2 сен­тяб­ря. Свя­ти­те­ли Фео­дор, епи­скоп Ростов­ский и Иоанн, епи­скоп Суздальский
Свя­ти­тель Иоанн, епи­скоп Суз­даль­ский, по всей веро­ят­но­сти, родил­ся в пре­де­лах Суз­даль­ско-Ниже­го­род­ско­го кня­же­ства в нача­ле XIV века. Он при­нял мона­ше­ский постриг в моло­дые годы. В 1350 году суз­даль­ский князь Кон­стан­тин Васи­лье­вич пере­нес сто­ли­цу кня­же­ства из Суз­да­ля в…

Свя­ти­тель Иоанн, епи­скоп Суз­даль­ский, по всей веро­ят­но­сти, родил­ся в пре­де­лах Суз­даль­ско-Ниже­го­род­ско­го кня­же­ства в нача­ле XIV века. Он при­нял мона­ше­ский постриг в моло­дые годы. В 1350 году суз­даль­ский князь Кон­стан­тин Васи­лье­вич пере­нес сто­ли­цу кня­же­ства из Суз­да­ля в Ниж­ний Нов­го­род. Тогда же он поже­лал поста­вить в сво­ем кня­же­стве отдель­но­го от Росто­ва и Вла­ди­ми­ра епи­ско­па. По его прось­бе был воз­ве­ден в сан епи­ско­па Ниже­го­род­ско­го и Суз­даль­ско­го бого­лю­би­вый инок Иоанн.

Отли­ча­ясь осо­бой любо­вью к бед­ным и боль­ным, свя­ти­тель Иоанн хода­тай­ство­вал об умень­ше­нии нало­гов кре­стья­нам, устра­и­вал боль­ни­цы для боль­ных, бога­дель­ни для пре­ста­ре­лых, оди­но­ких и убо­гих. Когда князь Кон­стан­тин поко­рил часть мор­дов­ских земель, свя­ти­тель Иоанн усерд­но про­по­ве­до­вал сло­во Божие сре­ди мордвы.

По бла­го­сло­ве­нию свя­ти­те­ля Иоан­на в Суз­даль­ской зем­ле стро­и­лись хра­мы, осно­вы­ва­лись ино­че­ские оби­те­ли. В самом Суз­да­ле был осно­ван мона­стырь пре­по­доб­ным Евфи­ми­ем Суз­даль­ским († 1404; память 1/​14 апре­ля), кото­ро­го свя­ти­тель Иоанн в 1352 году поста­вил архи­манд­ри­том ново­со­здан­ной оби­те­ли. В Ниж­нем Нов­го­ро­де свя­ти­тель бла­го­сло­вил кня­зя Кон­стан­ти­на постро­ить Покров­ский жен­ский мона­стырь, в кото­ром в 1364 году поста­вил насто­я­тель­ни­цей пле­мян­ни­цу пре­по­доб­но­го Евфи­мия Суздальского.

После 1365 года, при свя­ти­те­ле Мос­ков­ском Алек­сии († 1378; память 12/​25 фев­ра­ля), Суз­даль вошел в состав Мос­ков­ской мит­ро­по­лии. С это­го вре­ме­ни свя­ти­тель Иоанн, оста­вив управ­ле­ние епар­хи­ей, посе­лил­ся в Бого­люб­ской оби­те­ли и стал вести уеди­нен­ную жизнь, под­ви­за­ясь в посте и молит­ве. Руко­пис­ное житие сооб­ща­ет, что он жил без­молв­ни­ком. 15 октяб­ря он мир­но скон­чал­ся и был погре­бен под спу­дом в кафед­раль­ном собо­ре Суз­да­ля в честь Рож­де­ства Пре­свя­той Богородицы.

В том же собо­ре еще в 1023 году был погре­бен епи­скоп Ростов­ский Фео­дор, о жиз­ни кото­ро­го извест­но очень мало. Родом грек, он при­был в Киев из Хер­со­на вме­сте с киев­ским кня­зем Вла­ди­ми­ром после кре­ще­ния. В 990 году был посвя­щен во епи­ско­па Ростов­ско­го и стал пер­вым архи­пас­ты­рем Ростов­ской зем­ли. Одна­ко управ­лять паст­вой и про­све­щать све­том Хри­сто­вой исти­ны ростов­чан епи­ско­пу Фео­до­ру дове­лось недол­го, так как через неко­то­рое вре­мя он был изгнан из Росто­ва языч­ни­ка­ми. Свя­ти­тель Фео­дор уда­лил­ся в Суз­даль, где устро­ил храм в честь Рож­де­ства Пре­свя­той Бого­ро­ди­цы. Подроб­ных све­де­ний о свя­ти­те­ле Фео­до­ре не сохра­ни­лось. Извест­но толь­ко, что он неод­но­крат­но посе­щал Ростов, скон­чал­ся не ранее 1023 года и был погре­бен в собо­ре Рож­де­ства Пре­свя­той Бого­ро­ди­цы в Суз­да­ле. По пре­да­нию, откры­тие и про­слав­ле­ние свя­тых мощей свя­ти­те­ля про­изо­шло еще до наше­ствия на Русь пол­чищ хана Батыя.

