2 янва­ря. Свя­щен­но­му­че­ник Игна­тий Богоносец
Свя­щен­но­му­че­ник Игна­тий Бого­но­сец, родом из Сирии, был уче­ни­ком свя­то­го апо­сто­ла и еван­ге­ли­ста Иоан­на Бого­сло­ва, вме­сте со свя­тым Поли­кар­пом (память 23 фев­ра­ля), епи­ско­пом Смирн­ским. Свя­той Игна­тий был вто­рым епи­ско­пом Антио­хий­ским, пре­ем­ни­ком епи­ско­па Ево­да, свя­то­го апо­сто­ла от 70-ти. Пре­да­ние…

Свя­щен­но­му­че­ник Игна­тий Бого­но­сец, родом из Сирии, был уче­ни­ком свя­то­го апо­сто­ла и еван­ге­ли­ста Иоан­на Бого­сло­ва, вме­сте со свя­тым Поли­кар­пом (память 23 фев­ра­ля), епи­ско­пом Смирн­ским. Свя­той Игна­тий был вто­рым епи­ско­пом Антио­хий­ским, пре­ем­ни­ком епи­ско­па Ево­да, свя­то­го апо­сто­ла от 70-ти.

Пре­да­ние сооб­ща­ет, что когда свя­той Игна­тий был ребен­ком, Спа­си­тель обнял его и ска­зал: “Если не обра­ти­тесь и не буде­те как дети, не вой­де­те в Цар­ство Небес­ное” (Мф. 18, 3). Бого­нос­цем же он наиме­но­ван пото­му, что имел Имя Спа­си­те­ля в сво­ем серд­це и непре­стан­но Ему молился.

Свя­той Игна­тий рев­ност­но и не жалея сил тру­дил­ся на ниве Хри­сто­вой. Ему при­над­ле­жит уста­нов­ле­ние в цер­ков­ной служ­бе анти­фон­но­го пения (на два лика или хора). Во вре­мя гоне­ний он укреп­лял души сво­ей паст­вы и сам горел жела­ни­ем постра­дать за Христа.

В 106 г. импе­ра­тор Тра­ян (98 – 117), по слу­чаю побе­ды над ски­фа­ми, при­ка­зал повсе­мест­но при­но­сить жерт­вы язы­че­ским богам, а хри­сти­ан, отка­зы­ва­ю­щих­ся покло­нить­ся идо­лам, уби­вать. Во вре­мя похо­да про­тив армян и пар­фян в 107 г. импе­ра­тор про­хо­дил через Антио­хию. Здесь ему донес­ли, что епи­скоп Игна­тий откры­то испо­ве­ду­ет Хри­ста, учит пре­зи­рать богат­ство, вести доб­ро­де­тель­ную жизнь, хра­нить дев­ство. В это вре­мя свя­ти­тель Игна­тий доб­ро­воль­но явил­ся к импе­ра­то­ру, что­бы отвра­тить гоне­ние на антио­хий­ских хри­сти­ан. Настой­чи­вые прось­бы импе­ра­то­ра Тра­я­на при­не­сти жерт­ву язы­че­ским идо­лам были реши­тель­но отверг­ну­ты свя­тым Игна­ти­ем. Тогда импе­ра­тор решил отдать его на съе­де­ние зве­рям в Риме. Свя­ти­тель Игна­тий с радо­стью при­нял выне­сен­ный ему при­го­вор. Его готов­ность к муче­ни­че­ско­му подви­гу засви­де­тель­ство­ва­на оче­вид­ца­ми, сопро­вож­дав­ши­ми свя­то­го Игна­тия из Антио­хии в Рим.

Свя­ти­тель Игна­тий уве­ще­вал всех не боять­ся смер­ти и не скор­беть о нем. В сво­ем посла­нии к рим­ским хри­сти­а­нам от 24 авгу­ста 107 года он про­сил их содей­ство­вать ему молит­ва­ми, про­сить Бога укре­пить его в пред­сто­я­щем муче­ни­че­ском подви­ге за Хри­ста: “Его ищу, за нас умер­ше­го, Его желаю, за нас вос­крес­ше­го… Моя любовь рас­пя­лась, и нет во мне огня, любя­ще­го веще­ство, но вода живая и гово­ря­щая во мне, изнут­ри взы­ва­ет мне: “Иди к Отцу”.

