослужений

Помочь нашему храму

Написать письмоПомощь храму