2 фев­ра­ля. Пре­по­доб­ный Евфи­мий Великий
Основ­ным источ­ни­ком све­де­ний об Евфи­мии Вели­ком явля­ет­ся его житие, напи­сан­ное Кирил­лом Ски­фо­поль­ским (525 — после 559), кото­ро­го счи­та­ют «одним из луч­ших агио­гра­фов по живо­сти изло­же­ния» и отме­ча­ют, что он «обла­да­ет насто­я­щи­ми каче­ства­ми исто­ри­ка». Этот текст жития позд­нее был…

Основ­ным источ­ни­ком све­де­ний об Евфи­мии Вели­ком явля­ет­ся его житие, напи­сан­ное Кирил­лом Ски­фо­поль­ским (525 — после 559), кото­ро­го счи­та­ют «одним из луч­ших агио­гра­фов по живо­сти изло­же­ния» и отме­ча­ют, что он «обла­да­ет насто­я­щи­ми каче­ства­ми исто­ри­ка». Этот текст жития позд­нее был пере­ра­бо­тан Симео­ном Мета­фра­с­том. Никей­ским импе­ра­то­ром Фео­до­ром II было напи­са­но похваль­ное сло­во в честь пре­по­доб­но­го Евфимия.

Родил­ся в рим­ской про­вин­ции Малой Арме­нии, в горо­де Мели­те­на. В три года лишил­ся отца и по прось­бе мате­ри был при­нят на вос­пи­та­ние епи­ско­пом Мели­тен­ским Отри­ем, кото­рый кре­стил его и про­вёл через все сте­пе­ни цер­ков­ных долж­но­стей и руко­по­ло­жил во иерея и пору­чил ему над­зор за окрест­ны­ми монастырями.

В воз­расте два­дца­ти вось­ми лет Евфи­мий отпра­вил­ся в палом­ни­че­ство в Иеру­са­лим и после покло­не­ния свя­ты­ням отпра­вил­ся к мест­ным отшель­ни­кам, и, узнав об их доб­ро­де­те­лях, при­шёл в Фаран­скую лав­ру пре­по­доб­но­го Хари­то­на, но посе­лил­ся в келии за её пре­де­ла­ми рядом с дру­гим отшель­ни­ком Фео­к­ти­стом, с кото­рым они ста­ли духов­ны­ми бра­тья­ми. Спу­стя пять лет они вдво­ём пере­се­ли­лись в пусты­ню Кути­ла, где ста­ли жить в пеще­ре затвор­ни­ка­ми. Вско­ре све­де­ния о подвиж­ни­ках рас­про­стра­ни­лись, и к ним ста­ли при­хо­дить жела­ю­щие при­со­еди­нить­ся к их аске­ти­че­ской жиз­ни. Евфи­мий, не желая лишать­ся сво­е­го уеди­не­ния, направ­лял всех к Фео­к­ти­сту, кото­рый стал духов­ным настав­ни­ком общи­ны, из кото­рой воз­ник обще­жи­тель­ный мона­стырь Фео­до­сия (по име­ни пер­во­го игу­ме­на), или Ниж­ний. Пеще­ра, где жил Евфи­мий, ста­ла цер­ко­вью, а сам он, хотя и стал духов­ни­ком бра­тии, про­дол­жил жить в затво­ре, выхо­дя из него толь­ко по субботам.

Око­ло 420 года Евфи­мий исце­лил сына араб­ско­го филар­ха, при­няв­ше­го кре­ще­ние с име­нем Пётр (вме­сте с ним кре­стил­ся и его народ, для кото­ро­го позд­нее Пет­ра руко­по­ло­жи­ли во епи­ско­пы). Изве­стие об этом при­влек­ло в мона­стырь людей, искав­ших настав­ле­ния и исце­ле­ний. Тяго­тясь люд­ским вни­ма­ни­ем, Евфи­мий оста­вил мона­стырь и пере­шёл в пусты­ню Зиф, близ Мёрт­во­го моря. Там про­то­ко­мит одной из дере­вень в бла­го­дар­ность за изгна­ние Евфи­ми­ем беса из его сына постро­ил ему мона­стырь Капар­ва­ри­ха на юго-восток от Хев­ро­на (меж­ду Аба­ра­сом и селе­ни­ем Ари­сто­ву­ли­а­дою). В нём Евфи­мий посе­лил­ся с несколь­ки­ми сво­и­ми уче­ни­ка­ми. Вско­ре из-за мно­го­чис­лен­ных посе­ти­те­лей, нару­шав­ших его покой, Евфи­мий вер­нул­ся в Ниж­ний мона­стырь, посе­лив­шись в одной из пещер в его окрест­но­стях. Всех при­хо­див­ших к нему он направ­лял к Фео­к­ти­сту в Ниж­ний монастырь.

Одна­жды к нему при­шли трое бра­тьев-кап­па­до­кий­цев, кото­рых св. Евфи­мий, пови­ну­ясь боже­ствен­но­му ука­за­нию, взял себе в уче­ни­ки. Посте­пен­но чис­ло уче­ни­ков воз­рос­ло до один­на­дца­ти, и по прось­бе Евфи­мия филарх Пётр постро­ил ему цер­ковь и келии, став­шие осно­вой лав­ры пре­по­доб­но­го Евфимия.

7 мая 428 года Иеру­са­лим­ский Пат­ри­арх Юве­на­лий совер­шил освя­ще­ние мона­стыр­ской церкви.