Рим­ские хри­сти­ане встре­ти­ли свя­то­го Игна­тия с вели­кой радо­стью и глу­бо­кой скор­бью. Неко­то­рые из них наде­я­лись уго­во­рить народ отка­зать­ся от кро­ва­во­го зре­ли­ща, но свя­ти­тель Игна­тий умо­лил не делать это­го. Пре­кло­нив коле­на, он молил­ся вме­сте со все­ми веру­ю­щи­ми о Церк­ви, о люб­ви меж­ду бра­ти­я­ми и о пре­кра­ще­нии гоне­ний на хри­сти­ан. В день язы­че­ско­го празд­ни­ка 20 декаб­ря свя­то­го Игна­тия выве­ли на аре­ну цир­ка, и он обра­тил­ся к наро­ду: “Рим­ские мужи, вы зна­е­те, что я осуж­ден на смерть не ради зло­де­я­ния, но ради Еди­но­го мое­го Бога, любо­вью к Кото­ро­му я объ­ят и к Кото­ро­му стрем­люсь. Я Его пше­ни­ца и буду смо­лот зуба­ми зве­рей, что­бы быть Ему чистым хле­бом”. Сра­зу же после это­го были выпу­ще­ны львы.

Пре­да­ние повест­ву­ет, что, идя на казнь, свя­той Игна­тий непре­стан­но повто­рял Имя Иису­са Хри­ста. Когда его спро­си­ли, поче­му он это дела­ет, свя­той Игна­тий отве­чал, что носит это Имя в сво­ем серд­це, “а Кто запе­чат­лен в моем серд­це, Того я уста­ми испо­ве­дую”. Когда свя­той был рас­тер­зан, ока­за­лось, что серд­це его нетро­ну­то. Раз­ре­зав серд­це, языч­ни­ки уви­да­ли на внут­рен­них сто­ро­нах его золо­тую над­пись: “Иисус Хри­стос”. В ночь после каз­ни свя­ти­тель Игна­тий явил­ся мно­гим веру­ю­щим во сне, что­бы их уте­шить, а неко­то­рые виде­ли его моля­щим­ся. Услы­шав о вели­ком муже­стве свя­ти­те­ля, Тра­ян пожа­лел о нем и пре­кра­тил гоне­ние на христиан.

Мощи свя­то­го Игна­тия пере­не­се­ны в Антио­хию, а впо­след­ствии со сла­вою воз­вра­ще­ны и поло­же­ны 1 фев­ра­ля в церк­ви во имя свя­щен­но­му­че­ни­ка Кли­мен­та, папы Римского.

Тро­парь, глас 4

Апо́столь­ских нра́вов под­ра­жа́­те­лю /​и пре­сто́­ла их сна­сле́д­ни­че, /​архи­ере́ев удоб­ре́­ние /​и му́­че­ни­ков сла́во, бого­дух­но­ве́нне, /​на огнь, и меч, и зве́ри дерз­ну́л еси́ ве́­ры ра́­ди /​и, сло́во и́сти­ны исправ­ля́я, до кро́ве постра­да́л еси́, /​свя­щен­но­му́­че­ни­че Игна́тие, /​моли́ Хри­ста́ Бо́­га /​/​спа­сти́­ся душа́м на́шим.

Кондак, глас 3

Све́т­лых по́­двиг тво­и́х све­то­но́с­ный день /​пред­про­по­ве́­ду­ет всем в вер­те́­пе Рож­де́н­на­го: /​сего́ бо жаж­да́я от люб­ве́ насла­ди́ти­ся, /​пот­ща́л­ся еси́ от зве­ре́й сне­де́н бы́ти, /​Сего́ ра́­ди и Бого­но́­сец наре́кл­ся еси́, /​/​Игна́тие всему́дре.

Вели­ча­ние

Вели­ча́ем тя, /​свя­щен­но­му́­че­ни­че Игна́тие, /​и чтим свя­ту́ю па́­мять тво­ю́, /​ты бо мо́­ли­ши о нас /​/​Хри­ста́ Бо́­га на́шего.

