Князь Феодор Смоленский родился около 1237 – 1239 в семье смоленского князя Ростислава Мстиславича. Он был воспитан в страхе Божием, чуждался распрей и ссор, хотя отличался мужеством и знанием ратного дела.
В 1260 году князь женился на дочери последнего князя ярославского, святого Василия Всеволодовича, Марии, единственной наследнице княжества Ярославского.
Неудовольствия с братьями, которые дали ему из всего княжества Смоленского один небольшой городок Можайск, заставили его жить в Ярославле, где теща его, княгиня Ксения, не хотела уступить ему власти. Князь Феодор, вместе с другими князьями, ходил на поклон в Орду и по воле хана Менгу-Темира предпринимал поход против яссов или алан, которые жили близ Кавказа и не хотели платить дани татарам. Возвратившись оттуда с богатой добычей, Феодор обратил на себя особенное внимание хана и жены его; последняя предложила ему руку своей дочери. Феодор не побоялся отвечать, что у него есть супруга и он, как христианин, не может иметь другой.
Между тем княгиня Ксения, по возвращении его в отечество, не впустила его в Ярославль, объявив, что там есть уже законный князь, сын его и Марии — малолетний Михаил. Даже посредничество ордынского посла не могло победить упрямства княгини.
Вскоре Феодор овдовел (по другим сведениям, его супруга умерла еще до его возвращения из Орды) и получил Смоленское княжество после умерших братьев. Тогда он снова отправился в Орду, где принят был с прежней благосклонностью. Дочь Менгу-Темира крестилась, с именем Анны, и вступила в брак с Феодором; хан назначил города на содержание дочери и зятя. С дозволения тестя, благочестивый князь поставил несколько храмов в улусах Орды.
В 1290 году, когда сын его от первого брака умер, Феодор отправился в Ярославль с супругой и с двумя сыновьями, Давидом и Константином, родившимися в Орде. Жители Ярославля не хотели принять их, но Феодор с смоленской дружиной принудил их к покорности. Феодор расширил г. Ярославль, обвел его земляным валом, построил в нем несколько храмов и великолепно украсил их. Жена его построила храм Архангела Михаила, на берегу реки Которости.
Слава его гремела по всей Руси, все князья искали с ним дружбы и союза. Но он больше всех любил сына святого Александра Невского, Андрея Александровича, поддерживал его во всех начинаниях, когда тот был великим князем Владимирским, ходил с ним в походы, делил радость побед и горечь поражений.
В 1296 году едва не разразилась кровопролитная братоубийственная война между двумя группами князей: на одной стороне были святой Феодор и великий князь Андрей, на другой — святой Михаил Тверской и святой Даниил Московский. Но кровопролитие Божией помощью удалось предотвратить. На Владимирском съезде князей в 1296 году епископы Симеон Владимирский и Исмаил Сарский сумели внести мир в обе стороны. Сам факт участия в съезде князя Феодора и Сарайского владыки Исмаила говорит о том, что первый употребил все свои дипломатические дарования и влияние в Орде, чтобы способствовать установлению мира в Русской земле.
Не порывались связи святого Феодора Черного и с его отчизной — Смоленском, хотя княжить ему там было непросто. Так, в 1297 году святой Феодор ходил походом к Смоленску восстановить свои законные права на Смоленское княжение, захваченное его племянником. Но взять город и стать снова Смоленским князем ему в этот раз не довелось. Вскоре после того похода святой князь-воин занемог.
18 сентября 1299 года, чувствуя приближение смерти, князь принял схиму.
Скончался 19 сентября 1299 года, испросив прощения у множества собравшихся ярославцев.
Тропарь, глас 4
От ю́ности ва́шея Христо́ве любви́ прилепи́вшеся, святи́и, /усе́рдно зако́н и оправда́ния Того́ сохрани́сте, /отону́дуже и чуде́сными дарова́ньми обогати́вшеся, /исцеле́ния источа́ете, /Фео́доре, Дави́де и Константи́не, /о ве́рою вас почита́ющих, /моли́те Христа́ Бо́га, //спасти́ся душа́м на́шим.
Кондак, глас 4
Яви́ся ве́лие со́лнце Христо́ве Це́ркви, /просвеща́я уче́нием светлостьми́, всече́стне, /я́ко черпа́лом златы́м от Кла́дязя неиско́паннаго чуде́с поче́рпл еси́, /от Исто́чника неистощи́маго, всеблаже́нне Фео́доре, //и ны́не о всех мо́лиши, да улучи́м грехо́в проще́ние.
Величание
Велича́ем вас, /святи́и благове́рнии кня́зие Фео́доре, Дави́де и Константи́не, /и чтим святу́ю па́мять ва́шу, /вы бо мо́лите о нас //Христа́ Бо́га на́шего.
Молитва благоверным князьям Феодору и его сыновьям Давиду и Константину Смоленским
О уго́дницы Бо́жии, святи́и и благове́рнии кня́зи Фео́доре, Дави́де и Константи́не! Простри́те благоприя́тныя моли́твы ва́ши ко Го́споду и Созда́телю на́шему и умоли́те Его́ бла́гость дарова́ти нам вся к ве́чному спасе́нию потре́бная, та́же и к житию́ сему́ вре́менному ну́жная: ве́руем бо несомне́нно, я́ко вся возмо́жна, вам, я́ко и́стинным Его́ уго́дником. Ей, чудотво́рцы святи́и! Не посрами́те упова́ния на́шего, но моли́твами ва́шими сотвори́те нас насле́дники бы́ти Ца́рствия Христо́ва, да прославля́ем человеколю́бие в Тро́ице сла́вимаго и покланя́емаго Бо́га, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, и ва́ше свято́е заступле́ние, во ве́ки веко́в. Аминь.
В этот день святая Церковь также празднует память:
Мчч. Трофима, Савватия и Доримедонта (276). Блгв. кн. Игорь Черниговский. Сщмч. Константина Голубева пресв. и с ним двух мчч. (1918) Прп. Алексия, старца Зосимовой пустыни (1928). Прмц. Марии (Мамонтовой-Шашиной) посл. (1938) Мч. Зосимы пустынника (IV). Сщмч. Николая Искровского пресв. (1919) Сщмч. Константина Богословского пресв. (1937) Сщмч. Нила Смирнова пресв. (1938) Сщмч. Никандра Гривского пресв. (1939).