Пре­по­доб­ный Евфи­мий при­нял реше­ния Хал­ки­дон­ско­го собо­ра и в пери­од, когда пале­стин­ское мона­ше­ство было на сто­роне моно­фи­зи­тов, борол­ся за пра­во­слав­ное веро­уче­ние. Он ушёл из мона­сты­ря в пусты­ню и оста­вал­ся в ней, пока Фео­до­сий, захва­тив­ший Иеру­са­лим­скую кафед­ру, не был сме­щён, и Пат­ри­арх Юве­на­лий не вер­нул­ся на своё место. С пре­по­доб­ным Евфи­ми­ем свя­за­но воз­вра­ще­ние в пра­во­сла­вие про­жи­вав­шей в Иеру­са­ли­ме импе­ра­три­цы Евдо­кии. Она обра­ти­лась к Евфи­мию в отча­я­нии от бед, постиг­ших её дочь, и он «уте­шил Евдо­кию, убе­дил её в её заблуж­де­ни­ях и воз­вра­тил к православию».

Пре­по­доб­ный Евфи­мий скон­чал­ся 20 янва­ря 473 года и был погре­бён в осно­ван­ной им лав­ре. В ней его мощи видел рус­ский палом­ник игу­мен Дани­ил в нача­ле XII века: «И ту лежит свя­тый Еуфи­мие, и ини мно­зи свя­тии отци ту лежат теле­сы яко живи». Одна­ко сам мона­стырь уже пре­бы­вал в запустении.

В XX веке были рас­ко­па­ны руи­ны лав­ры пре­по­доб­но­го Евфи­мия, но в захо­ро­не­нии, кото­рое было иден­ти­фи­ци­ро­ва­но как при­над­ле­жа­щее пре­по­доб­но­му, мощи най­де­ны не были. Ныне извест­но о несколь­ких местах хра­не­ния мощей пре­по­доб­но­го Евфи­мия: часть гла­вы — в Боль­шом ски­ту Свя­той Анны на Афоне, левая нога — в Ивер­ском мона­сты­ре, пять паль­цев — в церк­ви Свя­то­го Гене­сия (ост­ров Милос).

Тро­парь, глас 4

Весели́ся, пусты́ня неражда́ющая, /​благоду́шствуй, неболя́щая, /​я́ко умно́жи тебе́ ча́да муж жела́ний духо́вных, /​благоче́стием насади́в, /​воздержа́нием воспита́в доброде́телей в соверше́нство. /​Того́ моли́твами, Хри­сте́ Бо́же, /​/​уми­ри́ живо́т наш.

Кондак, глас 8

В честне́м рож­де­стве́ твое́м ра́дость тварь обре́те /​и в боже́ственней па́мяти твое́й, преподо́бне, /​благоду́шие прия́т мно́гих твои́х чуде́с, /​от ни́хже пода́ждь бога́тно в ду́ши на́ша /​и очи́сти грехо́в скве́рны, /​/​я́ко да пое́м: аллилу́ия.

Вели­ча­ние

Ублажа́ем тя, /​преподо́бне о́тче Евфи́мие, /​и чтим святу́ю па́мять твою́, /​наста́вниче мона́хов /​/​и собесе́дниче А́нгелов.

Молит­ва пре­по­доб­но­му Евфи­мию Великому

Див­ный и пре­слав­ный угод­ни­че Хри­стов, вели­кий отче Евфи­мие, от свя­та­го чер­то­га, иде­же ты со все­ми свя­ты­ми лику­е­ши, при­з­ри на нас, во мра­це жития сего сущих, и научи ны пре­зи­ра­ти вся, яже в мире нари­ца­ют­ся бла­гая. Научи нас люби­ти ближ­ния своя, тер­пе­ти оби­ды и поно­ше­ния, скор­би и болез­ни, в сми­ре­нии бла­го­да­ря­ще Бога. Научи нас моли­ти­ся и кая­ти­ся во гре­сех сво­их, очи­сти­ти­ся нам от вся­кия сквер­ны. Умо­ли Гос­по­да, Ему­же послу­жил еси от юно­сти сво­ея даже до ста­ро­сти масти­тей, да спо­до­бим­ся и мы, рабы неклю­чи­мии, со све­тиль­ни­ки горя­щи­ми усре­сти Жени­ха Хри­ста и с Ним вни­ти в Чер­тог укра­шен­ный Цар­ствия Его. Аминь.

В этот день свя­тая Цер­ковь так­же празд­ну­ет память:

Прпп. Евфи́мия схим­ни­ка (XIV) и Лавре́нтия затвор­ни­ка (XIII – XIV), Печер­ских, в Даль­них пеще­рах. Прп. Евфи́мия Ся́нжемского, Архан­ге­ло­го­род­ско­го (ок. 1465). Мчч. И́нны, Пи́нны и Ри́ммы (I – II); Ва́сса, Евсе́вия, Евти́хия и Васили́да (303). Исп. Евфи́мия (Кере­се­лид­зе), игу­ме­на (1944) (Груз.). Сщмч. Пав­ла Доб­ро­мыс­ло­ва, пре­сви­те­ра (1940).

Фотографии

Икона Пресвятой Богородицы «Почаевская»

Ис­то­рия этой чу­до­твор­ной ико­ны Бо­го­ма­те­ри нераз­рыв­но свя­за­на с По­ча­ев­ским мо­на­сты­рём в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (Укра­и­на). На го­ре, где ныне рас­по­ло­же­на Успен­ская По­ча­ев­ская лав­ра, в 1240 го­ду по­се­ли­лись два ино­ка.

Расписание богослужений

Помочь нашему храму

Написать письмоПомощь храму