Молит­ва cвя­щен­но­му­че­ни­ку Игна­тию Богоносцу

О вели́кий свя­ти́­те­лю Бого­но́с­ный Игна́тие! К тебе́ при­па́­да­ем и мо́­лим тя, при­́зри на ны гре́ш­ныя, при­бе­га́­ю­щия к тво­е­му́ заступле́­нию! Умо­ли́ Го́с­по­да, да про­сти́т нам вся согре­ше́­ния на́­ша: ты му́­че­ни­че­ски ду́­шу тво­ю́ за ве́­ру поло­жи́л еси́, да́руй и нам му́­же­ство во всем под­ра­жа́ти тебе́. Ничто́ в жи́з­ни не воз­мо­гло́ отлу­чи́ти тя от люб­ве́ ко Го́с­по­ду, ни ле́ст­ныя обе­ща́­ния, ни пре­ще́­ния, ни угро́­зы, ниже́ са́­мыя му́ки: ты с ра́­до­стию пред­ста́л пред зверь­ми́ на смерть лю́тую и, я́ко а́н­гел, воз­ле­те́л еси́ во оби́­те­ли Отца́ на́­ше­го Небе́с­на­го; и моли́тва тво­я́ мно́­го мо́­жет пред Го́с­по­дем. Бу́­ди же, свя­ты­́й уго́д­ни­че, пред­ста́­те­лем у Го́с­по­да: за ны, недо­сто́й­нии рабы́ тво­я́; помо­га́й и всем пра­во­сла́в­ным хри­сти­а́­ном свя­ты­́­ми тво­и́­ми моли́тва­ми ко все­мо­гу́­ще­му Бо́­гу, да изба́вит ны от гла́­да, тру́­са, гра́­да, без­до́ждия и смер­то­но́с­ных боле́з­ней, и да да́ру­ет нам здр́а­вие и спа­се́­ние. Бу́­ди же нам помо́щ­ник ско́рый во вся́кой ско́р­би, наи­па́­че в час кон­чи́­ны на́­шея яви́­ся нам све́т­лым защи́т­ни­ком и хода́та­ем и умо­ли́ Го́с­по­да спо­до́­би­ти­ся всем нам, тебе́ ны́не те́­п­ле моля́­щим­ся, полу­чи́ти по хри­сти­а́н­ской кон­чи́не Небе́с­ное Ца́р­ствие, иде́­же вси свя­ти́и вку́­пе с тобо́ю ве́ч­но сла́­вят Отца́ и Сы́­на и Свя­та́­го Ду́­ха. Ами́нь.

В этот день свя­тая Цер­ковь так­же празд­ну­ет память:

Пред­праздн­ство Рож­де­ства Хри­сто­ва. Свт. Дани­и­ла, архи­еп. Серб­ско­го (1338; серб.). Прп. Игна­тия, архим. Печер­ско­го, в Дальн. пещ. (1435). Прав. Иоан­на Крон­штад­ско­го, чуд. (1908). Свт. Анто­ния, архи­еп. Воро­неж­ско­го (1846). Свт. Фило­го­ния, еп. Антио­хий­ско­го (323). Сщмч. Нико­лая Чер­ны­ше­ва пре­св. и доче­ри его, мц. Вар­ва­ры (1919). Ико­ны Божи­ей Мате­ри Ново­двор­ской (нач. XIV) и Лень­ков­ской (Нов­го­род-Север­ской), име­ну­е­мой “Спа­си­тель­ни­ца уто­па­ю­щих” (1301).

Фотографии

Икона Пресвятой Богородицы «Почаевская»

Ис­то­рия этой чу­до­твор­ной ико­ны Бо­го­ма­те­ри нераз­рыв­но свя­за­на с По­ча­ев­ским мо­на­сты­рём в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (Укра­и­на). На го­ре, где ныне рас­по­ло­же­на Успен­ская По­ча­ев­ская лав­ра, в 1240 го­ду по­се­ли­лись два ино­ка.

Расписание богослужений

Помочь нашему храму

Написать письмоПомощь храму