Нетлен­ные мощи свя­ти­те­лей Фео­до­ра и Иоан­на почи­ва­ли откры­то в устро­ен­ных гроб­ни­цах. В XVIII веке соглас­но Духов­но­му Регла­мен­ту, состав­лен­но­му в 1720 году по при­ка­зу Пет­ра I епи­ско­пом Псков­ским Фео­фа­ном Про­ко­по­ви­чем (впо­след­ствии архи­епи­ско­пом), ста­ли изу­чать­ся све­де­ния о мощах мало­из­вест­ных свя­тых. При этом под вли­я­ни­ем про­те­стан­тиз­ма неко­то­рые пыта­лись упразд­нить и осла­бить почи­та­ние свя­тых и их бла­го­дат­ных остан­ков. Свя­ти­те­ли Фео­дор и Иоанн почи­та­лись тогда толь­ко в Суз­да­ле и окрест­но­стях. Све­де­ний об откры­тии их мощей к тому вре­ме­ни не сохра­ни­лось. Поэто­му в 1739 году, в пери­од заси­лья нем­цев-про­те­стан­тов при вре­мен­щи­ке Бироне, неко­то­рые пыта­лись посе­ять сомне­ние отно­си­тель­но мощей свя­ти­те­лей. Но народ отсто­ял цер­ков­ные свя­ты­ни, и поэто­му празд­но­ва­ние памя­ти свя­ти­те­лей Фео­до­ра и Иоан­на совер­ша­лось в суз­даль­ских хра­мах по-преж­не­му тор­же­ствен­но. Пре­ем­ник епи­ско­па Симо­на (1739 – 1747) епи­скоп Пор­фи­рий (1748 – 1755), узнав о воз­ник­ших сомне­ни­ях, потре­бо­вал от свя­щен­но­слу­жи­те­лей собо­ра сооб­щить имев­ши­е­ся све­де­ния о свя­ти­те­лях Фео­до­ре и Иоанне.

Все собран­ные све­де­ния епи­скоп послал на рас­смот­ре­ние в Свя­тей­ший Пра­ви­тель­ству­ю­щий Синод. К тому вре­ме­ни обста­нов­ка в стране изме­ни­лась. Рас­смот­рев дело, Синод при­слал в Суз­даль указ от 17 апре­ля 1755 года, в кото­ром гово­ри­лось: «Поне­же оные свя­тые Фео­дор и Иоанн были архи­ереи пра­во­слав­ные, в Суж­даль­ской стране пас­ты­рие бла­го­че­сти­вии, и по скон­ча­нии всея жиз­ни пре­бы­ли и ныне пре­бы­ва­ют нетлен­ны­ми, то, не имея ника­ко­го о них сум­ни­тель­ства, вновь ныне сви­де­тель­ство­вать несть потре­бы и оста­вить в тако­вом же как ныне были состо­я­нии и почи­та­нии». Полу­чив указ 27 авгу­ста того же года, епи­скоп Пор­фи­рий в свою оче­редь опо­ве­стил о нем свою паст­ву и рас­по­ря­дил­ся: «Оных свя­ти­те­лей Фео­до­ра и Иоан­на епи­ско­пов во всех свя­щен­но­слу­же­ни­ях, где при­над­ле­жит, вос­по­ми­нать неот­мен­но, и память оных свя­ти­те­лей празд­не­ство по цер­ков­но­му чино­по­ло­же­нию повсе­год­но исправ­лять – свя­ти­те­лю Фео­до­ру июня в 8‑й день, свя­ти­те­лю Иоан­ну – октяб­ря в 15‑й день, как издрев­ле в оные дни оные празд­не­ства исправлялись…»

20 авгу­ста 1879 года чест­ные мощи свя­ти­те­лей Фео­до­ра и Иоан­на, по ука­зу Све­тей­ше­го Сино­да, были пере­ло­же­ны в новые сереб­ря­ные раки, устро­ен­ные усер­ди­ем суз­даль­цев. В честь это­го собы­тия было уста­нов­ле­на празднование.

Тро­парь, глас 8

Я́ко апо́столом единонра́вных учи́телей Су́ждальския стра­ны́, /​и цели́телей душ и теле́с прему́дрых, /​и служи́телей Бо́гу благоприя́тных, /​к ра́кам честны́х моще́й ва́ших притека́юще, /​ублажа́ем вас, святи́телие Богоблаже́ннии, Фео́доре и Иоа́нне, /​в пе́снех же и пе́ниих, ра́дующеся, сла́вим Хри­ста́, /​дарова́вшаго вам благода́ть исцеле́ний /​/​и гра́ду на́шему Су́ждалю вели́кое в вас утвержде́ние.

Кондак, глас 8

Боже́ственных и пречестны́х святи́телей Христо́вых и чудотво́рцев Иоа́нна и Фео́дора, /​ве́рнии, пою́ще, да ублажи́м, /​я́ко днесь, в па́мять их притека́юще к ра́кам моще́й их, /​мо́лим многообра́зных нас обстоя́ний изба́вити, да вопие́м вам: /​/​ра́дуйтеся, гра́ду на́шему и Це́ркви Христо́вей вели́кое утвержде́ние.

Вели­ча­ние

Велича́ем вас, /​святи́телие Христо́вы Иоа́нне и Фео́доре, /​и чтим святу́ю па́мять ва́шу, /​вы бо мо́лите о нас /​/​Хри­ста́ Бо́га на́шего.

Молит­ва свя­ти­те­лям Иоан­ну и Фео­до­ру, епи­ско­пам Суздальским

О, вели́цыи уго́дницы Христо́вы и чудотво́рцы, святи́телие Фео́доре и Иоа́нне! Се мы, недосто́йнии и гре́шнии, скор­бь­ми́ мно́гими угнета́емии, к вам усе́рдно прибега́ем и с упова́нием кре́пким мо́лимся: отцы́ благоми́лостивии и благопослу́шливии, ми́лостивно услы́шите ны́не глас наш моле́бный, и потщи́теся на по́мощь на́шу, и, я́ко при жи́зни ва́шей всем скорбя́щим и озло́бленным помо́щницы и уте́шителие бы́сте, та́ко и ны́не любо́вь ва́шу к нам яви́те благода́тным де́йством богоприя́тных моли́тв ва́ших, претворя́юще скорбь на́шу на ра́дость, печа́ль же на утеше́ние, вся бо мо́жете о укрепля́ющем вас Хри­сте́, Его́же ве́рнии служи́телие бы́сте, от Него́же прия́вше вся обетова́нная блага́я, низпосли́те и нам вели́кую и бога́тую ми́лость Госпо́дню, да воспое́м и просла́вим ди́внаго во святы́х Свои́х Бо́га, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не, и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

В этот день свя­тая Цер­ковь так­же празд­ну­ет память:

Прор. Саму­и­ла (XI до Р.Х.). Муче­ни­ков Севи­ра и Мем­но­на и с ними во Фра­кии сожжен­ных Ори­о­на (Рио­на), Анти­ли­на (Ана­ту­ли­на), Молия, Евде­мо­на, Силу­а­на, Сави­на, Евста­фия, Стра­то­на и Восвы (Взва­са), Тимо­фея, Пал­ма­та, Места, Нико­на (Нита), Дифи­ла, Доме­ти­а­на (Доме­тия), Мак­си­ма, Нео­фи­та, Вик­то­ра, Рина, Сатор­ни­на, Епа­ф­ро­ди­та, Кер­ка­на (Кер­ка­са), Гая, Зоти­ка, Кро­ни­о­на, Анфо­на (Анфо­са), Ора (Еро­са), Зои­ла, Тиран­на, Ага­фо­на (Ага­фо­са), Панс­фе­на (Пар­фе­ния), Ахил­ле­са, Пан­фи­рия, Хри­сан­фа, Афи­но­до­ра, Пан­то­лео­на, Фео­се­вия (Фео­сев­ра), Гене­флия (304); Лукия Кипр­ско­го (310); Или­о­до­ра и Доса Пер­сид­ских (380). Иеро­мо­на­ха Сера­фи­ма (Роуза) (1982).

Фотографии

Икона Пресвятой Богородицы «Почаевская»

Ис­то­рия этой чу­до­твор­ной ико­ны Бо­го­ма­те­ри нераз­рыв­но свя­за­на с По­ча­ев­ским мо­на­сты­рём в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (Укра­и­на). На го­ре, где ныне рас­по­ло­же­на Успен­ская По­ча­ев­ская лав­ра, в 1240 го­ду по­се­ли­лись два ино­ка.

Расписание богослужений

Помочь нашему храму

Написать письмоПомощь храму